Корпоративная мобильная связь, изменения с 1 июня 2021 – БУХ.1С, сайт в помощь бухгалтеру

Зачем нужно положение о мобильной связи в организации

Мобильная связь — неотъемлемая часть современного бизнеса, а для некоторых профессий смартфон стал основным рабочим инструментом. Посредством мобильной связи ведут переговоры, находят клиентов, консультируются с руководством и контролируют подчиненных.

Работодатели предоставляют сотрудникам необходимое оборудование и компенсируют расходы на мобильную связь. Приобретать для каждого сотрудника мобильный телефон достаточно дорого, поэтому чаще всего компании выдают персоналу корпоративные сим-карты и компенсируют деньгами использование личного телефона.

Правила покупки сим-карт для корпоративного пользования изменились. С 2021 года компания вправе заключить контракт с сотовым оператором на услуги связи через интернет (п. 1 ст. 44 ФЗ № 126). Для этого предлагается три варианта:

  • подписать документ квалифицированной электронной подписью;
  • применить усиленную, но неквалифицированную электронную подпись, созданную для предоставления муниципальных и федеральных услуг в удаленном формате;
  • использовать классическую ЭЦП с ключом, полученным при личной явке.

Можно также использовать классический метод ─ очное подписание договора.

С 2022 года информацию о контракте на мобильные услуги и получение сим-карт необходимо передать на портал Госуслуги. Эта мера введена для профилактики и избежания телефонного мошенничества (Постановление Правительства РФ от 31.05.2021 № 844).

  • номер телефона;
  • название компании или Ф.И.О. индивидуального предпринимателя;
  • информация о пользователе сим-карты;

В противном случае оператор вправе аннулировать абонентский номер, исключив его из контракта.

Чтобы избежать злоупотреблений со стороны сотрудников и предотвратить использование корпоративной связи в личных целях, разработайте и утвердите правила предоставления корпоративной сотовой связи. Иногда эти правила включают отдельным пунктом в ПВТР, но чаще оформляют в виде отдельного ЛНА — Положения о мобильной связи в организации. Документ регулирует порядок, в котором сотрудники используют корпоративную мобильную связь.

Читайте про операторов:  Какими способами мошенники похищают деньги с карт. Как не стать жертвой — РБК

Корпоративная мобильная связь: организуем использование

Организация планирует обеспечить работников SIM-картами и мобильными телефонами. Какие правила стоит установить для использования корпоративной мобильной связи (КМС)? Как оформить передачу SIM-карт и мобильных телефонов работникам? Разбираемся в материале.

1. В каком документе установить правила использования КМС

Законодательством не установлено, в какой именно форме следует закреплять правила использования КМС в организации. Варианты документов могут быть следующими:

приказ руководителя организации (по основной деятельности). Отдельные объемные по своему содержанию вопросы могут предусматриваться в приложениях к нему (например, список лиц, которым предоставляется КМС, и т.д.).

При издании приказа следует помнить о правилах делопроизводства. Приказ нужно зарегистрировать в журнале регистрации (подп. 139.9 п. 139, ч. 1, 2 подп. 142.3 п. 142 Инструкции по делопроизводству). В журнал вносится запись о приказе, которой присваивается очередной порядковый номер. Данный номер затем переносится на сам приказ в качестве его регистрационного индекса. Как правило, в регистрационном индексе приказа по основной деятельности дополнительные условные обозначения (в частности, литеры «ОД») не проставляются, поскольку являются излишними. Вместе с тем использование подобных литер нарушением не будет. Если приказ будет иметь приложение, то в основном тексте приказа нужно сделать указание наподобие «согласно приложению», «приложение 1» и т.п. Отдельную отметку о наличии приложения (в виде «Приложение: на 2 л. в 1 экз.») в конце приказа ставить не нужно (ч. 12 п. 56 Инструкции по делопроизводству);

ЛПА организации. Например, Положение об использовании корпоративной мобильной связи. Отдельные вопросы допускается прописать в отдельно изданном приказе или приложении к ЛПА. Это целесообразно делать, если в дальнейшем предполагается возможное частое изменение таких положений или они значительные по объему. К примеру, лимиты на использование КМС, перечень работников, которые будут обеспечиваться КМС, и т.п.

При разработке ЛПА также нужно соблюдать правила делопроизводства. В частности, ЛПА подлежит регистрации (абз. 4 ч. 1 п. 18, п. 139 Инструкции по делопроизводству).

Помимо этого, во внутренней документации организации может быть предусмотрено, что такой документ следует:

утвердить руководителю организации (ч. 17 п. 52 Инструкции по делопроизводству);

согласовать. Например, с юридическим отделом и отделом по учету заработной платы (п. 59, 61 Инструкции по делопроизводству).

Чтобы работники знали о правилах использования КМС, а также от них можно было требовать исполнения установленных правил, с разработанным приказом или ЛПА под подпись нужно ознакомить:

— работников, которым будет предоставлено право пользования КМС;

— работников, чью трудовую деятельность затронули данные правила (в частности, ответственного за выдачу SIM-карт и мобильных телефонов).

Варианты оформления такого ознакомления могут быть следующими (ч. 13 п. 99 Инструкции по делопроизводству):

— оформление отметок об ознакомлении в самом приказе или ЛПА (на лицевой или оборотной стороне);

— составление отдельного документа — листа ознакомления. Он прилагается к приказу или ЛПА. Составление отдельного листа ознакомления целесообразно, когда с приказом необходимо ознакомить большое количество работников.

Наниматель может самостоятельно решить, в каком документе закрепить правила использования КМС — приказе или ЛПА. Ввиду большого объема вопросов, которые целесообразно урегулировать, как правило, такие правила закрепляются в ЛПА. Однако дальнейшее внесение в него корректировок может стать более затратным по времени. Например, ввиду необходимости согласования.

Далее в статье документ, в котором закреплены правила использования КМС, независимо от его вида, мы будем именовать документом о КМС.

2. Что предусмотреть в документе о КМС

Законодательство не регламентирует, какие именно правила использования КМС должны быть определены в организации. На наш взгляд, в документе о КМС целесообразно установить:

1) категории работников, которые будут обеспечиваться КМС. В частности, это могут быть работники, которым в силу своей профессиональной деятельности необходимо часто совершать звонки: менеджеры по продажам, специалисты по работе с клиентами и т.п. В зависимости от возможностей и потребностей организации может быть установлено, что КМС обеспечиваются:

— некоторые категории работников. В данном случае устанавливается перечень должностей служащих (профессий рабочих) либо пофамильный перечень. На наш взгляд, чтобы в дальнейшем не пришлось вносить корректировки в установленные правила (например, в случае увольнения или перевода сотрудника), лучше прописать наименования должностей (профессий), а не фамилии;

— все работники организации. В таком случае перечень работников не составляется. В правилах можно прописать, что КМС обеспечиваются все работники организации.

 Пример 1

Корпоративной мобильной связью обеспечиваются лица, занимающие следующие должности служащих (профессии рабочих):

директора;

главного бухгалтера;

юрисконсульта;

специалиста отдела продаж;

водителя автомобиля.

 Пример 2

Корпоративной мобильной связью обеспечиваются все работники ООО «Полоса»;

2) порядок выдачи корпоративных SIM-карт, мобильных телефонов. Целесообразно определить лицо, ответственное за выдачу средств КМС, а также указать, что при их передаче составляется акт или иной документ, подтверждающий выдачу такого имущества работнику. Данный документ необходим для отражения передачи имущества в бухгалтерском учете.

 Пример 3

Предоставление средств корпоративной мобильной связи осуществляется у главного бухгалтера с оформлением акта приема-передачи;

3) правила использования корпоративных SIM-карт. В частности, установить:

— время, в течение которого допускается использовать КМС. Например, в течение рабочего дня по будням. Отметим, что работникам, которым установлен ненормированный рабочий день, нецелесообразно устанавливать допустимое время использования КМС;

— запрет на использование КМС в личных целях;

— запрет на передачу средств КМС (SIM-карт и мобильных телефонов) третьим лицам;

— возможность использования КМС в заграничной командировке (роуминг) и т.д.;

4) порядок возврата корпоративных SIM-карт и мобильных телефонов. В частности, установить, какому уполномоченному должностному лицу и в какие сроки работник обязуется вернуть данное имущество, если он увольняется или переводится на другую должность, при занятии которой КМС не предоставляется.

 Пример 4

В случае перевода работника на должность, не включенную в перечень должностей, обеспечиваемых корпоративной мобильной связью, исключения должности работника из вышеуказанного перечня работник обязан в течение 5 рабочих дней сдать по акту приема-передачи выделенные ему средства корпоративной мобильной связи.

В случае увольнения работника он обязан не позднее дня увольнения сдать по акту приема-передачи выделенные ему средства корпоративной мобильной связи.

Возврат средств корпоративной мобильной связи осуществляется главному бухгалтеру.

Если организация желает обеспечить постоянный контроль использования работниками КМС, то в документе о КМС можно предусмотреть:

— лимиты на использование КМС и порядок возмещения расходов, осуществленных сверх лимита. Устанавливать такие лимиты не стоит, если организация будет использовать безлимитный тариф мобильной связи. В ином случае лимиты можно определить, чтобы работники знали ограничения, то есть предел расходов на мобильную связь, которые будет нести сама организация. В последующем, если работник допустит превышение установленного лимита, у организации будет основание для удержания из его зарплаты стоимости сверхлимитных разговоров.

Обратите внимание, что не всегда целесообразно требовать от работника возмещения перерасходованных средств. Например, если работник превысил лимит в результате проведения переговоров, связанных с исполнением трудовых обязанностей. Такие моменты также целесообразно оговорить в документе о КМС.

 Пример 5

Лимит расходов на корпоративную мобильную связь устанавливается на месяц в размере 25 руб. Не использованный в течение установленного периода остаток лимита аннулируется.

В случае превышения установленного лимита в результате проведения переговоров, связанных с исполнением должностных обязанностей, работник должен письменно обосновать необходимость проведения данных переговоров в объяснительной записке на имя главного бухгалтера.

При превышении установленного лимита сумма расходов, не подтвержденная производственной необходимостью, возмещается из личных средств работника. Возмещение перерасходованных средств на использование мобильной связи осуществляется работником путем внесения денежных средств в кассу организации в течение 10 дней с момента окончания месяца.

Невнесение средств для оплаты перерасхода лимита является основанием для невыделения лимита на следующие периоды и для взыскания таких средств с заработной платы работника в порядке, установленном законодательством;

— порядок ведения учета использования работником КМС. Такой учет необходим, к примеру, чтобы организация могла выявить нарушения, в частности превышение установленных лимитов, использование КМС в нерабочее время или для личных целей. Для этого может использоваться детализация звонков оператора мобильной связи по каждому абонентскому номеру, в которой содержится информация о номерах абонентов, времени соединения и продолжительности звонков и т.д.

 Пример 6

Учет расходования средств на использование мобильной связи ведет главный бухгалтер на основании данных, в том числе детализации звонков, предоставляемых оператором мобильной связи.

В случае выявления факта превышения лимита на использование КМС главный бухгалтер информирует об этом работника путем рассылки уведомления по электронной почте. Неполучение уведомления работником не освобождает его от возмещения перерасхода.

Налог на прибыль

Согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ расходы учреждения, произведенные за счет средств субсидий или лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), не включаются в базу по налогу на прибыль.

Однако в рамках приносящей доход деятельности обоснованные и документально подтвержденные расходы учреждения могут учитываться при исчислении налога на прибыль. Итак, по пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов налогоплательщика могут быть учтены расходы на приобретение услуг сотовой связи при условии, что такие расходы соответствуют критериям, установленным п. 1 ст.

Отметим, что обоснованность расходов при выплате компенсации за использование сотовой связи подтверждается следующими документами:

  • должностной инструкцией, в которой указывается, при исполнении каких трудовых обязанностей работник пользуется сотовой связью;

  • трудовым договором или другим письменным соглашением с работником, где зафиксированы размер и порядок выплаты компенсации;

  • копией договора работника с оператором связи, подтверждающей, что используемый в служебных целях телефонный номер зарегистрирован за работником;

  • копией счета оператора связи;

  • детализированным счетом расходов на связь от оператора связи.

Данные разъяснения представлены в письмах Минфина РФ от 23.06.2022 № 03-03-06/1/378, от 13.10.2022 № 03-03-06/2/178, Минздравсоцразвития РФ от 06.08.2022 № 2538-19 (п. 3), УФНС по г. Москве от 05.10.2022 № 16-15/104055@.

Обратите внимание: учреждение вправе включить в расчет налога на прибыль расходы на услуги связи, произведенные сверх нормативных затрат, покрываемых за счет субсидий на выполнение государственного задания, при условии что данные расходы относятся и к деятельности, приносящей доход, и к уставной бюджетной деятельности, а также соответствуют критериям ст. 252 НК РФ. В этом случае такие расходы подлежат распределению в соответствии с п. 1 ст. 272 НК РФ (письма Минфина РФ от 08.12.2022 № 03-03-06/3/73328, от 30.12.2022 № 03-03-06/3/79616, от 03.11.2022 № 03-03-06/3/64622).

Учреждение выплачивает сотруднику компенсацию за использование сотовой связи в служебных целях

Согласно Указаниям № 65н расходы на выплату компенсации за использование сотового телефона в служебных целях относятся на подстатью 212 «Прочие выплаты» ­КОСГУ. Учреждению необходимо сделать следующие бухгалтерские записи:

1) начислена компенсация за использование работником личного мобильного телефона в служебных целях:

– в бюджетном учреждении (п. 128 Инструкции № 174н):

Дебет счета 0 109 00 212 «Затраты на прочие выплаты в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»Кредит счета 0 302 12 730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим выплатам»

– в автономном учреждении (п. 132 Инструкции № 183н):

Дебет счета 0 109 00 212 «Затраты на прочие выплаты в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»Кредит счета 0 302 12 000 «Расходы по прочим выплатам»

– в казенном учреждении (п. 78, 120 Инструкции № 162н):

Дебет счета 1 401 20 212 «Расходы по прочим выплатам»Кредит счета 1 302 12 730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим выплатам»

2) выплачена работнику компенсация за использование личного сотового телефона:

а) выдана из кассы учреждения:

– в бюджетном учреждении (п. 85 Инструкции № 174н):

Дебет счета 0 302 12 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим операциям»Кредит счета 0 201 34 610 «Выбытие средств из кассы учреждения»

– в автономном учреждении (п. 157 Инструкции № 183н):

Дебет счета 0 302 12 000 «Расчеты по прочим выплатам»Кредит счета 0 201 34 000 «Касса»

– в казенном учреждении (п. 49 Инструкции № 162н):

Дебет счета 1 302 12 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим операциям»Кредит счета 1 201 34 610 «Выбытие средств из кассы учреждения»

б) перечислена с лицевого счета учреждения на банковскую карту работника:

– в бюджетном учреждении (п. 129 Инструкции № 174н):

Дебет счета 0 302 12 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим операциям»Кредит счета 0 201 11 610 «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства» (с использованием забалансового счета 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения»)

– в автономном учреждении(п. 157 Инструкции № 183н):

Дебет счета 0 302 12 000 «Расчеты по прочим выплатам»Кредит счета 0 201 11 000 «Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства» (с использованием забалансового счета 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения»)

– в казенном учреждении (п. 102 Инструкции № 162н):

Дебет счета 1 302 12 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим операциям»Кредит счета 1 304 05 212 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по прочим выплатам»

* * *

В заключение еще раз обратим ваше внимание на нюансы, связанные с использованием мобильной связи сотрудниками учреждения.

1. Учреждение само вправе заключить договор с оператором сотовой связи и установить список лиц, которым необходим такой вид связи, а также установить определенный лимит.

2. Учреждение может заключить дополнительное соглашение об использовании личных телефонов сотрудников. В этом случае оно обязано компенсировать расходы на мобильную связь и износ личных телефонов сотрудников согласно ст. 188 ТК РФ.

3. Выплачиваемая компенсация не подлежит обложению НДФЛ и страховыми взносами.

4. Ели расходы на мобильную связь произведены за счет средств субсидий или лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ они не включаются в базу по налогу на прибыль.

5. Если расходы на мобильную связь произведены в рамках приносящей доход деятельности, а также являются обоснованными и документально подтвержденными, они учитываются при расчете налога на прибыль в составе прочих расходов (пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ).

6. Бухгалтерский учет таких расходов зависит от выбранного варианта использования сотовой связи (прямой договор с поставщиком или выплата компенсации сотрудникам).

Учреждение заключило договор с поставщиком услуг связи

Согласно Указаниям № 65н расходы учреждения на оплату услуг связи относятся на код вида расходов 244 и подстатью 221 «Услуги связи» ­КОСГУ. В бухгалтерском учете расчеты с поставщиками услуг связи отражаются на счете 0 302 21 000 «Расчеты по услугам связи».

  • с Инструкцией № 183н – для автономных учреждений;

  • с Инструкцией № 174н – для бюджетных учреждений;

  • с Инструкцией № 162н – для казенных учреждений.

В бухгалтерском учете учреждению необходимо сделать следующие записи:

1) начислены расходы на оплату услуг связи:

Дебет счета 0 109 00 221 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг»Кредит счета 0 302 21 730 «Увеличение кредиторской задолженности по оплате услуг связи»

2) оплачены услуги связи:

Дебет счета 0 302 21 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по оплате услуг связи»Кредит счета 0 201 11 610 «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»

Если организация перечисляет поставщику услуг связи авансовые платежи, при осуществлении бухгалтерских записей необходимо воспользоваться счетом 0 206 21 000 «Расчеты по авансам по услугам связи».

В этом случае в бухгалтерском учете учреждению нужно сделать следующие проводки:

1) перечислен аванс за услуги сотовой связи:

Дебет счета 0 206 21 000 «Расчеты по авансам по услугам связи»Кредит счета 0 201 11 000 «Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства»

2) отражены расходы на услуги связи в соответствии с полученным актом оказания услуг:

Дебет счета 0 109 00 221 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг»Кредит счета 0 302 11 000 «Расчеты по заработной плате»

3) зачтен ранее перечисленный аванс за услуги связи:

Дебет счета 0 302 21 000 «Расчеты по услугам связи»Кредит счета 0 206 21 000 «Расчеты по авансам по услугам связи»

4) произведен окончательный расчет по услугам связи за месяц:

Дебет счета 0 302 21 000 «Расчеты по услугам связи»Кредит счета 0 201 11 000 «Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства»

На практике встречаются ситуации, когда по факту сотрудник превысил лимит расходов на сотовую связь, установленный в учреждении. В этом случае работник должен вернуть сверхлимитные расходы на сотовую связь. Однако следует помнить, что работодатель вправе произвести такое удержание только с письменного согласия работника (ст. 137 ТК РФ).

К сведению: по общему правилу размер всех удержаний из заработной платы не может превышать 20%, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, – 50% заработной платы, причитающейся работнику (ст. 138 ТК РФ).

1) отражен доход:

– в бюджетном учреждении (п. 93 Инструкции № 174н):

Дебет счета 2 205 31 560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных услуг»Кредит счета 2 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг»

– в автономном учреждении (п. 112 Инструкции № 183н):

Дебет счета 2 209 30 000 «Расчеты по компенсации затрат»Кредит счета 2 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг»

2) удержана сумма из заработной платы работника:

– в бюджетном учреждении (п. 129 Инструкции № 174н):

Дебет счета 0 302 11 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате»Кредит счета 0 304 03 730 «Увеличение кредиторской задолженности по удержаниям из выплат по оплате труда»

Дебет счета 2 304 03 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по удержаниям из выплат по оплате труда»Кредит счета 2 205 31 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»

– в автономном учреждении (п. 167 Инструкции № 183н):

Дебет счета 0 302 11 000 «Расчеты по заработной плате»Кредит счета 0 304 03 000 «Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда»

Дебет счета 0 304 03 000 «Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда»Кредит счета 0 201 11 000 «Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства»

В случае осуществления удержания из суммы оплаты труда, начисленной в рамках исполнения государственного задания, в бухгалтерском учете делаются записи:

а) в бюджетном учреждении (п. 146 Инструкции № 174н):

Дебет счета 4 304 06 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам с прочими кредиторами»Кредит счета 4 304 06 730 «Увеличение расчетов с прочими кредиторами»

Дебет счета 2 205 31 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»Кредит счета 2 304 06 730 «Увеличение расчетов с прочими кредиторами»

б) в автономном учреждении (п. 173 – 175 Инструкции № 183н):

Дебет счета 4 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами»Кредит счета 4 304 06 730 «Увеличение расчетов с прочими кредиторами»

Дебет счета 2 205 31 000 «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг»Кредит счета 2 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами»

в) в казенном учреждении (п. 78, 120 Инструкции № 162н):

– начислена сотрудникам плата за сверхлимитные услуги связи:

Дебет счета 1 205 31 560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»Кредит счета 1 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг»

– внесены сотрудником деньги в кассу учреждения:

Дебет счета 1 201 34 510 «Поступления средств учреждения в кассу»Кредит счета 1 205 31 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *