Авто и не

Авто и не

мобильный узел связи МУС МЧС РК-Телеком на выставке Интерполитех 2022 - 13

Компания «РК-Телеком» на выставке Интерполитех-2022 представила одну из своихпоследних разработок. Мобильный узел связи на шасси полноприводного КамАЗа предназначен для обеспечения работы оперативной группы МЧС при ликвидации последствий природных и техногенных катастроф.

мобильный узел связи МУС МЧС РК-Телеком на выставке Интерполитех 2022 - 12мобильный узел связи МУС МЧС РК-Телеком на выставке Интерполитех 2022 - 11

Мобильный узел связи (МУС) обеспечивает связьюоперативную группу МЧС, работающую непосредственно в зоне чрезвычайной ситуации, с региональным центром МЧС, а также с другими подобными группами в случае крупных происшествий техногенного и природного характера. Подобными машинами оснащены все спасательные центры МЧС России, часть региональных центров МЧС, а также некоторые Администрации субъектов РФ. Представленный на выставке комплекс изготовлен по заказу ГУ МЧС России по Вологодской области.

мобильный узел связи МУС МЧС РК-Телеком на выставке Интерполитех 2022 - 8мобильный узел связи МУС МЧС РК-Телеком на выставке Интерполитех 2022 - 4мобильный узел связи МУС МЧС РК-Телеком на выставке Интерполитех 2022 - 3

Оборудование МУС размещено в утепленном кузове-фургоне, установленном на шасси полноприводного КамАЗ-43118. Фургон оснащен системами отопления, вентиляции и кондиционирования, а также оборудован фильтро-вентиляционной установкой для работы в условиях загрязнения окружающей среды.

мобильный узел связи МУС МЧС РК-Телеком на выставке Интерполитех 2022 - 1

Для бесперебойного электропитания всех систем машины, МУС имеет автономную дизель-электрическую установку.

Помимо обычных средств радиосвязи КВ и УКВ диапазонов, МУС обеспечивает спутниковую связь в сети Inmarsat, а также в сети VSAT, для чего оборудован антенной системой самонаведения.

мобильный узел связи МУС МЧС РК-Телеком на выставке Интерполитех 2022 - 2мобильный узел связи МУС МЧС РК-Телеком на выставке Интерполитех 2022 - 9

Помимо этого, комплекс может подключиться ккомпьютерной сети как через точку доступа Wi-Fi, так и по оптоволоконным линиям. При необходимости, МУС работает как звено цепи радиорелейной связи, а также оснащен оборудованием для организации обычной телефонной связи, как для внутренних целей, так и с возможностью выхода на общую и ведомственную телефонную сеть.

мобильный узел связи МУС МЧС РК-Телеком на выставке Интерполитех 2022 - 5мобильный узел связи МУС МЧС РК-Телеком на выставке Интерполитех 2022 - 6мобильный узел связи МУС МЧС РК-Телеком на выставке Интерполитех 2022 - 7

Для передачи данных комплекс укомплектован GSM- модемом. Управление работой МУС ведется с пульта радиооператора с возможностью коммутации радиосетей между собой и подключения абонентов внутренней АТС и любой радиосети, организованной МУС ЧС.

мобильный узел связи МУС МЧС РК-Телеком на выставке Интерполитех 2022 - 10

Другие статьи о выставке «Интерполитех»можно посмотреть здесь.

Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на обновления.

Понравилась статья? Или не нашли что искали? Оставьте комментарий или свяжитесь со мной по электронной почте.

Текст и фото: Леонид Кузнецов

Все права защищены ©

Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источники

Фотографии, отмеченные логотипом vse-simki.ru, в высоком разрешении в формате RAW Вы можете приобрести, связавшись со мной по e-mail. Используйте форму обратной связи на странице КОНТАКТЫ.

Мобильный узел связи (мус) на шасси камаз 43118 – красногорский комбинат автофургонов – 7 (83645) 6-50-11

Мобильный узел связи для МЧС России, Роснефть, Газпром, Транснефть на шасси а/м КАМАЗ-43118 – полноценный оперативный штаб по оценке ситуации в зоне бедствия и принятию решений по ликвидации последствий и спасению пострадавших людей.

Основная функция: оперативное развертывание и организация телефонной связи и передачи данных между составными частями с использованием систем широкополосного беспроводного доступа.

Красногорский комбинат автофургонов производит технику для государственных служб и ведущих нефтяных компаний России.

У нас вы можете заказать производство фургона на шасси КАМАЗ с любым необходимым оборудованием.

Мобильный узел связи на базе камаз-43118 с прицепом – заказать в компании автоспектр – производство спецавтомобилей

Мобильный узел связи (МУС) предназначен для размещения в кузов–фургоне должностных лиц и технического персонала, надежной работы оборудования для устойчивого выполнения штатных задач мобильного узла связи.

Состав МУС:

– Автомобиль–фургон на автомобильном базовом шасси КАМАЗ-43118 (Россия).

– Прицеп–фургон на базовом шасси НЕФАЗ 8332 (Россия).

Отсек связи

  • Отсек связи находится в средней части кузов–фургона между грузовым и оперативным отсеками. Отсек связи отделен от грузового и оперативного отсеков перегородками, в которых установлены двери. Двери в перегородках между отсеками сдвижные – «купе».
  • На левой панели в средней части отсека связи расположено окно с открывающейся створкой. Окно поворотно–откидное и представляет собой двухкамерный стеклопакет с нанесением бронирующей плёнки, направление открывания – внутрь. Окно не перекрывается шкафом с оборудованием.
  • Вдоль перегородки с грузовым отсеком, начиная от левой панели кузов–фургона,  установлен стол на два рабочих места с тремя выдвижными ящиками для документов, расположенными горизонтально под панелью стола.
  • Шкаф телекоммуникационный с оборудованием.
  • Кресла операторов (2 шт).
  • Шкаф для одежды.

Оперативный отсек

  • Оперативный отсек расположен в задней части кузов–фургона и отделен от отсека связи перегородкой с дверью–купе. Дверь имеет механизм фиксации в закрытом положении и ручки с обеих сторон.
  • На левой панели кузов–фургона установлены два окна, на правой панели одно окно. Окна не перекрываются по высоте со спинками спальных мест.
  • На правой панели кузов–фургона ближе к задней панели установлена входная дверь в оперативный отсек. Дверь имеет глухое окно.

Размещение оборудования в отсеке

  • Стол, состоящий из двух взаимно перпендикулярных панелей, расположенных Т–образно, установлен по середине отсека.
  • Кресла (2 шт.) расположены между столом и задней панелью оперативного отсека. Кресла имеют подлокотники, подставку «звезда» на роликах, механизм поворота на 360° и изменения высоты. В транспортном положении кресла фиксируются.
  • Два спальных места с откидными сидениями установлены вдоль левой и правой панелей кузов–фургона. Левое спальное место имеет мягкую спинку. Под левым спальным местом расположен отсек для предметов быта и отсек отопителя.
  • Тумба с четырьмя вертикально расположенными выдвижными ящиками расположена в углу между задней и правой панелями кузов–фургона.
  • На тумбе установлено МФУ. Крышка тумбы оборудована средствами крепления МФУ.

Грузовой отсек

  • Грузовой отсек располагается в передней части кузов–фургона и отделен от отсека связи перегородкой.
  • Стеллаж с тремя полками. Высота нижней полки над полом обеспечивает хранение под ней канистр, заправленных топливом. Место для хранения канистр оборудовано средствами их крепления.
  • Шкаф контроля и управления (ШКУ) размещен на  перегородке с отсеком связи так, чтобы лицевая панель ШКУ выходила в отсек связи.
  • Шанцевый инструмент (пила, лопата, лом, топор, кол заземления) закреплены на правой панели грузового отсека.
  • На задней панели кузов–фургона установлена несъёмная лестница с раскладной нижней частью для подъёма на крышу.
  • Автомобиль–фургон и прицеп–фургон конструктивно состоят из кузовов–фургонов монтируемые на базовое шасси.
  • Кабина и кузов–фургон снаружи окрашены в матовый белый цвет.
  • Монтаж оборудования, в том числе специальных аппаратных стоек (посадочных мест), выполнен с использованием специальных амортизаторов (демпферов), для исключения выхода из строя аппаратуры и технических средств, по причине длительного воздействия ударных и вибрационных нагрузок, возникающих при транспортировке.
  • Конструкция и монтаж аппаратуры исключают неправильное подключение и другие ошибки во время эксплуатации, технического обслуживания и ремонта.
  • Технические средства, элементы конструкции кузов–фургона имеют антикоррозийные, лакокрасочные защитные покрытия, стойкие к климатическим факторам, воздействующим на изделие при эксплуатации.
  • Применяемые антикоррозийные, лакокрасочные защитные покрытия устойчивы к воздействию специальных сред (моющим средствам, средствам спецобработки, топливу и маслу).
  • Стопорящие и фиксирующие устройства в кузов–фургонах надежно удерживают (фиксируют) элементы конструкции в рабочем и походном положениях.
  • Кузов–фургон изготавливается по бескаркасной технологии и обеспечивает необходимую прочность, тепло и звукоизоляцию.
  • Внутренний пол кузов–фургона покрыт износостойким антистатическим линолеумом.
  • На крыше кузов–фургона установлены складные металлические поручни по всей длине. Кабели и фидеры, проходящие по крыше кузов–фургона, в герметичных металлических каналах. На правой и левой стороне крыши кузов–фургона по всей длине установлено нескользящее покрытие.
  • Над местами расположения окон, люков, кабельных вводов, дверей установлены козырьки.
  • Крепление кузов–фургона к АБШ исключает его продольное и поперечное смещение.
  • В панелях кузов–фургона предусмотрены закладные элементы для крепления различного оборудования, как с наружной, так и с внутренней стороны.
  • Кузов–фургон разделен перегородками на отсеки: грузовой, связи и оперативный.
  • Автофурнитура кузов–фургона (петли, замки, фиксаторы и др.) имеют защитное антикоррозионное покрытие.
  • Входные двери и люки кабельных вводов по периметру имеют резиновый уплотнитель и обеспечивают герметичное закрывание.
  • Внутреннее пространство кабельных вводов имеет подсветку, выключатели которой расположены на панелях с разъемами кабельных вводов. Разъемы кабельных вводов установлены на панелях, обеспечивающих извлечение наружу для ремонта (замены) разъемов. Крышки люков кабельных вводов имеют внутренние замки и закрываются ключом снаружи, открываться наружу вдоль горизонтальной оси петель (петли вверху) на угол 90 град. и фиксируются в открытом положении.
  • Все двери шкафов, выдвижных ящиков, имеют механизмы фиксации в закрытом положении. Откидное спальное место на правой панели оперативного отсека фиксируется в поднятом положении.
  • Все окна имеют шторки из светонепроницаемого материала с фиксацией в закрытом и открытом положениях.
  • Требования к системам отопления и вентиляции в соответствии с ГОСТ Р 53828-2022.
  • Система жизнеобеспечения включает следующие элементы:
    • отопитель воздушный;
    • кондиционер воздуха.
  • Система жизнеобеспечения обеспечивает температуру внутри отсека от 18 до 25 градусов С, при внешней температуре воздуха от – 40 до 40 градусов С.
  • Электропитание Автомобиль–фургона осуществляется от следующих источников:
    • входящей в состав автомобиля–фургона генераторной установки (далее ГУ),
    • внешней однофазной сети переменного тока 220В.
  • При аварийном отключении подачи электроэнергии от ГУ и внешней сети электропитание оборудования связи и внутреннего освещения обеспечивается от источника бесперебойного питания (ИБП).
  • Система электроснабжения обеспечивает отключение потребителей от источников электроэнергии при превышении допустимых значений тока утечки и тока нагрузки.
  • В автомобиле–фургоне предусмотрена подсветка внутреннего пространства вводов.
  • В автомобиле–фургоне обеспечивается освещение. Выключатели освещения отсеков связи и грузового находятся в отсеке связи, оперативного отсека – в оперативном отсеке вблизи двери.
  • Основное освещение обеспечивает освещенность на рабочих местах операторов в соответствии требованиям СНиП для рабочих мест операторов ПЭВМ.
  • Автомобиль–фургон оборудован аварийным освещением, питание которого осуществляется от бортовой сети автомобиля. Включение аварийного освещения происходит автоматически при отключении питания основного освещения, если последнее в этот момент было включено.
  • Система электропитания прицеп–фургона включает следующие элементы:
    • инверторный стабилизатор напряжения;
    • источник бесперебойного питания;
    • щит распределительный;
    • кабельную разводку с розетками 220В (тип F) на рабочих местах.
  • Инверторный стабилизатор напряжения и щит распределительный закреплены на передней панели прицеп–фургона под телевизором. ИБП 1 кВт установлен на полу под стабилизатором напряжения и закреплен скобой, препятствующей его опрокидыванию.
  • В щит распределительный установлены:
    • дифавтомат отключения ввода (или автомат и УЗО);
    • реле напряжения;
    • автомат цепи питания кондиционера;
    • автомат входной цепи блока питания отопителя;
    • блок питания отопителя (преобразователь 220В переменного напряжения в 24В постоянного напряжения 25А);
    • предохранитель цепи питания отопителя;
    • автомат цепи питания основного освещения;
    • предохранитель цепи питания аварийного освещения.
  • Ввод напряжения питания аварийного освещения (24В) осуществляется через промышленный силовой разъем – вилка на панель (2 контакта), установленный в выгородке.
  • Буферные АКБ.
  • Проводка от силовой стойки до потребителей.
  • Шины заземления оборудования.
  • Споты в салоне, светодиодные светильники.
  • Светодиодные прожекторы.
  • Катушка с кабелем 40 м, сечение кабеля достаточное для 8 кВт.

Система безопасности

  • Система пожаротушения моторного отсека.
  • Система пожаротушения генераторного отсека.
  • Сигнализация, установленная на кабину и салон.

От iveco до ford transit

Группа передвижных базовых станций столичного филиала «Мегафона» была создана в 2022 году. Задача установки на колеса базовой станции изначально была нетривиальной — необходимого опыта в компании не было и приходилось идти практически «по целине».

Первой ласточкой стал комплекс на базе стандартного семитонного автомобиля Iveco, кунг которого оснастили приемо-передатчиками стандарта GSM, работающими в диапазонах 900/1800 МГц. Позднее, с началом массового строительства сетей третьего поколения, комплекс дополнили 3G-модулем и двумя мачтами – для сотовой и радиорелейной антенн.

Следующее поколение — мобильные комплексы, выполненные на базе на шасси КАМАЗ-43118 повышенной проходимости. Такой автомобиль может проехать по бездорожью в самые глухие и недоступные для обычного транспорта места.

Авто и не
Мобильная базовая станция на базе на шасси КАМАЗ-43118

При разработке новых комплексов мы учли все замечания и нюансы, выявленные во время эксплуатации первых ПБС. Аппаратная оснащена всем необходимым для всесезонной эксплуатации в автономном режиме: системами отопления и кондиционирования, оборудованием для приготовления пищи и спальными местами для персонала.

Радиооборудование состоит из приемо-передатчиков стандарта 2G/3G/4G , способных работать в диапазонах 900, 1800, 2100, 2600 МГц, что позволяет обеспечить как голосовую связь, так и высокоскоростной мобильный интернет.

Апгрейд аппаратуры передвижных БС происходит примерно раз в полгода. На текущий момент она поддерживает все диапазоны и технологии связи, разрешенные оператору, включая 4G/LTE.

«Начинка» мобильных комплексов

Третьим поколением мобильных базовых станций стали комплексы на базе микроавтобуса Ford Transit со стандартным цельнометаллическим фургоном. В отличие от камазовского варианта они не требуют специального кузова, и размещение оборудования в нем требует минимума доработок, не считая крепежа антенной мачты.

Авто и не
ПБС третьего поколения прячется внутри обычного микроавтобуса Ford Transit

От планирования до интегрирования


На первый взгляд может показаться, что запустить в эфир передвижную базовую станцию просто – пригнал машину в нужное место, поднял антенну и работай себе на здоровье. Но, конечно, на самом деле это не так.

Первым на предполагаемое место развертывания базовой станции выезжает инженер-планировщик, который определяет, какие радиочастоты можно задействовать в данном конкретном месте, чтобы не мешать впоследствии ни оборудованию иных ведомств или других сотовых операторов, ни своим базовым станциям, находящимся поблизости и работающим в тех же самых диапазонах.

Следующий этап — согласование требуемых частотных параметров, мощности передатчиков, высоты подъема антенны и места установки комплекса с регулирующими органами. Обычно на это уходит около месяца, но в экстренных ситуациях подобные вопросы могут решаться гораздо оперативнее.

Авто и не
На завершающем перед выездом этапе экипаж, исходя из полученных от инженера-планировщика данных, подбирает антенны и фидеры для разрешенных к работе диапазонов и проводит настройку всего оборудования мобильной базовой станции

Передвижной комплекс связи обычно разворачивают два-три универсальных специалиста в течение трех-шести часов.

Прибыв на место, место машина выравнивается и фиксируется на площадке с помощью специальных упоров, которые придают ей необходимую устойчивость.

Авто и не
Для придания дополнительной устойчивости комплекс фиксируют с помощью специальных упоров.

Затем оборудование подключается к электропитанию — от ближайшей сети или генератора, если ее нет. Одновременно с этим на мачту крепятся антенны сотовой связи GSM 900/1800, 3G 900/1800/2100 и LTE 1800/2600 – в зависимости от того, на какие диапазоны было получено разрешение от регулирующих органов.

Перед подъемом антенн необходимо подключить к ним фидерные линииВыдвинутую мачту необходимо  зафиксировать несколькими рядами оттяжек

Для интегрирования мобильной базовой станции в инфраструктуру оператора требуется организовать служебную линию связи. Для этого используются защищенные медные кабели (протяженностью до 150 метров), оптоволоконные каналы, радиорелейные линии связи. А за счет специального спутникового оборудования ПБС интегрируется в единую инфраструктуру “Мегафона” в труднодоступных местах вдали от других транспортных каналов.

Наименее затратным и самым простым способом организации служебной линии является применение радиорелейных каналов, скорость передачи данных в которых может достигать 1 Гбит/с. Главное, чтобы в пределах прямой видимости находилась стационарная базовая станция, оснащенная радиорелейкой. На нее и направляется дополнительная параболическая антенна передвижного комплекса

Авто и не
Стойка с оборудованием внутри ПБС на базе FordАвто и не
Настроив антенны, мы переходим к настройке оборудования. Желтые метки на кабеле указывают на диапазон частот у коммутаторов

Правильно настроенная базовая станция способна обеспечить голосовой связью и мобильным интернетом, в зависимости от используемых диапазонов, от нескольких сотен до нескольких тысяч абонентов на расстоянии 5-25 километров.

Передвижная базовая станция в рабочем состоянии

От платформы до контейнера

Как показывает практика, большую часть времени передвижные комплексы проводят не в движении, а на стационарных площадках. При этом, например, заявку на установку такой станции в городе требуется подавать не менее, чем за месяц  – поэтому зачастую уже заранее известно, где потребуется развернуть ПБС.

Поэтому линейка передвижных станций «Мегафона» пополнилась контейнерным вариантом, который можно оперативно установить на автомобильное шасси, перевезти в нужное место и снять с платформы с помощью кранового манипулятора. Так один автомобиль сможет развозить несколько базовых станций

Контейнер — такая же передвижная базовая станция с выдвижной 15-метровой мачтой, только без колес. Откидные лапы обеспечивают дополнительную устойчивость.

Авто и не
Парк передвижных базовых станций «Мегафона». В столичном регионе их пока 12.

Теперь вы знакомы со всеми типами наших передвижных станций.Их использование расписано на год вперед, с учетом различных событий и мероприятий. В “жаркие сезоны” в московском регионе случается до пяти выездов в неделю не считая случаев, где передвижные станции устанавливаются на достаточно длительный срок.

В стройные планы чаще всего неожиданно вклиниваются МЧСники, а иногда даже различные силовые структуры. И тут все понятно — у них работа не по расписанию. Но есть и коммерческие заказы, и ввиду возникновения заметного спроса мы в минувшем году даже ввели соответствующую коммерческую услугу. Так что многие компании вполне могут ей воспользоваться и хоть посреди тайги оказаться в “домашнем регионе”.

От электропитания до мачты

Зачастую мы разворачиваем передвижную базовую станцию вдали от каких-либо городских коммуникаций, включая сети электропитания. Поэтому каждый комплекс оснащен дизель-генератором, обеспечивающим автономным питанием все оборудование, включая механизм подъема антенной мачты.

Например, 20,5-тонный КАМАЗ несет на своем борту генератор мощностью 19 кВт. Его полностью залитого бака хватает на семь суток работы вдали от стационарных линий электропитания. Кроме того, в случае выработки топлива или остановки генератора, в течение семи часов питание может осуществляться от литий-ионных аккумуляторов.

Дополнительная «электростраховка» комплекса — заряда аккумулятора хватает на семь часов автономной работыСпециальный электронный блок позволяет следить за различными источниками электропитания и при необходимости переключаться с одного из них на другой

Все комплексы мобильной связи, имеющиеся сегодня в распоряжении «Мегафона», снабжены телескопическими выдвижными мачтами. Несмотря на большое количество подобных изделий, представленных на рынке, мачт, способных выдержать климатические условия средней полосы России, в ассортименте иностранных производителей нет.

В принципе существуют мачты с гидравлическим и пневматическим механизмом подъема.  В первом случае для выдвижения антенны используется компрессор и бак с маслом. Суммарный вес данной конструкции вместе с мачтой составляет 6 тонн. Выдержать такой вес по силам только шасси на базе КАМАЗа.

Сложенная 15-метровая мачта внутри ПБС контейнерного типаДля крепления антенн во всех передвижных комплексах «Мегафона» используются телескопические раздвижные пневматические мачты, которые дешевле и экономичнее гидравлических и способны нести до 200 кг полезной нагрузки.

Принцип работы пневматического выдвижного механизма весьма прост. Специальный генератор нагнетает воздух вовнутрь колен, которые соединены друг с другом специальными манжетами с отверстием. Вначале выдвигается самое толстое колено, а потом, по мере раскрытия фиксирующих замков, и все остальные.

Для подъема 200 кг достаточно давления не более 1,7 атмосфер. При большем напоре воздуха срабатывает защитный клапан.

В комплексе на базе КАМАЗа используется 30-метровая мачта, состоящая из восьми колен. Такая высокая антенна позволяет обеспечить покрытие на большой территории. Это может быть удобно в местах с низкой плотностью установки базовых станций. Однако в условиях города, для того, чтобы не мешать работе близлежащих БС, можно обойтись и более короткими мачтами.

Передвижные базовые станции на базе Ford Transit оснащаются 12-метровыми мачтами, которые выдвигаются начиная с тонкого колена

В зимнее время трубы мачт требуют обработки специальным антифризом, впитывающим конденсат.

Правда, пневматические мачты не идеальны. Так, несмотря на применение манжет, воздух из системы потихоньку подтравливает.  Поэтому мы присматриваемся к мачтам других конструкций. Например, сейчас прорабатывается вариант использования фермовых пролетов — правда, за счет массивности их можно будет использовать только на КАМАЗах.

Применение современных телекоммуникационных решений при организации связи в мобильных узлах

УДК 004.724.2

DOI 10.21685/2072-3059-2022-4-11

Л. В. Куц, Т. А. Говор, С. В. Качалин

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ РЕШЕНИЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ СВЯЗИ В МОБИЛЬНЫХ УЗЛАХ

Аннотация.

Актуальность и цели. Объектом исследования являются мобильные узлы связи. Предметом исследования является применение современных телекоммуникационных решений в мобильных узлах связи. Цель работы – создание отказоустойчивой и надежной системы по передаче информации, обеспечивающей высокий уровень информационной безопасности за счет применения современных телекоммуникационных решений, а также использование их в совокупности.

Материалы и методы. Применен протокол BFD совместно с протоколом IS-IS для быстрого восстановления работоспособности сети после сбоя и переключения на резервный канал.

Результаты. Разработана общая схема транспортной сети мобильного узла связи. В качестве протокола маршрутизации предложено использовать протокол внутридоменной маршрутизации IS-IS совместно с протоколом выявления сбоев в канале передачи BFD для определения сбоев в канале передачи данных за кратчайшее время и переходить на другой доступный канал. Для обеспечения высокого уровня информационной безопасности предлагается применять технологию VRF (виртуальная маршрутизация) для каждого используемого канала связи, отдельно создавая виртуальный маршрутизатор для удаленного управления сетевым оборудованием.

Выводы. Описанная реализация системы связи мобильного узла позволит обеспечить высокий уровень информационной безопасности за счет применения современных телекоммуникационных решений, а также использования их в совокупности. Обеспечение резервирования каналов связи повысит надежность и безопасность предоставляемых услуг связи.

Ключевые слова: мобильный узел связи, канал передачи данных, MPLS, маршрутизация IS-IS.

L. V. Kuts, T. A. Govor, S. V. Kachalin

THE USE OF MODERN TELECOMMUNICATION SOLUTIONS IN THE ORGANIZATION OF MOBILE NODES

Abstract.

Background. The object of the study is mobile communication nodes. The subject of the research is the application of modern telecommunication solutions in mobile communication nodes. The aim of the work is to create a fault – tolerant and reliable information transmission system that provides a high level of information security through the use of modern telecommunication solutions, as well as their use in the aggregate.

© Куц Л. В., Говор Т. А., Качалин С. В., 2022. Данная статья доступна по условиям всемирной лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/), которая дает разрешение на неограниченное использование, копирование на любые носители при условии указания авторства, источника и ссылки на лицензию Creative Commons, а также изменений, если таковые имеют место.

№ 4 (48), 2022 Технические науки. Электроника, измерительная и радиотехника

Materials and methods. The use of BGP in conjunction with the is-is Protocol for fast recovery of a network after a failure and switch to backup channel.

Results. The General scheme of a transport network of a mobile communication node is developed. As a routing Protocol, it is proposed to use the IS-IS intradomain routing Protocol together with the failure detection Protocol in the BFD transmission channel to identify failures in the data transmission channel in the shortest time and move to another available channel. To ensure a high level of information security, it is proposed to use VRF technology(virtual routing) for each communication channel used, separately creating a virtual router for remote management of network equipment.

Conclusions. The described implementation of the mobile node communication system will provide a high level of information security through the use of modern telecommunication solutions, as well as their use in combination. Provision of redundant communication channels will improve the reliability and security of communications services.

Keywords: mobile communication node, data channel, MPLS, IS-IS routing.

В настоящее время перед мобильными узлами связи (МУС) поставлены задачи по обеспечению отказоустойчивости и надежности передачи информации. Перечень возможных услуг специальной связи постоянно расширяется. В связи с переходом организационно-технических структур сетей связи специального назначения для нужд государственного управления Российской Федерации на использование цифровых сетей передачи данных меняются и требования абонентов к терминальным устройствам.

В рассмотренных современных отечественных узлах связи [1] используется, как правило, 2-3 канала связи для передачи данных. В качестве основного выступает спутниковый канал, так как позволяет обеспечивать связью из любой точки мира. В случае выхода из строя основного канала передачи данных переключение на другие каналы происходит в ручном режиме. Автоматический переход на резервные каналы не предусмотрен.

Мобильный узел связи, исходя из назначения и условий применения, должен обеспечивать:

а) оперативную организацию и предоставление всех видов услуг специальной связи;

б) возможность присоединения к любым сетям связи общего пользования, ведомственным сетям связи и сетям специальной связи, доступным в месте развертывания мобильного узла связи;

в) организацию привязки к нескольким узлам одной или различных сетей связи;

г) организацию одной или нескольких линий привязки от точек привязки присоединяемых сетей связи к месту предоставления услуг специальной связи;

д) информационную безопасность при организации и предоставлении услуг специальной связи;

е) горячее (нагруженное) резервирование и агрегацию пропускной способности привязок мобильного узла связи;

ж) гарантированное качество предоставляемых услуг специальной связи, включая обеспечение надежности и устойчивости.

В качестве единой коммуникационной основы МУС используется транспортная сеть с коммутацией пакетов [2, 3]. Организация связи мобильных узлов проводится со стационарными узлами через каналы (линии) связи, организованные с использованием ресурсов сетей связи общего пользования. Выход во внутреннюю сеть и сети специальной связи предлагается осуществлять через стационарные узлы доступа. Обобщенная схема транспортной сети мобильного узла связи представлена на рис. 1.

Основными каналами передачи данных, используемыми в сетях специальной связи, являются:

– волоконно-оптическая линия связи (ВОЛС): от 1 до 10 Гбит/с на расстоянии 1 км;

– проводные xDSL линии связи: до 15,2 Мбит/с на расстоянии до 7,5 км;

– сети PDH/SDH: ограниченная скорость передачи данных 2048 кб/с на один канал потока E1;

– беспроводной канал связи посредством использования радиоэлектронных станций широкополосного беспроводного доступа (РЭС ШБД): до 40 Мбит/с на расстоянии до 50 км в прямой видимости;

– канал связи UMTS/LTE: высокая скорость передачи данных до 100 Мб/с;

– спутниковый канал связи: до 30 Мбит/с в Ка-диапазоне.

Основной задачей МУС является обеспечение бесперебойной, устойчивой связи. Поэтому необходимо использовать все доступные каналы связи на случай выхода из строя одного (нескольких) каналов связи. Следует обеспечить автоматическое переключение на резервный канал связи за время не более 1 с без перерыва текущего сеанса связи, предоставляя при этом высокое качество услуг. Такое время переключения на резервный канал критично для передачи голоса, телефонии. Резервирование каналов возможно реализовать на платформе MPLS-маршрутизатора, что позволит обеспечить высокую скорость обработки маршрутной информации. Преимуществом использования технологии MPLS является быстрое восстановление работоспособности сети после сбоя. В основе механизма отказоустойчивости в IP-сетях лежат протоколы маршрутизации. В случае выхода из строя канала связи соседние узлы обнаруживают это и отражают изменения в сетевой топологии в своих служебных сообщениях. Для некоторых видов сетевых топологий время, прошедшее между сбоем и обновлением таблиц маршрутизации на всех узлах сети, может быть уменьшено с нескольких десятков секунд до нескольких секунд при использовании специальных механизмов снижения времени сходимости [4].

В качестве протокола маршрутизации предлагается использовать протокол внутридоменной маршрутизации IS-IS совместно с протоколом выявления сбоев в канале передачи BFD, что позволит маршрутизатору определять сбои в канале передачи данных за время менее 1 с и переходить на другой доступный канал [5, 6]. Помимо этого, необходимо для каждого канала связи создать отдельные VLAN (виртуальная локальная сеть). Услуги, которые предоставляет мобильный узел связи, изолированы в отдельные виртуальные локальные сети (VLAN). Технология VLAN позволяет изолировать сети внутри одного VLANa, независимо от того, подключены ли сети к одному маршрутизатору (или коммутатору) или к разным.

С целью обеспечения высокого уровня информационной безопасности предлагается применять технологию VRF (виртуальная маршрутизация) для каждого используемого канала связи, отдельно создавая виртуальный маршрутизатор для удаленного управления сетевым оборудованием. Работа каждого канала будет изолирована и маршрутизируется внутри одного виртуального маршрутизатора.

Каждый канал связи должен быть организован в отдельном туннельном интерфейсе (например, GRE-туннеле). Основным назначением GRE-протокола является туннелирование сетевых пакетов (инкапсуляция пакетов сетевого уровня сетевой модели OSI в IP пакеты).

Одним из важных аспектов разработки современных систем связи является применение технологии качества обслуживания сети (QoS), которая предоставляет гибкий и универсальный механизм приоритезации предоставляемых услуг связи. Применение технологии QoS в системе связи узлов доступа с мобильными узлами связи позволяет обеспечить необходимый уровень качества услуг [7].

Таким образом, предлагаемая схема организации связи в мобильных узлах обеспечит высокий уровень информационной безопасности и повысит надежность предоставляемых услуг связи.

Библиографический список

1. Сериков, И. В. Аппаратные управления и телекоммуникации, полевые подвижные инфокоммуникационные комплексы, мобильные пункты доступа разработки ОАО «НПП «Рубин» / И. В. Сериков, В. Е. Кузнецов, Ю. И. Серикова // Вопросы радиоэлектроники. Сер.: СОИУ. – 2022. – Вып. 2. – С. 142-158.

2. Олифер, В. Г. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы : учеб. для вузов / В. Г. Олифер, Н. А. Олифер. – 4-е изд. – СПб. : Питер, 2022. – 944 с.

3. Таненбаум, Э. Компьютерные сети / Э. Таненбаум, Д. Уэзеролл. – 5-е изд. -СПб. : Питер, 2022. – 960 с.

4. Макаренко, С. И. Время сходимости протоколов маршрутизации при отказах в сети / С. И. Макаренко // Системы управления, связи и безопасности. – 2022. -№ 2. – С. 45-98.

5. Гольдштейн, А. Б. Технология и протоколы MPLS / А. Б. Гольдштейн, Б. С. Гольдштейн. – СПб. : БХВ – Санкт-Петербург, 2005. – 304 с.

6. Martey, A. IS-IS Network Design Solutions / A. Martey. – Indianapolis : Cisco Press, 2002. – 405 с.

7. Официальный сайт компании Cisco Systems. – URL: http://cisco.com (дата обращения: 12.02.2022).

References

1. Serikov I. V., Kuznetsov V. E., Cerikova Yu. I. Voprosy radioelektroniki. Ser.: SOIU [Issues of radio electronics. Series: SIDM]. 2022, iss. 2, pp. 142-158.

2. Olifer V. G., Olifer N. A. Komp’yuternye seti. Printsipy, tekhnologii, protokoly: ucheb. dlya vuzov [Computer networks. Principles, technologies, protocols: textbook for universities]. 4th ed. Saint-Petersburg: Piter, 2022, 944 p.

3. Tanenbaum E., Uezeroll D. Komp’yuternye seti [Computer networks]. 5th ed. Saint-Petersburg: Piter, 2022, 960 p.

4. Makarenko S. I. Sistemy upravleniya, svyazi i bezopasnosti [Systems of management, communication and security]. 2022, no. 2, pp. 45-98.

№ 4 (48), 2022 Технические науки. Электроника, измерительная и радиотехника

5. Gol’dshteyn A. B., Gol’dshteyn B. S. Tekhnologiya i protokoly MPLS [MPLS technology and protocols]. Saint-Petersburg: BKhV – Sankt-Peterburg, 2005, 304 p.

6. Martey A. IS-IS Network Design Solutions. Indianapolis: Cisco Press, 2002, 405 p.

7. Ofitsial’nyy sayt kompanii Cisco Systems [Official site of Sisco Systems]. Available at: http://cisco.com (accessed Febr. 12, 2022).

Куц Леонид Валентинович

кандидат технических наук, инженер-программист, Научно-производственное предприятие «Рубин» (Россия, г. Пенза, ул. Байдукова, 2)

E-mail: kuts_leonid@mail.ru

Говор Тарас Александрович начальник отдела, Научно-производственное предприятие «Рубин» (Россия, г. Пенза, ул. Байдукова, 2)

E-mail: govortaras@gmail.com

Kuts Leonid Valentinovich Candidate of engineering sciences, engineer-programmer, Research and Production Enterprise «Rubin» (2 Baydukova street, Penza, Russia)

Govor Taras Aleksandrovich Head of department, Research and Production Enterprise «Rubin» (2 Baydukova street, Penza, Russia)

Качалин Сергей Викторович

кандидат технических наук, заместитель начальника отделения, Научно-производственное предприятие «Рубин» (Россия, г. Пенза, ул. Байдукова, 2)

Kachalin Sergey Viktorovich

Candidate of engineering sciences, deputy head of department, Research and Production Enterprise «Rubin» (2 Baydukova street, Penza, Russia)

E-mail: s.kachalin@gmail.com

УДК 004.724.2 Куц, Л. В.

Применение современных телекоммуникационных решений при организации связи в мобильных узлах / Л. В. Куц, Т. А. Говор, С. В. Качалин // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Технические науки. – 2022. – № 4 (48). – С. 118-123. – Б01 10.21685/2072-3059-20224-11.

Читайте про операторов:  Как активировать сим карту Йота на телефоне и планшете - через смс

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *