Что такое корпоративная мобильная связь и как ее учитывать

Алгоритм регистрации

Чтобы отправить сведения о симках и запросить активацию связи, нужно иметь подтвержденный аккаунт на портале Госуслуги. Там требуется заполнить соответствующий запрос, который можно оформить самостоятельно.

Если планируется формирование заявления через уполномоченное лицо, то необходимо предоставить доверенность, которую можно создать в разделе Делегирование полномочий.

Перейдем к созданию документа. Алгоритм:

  1. Зайти в личный профиль ИП или фирмы на портале Госуслуги.
  2. Открыть параграф о регистрации и активации корпоративной связи.
  3. Отразить назначение сим-карт: для общения, передачи интернета и пр.
  4. Указать название сотового оператора. Если заключено несколько договоров с разными контрагентами, то для каждого заполняется новое заявление.
  5. Выбрать метод внесения данных: вручную или файлом, где сформирован список требуемых сведений.
  6. Загрузить данные.

Если выбран метод загрузки файла, то он должен быть преобразован в соответствующий формат .csv по правилам, но с учетом нюансов для данных о сотрудниках либо об устройстве.

Далее надо направить запрос мобильному оператору и дождаться информации об отправке. После успешной регистрации данных для оборудования симки активируются. А sim-карты для работников заработают после получения и одобрения вышеуказанной информации.

Документальное оформление использования сотовой связи

В любом учреждении, которое в ходе своей деятельности использует сотовую связь, должны быть следующие документы.

Документ

Содержание

Приказ руководителя учреждения

Список должностей, работа по которым требует использования сотовой связи

Должностная инструкция работника

Обоснование использования сотовой связи

Трудовой договор или дополнительное соглашение к нему

Условия и порядок выплаты компенсации либо фиксированная сумма за использование сотрудником сотовой связи

Если сотрудники используют личные телефоны и сим-карты в служебных целях…

Статьей 164 ТК РФ предусмотрено, что компенсацией признаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом и другими федеральными законами.

  • выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику;

  • возмещаются расходы, связанные с их использованием. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме.

Таким образом, учреждение может компенсировать подтвержденные документами расходы на сотовую связь полностью или в пределах установленного лимита.

Использование корпоративной сотовой связи

Перед раздачей сим-карт сотрудникам надо закрепить непосредственное использование сотовых за счет организации. Для этого рекомендовано регистрировать пункт в локальной документации.

Руководству разрешено закрепить сведения об использовании сотовой связи сотрудниками в соответствующем положении. Законодательство не ратифицирует формат документа, но есть рекомендованный бланк, которым вправе воспользоваться любая фирма.

Если решено составить уникальный внутренний акт, то рекомендуется включить в него несколько обязательных пунктов:

  • В общих нормах отразить: представителя услуги ─ работодатель; за чей счет оказываются услуги, закупаются устройства. Далее нужно указать, на кого распространяются условия документа ─ сотрудники.
  • Потом рекомендовано подробно описать, что означают главные понятия, во избежание недопонимания.
  • Список сотрудников, которым предоставлена рабочая сотовая связь. Напротив каждого Ф.И.О. указать должность, подразделение.
  • Условия возникновения и прекращения права пользования рабочей связью у работников.
  • Информацию о самой связи: лимиты затрат, тарификация (поминутная, посекундная и пр.), стоимость дополнительного потраченного времени.
  • Указать правомочность работодателя на запрос детализации звонков и сообщений для любого рабочего номера.

Будет лучше, если с положением ознакомится каждый работник, получивший корпоративную сим-карту, и подпишет документ.

Разумеется, можно добавить другие пункты, которые считаются обязательными для каждого предприятия. Например, обязанности владельца по использованию номера: только рабочее коммуницирование, ответственность за повреждение устройства и пр. Однако не нужно выходить за рамки закона и посягать на личное пространство сотрудников.

Как приобрести сим-карту

Правила покупки sim-карт для корпоративного пользования претерпели изменения еще в июне 2021 года. Согласно п. 1 ст. 44 ФЗ № 126, предприятие, ИП или владелец МСП вправе заключить контракт с сотовым оператором на услуги посредством интернета. Для этого предлагается три варианта:

  • подписать документ КЭП;
  • применить усиленную, но неквалифицированную электронную резолюцию, созданную для предоставления муниципальных и федеральных услуг в удаленном формате;
  • использовать классическую ЭЦП с ключом, полученным при личной явке.

Не возбраняется использовать классический метод ─ очное подписание договора.

Налог на прибыль

Согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ расходы учреждения, произведенные за счет средств субсидий или лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), не включаются в базу по налогу на прибыль.

Однако в рамках приносящей доход деятельности обоснованные и документально подтвержденные расходы учреждения могут учитываться при исчислении налога на прибыль. Итак, по пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов налогоплательщика могут быть учтены расходы на приобретение услуг сотовой связи при условии, что такие расходы соответствуют критериям, установленным п. 1 ст.

Отметим, что обоснованность расходов при выплате компенсации за использование сотовой связи подтверждается следующими документами:

  • должностной инструкцией, в которой указывается, при исполнении каких трудовых обязанностей работник пользуется сотовой связью;

  • трудовым договором или другим письменным соглашением с работником, где зафиксированы размер и порядок выплаты компенсации;

  • копией договора работника с оператором связи, подтверждающей, что используемый в служебных целях телефонный номер зарегистрирован за работником;

  • копией счета оператора связи;

  • детализированным счетом расходов на связь от оператора связи.

Данные разъяснения представлены в письмах Минфина РФ от 23.06.2022 № 03-03-06/1/378, от 13.10.2022 № 03-03-06/2/178, Минздравсоцразвития РФ от 06.08.2022 № 2538-19 (п. 3), УФНС по г. Москве от 05.10.2022 № 16-15/104055@.

Обратите внимание: учреждение вправе включить в расчет налога на прибыль расходы на услуги связи, произведенные сверх нормативных затрат, покрываемых за счет субсидий на выполнение государственного задания, при условии что данные расходы относятся и к деятельности, приносящей доход, и к уставной бюджетной деятельности, а также соответствуют критериям ст. 252 НК РФ. В этом случае такие расходы подлежат распределению в соответствии с п. 1 ст. 272 НК РФ (письма Минфина РФ от 08.12.2022 № 03-03-06/3/73328, от 30.12.2022 № 03-03-06/3/79616, от 03.11.2022 № 03-03-06/3/64622).

Ндфл.

Пунктом 3 ст. 217 НК РФ определено, что не подлежат обложению НДФЛ все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, предусмотренных законодательством РФ), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.

Таким образом, компенсация, которая включает в себя возмещение расходов на сотовую связь, не подлежит обложению НДФЛ на основании вышеуказанного пункта ст. 217 НК РФ.

Обратите внимание, чтобы компенсация не облагалась НДФЛ, в учреждении должны быть следующие документы:

  • документы, подтверждающие принадлежность используемого имущества налогоплательщику (договор о приобретении телефона и сим-карты);

  • расчеты компенсаций;

  • документы, подтверждающие фактическое использование имущества в интересах работодателя (счета оператора связи, их детализация с указанием номеров абонентов);

  • документы, подтверждающие суммы произведенных в этой связи расходов.

Такие разъяснения приведены в Письме Минфина РФ от 20.04.2022 № 03-04-06/22274.

Несколько слов о финансировании расходов на оплату услуг связи

Согласно пп. «д» п. 20 Положения № 640 затраты на приобретение услуг связи включаются в состав нормативных затрат на общехозяйственные нужды на оказание государственных услуг в рамках государственного задания. Следовательно, расходы на услуги связи могут полностью или частично покрываться за счет средств субсидии, предоставляемой учреждению на выполнение госзадания.

Отметим, если затраты на услуги связи финансируются за счет средств субсидии не в полном объеме, недостающую разницу учреждение покрывает с помощью собственных доходов, то есть за счет средств от приносящей доход деятельности.

Об утверждении порядка пользования служебной подвижной связью и служебным мобильным доступом к информационно-телекоммуникационной сети “интернет”, а также нормативов на приобретение средств служебной подвижной связи, услуг служебной подвижной связи и служебного мобильного доступа к информационно-телекоммуникационной сети “интернет” в министерстве экономического развития российской федерации от 07 декабря 2022 –

(с изменениями на 28 декабря 2022 года)

________________

* Наименование в редакции, введенной в действие приказом Минэкономразвития России от 7 октября 2022 года N 646. – См. предыдущую редакцию.     

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2022 года N 1084 “О порядке определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, в том числе подведомственных им казенных учреждений” и в целях усиления контроля за расходованием бюджетных средств, выделяемых для пользования подвижной связью и мобильным доступом к информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”,

приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Порядок пользования служебной подвижной связью и служебным мобильным доступом к информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, а также нормативы на приобретение средств служебной подвижной связи, услуг служебной подвижной связи и служебного мобильного доступа к информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” в Министерстве экономического развития Российской Федерации.

(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Минэкономразвития России от 7 октября 2022 года N 646. – См. предыдущую редакцию)

2. Признать утратившим силу приказ Минэкономразвития России от 14 июля 2022 года N 352 “Об утверждении Порядка пользования служебной подвижной радиотелефонной связью должностными лицами Министерства экономического развития Российской Федерации”.

3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Реву И.А.

Министр
А.В.Улюкаев

(с изменениями на 28 декабря 2022 года)

________________

* Наименование в редакции, введенной в действие приказом Минэкономразвития России от 7 октября 2022 года N 646. – См. предыдущую редакцию.

1. Настоящий Порядок устанавливает правила пользования служебной подвижной связью и служебным мобильным доступом к информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” (далее – сеть “Интернет”), а также нормативы на приобретение средств служебной подвижной связи, услуг служебной подвижной связи и служебного мобильного доступа к сети “Интернет” в Министерстве экономического развития Российской Федерации.

(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Минэкономразвития России от 7 октября 2022 года N 646. – См. предыдущую редакцию)

2. Подвижной связью (с выдачей не более 2 SIM-карт (абонентских номеров) на должностное лицо с расходами на услуги связи в рамках установленного норматива) обеспечиваются следующие должностные лица Министерства экономического развития Российской Федерации (далее – должностные лица, Министерство):

(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Минэкономразвития России от 28 декабря 2022 года N 739. – См. предыдущую редакцию)

2.1. Государственные гражданские служащие (далее – гражданские служащие), замещающие должности, относящиеся к высшей группе должностей категории “руководители”: первый заместитель Министра, статс-секретарь – заместитель Министра, заместитель Министра – руководитель Федерального агентства по управлению государственным имуществом, заместитель Министра, директор департамента, заместитель директора департамента, начальник Отдела защиты государственной тайны.

2.2. Гражданские служащие, замещающие должности, относящиеся к высшей группе должностей категории “помощники (советники)”: помощник Министра, советник Министра.

2.3. Гражданские служащие, замещающие должность начальника отдела структурного подразделения Министерства, относящуюся к главной группе должностей категории “специалисты”:

1) начальники отделов Департамента организационного обеспечения и коммуникаций:

– отдела обеспечения деятельности руководства Министерства;

– отдела пресс-службы;

– протокольного отдела;

2) начальники отделов Департамента управления делами:

– отдела хозяйственного обеспечения;

– отдела капитального строительства;

– отдела загранучреждений Министерства;

– отдела развития информационных технологий;

– отдела информационно-технологического обеспечения;

– отдела безопасности;

3) начальник отдела взаимодействия с Федеральным Собранием Российской Федерации и контрольно-аналитической работы Правового департамента.

(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Минэкономразвития России от 5 февраля 2022 года N 49. – См. предыдущую редакцию)

2.4. Гражданские служащие, замещающие должности, относящиеся к главной или ведущей группе должностей категории “специалисты”, в обязанности которых входит исполнение функций руководителей секретариатов первого заместителя Министра, статс-секретаря – заместителя Министра, заместителя Министра – руководителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом, заместителей Министра.

2.5. Гражданский служащий, замещающий должность, относящуюся к главной или ведущей группе должностей категории “специалисты”, в отделе бюджетного учета и отчетности центрального аппарата Финансового департамента, в обязанность которого входит обеспечение взаимодействия с Межрегиональным операционным управлением Федерального казначейства по г.Москве.

2.6. Иные гражданские служащие, замещающие должности, относящиеся к главной или ведущей группе должностей категории “специалисты”, по решению заместителя Министра, координирующего и контролирующего работу Департамента управления делами и Финансового департамента, принятому на основании письменного обращения руководителя соответствующего структурного подразделения.

(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Минэкономразвития России от 5 февраля 2022 года N 49. – См. предыдущую редакцию)

2.7. Полномочный представитель Российской Федерации в комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете Содружества Независимых Государств (далее – полномочный представитель Российской Федерации).

3. Служебной подвижной связью также обеспечивается служба дистанционного оповещения системных администраторов отдела информационно-технологического обеспечения Департамента управления делами.

(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Минэкономразвития России от 7 октября 2022 года N 646; в редакции, введенной в действие приказом Минэкономразвития России от 5 февраля 2022 года N 49. – См. предыдущую редакцию)

4. Мобильным доступом к сети “Интернет” (с выдачей не более 2 SIM-карт (абонентских номеров) для мобильных устройств, в том числе для планшетов, на должностное лицо с расходами на услуги связи в рамках установленного норматива) обеспечиваются:

(Абзац в редакции, введенной в действие приказом Минэкономразвития России от 28 декабря 2022 года N 739. – См. предыдущую редакцию)

– гражданские служащие, замещающие должности, относящиеся к высшей группе должностей категории “руководители”: первый заместитель Министра, статс-секретарь – заместитель Министра, заместитель Министра – руководитель Федерального агентства по управлению государственным имуществом, заместитель Министра, директор департамента, заместитель директора департамента;

– гражданские служащие, замещающие должности, относящиеся к высшей группе должностей категории “помощники (советники)”: помощник Министра, советник Министра;

– гражданские служащие, замещающие должность начальника отдела структурного подразделения Министерства, относящуюся к главной группе должностей категории “специалисты”: начальник протокольного отдела Департамента организационного обеспечения и коммуникаций, начальник отдела пресс-службы и информации Департамента организационного обеспечения и коммуникаций;

(Абзац в редакции, введенной в действие приказом Минэкономразвития России от 5 февраля 2022 года N 49. – См. предыдущую редакцию)

– гражданские служащие, замещающие должности, относящиеся к главной или ведущей группе должностей категории “специалисты”, в обязанности которых входит исполнение функций руководителей секретариатов первого заместителя Министра, статс-секретаря – заместителя Министра, заместителя Министра – руководителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом, заместителей Министра;

– иные гражданские служащие, замещающие должности, относящиеся к главной или ведущей группе должностей категории “специалисты”, по решению заместителя Министра, координирующего и контролирующего работу Департамента управления делами и Финансового департамента, принятому на основании письменного обращения руководителя соответствующего структурного подразделения.

(Абзац в редакции, введенной в действие приказом Минэкономразвития России от 5 февраля 2022 года N 49. – См. предыдущую редакцию)

5. Должностные лица, а также служба дистанционного оповещения системных администраторов отдела информационно-технологического обеспечения Департамента управления делами обеспечиваются служебной подвижной связью и служебным мобильным доступом к сети “Интернет” в пределах нормативов, установленных приложением к настоящему Порядку.

(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Минэкономразвития России от 7 октября 2022 года N 646; в редакции, введенной в действие приказом Минэкономразвития России от 5 февраля 2022 года N 49. – См. предыдущую редакцию)

6. Использование дополнительных возможностей выделенного должностному лицу номера служебной подвижной связи: подключение к сети “Интернет”, мобильный офис, голосовая почта, факс, автоответчик и другие дополнительные услуги, оплачивается в рамках установленных нормативов.

(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Минэкономразвития России от 7 октября 2022 года N 646. – См. предыдущую редакцию)

7. В случае превышения нормативов текущего месяца, установленного для должностного лица, сумма, превышающая установленный норматив, оплачивается из личных средств должностного лица.

В отдельных случаях заместитель Министра, координирующий и контролирующий работу Департамента управления делами и Финансового департамента, по письменному обращению должностного лица (гражданские служащие, замещающие должности, относящиеся к высшей группе должностей категории “руководители”, а также полномочный представитель Российской Федерации) либо его руководителя вправе принять решение об оплате его расходов на услуги служебной подвижной связи сверх установленного норматива. В указанных случаях объем расходования бюджетных средств на услуги служебной подвижной связи устанавливается данным решением.

(Абзац в редакции, введенной в действие приказом Минэкономразвития России от 7 октября 2022 года N 646; в редакции, введенной в действие приказом Минэкономразвития России от 5 февраля 2022 года N 49. – См. предыдущую редакцию)

Также решение об оплате расходов сверх установленных лимитов на услуги служебной подвижной связи, произведенных в международном роуминге в период нахождения должностного лица в служебной командировке, может быть принято руководством Министерства при принятии решения о командировании должностного лица за пределы Российской Федерации.

(Абзац дополнительно включен приказом Минэкономразвития России от 7 октября 2022 года N 646)

____________________________________________________________________

Абзацы третий и четвертый предыдущей редакции считаются соответственно абзацами четвертым и пятым настоящей редакции – приказ Минэкономразвития России от 7 октября 2022 года N 646.

____________________________________________________________________     

В случае если отсутствуют обращение должностного лица с положительным решением по указанному обращению либо соответствующее указание в приказе о командировании и при этом должностное лицо не погасило в течение месяца после получения уведомления о превышении норматива задолженность, вызванную превышением нормативов, используемый им служебный телефонный номер может быть заблокирован по письменному решению заместителя Министра, координирующего и контролирующего работу Департамента управления делами и Финансового департамента.

(Абзац в редакции, введенной в действие приказом Минэкономразвития России от 7 октября 2022 года N 646; в редакции, введенной в действие приказом Минэкономразвития России от 5 февраля 2022 года N 49. – См. предыдущую редакцию)

Возобновление действия заблокированного телефонного номера осуществляется по факту погашения задолженности.

8. Учет расходов бюджетных средств на услуги служебной подвижной связи и служебного мобильного доступа к сети “Интернет” ведется Финансовым департаментом ежемесячно на основании представленных Департаментом управления делами данных лицевых счетов Министерства, документов, подтверждающих фактически произведенные расходы по каждому абонентскому номеру (детализации переговоров, счета-фактуры и прочее).

(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Минэкономразвития России от 7 октября 2022 года N 646; в редакции, введенной в действие приказом Минэкономразвития России от 5 февраля 2022 года N 49. – См. предыдущую редакцию)

9. Перечисление на лицевые счета Министерства бюджетных средств, расходуемых на оплату услуг служебной подвижной связи и служебного мобильного доступа к сети “Интернет”, производится Финансовым департаментом в соответствии со сметой расходов на обеспечение деятельности центрального аппарата Министерства и сметой расходов на обеспечение деятельности загранаппарата Министерства на основании счетов, представленных поставщиком услуг. Порядок и сроки оплаты устанавливаются государственным контрактом, заключенным с оператором служебной подвижной связи.

(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Минэкономразвития России от 7 октября 2022 года N 646. – См. предыдущую редакцию)

10. В случае планируемого выезда за пределы Москвы и Московской области должностное лицо (или его представитель) не позднее одного рабочего дня до выезда уведомляет (по корпоративной электронной почте) сотрудника Департамента управления делами ответственного за осуществление контроля за ходом исполнения государственного контракта на услуги служебной подвижной связи, назначаемого Директором Департамента управления делами, о сроках и направлении выезда с целью подключения льготных тарифов или опций, предоставляемых поставщиком услуг служебной подвижной связи и услуг служебного мобильного доступа к сети “Интернет”.

(Абзац в редакции, введенной в действие приказом Минэкономразвития России от 7 октября 2022 года N 646; в редакции, введенной в действие приказом Минэкономразвития России от 5 февраля 2022 года N 49. – См. предыдущую редакцию)

Ответственный сотрудник в день получения уведомления осуществляет подключение льготных тарифов или опций и уведомляет об этом (по корпоративной электронной почте) должностное лицо.

11. Использование служебной подвижной связи и служебного мобильного доступа к сети “Интернет” в личных целях должностным лицом Министерства не допускается.

(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Минэкономразвития России от 7 октября 2022 года N 646. – См. предыдущую редакцию)

Регистрация мобильной связи на есиа

После заключения сделки на мобильные услуги и получение sim-карт надо зарегистрировать процедуру. Причем с 2022 года информацию необходимо передавать на портал Госуслуги. Эта мера введена для профилактики и избежания телефонного мошенничества.

Согласно абз. 4 п. 1.1 ст. 44 ФЗ № 126, пользователь обязан сообщить информацию о приобретенных номерах на портал ЕСИА и Госуслуги. Иначе оператор вправе аннулировать абонентский номер, исключив его из контракта.

Законодательство регламентирует два случая, когда необходимо фиксировать корпоративную связь ─ при использовании сотрудниками и в устройстве. Если сим-карта нужна для работника, то нужно отправить следующую информацию:

  • данные о пользователе сим-карты;
  • номер телефона;
  • название компании или Ф.И.О. предпринимателя.

Пользователи вправе самостоятельно подать информацию. В иной ситуации необходимо их соглашение на Госуслугах.

Помимо непосредственного персонала, сим-карты используют в устройстве для передачи интернет-сигнала. Например, в терминале оплаты, онлайн-кассе, системе мониторинга и т.п. Здесь для Госуслуг нужны другие сведения:

  • номер телефона;
  • ИНН приобретателя;
  • название фирмы или Ф.И.О. частника;
  • место нахождения устройства;
  • название, ОГРН оператора сотовой связи;
  • информация об аппарате.

В этом случае согласно п. 3 правительственного постановления № 844, работодатель сообщает сведения о номерах на ЕСИА минимум за трое суток до начала использования.

Страховые взносы.

В силу пп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 149 НК РФ, все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, определенных в соответствии с законодательством РФ), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

К сведению: аналогичная норма закреплена в пп. 2 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона № 125-ФЗ.

Итак, на основании вышеприведенных положений законодательства о страховых взносах и с учетом ст. 188 ТК РФ можно сделать вывод: страховые взносы на суммы компенсации за использование работником личного мобильного телефона при исполнении им трудовых обязанностей, а также на суммы расходов на оплату услуг сотовой связи, понесенных в производственных целях, не начисляются.

Учет затрат на корпоративную связь

Средства, потраченные на рабочую сотовую связь, это расходы предприятия. Поэтому их надо учитывать в бухотчетах. Этот пункт нужно обязательно указать в соответствующем положении. Обязательно нужно прописать, кто будет заниматься учетом затрат на связь.

Итак, согласно пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ, для достоверности расходы на связь необходимо отражать как прочие. Причем брать в учет затраты надо в трех случаях:

Кроме того, в обязательном порядке прилагается подтверждающая документация. Например, контракт с сотовой компанией, детальный счет на оплату от оператора или перечень работников, на корпоративную связь которых затрачиваются средства.

Учреждение выплачивает сотруднику компенсацию за использование сотовой связи в служебных целях

Согласно Указаниям № 65н расходы на выплату компенсации за использование сотового телефона в служебных целях относятся на подстатью 212 «Прочие выплаты» ­КОСГУ. Учреждению необходимо сделать следующие бухгалтерские записи:

1) начислена компенсация за использование работником личного мобильного телефона в служебных целях:

– в бюджетном учреждении (п. 128 Инструкции № 174н):

Дебет счета 0 109 00 212 «Затраты на прочие выплаты в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»Кредит счета 0 302 12 730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим выплатам»

– в автономном учреждении (п. 132 Инструкции № 183н):

Дебет счета 0 109 00 212 «Затраты на прочие выплаты в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»Кредит счета 0 302 12 000 «Расходы по прочим выплатам»

– в казенном учреждении (п. 78, 120 Инструкции № 162н):

Дебет счета 1 401 20 212 «Расходы по прочим выплатам»Кредит счета 1 302 12 730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим выплатам»

2) выплачена работнику компенсация за использование личного сотового телефона:

а) выдана из кассы учреждения:

– в бюджетном учреждении (п. 85 Инструкции № 174н):

Дебет счета 0 302 12 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим операциям»Кредит счета 0 201 34 610 «Выбытие средств из кассы учреждения»

– в автономном учреждении (п. 157 Инструкции № 183н):

Дебет счета 0 302 12 000 «Расчеты по прочим выплатам»Кредит счета 0 201 34 000 «Касса»

– в казенном учреждении (п. 49 Инструкции № 162н):

Дебет счета 1 302 12 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим операциям»Кредит счета 1 201 34 610 «Выбытие средств из кассы учреждения»

б) перечислена с лицевого счета учреждения на банковскую карту работника:

– в бюджетном учреждении (п. 129 Инструкции № 174н):

Дебет счета 0 302 12 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим операциям»Кредит счета 0 201 11 610 «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства» (с использованием забалансового счета 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения»)

– в автономном учреждении(п. 157 Инструкции № 183н):

Дебет счета 0 302 12 000 «Расчеты по прочим выплатам»Кредит счета 0 201 11 000 «Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства» (с использованием забалансового счета 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения»)

– в казенном учреждении (п. 102 Инструкции № 162н):

Дебет счета 1 302 12 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим операциям»Кредит счета 1 304 05 212 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по прочим выплатам»

* * *

В заключение еще раз обратим ваше внимание на нюансы, связанные с использованием мобильной связи сотрудниками учреждения.

1. Учреждение само вправе заключить договор с оператором сотовой связи и установить список лиц, которым необходим такой вид связи, а также установить определенный лимит.

2. Учреждение может заключить дополнительное соглашение об использовании личных телефонов сотрудников. В этом случае оно обязано компенсировать расходы на мобильную связь и износ личных телефонов сотрудников согласно ст. 188 ТК РФ.

3. Выплачиваемая компенсация не подлежит обложению НДФЛ и страховыми взносами.

4. Ели расходы на мобильную связь произведены за счет средств субсидий или лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ они не включаются в базу по налогу на прибыль.

5. Если расходы на мобильную связь произведены в рамках приносящей доход деятельности, а также являются обоснованными и документально подтвержденными, они учитываются при расчете налога на прибыль в составе прочих расходов (пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ).

6. Бухгалтерский учет таких расходов зависит от выбранного варианта использования сотовой связи (прямой договор с поставщиком или выплата компенсации сотрудникам).

Учреждение заключило договор с поставщиком услуг связи

Согласно Указаниям № 65н расходы учреждения на оплату услуг связи относятся на код вида расходов 244 и подстатью 221 «Услуги связи» ­КОСГУ. В бухгалтерском учете расчеты с поставщиками услуг связи отражаются на счете 0 302 21 000 «Расчеты по услугам связи».

  • с Инструкцией № 183н – для автономных учреждений;

  • с Инструкцией № 174н – для бюджетных учреждений;

  • с Инструкцией № 162н – для казенных учреждений.

В бухгалтерском учете учреждению необходимо сделать следующие записи:

1) начислены расходы на оплату услуг связи:

Дебет счета 0 109 00 221 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг»Кредит счета 0 302 21 730 «Увеличение кредиторской задолженности по оплате услуг связи»

2) оплачены услуги связи:

Дебет счета 0 302 21 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по оплате услуг связи»Кредит счета 0 201 11 610 «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»

Если организация перечисляет поставщику услуг связи авансовые платежи, при осуществлении бухгалтерских записей необходимо воспользоваться счетом 0 206 21 000 «Расчеты по авансам по услугам связи».

В этом случае в бухгалтерском учете учреждению нужно сделать следующие проводки:

1) перечислен аванс за услуги сотовой связи:

Дебет счета 0 206 21 000 «Расчеты по авансам по услугам связи»Кредит счета 0 201 11 000 «Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства»

2) отражены расходы на услуги связи в соответствии с полученным актом оказания услуг:

Дебет счета 0 109 00 221 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг»Кредит счета 0 302 11 000 «Расчеты по заработной плате»

3) зачтен ранее перечисленный аванс за услуги связи:

Дебет счета 0 302 21 000 «Расчеты по услугам связи»Кредит счета 0 206 21 000 «Расчеты по авансам по услугам связи»

4) произведен окончательный расчет по услугам связи за месяц:

Дебет счета 0 302 21 000 «Расчеты по услугам связи»Кредит счета 0 201 11 000 «Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства»

На практике встречаются ситуации, когда по факту сотрудник превысил лимит расходов на сотовую связь, установленный в учреждении. В этом случае работник должен вернуть сверхлимитные расходы на сотовую связь. Однако следует помнить, что работодатель вправе произвести такое удержание только с письменного согласия работника (ст. 137 ТК РФ).

К сведению: по общему правилу размер всех удержаний из заработной платы не может превышать 20%, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, – 50% заработной платы, причитающейся работнику (ст. 138 ТК РФ).

1) отражен доход:

– в бюджетном учреждении (п. 93 Инструкции № 174н):

Дебет счета 2 205 31 560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных услуг»Кредит счета 2 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг»

– в автономном учреждении (п. 112 Инструкции № 183н):

Дебет счета 2 209 30 000 «Расчеты по компенсации затрат»Кредит счета 2 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг»

2) удержана сумма из заработной платы работника:

– в бюджетном учреждении (п. 129 Инструкции № 174н):

Дебет счета 0 302 11 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате»Кредит счета 0 304 03 730 «Увеличение кредиторской задолженности по удержаниям из выплат по оплате труда»

Дебет счета 2 304 03 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по удержаниям из выплат по оплате труда»Кредит счета 2 205 31 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»

– в автономном учреждении (п. 167 Инструкции № 183н):

Дебет счета 0 302 11 000 «Расчеты по заработной плате»Кредит счета 0 304 03 000 «Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда»

Дебет счета 0 304 03 000 «Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда»Кредит счета 0 201 11 000 «Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства»

В случае осуществления удержания из суммы оплаты труда, начисленной в рамках исполнения государственного задания, в бухгалтерском учете делаются записи:

а) в бюджетном учреждении (п. 146 Инструкции № 174н):

Дебет счета 4 304 06 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам с прочими кредиторами»Кредит счета 4 304 06 730 «Увеличение расчетов с прочими кредиторами»

Дебет счета 2 205 31 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»Кредит счета 2 304 06 730 «Увеличение расчетов с прочими кредиторами»

б) в автономном учреждении (п. 173 – 175 Инструкции № 183н):

Дебет счета 4 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами»Кредит счета 4 304 06 730 «Увеличение расчетов с прочими кредиторами»

Дебет счета 2 205 31 000 «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг»Кредит счета 2 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами»

в) в казенном учреждении (п. 78, 120 Инструкции № 162н):

– начислена сотрудникам плата за сверхлимитные услуги связи:

Дебет счета 1 205 31 560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»Кредит счета 1 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг»

– внесены сотрудником деньги в кассу учреждения:

Дебет счета 1 201 34 510 «Поступления средств учреждения в кассу»Кредит счета 1 205 31 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»

Читайте про операторов:  Выгодная мобильная связь Tele2, оператор сотовой связи Брянская область

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *