Безлимиту — нет: операторы связи перекраивают тарифные планы – Газета.Ru

Дорогой безлимит

Как следствие, тарифы с безлимитом если и не исчезли, то с учетом новых условий стали дорогими для подключения. В Tele2 заявили, что отказались от этой опции уже много месяцев назад. В Вымпелкоме сообщили, что пересмотрели тарифы с безлимитным интернет-трафиком, проанализировав потребности клиентов.

«Пользователи уже получили много в предыдущее десятилетие, теперь операторы дать еще больше уже не могут. Теперь приоритетная задача операторов — прибыльность и выплата дивидендов акционерам. Фактически текущее десятилетие в какой-то мере расплачивается за дешевую мобильную связь в прошлом.

При этом новые пользователи, желающие оформить тариф с безлимитным интернетом, могут обратить внимание, например, на мобильного оператора Yota. Компания не пошла по пути остальных операторов и по-прежнему сохраняет такие предложения для клиентов. Так, например, в Москве пакет связи 100 минут и безлимитный интернет обойдется в 775 рублей, в Санкт-Петербурге – в 647 рублей, в Брянске такой тариф будет стоить 692,5 рубля.

Еще один тренд 2021 года — миграция общения в сторону дата-трафика. По данным Yota, коммуникация, переместившаяся в интернет в период первых волн пандемии, сохранила интерес к онлайн-сервисам, доказавшим свою продуктивность.

Так, например, суммарно с января по ноябрь 2021 года клиенты компании Yota проговорили на 8% больше минут, чем в 2022 году, хотя на 5% меньше, чем в 2020-м. За этот же период пользователи потратили на 26% больше интернет-трафика по сравнению с 2022 годом и на 11% больше по сравнению с 2020-м.

Эксперты считают такие цифры показательными: из-за пандемии треть конференции в 2020 году были переведены в онлайн-формат, остальные либо перенесли, либо отменили вовсе. Поэтому стандартные потребности активного пользователя интернета на смартфоне будут так или иначе корректироваться в пост-ковидную эпоху, но вряд ли ощутимо снизятся.

Закон о связи – он «все лучше и лучше»

2 июля 2021 года произошло «замечательное», но, на мой взгляд, недооцененное событие – подписание Федерального Закона 319-ФЗ о внесении изменений в «Закон о связи» 126-ФЗ. В данной статье я попробую дать субъективный анализ основных «улучшений». 

“Статья 44.2. Мониторинг соблюдения операторами связи обязанности по проверке достоверности сведений об абонентах и сведений о пользователях услугами связи абонентов – юридических лиц либо индивидуальных предпринимателей, в том числе представленных лицами, действующими от имени операторов связи

1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, проводит мониторинг соблюдения операторами связи обязанности по проверке достоверности сведений об абонентах и сведений о пользователях услугами связи абонентов – юридических лиц либо индивидуальных предпринимателей, в том числе представленных лицами, действующими от имени операторов связи. При осуществлении указанного мониторинга могут использоваться сведения, полученные из единой системы идентификации и аутентификации, базы данных перенесенных абонентских номеров, иных определенных Правительством Российской Федерации систем.

В статье закона говорится о том, что Роскомнадзор получает в свое распоряжение функцию контроля над тем, как операторы связи складируют персональные данные своих абонентов. Не знаю, намеренно или нет, но в ней не указано, что речь, в первую очередь, идет про абонентов мобильных сетей, и задача оператора по каждой SIM-карте вписать персональные данные конкретного человека, даже если она оформлена на юридическое лицо, а задача РКН – взять это на контроль.

2. Организационные и технические меры, необходимые для реализации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, полномочий по мониторингу соблюдения операторами связи обязанности по проверке достоверности сведений об абонентах и сведений о пользователях услугами связи абонентов – юридических лиц либо индивидуальных предпринимателей, в том числе представленных лицами, действующими от имени операторов связи, включая использование сведений, полученных из единой системы идентификации и аутентификации, базы данных перенесенных абонентских номеров, иных определенных Правительством Российской Федерации систем, осуществляет радиочастотная служба.

Из этого пункта следует, что речь не только про организационные меры, но и про технику. Тут же есть и косвенное подтверждение, что речь идет про мобильных операторов, т. к. переносимость номера в стране обеспечена только на мобильной сети. Мониторинг поручен ГРЧЦ.

“5.2. Оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, при присоединении к его сети связи сети связи другого оператора связи, оказывающего услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, обязан обеспечить пропуск трафика на присоединенную сеть связи через технические средства противодействия угрозам, за исключением случая, если пропуск трафика на присоединенную сеть связи через технические средства противодействия угрозам обеспечен иным взаимодействующим оператором связи.”;

Этот пункт почти невозможно понять с одного прочтения. В нем говорится о том, что присоединяемый оператор связи может не ставить себе ТСПУ, если у вышестоящего оператора он есть. Соответственно, вышестоящий оператор обязан пропустить свой трафик и трафик присоединенного оператора через ТСПУ. Это значительно упрощает жизнь присоединенному оператору, но данное послабление в соответствии с разрабатываемыми “Требованиями к порядку пропуска трафика в сетях передачи данных“, выглядит странно. Вышестоящий оператор теперь обязан будет обеспечить пропуск трафика абонентов двух соседних шлюзов (узлов агрегации) для выхода в сеть интернет тоже через ТСПУ (чтобы “ни одна мышь не прошмыгнула”), а на присоединенного оператора это не распространяется (подается только агрегированный трафик оператора).

“5.3. Оператор связи, который оказывает абоненту-гражданину услуги связи по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” (за исключением случаев оказания таких услуг с использованием спутниковых сетей связи), обязан без взимания платы оказывать такие услуги связи абоненту-гражданину для доступа к сайтам в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, информационным системам и программам для электронных вычислительных машин, включенным в перечень отечественных социально значимых информационных ресурсов.

Читайте про операторов:  Статья 68. Закон о Связи N 126-ФЗ от 07.07.2003

Наконец-то мы дошли до реально полезного улучшайзинга. В этом и в нескольких следующих абзацах говорится о том, что “абонент-гражданин”, получает возможность воспользоваться “Госуслугами” и другими государственными ресурсами совершенно бесплатно и даже находясь в блокировке (это будут оплачивать операторы связи все остальные абоненты). Пока не понятно, как технически обеспечить пропуск этого бесплатного трафика, но основная интрига ведь не в этом, а в том, какие еще ресурсы получат статус социально значимых. Так, глядишь, доступ в интернет вообще станет бесплатным – всё будет социально значимым, а что не в “белом” списке, будет в “черном” (заблокировано). В условиях все нарастающего давления на операторов, последний уходящий сотрудник последнего оператора связи должен будет выключить свет.

г) в пункте 9:

абзац второй признать утратившим силу;

абзац третий дополнить предложением следующего содержания: “Идентификация абонентов, инициирующих соединение для целей передачи голосовой информации в сети передачи данных, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.”;

дополнить абзацем следующего содержания:

“Оператор связи, участвующий в установлении телефонного соединения или соединения в сети передачи данных для целей передачи голосовой информации, обязан передавать в сеть связи другого оператора связи, участвующего в установлении таких соединений, в неизменном виде полученные абонентский номер или уникальный код идентификации.”;

Косметические правки, но суть от этого не меняется. Подмена номера законодательно запрещена, как минимум, с 2022 года. Но оказалось, требование закона не выполняется. Но после всем известного звонка с подменой номера за эту проблему решили взяться основательно и уже с применением технических средств, раз административных оказалось недостаточно. Особенно умиляет в пункте 9 закона оговорка (она была и в старых редакциях), что все это касается сети передачи данных. Получается, что если звонок устанавливается по SIP (сюда попадает и VoLTE/VoWiFi), то менять номер нельзя. А вот если он пришел по “традиционной телефонии” (TDM), то можно.

“Оператор связи обязан прекратить оказание услуг связи и (или) услуг по пропуску трафика в свою сеть связи в случае:

если при использовании системы обеспечения соблюдения операторами связи требований при оказании услуг связи и услуг по пропуску трафика в сети связи общего пользования установлено отсутствие информации об инициировании соединения абонентом, в том числе для отправки короткого текстового сообщения (за исключением случая, если соединение инициировано с сети связи иностранного оператора связи и сопровождается нумерацией, соответствующей иностранной системе и плану нумерации);

если инициированное с сети связи иностранного оператора связи соединение, в том числе для передачи короткого текстового сообщения, сопровождается нумерацией, соответствующей российской системе и плану нумерации (за исключением случаев, если соединение инициируется абонентом российского оператора подвижной радиотелефонной связи, находящимся за пределами территории Российской Федерации);

если у оператора связи, участвующего в установлении соединения, в том числе для передачи короткого текстового сообщения, отсутствует информация об абонентском номере или уникальном коде идентификации абонента, инициировавшего это соединение.”; 

Добрались до места, в котором говорится, как технически должен заработать запрет подмены номера. Речь идет про некую “систему обеспечения соблюдения операторами связи требований при оказании услуг связи и услуг по пропуску трафика”. Интересно, что это за система такая? Пофантазируем и предположим, что в каком-то большом ЦОД-е будет установлено нечто, к чему будут обращаться коммутаторы (АТС) при каждом входящем звонке из сети других операторов.

Допустим, что абонент оператора “Рога и Копыта Телеком” (РиКТ) пытается позвонить на мобильный номер оператора Б1 (оператор “большой четверки”). Такой звонок с высокой долей вероятности сначала попадет в какой-нибудь транзитный узел транзитного оператора (ТА). Это для ТА будет входящий вызов, и он должен будет обратиться к системе с запросом: а звонит ли абонент такой-то из РиКТ на мобильный оператора Б1? Тут возможно два сценария получения информации о факте звонка:

Допустим, что система сказала “добро” и звонок уже коммутируется в стык с оператором Б1, для которого это тоже входящий вызов и процедура повторяется, но запрашивает уже коммутатор оператора Б1.

То же самое должно работать и на фиксированной сети при звонках на оператора “Клюв и Перья Телеком” (КиПТ), но последний в цепочке уже будет КиПТ.

Так это могло бы быть, на понятийном уровне. Но на сегодняшний день нет даже технических требований к такой системе, нужно разрабатывать и согласовывать требования и выбирать подрядчика. А на это осталось чуть больше года! За это же время придется доработать и коммутаторы (АТС) всех операторов страны, чтобы они могли как запрашивать, так и сообщать об исходящем звонке в систему

Акцент на всех операторах сделан не случайно. Суть в том, что применять это только у мобильных операторов нет никакого смысла, потому что в мобильной сети подставить другой номер нельзя – сеть подставит именно тот номер, который присвоен SIM-карте, а он хранится в защищенном месте (HLR/HSS). Еще уверенно можно сказать, что мобильным операторам подменами номеров заниматься опасно – они рискуют потерять лицензии и получить многомиллионные штрафы, так как находятся “под колпаком у Мюллера”.

Приходим к тому, что в первую очередь нужно заниматься “очисткой” звонков из фиксированных сетей, к которым зачастую подключены физические и виртуальные АТС клиентов. И вишенка на торте: пока нет технических требований к системе, нет и описания интерфейсной части, а также процедуры подключения. Соответственно, нет понимания, какую доработку нужно заказывать для коммутаторов (из коробки это ни у кого не работает). Еще есть предположение, что с доработками справятся далеко не все операторы, как технически, так и финансово, а пока остаются коммутаторы без подключения к системе, поставленная задача не будет решена.

Читайте про операторов:  Тарифы Билайн в Воронеже в 2022 году: перечень, цены

13. Для осуществления мониторинга соблюдения операторами связи обязанности по проверке достоверности сведений об абонентах и сведений о пользователях услугами связи абонентов – юридических лиц либо индивидуальных предпринимателей, в том числе представленных лицами, действующими от имени операторов связи, оператор подвижной радиотелефонной связи обязан представить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в том числе по его запросу, в сроки, порядке, составе и формате, которые установлены Правительством Российской Федерации, следующую информацию:

о способах подтверждения сведений об абонентах и сведений о пользователях услугами связи абонентов – юридических лиц либо индивидуальных предпринимателей и результатах проведенных проверок достоверности таких сведений;

сведения об абонентах и сведения о пользователях услугами связи абонентов – юридических лиц либо индивидуальных предпринимателей, об используемом ими пользовательском оборудовании (оконечном оборудовании);

о функционировании идентификационных модулей, используемых абонентами и пользователями услугами связи абонентов – юридических лиц либо индивидуальных предпринимателей;

о местоположении радиоэлектронных средств, с помощью которых осуществляются соединения между абонентами или пользователями услугами связи;

о фактах и видах соединений, совершенных абонентами или пользователями услугами связи абонентов – юридических лиц либо индивидуальных предпринимателей, в том числе о фактах передачи и (или) получения голосовой информации, текстовых сообщений, изображений, звуков, видео- или иных сообщений, сведения об объеме переданной и (или) полученной информации, датах и времени их передачи и (или) получения.”;

Это самая суровая часть закона. Она говорит о том, что мобильные операторы (тут однозначно только они) обязаны передавать в РКН/ГРЧЦ следующую информацию:

  • способ подтверждения персональных данных абонента по каждой SIM-карте (пожалуй,самый безобидный пункт этой части закона);

  • сведения об абонентах, и даже если SIM-карта зарегистрирована на юридическое лицо, то нужно это лицо раскрыть (персонифицировать и передать);

  • статус регистрации абонента в сети (идентификационный модуль, если кто-то не понял, – это SIM-карта);

  • местоположение абонента (видимо, нужно в режиме реального времени передавать все перемещения);

  • факты о всех звонках, SMS, аудио/видео и даже иных (придумайте сами, что это может быть) сообщениях с указанием объемов, даты и времени отправки/получения.

Ну вот, приехали. Еще не успели прийти в себя от “Яровой”, как получили “Яровую-лайт” или СОРМ-3,5 (информационно-справочный v1.1), который уже в этом году должен переехать в РКН/ГРЧЦ. Возникает вопрос, а как к этому отнесется уважаемая организация с Лубянки?

В общем, как поется в известной песне “но как ни играй, всё играешь отбой”. Можно смело говорить: как не строй сеть, ты все равно строишь систему слежки.

Остается только надеяться, что новый закон не будет последним гвоздем в крышку гроба телеком-отрасли как таковой, и ей удастся продержаться на плаву еще годик-другой. Или, как это уже не раз бывало, реализация отложится на неопределенный срок / отомрет сама собой? Хотелось бы увидеть в комментариях мнение сообщества.

Законодательство, по которому будет жить отрасль, принимается наспех, без предварительной технической и юридической экспертиз и обсуждения с сообществом профильных специалистов, понимающих внутреннее устройство отрасли. Складывается впечатление, что важен сам факт публикации законодательного документа, что не важно, реальные ли вещи в нем описываются, изобрели ли уже нужные законодателям отраслевые стандарты, готова ли существующая инфраструктура операторов к подобным изменениям или нужно дорабатывать программно-аппаратное обеспечение оборудования и возможно ли это как с технической точки зрения, так и с финансовой.

Минцифры рекомендовало операторам отказаться от безлимитных тарифов

Минцифры разослало мобильным операторам рекомендацию отказаться от безлимитных тарифов и сократить включенный интернет-трафик в пакетных предложениях. Это вызвано неопределенностью с поставками телекоммуникационного оборудования

В понедельник, 28 марта, Минцифры направило операторам мобильной связи рекомендацию «исключить неограниченное потребление трафика», в том числе ввести ограничения на безлимитных тарифах. Об этом говорится в письме министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максута Шадаева (копия есть у РБК, ее подлинность подтвердили три источника на телекоммуникационном рынке). Также в письме рекомендуется «сбалансировать объемы потребляемого трафика» абонентами в рамках тарифных планов, предусмотрев «разумное сокращение таких объемов».

В письме объясняется, что это необходимо для обеспечения исполнения указа президента от 16 марта «О мерах по обеспечению социально-экономической стабильности и защиты населения в России» в части «надлежащего функционирования сетей связи в России, а также целостного и устойчивого функционирования российской инфраструктуры связи», обеспечения равномерной нагрузки на сеть.

Минцифры подтвердило рассылку письма. «В условиях внешнего санкционного давления и сокращений доступности иностранного оборудования необходимо найти баланс по поддержанию и развитию мобильных сетей. Мы принимаем меры для разумного потребления трафика при сохранении качества и доступности основных цифровых сервисов и услуг», — сказал представитель министерства.

Зачем отказываться от безлимитов

«В условиях объективных сложностей с поставками телекоммуникационного и вычислительного оборудования, которые могут в негативном сценарии привести к понижению качества услуг связи и снижению устойчивости сетей, рекомендация Минцифры выглядит рациональной и своевременной», — сказал РБК директор по связям с госорганами «МегаФона» Владимир Месропян. «Рациональным» предложение назвал и представитель МТС. «Оно позволит операторам иметь необходимый запас прочности даже при резком росте потребления мобильного интернета», — пояснил он. Представитель «Т2 РТК Холдинга» (бренд Tele2) сказал, что компания «разделяет озабоченность министра». В то же время он указал, что в своей практике холдинг «никогда не злоупотреблял безлимитами», поскольку они создают избыточную нагрузку на сеть. РБК направил запрос в «ВымпелКом» (бренд «Билайн»).

Читайте про операторов:  Определение оператора, региона, страны по телефонному номеру

Участники рынка не стали официально комментировать, как именно они намерены исполнять рекомендации Минцифры. Как пояснил РБК источник в одном из мобильных операторов, безлимиты уберут из дорогих тарифов, и если трафик будет как-то аномально расти, может быть сокращен объем гигабайтов, включенный в пакетные предложения. Но последнее «едва ли произойдет», оговорился собеседник РБК.

За последние несколько лет эксперты не раз указывали на то, что операторы отказываются от безлимитных тарифов. Например, в середине 2020 года аналитик iKS-Consulting Максим Савватин называл в качестве причины рост потребления трафика в период самоизоляции на фоне невыгодной для операторов корректировки курса рубля.

Осенью прошлого года МТС, «МегаФон», «ВымпелКом» и «Т2 РТК Холдинг» отключили опцию безлимитного интернета для новых абонентов, но сохраняли ее на ранее подключенных тарифах. При этом представители «ВымпелКома» и «МегаФона» говорили, что их наблюдения показывали, что большинство клиентов с опциями неограниченного трафика на смартфонах и планшетах используют не более 50 Гб в месяц.

По словам Максима Савватина, рекомендация выглядит как «подстраховочная мера». «Обычно операторы при строительстве сетей закладывают запас по емкости под будущий рост трафика. И на данный момент этот запас еще не исчерпан, но если уровень трафика подойдет к предельной границе, сейчас быстро достроить сеть не получится, потому что есть неопределенность с поставками телекоммуникационного оборудования», — говорит Савватин. После того как из-за военной операции на Украине США ввели санкции на технологический экспорт в Россию, ряд крупных производителей телекоммуникационного оборудования заявили о приостановке поставок, в том числе Nokia и Ericsson. Кроме того, раньше оборудование можно было модернизировать, обновив на нем программное обеспечение. Будут ли такие обновления доступны российским операторам, пока непонятно, отметил Максим Савватин.

С 1 апреля «мтс», «мегафон», «билайн» и tele2 изменят абсолютно все тарифные планы

Услуги телекоммуникационного характера с каждым днем становятся все более востребованными, позволяя все большему числу людей всегда и везде оставаться на связи. С их помощью россияне, проживающие в любой части страны, могут совершать голосовые звонки, обмениваться текстовыми сообщениями SMS и конечно же использовать мобильный интернет, делая все это на максимально выгодных условиях. Однако уже вскоре все изменится, потому что российские телекоммуникационные компании «МТС», «МегаФон», «Билайн» и Tele2 увидели смысл в том, чтобы принять неожиданное для всех абонентов решение, хотя такое решение затронет и других операторов связи, работающих в России. Связано это с новым законом.

Уже начиная с 1 апреля 2022 года вступает в силу новый закон, согласно которому операторы сотовой мобильной связи лишатся права взимать какую-либо плату за звонки, осуществляемые между абонентами из России и Белоруссии. На практике это означает, что граждане РФ, проживающие в стране, смогут избежать каких-либо расходов в том случае, если они захотят связаться с кем-либо, кто находится на белорусской территории. Подобное новшество касается всех без исключения телекоммуникационных компаний, которым уже вскоре придется сделать условия обслуживания на целый порядок более выгодным, когда речь заходит о роуминге между двумя государствами. Взимание платы за входящие звонки будет расцениваться как нарушение законодательства.

Безлимиту — нет: операторы связи перекраивают тарифные планы - Газета.Ru

Подобное новшество приведет к тому, что операторам связи России и Белоруссии придется изменить абсолютно все существующие на рынке тарифные планы, а в новые, которые планируется запустить в будущем, такое нововведение внедрить сразу по умолчанию. В таком случае, сделав это, жители других государств смогут перемещаться между странами и ничего не доплачивать за входящие голосовые звонки. Реализация такого новшества сделает поездки между двумя странами более комфортными и выгодными, так как удастся избежать каких-либо денежных потерь, связанных с необходимостью платить за роуминг. Подобное новшество стало возможным благодаря действиям властей двух стран, которые ради заботы о местном населении посчитали необходимым пойти на подобный шаг.

Безлимиту — нет: операторы связи перекраивают тарифные планы - Газета.Ru

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерство связи и информатизации Республики Беларусь сумели договориться и сделать так, чтобы все существующие в обеих странах операторы связи, включая виртуальных, сделали все свои услуги в полной мере бесплатными в случаях, когда их клиенты находятся в соседней стране. Новшество затронет в большей степени клиентов компаний «МТС», «МегаФон», «Билайн» и Tele2, потому что таких просто элементарно больше, ведь население России составляет порядка 144 млн рублей, а в Белоруссии проживает около 9,4 млн рублей. Отмену роуминга между странами многие ждут уже не один год, и вот теперь, уже с 1 апреля, эта мечта наконец-то воплотится в реальность.

Не так давно сообщалось о том, что интернет-провайдеры «Ростелеком», «МТС», «Билайн», «Акадо» и «ЭР-Телеком» рекордно подняли цены на домашний интернет по всей России.

Присоединяйтесь к нам в GoogleNews, Twitter, Facebook*, Instagram* (*площадки признаны в России экстремистскими), ВКонтакте, YouTube и RSS чтобы следить за новостями и оперативно получать интересные материалы.

Tele2БилайнИнтернетМегафонМТСОператорыРоссияСвязь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector