Как смартфоны влияют на развитие детей и о чём не задумываются родители? | informburo.kz

И что, теперь совсем ребёнку смартфон не давать?

Смартфон, как и любая другая технология, всего лишь инструмент. Пользу он принесёт или вред – это зависит от человека, поэтому крайности – не решение. Современных детей будут постоянно окружать сверстники с гаджетами. Запрет на технику может вызвать у них как чувство неполноценности, так и протест.

Всемирная организация здравоохранения рекомендует знакомить детей со смартфонами и планшетами не раньше двухлетнего возраста. Допустимое время сеанса – максимум час в день, то же самое касается детей до пяти лет.

Также ребёнку в этом возрасте нужна физическая активность не менее трёх часов в день.

Американская академия педиатров негативно оценивает большинство развивающих приложений для маленьких детей, потому что их эффективность не доказана. Врачи считают, что основная масса образовательных приложений направлена преимущественно на заучивание букв и форм.

Как правильно пользоваться гаджетами

Итак, ребёнок попросил купить ему смартфон. Прежде всего, стоит поинтересоваться, как именно он собирается его использовать. Важно, чтобы ребёнок понимал: смартфон — это не показатель статуса, не атрибут взрослого и не игрушка. Это сугубо утилитарная вещь, служащая для конкретных целей.

Обсудите с ребёнком, какую пользу может принести смартфон, исходя из его увлечений, и покажите ему такие возможности. Например, приложения для творчества — с их помощью можно рисовать классные скетчи, научиться создавать электронную музыку и даже записать свой рэп-альбом.

Объясните ребёнку, что он должен всегда чётко осознавать, для чего берёт в руки гаджет и расскажите о негативных последствиях, которые несёт пассивное потребление информации. 

Установите правила, например, не пользоваться смартфоном за едой и не «залипать» в экран на улице, и сами выполняйте их. Личный пример особенно важен: бесполезно требовать от ребёнка не злоупотреблять смартфоном, если сами не выпускаете его из рук. 

Часто нездоровая привязанность к девайсам лишь симптом. Уход от общения со сверстниками и родителями — показатель тревоги или психоэмоционального напряжения. Запрет на гаджеты в таком случае приведёт к обострению негативизма и ухудшению отношений. 
Елена Петрусенко, психолог домашней онлайн-школы «Фоксфорда»

Как смартфоны и планшеты влияют на развитие ребёнка?

Однозначного ответа на этот вопрос пока нет. Изучать влияние гаджетов на подрастающее поколение учёные начали относительно недавно. В 2022 году правительство США инициировало масштабное исследование интеллектуальных способностей современных подростков.

В нём участвуют 11 тысяч детей в возрасте 9-10 лет по всей стране. Учёные из Национального института здоровья (NIH) хотят выяснить, как длительное использование смартфонов влияет на физическую структуру головного мозга детей, их эмоциональное развитие и психическое здоровье.

Исследование стоимостью 300 миллионов долларов продлится 10 лет. Недавно его авторы опубликовали первые результаты. Изучив снимки МРТ 4500 тысяч детей, учёные обнаружили преждевременное истончение мозговой коры у школьников, которые уделяли гаджетам более семи часов в день.

Также, согласно отчёту, дети, проводящие с гаджетами более двух часов, хуже справляются с тестами на мышление и знание языка, чем сверстники, которые реже пользуются смартфонами. К похожим выводам пришли авторы другого исследования, посвящённого детям от двух до пяти лет.

Мобильный телефон и ребенок: как минимизировать вред и добиться наибольшей пользы?

Итак, использование мобильных устройств может принести как пользу, так и вред. И существуют определенные правила обращения с гаджетами, исполнение которых позволяет минимизировать вред, получая всю возможную пользу. Среди основных правил стоит отметить такие:1.

Нельзя пользоваться мобильником более 3 часов в день. Каждые 20-30 минут игры или просмотра фильма нужно делать перерыв, смотреть в окно, проводить разминку для глаз. Нужно приучить малыша не держать смартфон перед глазами, соблюдать расстояние в 20-30 см.2.

Недопустимо пользоваться устройствами во время еды, в процессе ходьбы по улице, особенно во время перехода через дорогу. Также для поддержания хорошего зрения стоит отказаться от устройств в поездках, при тряске. 3.    Нужно научиться выбирать полезный контент — сначала под контролем родителей, а затем и самостоятельно.

Задача родителей — научить ребенка отказываться от бесполезного информационного шлака, который в изобилии наполняет интернет-пространство. Нужно постараться объяснить вред этого мусора, и показать по-настоящему полезные ресурсы.4.    Стоит забирать у ребенка мобильные устройства перед сном, особенно если есть проблемы с засыпанием или азарт к играм. 5.

Нельзя забывать о важности личного примера. Если родители постоянно «сидят в телефоне», ребенок будет стремиться к тому же. Если мама или папа активно поглощают бесполезный, глупый контент, ребенок будет искать в мировой сети то же самое. 6.    Вне зависимости от того, в каком возрасте ребенок получил в свое распоряжение личный телефон, или стал много пользоваться родительским, важно, чтобы в первое время его действия находились под полным контролем родителей.

Также важно научить подрастающее поколение безопасному поведению в интернете. Это касается сохранения личных данных в тайне, культуры онлайн-общения, и множества других вещей.  Стоит приучить ребенка к выполнению этих правил с самого раннего возраста, чтобы все это стало для него закономерной культурой использования мобильных устройств. Тогда он сможет получать все плюсы от использования электронного девайса, не рискуя собственным здоровьем. 

Польза и вред гаджетов

О разрушающем влиянии смартфонов на детей часто говорят медики и психологи. В 2022 году цифровая зависимость получила статус официального медицинского диагноза. 

Социологи нередко называют подрастающее поколение «цифровыми аборигенами». Нынешние дети родились в эпоху интернета. Основная часть общения подростков происходит в социальных сетях, смартфоны заменили им журналы, плееры и кинотеатры, а интернет-мемы стали способом восприятия действительности.

Пытаться оградить ребёнка от технологий — значит строить стену между ним и его поколением. Гораздо эффективнее научить его пользоваться смартфоном осознанно. Но об этом немного позже, а пока несколько примеров того, какую пользу при правильном обращении можно извлечь из мобильного девайса:

Ребенок и сотовый телефон: негативные факторы

Специалисты указывают, что у проблемы взаимодействия детей с техническими новшествами есть свои положительные и отрицательные стороны. Смартфон действует на своего юного обладателя многосторонне. Но в первую очередь стоит рассмотреть именно негативные аспекты, ведь они достойны первостепенного внимания.

Не нужно быть чрезмерно внимательным родителем, чтобы заметить, что уже после первых сеансов игры в телефон ребенок начинает требовать гаджет очень настойчиво. Уже в возрасте 2-3 лет малыш готов отказаться от привычных и закономерных для его возраста вещей в пользу родительского телефона.

Более того, забрать у ребенка подобную игрушку становится очень сложно, дело доходит до истерик. Именно такое поведение чада вызывает у молодых родителей первые мысли о том, что вред мобильного телефона для детей действительно существует. Формируется своего рода патологическая привязанность, которая в крайних формах ограничивает весь мир ребенка смартфоном.

Такое явление нельзя назвать игроманией в чистом виде, ведь движет малышом обычно даже не азарт. Просто игры имеют яркое оформление и звуковое сопровождение, ненавязчивый сюжет и простые правила. В этом плане они оказываются более выигрышным вариантом досуга по сравнению с обычными игрушками, книгами и другими вещами, которые обычно окружают ребенка. И разумеется, что он выбирает игры, с их более яркой «оберткой». Ведь содержание в юном возрасте беспокоит куда меньше.

Позволяя подрастающему поколению полностью и надолго погружаться в игровой мир, родители рискуют столкнуться с тем, что дочка или сын просто откажутся от участия в обычном, традиционном для ребенка времяпрепровождении. При этом нужно понимать, что обычная игра с окружающими предметами крайне важна для развития ребенка.

Если он не будет общаться с окружающими детьми, не станет манипулировать мелкими предметами в процессе рисования или лепки из пластилина, он начнет отставать в развитии. У него не сложится мелкая моторика, которая имеет прямое влияние на развитие мозга и призвана стимулировать его.

Он рискует так и не научиться знакомиться и поддерживать отношения, общаться с окружающими людьми. Он не освоит те базовые социальные роли, которые начинают осваиваться, к примеру, при игре в дочки-матери, или в другие ролевые игры. Погрязнув в виртуальном мире, он будет с трудом ориентироваться в мире реальном, и это рано или поздно выльется в проблемы. Именно поэтому ограничивать досуг ребенка одними только гаджетами нельзя.

Вредное влияние различных устройств на детский организм не ограничивается только этим. Не стоит забывать, что телефон или планшет портят зрение. В особенности если ребенок пользуется оборудованием со слишком маленьким экраном, играет в тряске при езде на автомобиле или в общественном транспорте, или прячется по ночам под одеяло, чтобы родители не отобрали любимую игрушку.

Играет свою роль и вредное излучение, которое характерно даже для самых дорогих устройств. Современная связь основана на технологиях, в которых задействуется электромагнитное излучение. Также любая техника дает излучение даже при отсутствии функции связи. Влияние электромагнитных импульсов на мозг изучено еще не до конца. Но уже установлено, что ничего позитивного в этом нет.

Рассматривая вред телефона для здоровья ребенка, нельзя оставить в стороне и контент, который дети с легкостью находят даже через устройства с детскими фильтрами. При плохо контролируемом использовании устройств ребенок в самом раннем возрасте может ознакомиться со сценами насилия и секса, как губка впитать слова неприличных песенок, что тоже не лучшим образом скажется на его развитии и психике.

Телефон сбивает привычный режим ребенка, особенно если оказывается в его полном распоряжении. Случаи, когда школьник в тайне играл всю ночь, а затем не мог встать утром в школу, хоть раз были практически в любой семье. Несмотря на видимую легкость игр, они вызывают напряжение как органов зрения, так и головного мозга.

Таким образом, можно уверенно указать, что телефон — это не лучшая игрушка для ребенка. Он может оказаться даже опасным для психики и для физического здоровья. Но все же разумный родитель не должен судить однобоко. Есть здесь и свои положительные моменты, о которых тоже надо поговорить отдельно.

Резюме

Интернет проник во все сферы нашей жизни, и учебный процесс не исключение. Повсеместно вводится система электронных дневников, на смену бумажным учебникам приходят цифровые пособия. Да что там — теперь в сети работают целые онлайн-школы, позволяющие освоить школьную программу дома, при помощи компьютера.

Современные дети уже не могут представить мир без гаджетов. Поэтому наша задача — воспитать в них культуру пользования ими. Только тогда технологии будут служить новому поколению, а не наоборот.

С какого возраста ребёнку можно использовать смартфон

Американские специалисты по интернет-безопасности, опрошенные New York Times, рекомендуют начинать пользоваться смартфонами не раньше 12-14 лет. Однако по статистике дети получают первые смартфоны намного раньше. Так, согласно данным Института исследований интернета в 2022 году 74% российских детей в возрасте 8-11 лет уже пользуются мобильными девайсами.

Но на самом деле важен не возраст, а уровень сознательности. То, когда ребёнок становится достаточно взрослым, чтобы ему можно было доверить такую серьёзную, недешёвую и потенциально опасную вещь, — зависит только от него самого. 

И всё же, школьнику начальных классов смартфон покупать не стоит. И дело не в пагубном влиянии интернета на формирующееся сознание, а в том, что жизнь девайса в руках семилетки может быть печально короткой. Так что на этот период лучше ограничиться телефоном с кнопками.

Чем отличается детское восприятие информации от взрослого?

Билл Гейтс запрещал своим детям пользоваться мобильными телефонами до подросткового возраста, а Стив Джобс не давал пользоваться айпадом до школы. Родительский контроль – не прихоть главных IT-евангелистов. Если верить New York Times, разработчики в Кремниевой Долине всерьёз обеспокоились влиянием цифровых устройств на их детей, отчего даже нянь нанимают при одном условии: не пользоваться смартфоном в доме.

Читайте про операторов:  О порядке размещения вышки сотового оператора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *