Мобильная связь в СССР / Хабр

Часть 3. что осталось

На фото ниже- абонентское устройство для связи третьего поколения «Алтай-3М».

Что мы имеем в итоге? В 1994 году 53% всех пользователей российской мобильной связи составляли именно клиенты «Алтая». Хотя конечно, не стоит забывать, что весь этот рынок тогда измерялся считанными тысячами абонентов и по понятным причинам был в значительной степени корпоративным. Операторами «Алтая» стали частные компании – например, в Москве это были ОАО «АСВТ» и ЗАО «АМТ».

https://www.youtube.com/watch?v=PujTxvgFyWc

Но вот факт того, что такие современные технологии, дававшие «Алтаю» некоторое преимущество перед рядовым GSM (групповой вызов, селекторные совещания, «просьба позвонить», переадресация, закрытая корпоративная сеть), оказывается родились во времена союза- это не стоит забывать! 🙂

Хотя стоит заметить, что система работала до последнего и к демонтажу «Алтая» окончательно приступили и на его родине в Воронеже, и в Питере в 2022 году.

«волемот»

Мобильная связь в СССР / ХабрАбонентская радиостанция «Волемот-АРС» (с)

Аббревиатура образована по названиям городов, где находились разработчики новой перспективной системы связи: ВОронеж, ЛЕнинград, МОлодечно, Тернополь.

«Алтай» имел существенное ограничение на количество абонентов, подключаемых к сети, в то время как обществу явно требовалась система, способная подключить больше пользователей (в идеале — всех). Эту проблему решал «Волемот», в остальном не имевший существенный отличий от «Алтая».

Система была запущена в ряде городов в начале 90-х и продержалась в отдельных местах (такси, «скорая») до начала 2022-х. Примерно к этому же времени закончил существование и «Алтай».

Адреса союз на карте

Здесь же можно найти номер телефона горячей линии Союз. Бывают различные ситуации, когда необходимо позвонить в компанию для уточнения каких-либо вопросов, возникших после приобретения того или иного вида представленной продукции, в процессе оформления заказа на сайте или в магазине.

Кроме того, при звонке появляется возможность уточнить у оператора действующие адреса магазинов Союз, а также время их работы, поскольку зная такую информацию, можно сделать вывод о расположении ближайшего магазина к дому или офису и о том, какой из бутиков удобней посетить.

Была ли в ссср мобильная связь?

Такой вопрос может показаться странным для многих, особенно из поколения, для которого мобильная связь прочно ассоциируется с пластмассовой коробочкой с большим цветным экраном, кучей кнопок и такими модными словечками, как GPRS, WAP, 3G. Откуда в Проклятом Совке (с) могла взяться мобильная связь?

Ну, во-первых, а что вообще такое мобильная связь? Какое определение этого термина?

Мобильная связь – это радиосвязь между абонентами, местоположение одного или нескольких из которых меняется.

Мобильная связь бывает сотовой, транкинговой, спутниковой плюс системы персонального радиовызова и зоновые СМРС (фиксированный канал через ретранслятор).

Другими словами, сотовая связь (хотя этот термин, наверное, тоже знаком отнюдь не всем пользователям этого самого вида связи) это всего лишь разновидность более широкого понятия – мобильная связь. Тем более, что появилась она гораздо позже, чем первые системы мобильной радиосвязи вообще.

В мире первые системы мобильной связи появились еще после Первой мировой. Так в 1921 году в США начали использоваться первые радиофицированные полицейские автомобили. Но мобильная связь того времени практически полностью использовалась в узкоспецифических формах, прежде всего военных, полицейских и всякого рода специализированных служб. Выходов на телефонные сети общего пользования они не имели, автоматическими не были поэтому этот период можно пропустить.

Первые системы мобильной связи для рядового потребителя начали появляться после Второй мировой войны. Однако это были тоже довольно-таки ограниченные по возможностям системы. Связь была односторонней (симплексной), то-есть по образу военных радиостанций – нажал тангенту – говоришь, отпустил – слушаешь. Да и выбор свободного радиоканала с последующим подключением к наземной телефонной сети был полностью ручным. Наличие диспетчерской с телефонными барышнями и ручным коммутатором было непременным атрибутом таких систем.

Те, кто помнит французский фильм 60-х годов “Разиня” могут вспомнить эпизод, когда герой Луи де Фюнеса говорил по такому вот “мобильному телефону” из своей машины. “Алло, барышня, дайте Смольный!”.

Отсюда следует простой вывод. Процесс звонка с мобильного телефона должен быть неотличим от звонка с телефона обычного. Именно это и будет критерием мобильной сети связи широкого использования.

Так вот, первая в мире система полностью автоматической мобильной связи была создана и запущена в эксплуатацию в Советском Союзе. И в течении нескольких лет СССР был мировым лидером в области мобильной связи.

“Алтай”. Первая в мире.

Работа над системой автоматической мобильной связи, названной “Алтай”, началась в 1958 году. В городе Воронеж в Воронежском НИИ связи (ВНИИС) были созданы абонентские станции (проще говоря, собственно телефоны) и базовые станции для связи с ними. Антенные системы были разработаны в московском Государственном Специализированном Проектном Институте (ГСПИ), там же, где рождалось советское телевидение. Над другими составляющими “Алтая” работали ленинградцы, а позднее присоединились предприятия из Белоруссии и Молдавии. Специалисты из разных частей Советского Союза объединили усилия, чтобы создать абсолютно уникальный на тот момент продукт — автоматическую мобильную связь.

Читайте про операторов:  Когда появилась сотовая связь в России: в каком году стали пользоваться мобильными телефонами

“Алтай” должен был стать полноценным телефоном, устанавливаемым в автомобиле. По нему просто можно было говорить, как по обычному телефону (т.е. звук проходил в обе стороны одновременно, т.н. дуплексный режим). Чтобы позвонить на другой “Алтай” или на обычный телефон, достаточно было просто набрать номер — как на настольном телефонном аппарате, без всяких переключений каналов или разговоров с диспетчером.

Реализовать эту возможность при тогдашнем техническом уровне было непросто. Цифровой связи, разумеется, еще не было; голос передавался в эфире обычным образом. Но, кроме голоса, нужно было передавать специальные сигналы, с помощью которых система могла сама найти свободный радиоканал, установить связь, передать набираемый телефонный номер и т.д.

Это сейчас нам кажется естественным просто набрать номер на кнопках мобильника. А в 1963 году, когда в Москве была запущена опытная зона системы “Алтай”, настоящий телефон в машине производил неизгладимое впечатление. Разработчики постарались сделать его как можно более похожим на привычные аппараты: у “Алтая” была трубка, а в некоторых моделях — даже диск для набора номера. Впрочем, от диска вскоре отказались и заменили его кнопками, поскольку крутить диск в автомобиле оказалось неудобно.

Мобильная связь в СССР / Хабр

“Алтай”. Телефон 60-х.

Партийные и хозяйственные руководители пришли в восторг от новой системы. Автомобильные телефоны вскоре появились в “ЗИЛах” и “Чайках” верхних эшелонов советского руководства. За ними последовали и “Волги” директоров важнейших предприятий.

“Алтай” конечно не был полноценной сотовой системой. Первоначально один город вместе с пригородами обслуживался всего лишь одной базовой станцией с шестнадцатью радиоканалами. Но для небольшого количества высших начальников, которым была доступна мобильная связь, этого первое время хватало.

В системе использовался частотный диапазон 150 МГц — это частоты того же порядка, что и метровый диапазон телевидения. Поэтому антенна, установленная на высокой башне, позволяла обеспечить связь на расстоянии до десятков километров.

Аналогичная система в США, IMTS (Improved Mobile Telephone Service), была запущена в опытной зоне на год позже. А коммерческий ее запуск состоялся лишь в 1969 году. Между тем в СССР к 1970 году “Алтай” был установлен и успешно работал уже примерно в 30 городах!

Кстати, насчет системы IMTS. В описании этой системы есть один очень интересный абзац.

In the 70s and the early 80s, before the introduction of cellular phones, there were “waiting lists” of up to 3 years for those wishing to have mobile telephone service. These potential subscribers were literally waiting for other subscribers to disconnect their subscription in order to obtain a mobile telephone number and mobile phone service.

Перевожу:

В 70-х и начале 80-х годов до начала использования сотовой связи существовали “списки ожидания”, до 3-х лет, для желающих иметь мобильную связь. Потенциальные абоненты были вынуждены ждать, пока действующие абоненты отключатся от сети, что бы получить телефонный номер и услуги сети мобильной связи.

Очереди! Списки! Номерки! Вот он, Проклятый Совок (с)!!!

Конечно, такие жесткие ограничения были вызваны ограниченным количеством радиоканалов. Но я специально обращаю на это внимание, что бы читатели поняли, что подобные системы не могли быть массовыми чисто по техническим причинам, а не из-за чьего-то злого умысла.

По этой причине телефоны этой системы были очень дорогими (от 2 до 4 тысяч долларов) и минута разговора стоила от 70 центов до 1.2 доллара. Часто телефоны брались в аренду у компании, а не покупались.

Мобильная связь в СССР / Хабр

Телефон системы IMTS. Начало 70-х.

И кстати, система эта до сих пор эксплуатируется в Канаде и США.

Теперь в Москве, Ленинграде, Ташкенте, Ростове, Киеве, Воронеже и многих других городах (и областях) СССР партийные и хозяйственные руководители могли спокойно говорить по телефону из машины. Наша страна, как это ни странно слышать теперь, уверенно лидировала в области мобильной связи.

В 1970-е годы система “Алтай” активно развивалась. Были выделены новые радиоканалы (22 “ствола” по 8 каналов) в диапазоне 330 МГц – т.е. на чуть более длинных волнах, чем дециметровое телевидение, что позволяло обеспечивать немалую дальность и одновременно обслуживать больше абонентов. Благодаря применению первых микросхем абонентские станции становились все более компактными — хотя все же оставались автомобильными (можно было переносить телефон вместе с аккумуляторами в увесистом чемоданчике).

К середине 70-х, постепенно география распространения системы “Алтай” расширилась на 114 городов Советского Союза.

Особые работы по модернизации оборудования пришлось провести к московской Олимпиаде 1980 года. Более того, именно к Олимпиаде базовая станция “Алтая” переселилась на Останкинскую телебашню. До этого она занимала два верхних этажа высотного здания на Котельнической набережной.

Мобильная связь в СССР / Хабр

На Олимпиаде-80 связь модернизированной системы “Алтай-3М” использовалась весьма широко и показала себя с лучшей стороны. Так, практически все журналистские репортажи с соревнований проходили именно через “Алтай”. Советские связисты стали победителями Олимпиады вместе с советскими спортсменами; олимпийских медалей, правда, им не досталось, но Государственную Премию СССР получили многие ведущие разработчики.

Читайте про операторов:  Тарифы МТС Ростовская область и Ростов на Дону в 2021 году на сотовую связь с интернетом и без абонентской платы

Мобильная связь в СССР / Хабр

“Алтай 3М”. Конец 70-х – 80-е годы.

Впрочем, во время Олимпиады стали проявляться и ограничения “Алтая”. Иногда журналисты жаловались на плохую связь; инженеры рекомендовали им немного переставить автомобиль, и все тут же налаживалось.

Всего же к началу 80-х годов число абонентов системы Алтай составляло около 25 тысяч.

Чтобы телефон без проводов стал массовым, требовалось дальнейшее развитие системы — в частности, переход к ныне привычному использованию множества базовых станций, накрывающих соседние участки территории. И советские инженеры были вполне готовы к этому развитию. К сожалению, не все зависело только от этой готовности.

ВОЛЕМОТ, который пришел слишком поздно.

В начале 1980-х годов специалисты ВНИИС и других предприятий были готовы к работе над системой связи нового поколения. Она получила название “Волемот” (сокращение от названий городов, где находились разработчики: Воронеж, Ленинград, Молодечно, Тернополь). Особенностью «Волемота» была возможность полноценно использовать множество базовых станций; во время разговора можно было переключиться с одной из них на другую без потери связи.

Эта функция, известная ныне как “хэндовер” и позволяющая весть разговоры в движении без всяких проблем, делала “Волемот” полноценной сотовой связью. К тому же поддерживался автоматический роуминг: аппарат “Волемот”, зарегистрированный в сети одного города, можно было использовать в другом. При этом использовался все тот же диапазон 330 МГц, и каждая базовая станция могла при необходимости “накрывать” связью десятки квадратных километров.

Волемот» мог бы стать массовой связью для сельской местности, “верным другом” колхозников, дачников и туристов. Для этой цели он подошел бы лучше, чем западные сотовые системы, разработанные в тот же период (AMPS, NMT), поскольку было легко обеспечить его работу на весьма обширной территории. А вот для обслуживания множества абонентов на малой территории (в городе) “Волемот” уступал AMPS и NMT, однако дальнейшее развитие, впрочем, могло бы решить эту проблему.

Мобильную связь вполне можно было вписать и в советский образ жизни, и в коммунистическую идеологию. Первоначально телефоны могли бы, например, устанавливаться в селах и дачных поселках для коллективного использования и выдаваться напрокат в туристических клубах (на время похода). Услуга звонка с “Волемота” могла появиться в дальних поездах или автобусах. И, конечно, никакой угрозы “государственной безопасности” не возникало — мобильную связь без устройств шифрования очень легко прослушивать. Поэтому в дальнейшем она вполне могла стать доступной для всех граждан страны.

Однако несколько лет для проекта “Волемот” не удавалось получить необходимое финансирование и разработка системы шла очень медленно. Между тем сотовые системы на Западе активно развивались и приобретали популярность. За начало — середину 1980-х годов прежнее лидерство было упущено.
“Волемот” все же был завершен к концу 1980-х и был готов к началу развертывания, но в то время “процесс уже пошел” и о возможности догнать Европу и США речь уже не шла.

Тем не менее система была запущена в ряде городов в начале 90-х и действует до сих пор, так же как и “Алтай”. Сегодня их основное позиционирование — профессиональная связь для различных служб, от такси до “скорой помощи”.

Но несмотря на это, полноценная сотовая связь успела появиться в СССР. Первый оператор – ленинградский “Дельта Телеком” начал свою работу 9 сентября 1991 года, за три с половиной месяца до распада СССР. Это означает, что работы по ее установке начались за полгода-год до этого события, когда последовавшие в декабре в Беловежской пуще события не предсказывали даже аналитики ЦРУ.

Кое-что интересное. Первые сотовые телефоны.

Мобильная связь в СССР / Хабр

Мобильный (вернее – автомобильный!) телефон начала 80-х фирмы Nokia – Mobira Senator. Вес аппарата – 15 килограмм.

Мобильная связь в СССР / Хабр

Mobira Talkman – телефон второй половины 80-х – начала 90-х. Его вес уже всего 3 кг.

Мобильная связь в СССР / Хабр

Первый сотовый телефон копании Motorola – DynaTAC 8000X, выпущенный в продажу 6 марта 1983 года. Его разработка стоила около 100 миллионов долларов (того времени!).

Телефон весил 794 грамма и имел размеры 33х4.4х8.9 см. Заряда аккумуляторов хватало на 1 час разговора или 8 часов в режиме ожидания. Он имел память на 30 номеров и ОДНУ мелодию.

Стоил этот телефон 3995 долларов. На рынке сотовой связи продержался 10 лет.

В сети первой в США коммерческой сотовой связи компании “Ameritech Mobile” абонплата составляла 50 долларов плюс одна минута разговора обходилась пользователям от 24 до 40 центов (в зависимости от времени звонка). Через год после запуска в ее сети насчитывалось 12 тысяч абонентов.

Впереди планеты всей

В период брежневского застоя система связи активно развивалась, появились новые её модификации («Алтай-3», «Алтай-3М»). В 1973 году она насчитывала уже 8 тысяч абонентов из 30 городов, а ещё через 10 лет – 30 тысяч в 135 городах. Кроме высокопоставленных чиновников «Алтай» эксплуатировали разные ведомства – «скорая помощь», пожарная охрана, коммунальные службы и др.

Рядовые граждане мало что знали о мобильной связи. Однако система «засветилась» в советском кино. В фильме «Укрощение огня» есть сцена, в которой «отец космонавтики» Сергей Королёв, успешно закончив очередные испытания, садится в машину и звонит семье по телефону.

Читайте про операторов:  Как разблокировать сим карту Билайн самостоятельно

Парадоксально, но система, к которой не имели доступа обычные люди, использовалась для пиара преимуществ социалистического строя. «Алтай» был одним из немногих советских технических достижений, которые удивили гостей Олимпиады-80. Корреспондентам иностранных изданий в Москве раздавали телефоны для установки в машины.

С началом перестройки «Алтаем» стали пользоваться и частные лица. Однако в итоге система сошла с исторической сцены, проиграв аппаратам, которые можно было брать с собой. Громоздкие зарубежные «мобилы» с длинными антеннами, несмотря на дороговизну связи, оказались удобней для бизнесменов и «братков» в «лихие девяностые», чем «привязанные» к автомобилю телефонные трубки.

Города присутствия союз

Адреса Союз

Зарождение спутниковой связи

Мобильная связь в СССР / ХабрОдна из наземных станцией системы «Орбита» (с)

История спутниковой связи в России началась в 1965 году, когда был запущен спутник «Молния-1» для обеспечения связи между Москвой и Владивостоком. С октября 1967 года спутники «Молния» вместе с 20 наземными станциями использовались в рамках проекта космической связи «Орбита» для трансляции национальной телевизионной сети, а также для двусторонней телефонной, телеграфной и фототелеграфной связи.

Спутники связи двойного назначения проекта «Молния» существовали и развивались до начала 21 века. Последний спутник — «Молния-3К» — был запущен в 2001 году, а сошел с орбиты в декабре 2022 года. Им на смену пришли спутники, работающие на стационарных орбитах:

Помимо спутниковой связи в Советском Союзе развивалась тропосферная радиорелейная связь, при которой радиоволны на высоте 10-15 км отражаются от верхней границы тропосферы и попадают в приёмник. Благодаря этому расстояние между приёмником и передатчиком может достигать 400-600 км.

Многоканальные радиорелейные станции, использующие диапазон сверхвысоких частот, позволили создать надежную связь с самыми отдаленными населенными пунктами страны, находящимися далеко за Полярным кругом. Всего было возведено 46 станций связи. Суммарная протяженность радиорелейных линий превысила 100 тыс. км.

Союз-связь, магазин сотовых телефонов г череповец

Покупка и продажа цифровой техники ( сотовые телефоны, ноутбуки, планшеты, телевизоры)
Большой выбор аккумуляторных батарей для телефонов брендов NOKIA, SAMSUNG, FLY, LENOVO, ALCATEL и так же работа под заказ, срок исполнения три дня.
Ремонт сотовых телефонов быстро и качественно по приемлемым ценам.
Зарядные устройства для сотовых телефонов и планшетов всех моделей, в том числе и на старые телефоны.

Часть 1. изобретение портативного телефона

Журнал «За рулём» в этом же году опубликовал фотографию Леонида Куприяновича с телефоном ЛК-1 в автомобиле. Справа от телефона — динамик для громкой связи. Отрывок из статьи «По телефону из автомобиля»:

…Среди потока машин мчится по магистрали «Москвич». Машина идет быстро. Водитель ее торопится – впереди долгий путь на Большую Волгу, где уже должны ожидать его приятели-рыбаки. Но выехали ли они?

Водитель открыл крышку маленького ящичка на щитке приборов и, увидев перед собой круглый диск телефона, набрал нужный ему номер. Едва успел он повернуть маленький рычажок до отметки «разговор», как из репродуктора, встроенного в щиток, послышались длинные гудки и почти сразу женский голос:

— Алло! Я слушаю…

Водитель слегка приблизил голову к лобовому стеклу, в стойке которого виднелось забранное решеткой окошечко микрофона:

— Это я, Лидия Владимировна. Что, Василий выехал?.. Пошел в магазин? Попросите его перезвонить мне…

Поворот ручки в обратном направлении – и в кабине снова тихо. А через несколько минут из громкоговорителя донесся высокий звук зуммерного вызова: из своей квартиры приятель-рыбак вызывал по телефону автомобиль, находившийся уже в десятке километров от Москвы.

Что это? Сказка? Глава из фантастического романа? Совсем нет. Телефон в автомобиле, по которому можно разговаривать на ходу с любым абонентом, существует. Он сконструирован и построен молодым московским инженером Л. Куприяновичем.

Вскоре, в 1960 году была опубликована схема сборки миниатюрного радиопередатчика. Так же подробная схема сборки была описана в книге Куприяновича на эту тему: Карманные радиостанции.

Идея скорого прихода мобильных телефонов, как говорится, витала в воздухе. Однако, стоит заметить, что в США так же эта идея развивалась полным ходом. В Сент-Луисе совместными усилиями AT&T и Bell Labs, была запущена в экспотацию мобильная связь.

Проблем было множество. Из-за недостаточного количества каналов в диапазоне связь работала не дальше 100 км, свободного канала связи нужно было ждать (возникали очереди), а порой абоненты просто вклинивались в чужой разговор. Владельцам телефонов приходилось, как в рациях, вручную переключаться с приема на передачу.

К этому времени в СССР вовсю разрабатывалась система связи «Алтай».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector