Действия администрации исправительного учреждения, связанные с запретом на пронос и использование в этом учреждении адвокатом (защитником) при свиданиях с осужденным в целях оказания ему юридической помощи фотоаппаратов, видео-, аудиотехники, электронных носителей и накопителей информации, средств мобильной связи и коммуникации либо комплектующих к ним, обеспечивающих их работу, противоречат действующему законодательству – Адвокат в Самаре и Москве – представительство в суде и юридические услуги

Особенности поиска и изъятия средств сотовой связи в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы

Вестник Челябинского государственного университета. 2022. № 13 (368). Право. Вып. 42. С. 117-128.

УДК 343.3 ББК 67.301

ОСОБЕННОСТИ ПОИСКА И ИЗЪЯТИЯ СРЕДСТВ СОТОВОЙ СВЯЗИ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

А. П. Некрасов, В. А. Шиханов

Самарский юридический институт ФСИНРоссии, Самара, Россия

Статья посвящена проблемным вопросам и особенностям поиска и изъятия средств сотовой связи в исправительных учреждениях уголовно-исправительной системы.

Ключевые слова: режим и надзор, личная безопасность, поиск, изъятие, средства сотовой связи, осмотр, досмотр, обыск в учреждениях уголовно-исправительной системы.

На сегодняшний день стратегия деятельности органов и учреждений уголовно-исполнительной системы (УИС) в РФ обусловлена требованиями и сроками, определенными Концепцией развития УИС до 2020 г. [5]. В связи с этим направление деятельности системы сориентировано на повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов. Основной же целью уголовно-исполнительного законодательства является исправление осужденных, предупреждение совершения ими новых преступлений в местах отбывания наказания. Для достижения этой цели в местах лишения свободы законодателем определен правовой механизм урегулирования данных отношений, выступающий как установленный порядок исполнения и отбывания наказания, то есть режим в исправительных учреждениях. Режим, являясь одним из основных средств исправления осужденных, прежде всего нацелен на обеспечение надежной изоляции осужденных, а также на постоянный надзор за ними. Но кроме этого режим регулирует и исполнение возложенных на осужденных обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, а также обеспечение их личной безопасности, личной безопасности иных лиц и персонала на режимных и прилегающих к исправительным учреждениям территориях.

Одним из главных направлений деятельности учреждений на территориях исправительных учреждений в процессе реализации правопорядка и законности остаются профилактические мероприятия, которые, в свою очередь, направлены на снижение причин и условий, способствующих совершению преступлений и правонаруше-

ний среди осужденных и иных лиц. Бесспорно, что зачастую этими причинами и условиями в исправительных учреждениях являются факты наличия запрещенных к использованию среди осужденных вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать. Среди запрещенных к использованию осужденными предметов, определенных законодательством, особое место занимают средства связи и комплектующие, обеспечивающие работу этих устройств.

С каждым годом данный факт в учреждениях УИС становится все очевиднее. Так, за последние годы в территориальных органах Федеральной службы исполнения наказаний России наблюдается интенсивный рост изъятых средств мобильной связи в исправительных учреждениях, что говорит не только о подъеме уровня режима в исправительных учреждениях и качестве проводимых обысков и досмотров, но и о непростой криминогенной обстановке на территориях, где расположены сами учреждения.

Изъятие средств мобильной связи сотрудниками учреждений возможно благодаря грамотному использованию технических средств поиска, а также выработанной стратегии проведения обысков и досмотров в исправительных учреждениях и профессионализму самих сотрудников. Так, при проведении обыскных мероприятий в исправительных учреждениях изъято устройств мобильной связи: в 2009 г.— 37 344 единицы, в 2022 г.— 459 270, в 2022 г.— 61 376 единиц. Явный рост изъятых средств сотовой связи в учреждениях УИС заставляет руководителей служб и учреждений УИС принимать действенные

меры по предотвращению и пресечению каналов их доставки.

Средство сотовой связи на данный момент является техническим устройством, обладающим рядом защит. Так, каждому сотовому телефону производитель присваивает индивидуальный номер (IMEI). Он служит для идентификации устройства в сети и хранится в памяти аппарата. Как правило, 1МБ1 указывается в четырех местах: в самом аппарате, под аккумуляторной батареей, на упаковке и в гарантийном талоне. Но меры правоохранителей подтолкнули злоумышленников на шаг по перепрошивке телефонов, изменению защиты производителя путем перепрограммирования устройства. Телефонные злоумышленники обычно используют телефон с целью скрыть следы своего преступления и уйти от ответственности.

На сегодняшний день необходимо признать, что сотовые телефоны становятся не только предметом преступного посягательства, но и средством совершения преступлений и противодействия расследованию. Особенно это актуально в местах содержания под стражей, во время самого процесса расследования. Количество изымаемых средств сотовой связи в следственных изоляторах УИС, так же как и в исправительных учреждениях, остается стабильно высоким. Так, в 2022 г. в следственных изоляторах и тюрьмах был изъят 10 131 сотовый телефон (в 2022 г.— 10 173) [6].

Средство мобильной сотовой связи в учреждениях УИС отнесено к запрещенным предметам по определенным причинам: при нелегальном использовании данного устройства в исправительных учреждениях заключенные под стражу лица предпринимают попытки скрасить свое пребывание под стражей по приговору суда, игнорируя условие изоляции от общества. Некоторые осужденные и заключенные под стражу лица пытаются возобновить или хотя бы контролировать свой преступный бизнес, продолжая совершать преступления, находясь в местах лишения свободы и под стражей. При помощи средств сотовой связи совершаются мошенничество, шантаж и вымогательство, передаются угрозы, оскорбления и даже ложные сообщения об актах терроризма. Использование данных устройств для организации и координации действий преступных групп позволяет заключенным использовать схемы и способы совершения преступлений, перенаправлять действия сообщников, существенно

расширять границы своей преступной деятельности.

Как отмечает руководство ФСИН России, значительная часть средств мобильной связи была изъята сотрудниками УИС во время переброса аппаратов на территорию исправительных учреждений. Данный способ доставки запрещенных предметов в исправительные учреждения приобретает на сегодняшний день особую популярность. Переброс — это действия правонарушителя, направленные на доставление запрещенного предмета через ряды инженерных режимных ограждений исправительного учреждения методом бросания или метания. Перебросы осуществляются в наиболее слабо подготовленных и уязвимых местах охраняемого объекта (учреждения). Часто их совершают родственники и знакомые осужденных либо иные лица, вовлеченные в преступную деятельность. Данные лица зачастую осуществляют попытку доставки запрещенных предметов за определенное вознаграждение, реже из чувства взаимопомощи и сострадания. При этом правонарушители используют приспособления, которые помогают наиболее эффективно доставить запрещенный предмет на территорию исправительного учреждения: пращи, рогатки, арбалеты, катапульты и т. д.

Так, в Краснотурьинске сотрудники учреждения задержали метателей мобильных телефонов. С помощью самодельного устройства они перебрасывали запрещенные предметы заключенным. Изобретенное ими устройство правонарушители назвали «телефономет». Оно по своей сути являлось большой рогаткой. В изъятых у лиц 11 свертках сотрудники исправительного учреждения обнаружили партию запрещенных устройств: 14 телефонов, девять SIM-карт, флеш-карты и зарядные устройства [7].

Переброс является организованным действием, так как в нем участвуют и те, кто бросает, и те, кто принимает. Лица-участники совершают данное деяние в заранее оговоренном месте бросания. Для доставки через инженерные ограждения исправительных учреждений запрещенных предметов правонарушители используют и другие средства — радиоуправляемые вертолеты или воздушные шары.

Уязвимость преступлений, в которых средством реализации является устройство мобильной сотовой связи, в основном осуществимо за счет оперативности и мобильности преступника. Преступник, осуществляя мошеннические

действия, во время их реализации может находиться на достаточно большом расстоянии от объекта покушения, а его преступный механизм реализуется по средствам общей системы сотовой подвижной радиотелефонной связи. Контактность жертвы и ее средств также легко устранимы для преступника. На данный момент операторы сотовой подвижной связи предоставляют услуги не только связи, а еще и их оплаты, в связи с чем преступники используют счета Б1М-карт телефонов с последующим обналичиванием денежных средств с них. Незаконное наличие данных мобильных средств связи у осужденных лиц создает реальную угрозу безопасности как внутри исправительного учреждения, так и за его пределами. Данная проблема по причине всеобщего технического прогресса имеет международный масштаб, во всех пенитенциарных учреждениях мира администрация ведет неустанную работу по перекрытию каналов проникновения средств сотовой связи, поиску и изъятию мобильных телефонов у осужденных и заключенных под стражу лиц.

На сегодняшний день в силу перечисленных факторов, связанных с незаконным оборотом средств сотовой связи, малоизученности техниче -ских особенностей электронных устройств системы сотовой связи, постоянно изменяющихся технологий функционирования данных устройств, до конца не создана регулирующая сфера отношений, связанная с оборотом средств подвижной мобильной сотовой связи. Что в свою очередь не дает сформировать качественную методику поиска и изъятия средств сотовой связи в учреждениях УИС и обеспечить в них надежную изоляцию осужденных и заключенных под стражу лиц.

В целом понятийная характеристика словосочетания «поиск и изъятие» определяется его функциональным предназначением. В данном сочетании слово «поиск» в широком смысле обо -значает стремление добиться чего-либо, в более узком — найти что-либо, то есть действия субъекта, направленные на получение нового или утерянного. Однокоренное слово «искать» также подчеркивает значение и смысл «поиска», искать — пытаться установить местонахождение чего-либо потерянного, спрятанного, нужного для получения доступа к нему или знания о нем. В толковом словаре русского языка В. Даля слово «искать» имеет смысловое значение «сыскивать, отыскивать, стараться найти, добиваться чего-либо или промышлять то, чего нет». Иное

значение данного слова отмечается в словаре С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой: «действие ищущего, розыски кого-либо; стараться получить, обнаружить». В словаре Д. Н. Ушакова определено значение слова «искать», связанное с «отысканием, розыском разведочными работами по определению местонахождения объектов добычи». Так или иначе, в нашем исследовании значения слова «поиск» складывается общая его смысловая характеристика, обозначающая действие для обнаружения, направленное на определение, установление местонахождения спрятанного и разыскиваемого предмета.

Слово «изъятие» в словосочетании означает действие, определяющее непосредственно сам процесс. В данном случае, на наш взгляд, необходимо более качественно исследовать значение глагола «изъять», которое в словаре С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой толкуется как «исключить, устранить, а также вообще удалить, вынуть». В словаре Д. Н. Ушакова это слово истолковывается как «действие по выделению из чего-нибудь, исключению, устранению из употребления» (например, изъять из обращения старые дензнаки). В. Даль слово «изъятие» толкует как «изнимать, то есть изнять кого, изымать (изъемлю), изъять что, вынимать, взять из чего, исключать, ловить, поймать, донимать, одолевать, удручать, брать, схватывать».

Хотелось бы отметить и то, что в толкованиях таких слов, как «конфискация», «отчуждение», «реквизиция», «экспроприация», «секуляризация», «лишение», «отнимание», «отобрание», «отнятие», «отымание», «отбирание», применяется слово «изъятие», и это неспроста. Так, слово «конфискация», например, в толковом словаре Д. Н. Ушакова имеет следующее толкование: «…отобрание денег или имущества у кого-нибудь по постановлению государственной власти». Следовательно, исследуемое нами значение слова «изъятие», используемое в толковании вышеперечисленных слов иностранного происхождения, имеет, на наш взгляд, единое значение, которое и объясняет действие законной власти в лице государства по принуждению субъекта отдать что-либо в пользу власти.

Слово «секуляризация» (от лат. saecularis — мирской, светский) имело двойственное значение — историческое и социологическое. В историческом понимании данная мера применялась государствами Западной Европы в XVI—XVII вв. и заключалась в изъятии чего-либо из церков-

ного, духовного ведения и передаче в светское, гражданское ведение. Стало быть, смысловое значение словосочетания «поиск и изъятие» следует понимать как действия уполномоченных государственной властью субъектов, направленные на определение местонахождения спрятанных, разыскиваемых предметов с последующим перемещением последних, их отбиранием в пользу государства. К тому же следует отметить, что данное действие носит принудительный характер для лица, в отношении которого производятся по -иск и изъятие.

В общей системе средств, используемых для обеспечения защиты интересов личности, общества, законности и правопорядка в таком сложном социальном механизме, как государство, важное место вместе с убеждением отводится государственному принуждению как одному из основных методов государственного руководства обществом и правового регулирования общественными отношениями. Под мерами государственного принуждения подразумеваются меры физического, психического, материального или организационного воздействия, применяемые уполномоченными субъектами (сотрудниками учреждений и органов УИС) в установленном законом порядке независимо от воли субъектов применения (осужденных, заключенных под стражу лиц, иных лиц) в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности учреждений УИС и их территорий.

Поиск и изъятие запрещенных предметов являются мерами принуждения, которые в общей системе мер государственного принуждения выделены в отраслевую группу, используемую органами и учреждениями УИС. К этой группе можно причислить и другие меры, такие как проверка документов, задержание, доставление, личный обыск, обыск мест пребывания, личный досмотр, досмотр вещей при лице, досмотр транспортных средств и грузов и т. д. Все перечисленные меры никаким образом не дублируют другие меры государственного принуждения, например такие как наказание в виде лишения свободы, которое определено законодателем в ст. 43 Уголовного ко -декса РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ как мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Перечисленные ранее меры принуждения лишь обеспечивают процесс исполнения наказаний в исправительных учреждениях и содержания под стражей в следственных изоляторах. Данная группа мер ориентирована

на обслуживание процесса исполнения наказания в виде лишения свободы и процесса содержания под стражей, где сам процесс законодатель определил в ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ как порядок исполнения и отбывания лишения свободы, то есть режим в исправительных учреждениях. В свою очередь процесс содержания и пребывания под стражей установлен в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» как режим мест содержания под стражей.

Рассмотрев понятийные характеристики поиска и изъятия следует обратить внимание на сам объект правонарушения — средство сотовой связи, сотовый (мобильный) телефон систем подвижной связи. В настоящее время сотовая связь является самой доступной и распространенной из всех видов мобильной связи, в связи с чем сотовый телефон обозначают как мобильный (хотя мобильными телефонами, помимо сотовых, являются также и спутниковые телефоны, радиотелефоны и аппараты магистральной связи). Что же касается самого способа организации мобильной связи (подвижной радиосвязи), то с помощью него реализуется доступ оператора к абонентам и между абонентами без кабеля, за счет выделенных радиоканалов. Все используемые системы мобильной радиосвязи делятся на наземные и спутниковые. Свое название сотовые системы связи получили в связи с сотовым принципом организации связи, согласно которому зона обслуживания (территория города или региона) делится на большое число малых рабочих зон, или сот, в виде шестиугольников. В центре каждой рабочей зоны (соты) расположена базовая станция (BTS), которая связана по радиоканалам со многими мобильными станциями (MS).

Расположение базовых станций позволяет оператору при необходимости определить местонахождение абонента за счет считывания IMEI телефонной трубки абонента при выходе и обращении его на станцию. Причем опознавание телефона происходит в автоматическом режиме, при поиске сигнала оператора связи. Также IMEI используется для слежения за аппаратами и блокирования краденых телефонов на уровне оператора сотовой связи, что не позволяет в дальнейшем использовать такой аппарат в сети этого оператора (однако это не мешает его использованию в других сетях). Опорная сеть GSM хранит IMEI

в реестре идентификации оборудования (EIR). Это сделано для отслеживания ворованных телефонных аппаратов. Теоретически все данные об украденных мобильных телефонах должны распространяться по EIR всех сетей в мире через центральный EIR. При данной очевидности в ряде стран эта возможность по каким-то причинам не поддерживается. Данные в EIR не обновляются в режиме реального времени, что делает его применение ограниченным.

Само средство сотовой связи, средство мобильной связи, сотовый телефон, он же мобильный телефон, является приемо-передающим устройством, используемым на территории (зоне покрытия) сотовой сети, которая носит название подвижной, или мобильной станции (MS — mobile station). От базовой станции (BTS — base transceiver station), являющейся комплексом радиопередающей аппаратуры, осуществляется связь с конечным абонентским устройством (сотовым телефоном). Дальность действия связи в большинстве случаев не превышает 35 км. По причине ограниченности в пространстве для обеспечения устойчивых сигналов операторы связи нацелены на расширение покрытия территорий связью за счет установки новых базовых станций. В связи с чем в погоне за большим количеством абонентов и прибылью компании — операторы сотовой связи иногда не принимают во внимание вопросы безопасности в исправительных учреждениях УИС. По этой причине администрации учреждений должны четко следить за возведением базовых станций вблизи их территорий, чтобы впоследствии не возникали претензии к компаниям связи от их клиентов и организаций из-за плохого качества сигнала вследствие применения на территории исправительных учреждений технических приборов подавления сигналов сотовой связи. Особенно это важно в исправительных учреждениях, находящихся на городских и пригородных территориях.

Нельзя не отметить и еще один важный элемент функционирования сотовой связи — SIM-карты. Другие современные сотовые сети применяют иные модули идентификации, обычно внешне схожие с SIM-картами и выполняющие аналогичные функции (USIM в сетях UMTS, R-UIM в сетях CDMA и пр.). Основная функция SIM-карты — хранение идентификационной информации об учетной записи (аккаунте), что позволяет абоненту легко и быстро менять сотовые аппараты, не меняя при этом свою учет-

ную запись, а просто переставив свою SIM-карту в другой телефон. Для этого SIM-карта включает в себя микропроцессор с программным обеспечением и данные с ключами идентификации карты, которую использует на этапе идентификации карты и абонента сеть GSM. Если SIM-карта не установлена в телефон или не введен правильный PIN-код, телефон не может совершать никакие звонки в сотовой сети, за исключением вызова экстренных служб (номера 112 или 911). Все остальные функции у большинства телефонов в этом случае обычно блокируются (это не касается смартфонов и коммуникаторов).

На SIM-карте абонент может хранить дополнительную информацию, например телефонную книгу, списки входящих и исходящих телефонных звонков, тексты SMS-сообщений. В современных телефонах эти данные не записываются на SIM-карту, а хранятся в памяти телефона, поскольку SIM-карта налагает достаточно жесткие ограничения на формат и объем хранимых на ней данных. В случае утраты SIM-карты абонент должен немедленно поставить в известность оператора, после чего утерянная карта блокируется и абоненту выдается новая карта. Информация о номере телефона, текущем балансе и всех подключенных услугах при этом остается неизменной, но все абонентские данные, хранившиеся на SIM-карте, не подлежат восстановлению.

Довольно небольшой размер SIM-карт позволяет правонарушителям, осужденным и заключенным под стражу лицам надежно прятать их в местах своего пребывания, используя предметы и вещи обихода, одежду и даже естественные полости своего тела. На данное время используются SIM-карты трех разных размеров: mini-SIM-карта (25^15^0,76 мм) широко используется в GSM-телефонах и в большинстве телефонов с 3G; micro-SIM (15x12x0,76 мм) используется в новых моделях с 3G и LTE (iPhone 1-4, Nokia N9, все модели линейки Nokia Lumia, LG Ü880, Samsung Galaxy S III и др.); nano-SIM-карта (12,3×8,8×0,67 мм) используется в iPhone 5 и др.

При проведении режимных мероприятий по поиску и изъятию средств сотовой связи сотрудники должны быть ознакомлены с вышеперечисленной информацией, чтобы отыскать и сохранить информацию из сотовых телефонов осужденных, зачастую весьма ценную. В процессе поиска и изъятия в исправительных учреждениях средств сотовой связи, в отличие от других запрещенных предметов и веществ, сотрудник

должен понимать, что, грамотно сохраняя следы правонарушения, он сохраняет доказательную базу правонарушения для последующего наказания осужденного или иного лица.

Распространение SIM-карт среди абонентов определено за операторами сотовой сети, но, помимо того что каждый сотовый оператор имеет собственные сервисные точки для продажи SIM-карт либо пользуется услугами субъектов розничной торговли, данные компании часто работают через так называемых промоутеров, которые имеют открытые точки продаж — в гипер-маркетах, торгово-развлекательных комплексах, на вокзалах, в метро и т. д. Зачастую такие про-моутеры заинтересованы просто в получении прибыли и идут на нарушение договорных соглашений с операторами, подключая абонентов даже без наличия у них паспорта гражданина РФ. В связи с этим создается угроза распространения неучтенных SIM-карт, причем в такой ситуации невозможно установить данные продавцов, а также идентифицировать лиц, приобретающих такие SIM-карты. Данный факт тормозит расследование и делает невозможным процесс собирания доказательной базы по уголовным делам, например, при телефонных мошенничествах. В целях правового урегулирования данной ситуации принят Федеральный закон от 2 ноября 2022 г. № 304-Ф3 «О внесении изменений в статью 44 Федерального закона “О связи” и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». За счет внесенных в законы поправок законодатель намерен прекратить неофициальный процесс продажи SIM-карт и установить юридическую ответственность за данное правонарушение.

Не менее важным элементом в сборе информации о правонарушениях и преступлениях, совершенных с помощью средств сотовой связи, является карта памяти (флеш-карта), которая в момент изъятия может находиться в телефоне либо вне его. Карта памяти, или флеш-карта,— это компактное электронное запоминающее устройство, используемое для хранения цифровой информации. Карты памяти широко используются в электронных устройствах, включая цифровые фотоаппараты, сотовые телефоны, ноутбуки, портативные цифровые аудиопроигрыватели. С помощью сменяемой карты памяти пользователь может значительно расширить объем встроенной памяти (оперативной памяти телефона — RAM). Все перечисленные электронные устройства

не должны использоваться осужденными и заключенными под стражу лицами и изымаются сотрудниками на основании закона.

Понятийная характеристика «поиска и изъятия средств сотовой связи в учреждениях УИС» раскрывает основные формы и составляющие самого процесса поиска. В процессе поиска следов правонарушения либо преступления можно выделить несколько таких форм, утвержденных на законодательном уровне. Взяв за основу цели, назначение и используемые методы реализации проведения следственных действий в уголовно-процессуальном законодательстве, мы можем провести аналогию между формами, используемыми для поиска запрещенных вещей и предметов в УИС. Важно рассмотреть использование таких основополагающих понятий, как «осмотр», «досмотр» и «обыск», связанных со сбором доказательств по делам об уголовных преступлениях, административных правонарушениях и обеспечением профилактически-режимных мер, в деятельности учреждений УИС.

Одной из первых форм поиска является «осмотр». В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова слово «осмотреть» означает «посмотреть на кого, что-нибудь или с разных сторон, оглядеть полностью». По мнению А. В. Смирнова и К. Б. Калиновского, процессуальный закон использует термин «осмотр» (ст. 176-178 Уголовно-процессуального кодекса (УПК) РФ) для обозначения метода визуального наблюдения. Однако при осмотре, замечают авторы, объекты воспринимаются всеми органами чувств. Так, в протоколе осмотра могут быть зафиксированы результаты прослушивания звукозаписи, температура объекта, наличие резкого запаха и т. п.

Безконтактность осмотра является его главным отличием от обыска. При проведении обыска принудительные действия могут производиться в случае отказа владельца добровольно открыть соответствующие помещения и хранилища (ч. 6 ст. 182 УПК РФ). В общем смысле данной формы поиска следов правонарушений или преступлений описываются не только цели, но и порядок. Так, например, в ч. 4-6 ст. 177 УПК РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ указывается на необходимое присутствие при осмотре лиц, владеющих имуществом, которое подвергается осмотру, и понятых.

Осмотр в УИС отличен от уголовно-процессуального осмотра. Главным отличием выступают задачи, стоящие перед осмотром в исправительных

учреждениях и следственных изоляторах — обнаружение и изъятие запрещенных вещей и предметов, обнаружение подкопов и проломов, поиск скрывшихся осужденных на территории исправительного учреждения. Объектами осмотра и обыска на основании п. 4.4 Инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в воспитательных колониях УИС, выступают территории, помещения, осужденные, а условиями осмотра является то, что во время их проведения в жилой и производственной зонах не допускается не вызываемое необходимостью повреждение постельных принадлежностей, носильных вещей, инвентаря и других предметов. Также в инструкции отмечено, что осмотры и обыски в помещениях проводятся для выявления технических неисправ -ностей оборудования, обнаружения признаков приготовления к преступлению или изготовления запрещенных предметов, и должны производиться во время учебы, работы или прогулок осужденных. В Инструкции об организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в следственных изоляторах и тюрьмах УИС указано, что осмотр проводится во время обследования территорий, помещений, непосредственно камер (технический осмотр камеры). Применяемый в УИС осмотр в зависимости от вида расследуемого правонарушения может быть классифицирован как административный осмотр, регулируемый нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП) (медицинские и технические осмотры), уголовно-процессуальный, регулируемый нормами УПК РФ, и уголовно-исполнительный, реализуемый в соответствии с требованиями подзаконных нормативных актов.

В итоге осмотр в УИС является первоначальным контрольным визуальным обследованием, как правило, предоставляет свободный доступ участникам данного действия (на территории и участке местности), предполагает добровольность обследуемого лица в отношении как его, а также вещей при нем, впоследствии может переходить в досмотр или обыск. Осмотр мест пребывания и проживания лиц, осужденных и заключенных под стражу, осуществляется на основании решения администрации учреждения в соответствии с режимом исполнения наказания и режимом содержания под стражей в учреждениях УИС.

Следующая форма поиска — досмотр. Слово «досмотр» в толковом словаре русского языка

С. И. Ожегова имеет значение «проверочный осмотр». Смысловое значение понятия «досмотр» можно принять как усиление осмотра, усиление первоначального визуального обследования контактным методом поиска без нарушения конструктивной целостности объекта. Морфология слова также указывает на это: слово «досмотр» состоит из приставки «до», которая при добавлении к глаголам образует глаголы со значением завершения действия или достижения цели (например, дойти, доходить, добежать и т. д.), и словообразующего корня «смотр», который определяет значение слова «досмотр» — смотреть до логиче -ского завершения.

Основываясь на мнении ученых, рассматривающих такую форму поиска в УИС, как досмотр, необходимо провести анализ и выявить главную сущность данного действия. Так, по мнению М. Г. Деткова, «досмотр — это разовое действие персонала исправительного учреждения в отношении лиц, не являющихся осужденными, их транспортных средств, вещей и т. д., с целью пресечения поступления к осужденным, в нарушение закона, различного рода вещей, предметов и ценностей, осуществляемое на территории исправительного учреждения, а также в пределах его территории, на которой в соответствии с решением местных органов самоуправления устанавливаются режимные требования».

По мнению же А. В. Строкатова, досмотром являются поисковые действия представителей администрации исправительных учреждений, направленные на предупреждение, выявление и пресечение правонарушений, осуществляемых в отношении лиц, не являющихся осужденными, их вещей и транспортных средств, находящихся на территории исправительного учреждения и территории, на которой установлены режимные требования, а также посылок, передач, бандеролей, получаемых и отправляемых осужденными [12. С. 21].

В целом мы согласны с мнением указанных авторов и их характеристикой сущности досмотра в УИС, но их утверждения, на наш взгляд, не полны и не рассматривают такое мероприятие, как досмотр вещей при осужденном, заключенном под стражу лице, досмотр посылок, бандеролей и передач в адрес данных лиц, а также досмотр персонала учреждений. Кроме того, авторы не конкретизируют лиц, осуществляющих досмотр. Досмотр, в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства,

могут осуществлять только уполномоченные администрацией учреждений, на законных основаниях, подготовленные лица из числа персонала — аттестованные сотрудники оперативно-режимных и охранных служб учреждений.

Более полно дает определение досмотра А. В. Дергачев. По его мнению, досмотр — это режимное мероприятие, проводимое сотрудниками УИС путем обследования лиц, не являющихся осужденными, их транспортных средств, вещей и т. д., а также вещей осужденного, поступающих (отправляемых) ему посылок, передач и бандеролей с целью выявления и изъятия запрещенных к использованию осужденными предметов, осуществляемое на территории исправительного учреждения, а также в пределах границ территории, на которой установлены режимные требования.

Досмотр в учреждениях УИС является основной формой поиска, который проводится для обнаружения орудий либо предметов совершения административного и уголовно-исполнительного правонарушения и осуществляется по двум направлениям. В первом случае административной ответственности за доставку запрещенных предметов подвергаются граждане, допустившие правонарушения на территории исправительных учреждений и на прилегающих к ним территориях (личный досмотр и досмотр вещей при лице). Вид досмотра в данном случае — обследование одежды лица и его вещей без нарушения их конструктивной целостности; он осуществляется при необходимости в целях обнаружения орудий либо предметов совершения административного правонарушения. С нашей точки зрения, формулировка «без нарушения их конструктивной целост -ности», данная законодателем в ст. 27.7. КоАП РФ, является не совсем точной, так как зачастую лица, прибывшие в места изоляции на краткосрочное либо длительное свидание, могут доставлять запрещенные предметы различными способами, утаивая их от досмотра. В этом случае сотруднику, проводящему личный досмотр лица, требуется не только техническая оснастка (метал-лоискатель либо рентгеновский аппарат), а еще и профессионализм в распознавании ухищрения.

Во втором случае речь идет о мерах принуждения в отношении осужденных и заключенных под стражу лиц в соответствии с требованиями режима отбывания наказания и режима содержания под стражей (досмотр вещей при лице, посылок, передач), и персонала исправительных учреждений на основании требований режима

исполнения наказания и режима содержания под стражей (досмотр личных вещей) на территориях исправительных учреждений и прилегающих к ним территориях.

На наш взгляд, важной особенностью процедуры досмотра вещей осужденных и заключенных под стражу лиц является то, что при выявлении запрещенных предметов в объекте досмотра либо при имеющейся информации о его наличии сотрудник, проводящий досмотр вещей или продуктов питания, может принять решение детально досмотреть данный объект, применяя разрушение его целостности (например, распарывание шва одежды осужденного, вскрытие консервной банки и т. д.).

Важной задачей досмотра в УИС является недопущение проникновения вещей, предметов, веществ, запрещенных к использованию осужденными и заключенными под стражу лицами; предотвращение их поступления в места изоляции УИС; выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся, совершаемых или совершенных преступлений и иных правонарушений. Формы поиска: осматривание вещей, находящихся при физическом лице; проверка продуктов и вещей в посылке, бандероли и передаче; обследование транспортных средств; контроль помещений, куда не имеют доступа осужденные. Местами применения досмотра в УИС являются контрольно-пропускные пункты (КПП) для людей, а также для транспортных средств и грузов. Указанные места в учреждениях УИС в соответствии с «Наставлением по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов УИС» оборудуются проходными коридорами, специальными площадками и шлюзами для досмотра транспортных средств и грузов. Кроме того, досмотру подвергаются посылки, бандероли и передачи, принимаемые сотрудниками учреждений УИС в адрес осужденных и заключенных под стражу лиц. В данном направлении сотрудниками учреждений проводится большой объем работ по распознаванию различного рода ухищрений с целью сокрытия в продуктах питания, вещах запрещенных предметов и веществ. Досмотр применяется и к вещам, находящимся при вновь прибывших лицах или при убывающих из учреждения осужденных и заключенных под стражу лицах.

Для результативности проводимого досмотра, а также для сохранения целостности досматриваемого объекта и экономии времени, потраченного

на детальный контактный досмотр, необходимо применение специального поискового оборудования. В служебной деятельности правоохранительных органов существует выражение «бесконтактный и поверхностный досмотр», где со словом «бесконтактный» связывают применение технических средств поиска. К таким средствам относят металлообнаружители (ручные и стационарные), рентгеновские инспекционно-досмо-тровые системы, рентгеноскопы, интроскопы, газоанализаторы, тепловизоры и т. д. Принцип неразрушения целостности при обследовании, на наш взгляд, и повлиял на название «досмотр» и отношение к этой форме поиска. В то же время поверхностный досмотр является контрольным досмотром граждан, выявляющим предметы, не выложенные, не сданные лицом ранее и зафиксированные техническим средством (стационарным металлообнаружителем) при проходе лица через рамку. В данной ситуации сотрудник проводит поверхностное обследование верхней одежды лица, осматривает, одновременно прощупывая (продольно сжимая) части его одежды.

В итоге досмотр в УИС — поисковые действия сотрудников исправительного учреждения, направленные на обнаружение запрещенных вещей, предотвращение их поступления к осужденным, выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся, совершаемых или совершенных преступлений и иных правонарушений, осуществляемые в отношении лиц, не являющихся осужденными и заключенными под стражу, их вещей и транспортных средств, находящихся на территории учреждения и территории, на которой установлены режимные требования, а также посылок, передач, бандеролей, получаемых и отправляемых осужденными.

Следующей формой поиска, и самой серьезной из ранее рассмотренных, является «обыск». Этимология этого слова имеет древнерусское происхождение — «об-искъ» (от «искать»). Приставка «об», которая образует слово, может обозначать движение вокруг чего-то (обойти вокруг), мимо чего-то (обойти грязь), действие до необходимого предела (обыскать). Проведем анализ значения слова «обыск», которое образовано от глагола «обыскивать» (то есть осматривать все с целью поиска чего-либо, искать повсюду или во многих местах). В словаре В. И. Даля слово «обыскивать» имеет значение «искать у кого, при ком или в доме его, чего либо, для открытия, дознания, улики». В толковом словаре русского

языка С. И. Ожегова «обыскать», означает «ища, осмотреть целиком». В Большом толковом словаре русского языка С. А. Кузнецова «обыск» понимается как «официальный осмотр кого-, чего-либо представителями органов власти с целью найти укрываемое, недозволенное и т. п.».

В истории нашего государства слово «обыск» чаще всего применялось в следственных действиях. Подтверждение тому — словосочетание «повальный обыск». В русском уголовном процессе до 1864 г. он был одним из элементов предварительного следствия, одной из форм послушества, которая состояла в том, что все жители данного околотка (участка) опрашивались относительно жизни и поведения заподозренного.

Синонимами к слову «обыск» могут быть: «испытание», «осмотр», «досмотр», «исследование», «шмон». Что касается происхождения жаргонного слова «шмон», то здесь скрывается довольно интересная история. Слово «шмонать» (то есть обыскивать, искать) произошло от слова «шмоне», что с иврита переводится как «восемь». Дело в том, что в тюрьмах Одессы, как и повсюду в Российской империи, производить обыски в камерах было принято в 20 часов, то есть в 8 часов вечера. А вот слово «обыск» переводится на иврит как «хипеш» (привычное ныне «кипиш»). Сочетание данных слов до сих пор используется осужденными и заключенными под стражу лицами с целью предупредить о готовящемся обыске другие камеры.

Смысловое определение слова «обыск» непосредственно связанно с его предназначением и организацией. Основной целью обыска являются поиск, отыскание и изъятие следов правонарушения, орудий, предметов, документов, ценностей и т. д., которые имеют отношение к проводимому расследованию. Также в смысл данного слова вкладывается правовое принуждение к лицу и его имуществу, так как требование уполномоченного лица выдать скрываемые предметы носит принудительный характер, что воздействует на его психологическое и впоследствии на физическое состояние. Обыск побуждает лицо наперекор своей воле предоставлять искомые предметы. В случае отказа выдать данный предмет добровольно лицо подвергается физическому принуждению для осуществления отыскания и изъятия. Следует отметить, что, в отличие от осмотра, обыск, как и досмотр, носит контактный характер, производится с применением методов разрушительного характера, то

есть с нарушением конструктивной целостности объекта (открывание запирающих устройств, распарывание швов тканей, вскрытие полостей, поднимание, переворачивание и т. д.), частичным или полным обнажением лица при личном обыске, а также, при необходимости, обследованием естественных полостей тела человека (в соответствии с п. 26 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов УИС данное обследование может проводить только специалист-медик). Как и во время досмотра, во время обыска могут применятся технические средства поиска.

Приведенная информация в целом раскрывает сущность как самого поиска и изъятия в учреждениях УИС средств сотовой связи, так и их техническую характеристику, что, на наш взгляд,

является немаловажным для выработки методики и мер противодействия администрации учреждений. Для привлечения к ответственности лиц, осуществляющих правонарушение с помощью средств сотовой связи в исправительных учреждениях и следственных изоляторах, администрации учреждений необходима доказательная база, которую содержит само средство связи и составляющие его устройства ^1М-карты и карты памяти). Для качественного сбора информации на этапе обыска и изъятия, а также при дальнейшем ее использовании в расследовании правонарушений и преступлений, совершаемых на режимной и прилегающей к исправительным учреждениям территории, необходимо учитывать особенности обращения с носителями и источниками информации.

Список литературы

1. Федеральный закон от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // Ведомости Съезда нар. депутатов Рос. Федерации и Верхов. Совета Рос. Федерации.- 1993.- № 33.- Ст. 1316.

2. Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» // Рос. газ.- 2003.- № 135.

3. Федеральный закон от 2 ноября 2022 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в статью 44 Федерального закона “О связи” и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // Собр. законодательства Рос. Федерации.- 2022.- № 44.- Ст. 5643.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 г. № 328 «Об утверждении Правил оказания услуг подвижной связи» // Собр. законодательства Рос. Федерации.- 2005.- № 22.-Ст. 2133.

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 2022 г. № 1772-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» // Собр. законодательства Рос. Федерации.- 2022.- № 43.- Ст. 5544.

6. Обзор ФСИН России от 25 февраля 2022 г. № 08-7683 «О недостатках в организации режима и надзора в следственных изоляторах и тюрьмах уголовно-исполнительной системы» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : сайт.- URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 04.09.2022).

7. Лялин, Р. В Краснотурьинске колонию пытались расстрелять мобильными телефонами из рогатины [Электронный ресурс] / Р. Лялин // Комсомол. правда. 2022. 7 июля.- URL: http://www.kp.ru/online/ news/1784039/ (дата обращения 02.09.2022).

8. Гаврилой, В. М. Обеспечение режима и надзора в исправительных колониях : учеб.-метод. пособие / В. М. Гаврилой.- Рязань, 2003.- 400 с.

9. Статистические данные [Электронный ресурс] // Федеральная служба исполнения наказаний : сайт.- URL: http://fsin.su/statistics/ (дата обращения 02.09.2022).

10. Дергачев, А. В. Правовое регулирование проведения режимных мероприятий в исправительных колониях : дис. … канд. юрид. наук / А. В. Дергачев.- Рязань, 2022.- 170 с.

11. Смирнов, А. В. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации : постатейный / А. В. Смирнов.- М. : Проспект, 2009.- 768 с.

12. Строкатов, А. В. Правовые и организационные основы обысков и досмотров в исправительной колонии : дис. … канд. юрид. наук / А. В. Строкатов.- М., 2000.- 320 с.

13. Судебная психология для следователей : учеб. пособие / под ред. А. Р. Ратинова.- М., 1967.- 290 с.

14. Детков, М. Г. Тюрьмы, лагеря и колонии России (к 120-летию Главного тюремного управления России) / М. Г. Детков ; под ред. П. В. Крашенинникова.- М. : Вердикт-1 М, 1999.- 448 с.

Сведения об авторах

Некрасов Александр Петрович — доктор юридических наук, профессор Самарского юридическо -го института Федеральной службы исполнения наказаний России, Самара, Россия. law@csu.ru

Шиханов Вячеслав Александрович — подполковник внутренней службы, старший преподаватель кафедры режима и охраны в уголовно-исполнительной системе Самарского юридического института ФСИН России, Самара, Россия. law@csu.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2022. № 13 (368). Law. Issue 42. P. 117-128.

FEATURES OF SEARCH AND REFUSAL IN MEANS OF CELLULAR COMMUNICATION IN CORRECTIONAL FACILITIES OF PENAL SYSTEM

A. P. Nekrasov

Doctor of Juridical Sciences, Professor of Samara Juridical Institute of of the Federal Penitentiary Service of Russia,

Samara, Russia. law@csu.ru

V. A. Shihanov

Lieutenant Colonel of internal service, senior lecturer mode and protection in the criminal-executive system of the Samara Juridical Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Samara, Russia. law@csu.ru

Article is devoted to problem questions and features of search and withdrawal of means of cellular communication in correctional facilities of penal system.

Keywords: mode and supervision, personal security, search, withdrawal, means of cellular communication, survey, examination, search, penal system.

References

1. [Federal law of July 21, 1993, no. 5473-1 “On institutions and bodies executing criminal punishments in the form of imprisonment”]. Vedomosti Sjezda narodnyh deputatov Rossiyskoy Federacii i Verhovnogo Soveta Rossiyskoy Federacii [Gazette of the Congress of people’s deputies of the Russian Federation and the Supreme Soviet of the Russian Federation], 1993, no. 33, art. 1316. (In Russ.).

2. [The Federal law from July 7, 2003, no. 126-FZ “On communication”]. Rossiyskaya gazeta [Russian newspaper], 2003, no. 135. (In Russ.).

3. [Federal law of November 2, 2022, no. 304-FZ “On amendments to article 44 of the Federal law “On communications” and the Code of the Russian Federation about administrative offences”]. Sobranie zakonodatel ‘stva Rossiyskoy Federacii [Collection of laws of the Russian Federation], 2022, no. 44, art. 5643. (In Russ.).

4. [The decree of the Government of the Russian Federation from May 25, 2005, no. 328 “On approval of Rules of rendering of services of mobile communication”]. Sobranie zakonodatel’stva Rossiyskoy Federacii [Collection of laws of the Russian Federation], 2005, no. 22, art. 2133. (In Russ.).

5. [The decree of the Government of the Russian Federation of October 14, 2022, no. 1772-R “On the Concept of development of criminal-Executive system of the Russian Federation until 2020”]. Sobranie zakonodatel’stva Rossiyskoy Federacii [Collection of laws of the Russian Federation], 2022, no. 43, art. 5544. (In Russ.).

6. [Overview of the Federal penitentiary service of Russia dated February 25, 2022, no. 08-7683 “About the shortcomings in the organization and supervision in detention centres and prisons of the penal system”]. Available at: http://www.consultant.ru, accessed 04.09.2022. (In Russ.).

7. Lyalin R. V Krasnoturyinske koloniyu pytalis’ rasstrelyat’ mobil’nymi telefonami iz rogatiny [In Kras-noturinsk the colony tried to shoot mobile phones from forks]. Komsomol ‘skayapravda [Komsomol truth], July 7, 2022. Available at: http://www.kp.ru/online/news/1784039/, accessed 02.09.2022. (In Russ.).

8. Gavriloy V.M. Obespechenie rezhima i nadzora v ispravitel ‘nyh koloniyah [Regime support and supervision in correctional colonies]. Ryazan’, 2003. 400 p. (In Russ.).

9. Statisticheskie dannye [Statistics]. Federal’naya sluzhba ispolneniya nakazaniy [Federal service of execution of punishments]. Available at: http://fsin.su/statistics/, accessed 02.09.2022. (In Russ.).

128

A. n. HeKpacoe, B. A. ffluxume

10. Dergachev A.V. Pravovoe regulirovanie provedeniya rezhimnyh meropriyatiy v ispravitel’nyh koloni-yah: dis. … kand. yurid. nauk [Legal regulation of security measures in penal colonies. Thesis]. Ryazan’, 2022. 170 p. (In Russ.).

11. Smirnov A.V., Kalinovskiy K.B. Kommentariy k Ugolovno-processual’nomu kodeksu Rossiyskoy Fe-deracii: postateiniy [Commentary to the Criminal procedure code of the Russian Federation: article-by-article]. Moscow, Prospekt [Avenue] Publ., 2009. 768 p. (In Russ.).

12. Strokatov A.V. Pravovye i organizacionnye osnovy obyskov i dosmotrov v ispravitel’noy kolonii: dis. … kand. yurid. nauk [The legal and organizational basis of searches and inspections in the penal colony. Thesis]. Moscow, 2000. 320 p. (In Russ.).

13. Sudebnaya psihologiya dlya sledovateley [Forensic psychology for investigators]. A.R. Ratinov (ed.). Moscow, 1967. 290 p. (In Russ.).

14. Detkov M.G. Tyur’my, lagerya i kolonii Rossii (k 120-letiyu Glavnogo tyuremnogo upravleniya Rossii) [Prisons, camps and colonies of Russia (to the 120th anniversary of the Main prison administration Russia)]. P.V. Krasheninnikov (ed.). Moscow, Verdikt-1 M Publ., 1999. 448 p. (In Russ.).

Читайте про операторов:  Нормы размещения вышек сотовой связи - Статья - ПСК Инжиниринг

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *