Новые санитарные правила вступили в силу. Учителя не смогут использовать мобильные телефоны для обучения | Мел

Общие положения

1.1. Настоящее Положение об использовании мобильных (сотовых) телефонов и других средств коммуникации в школе разработано в соответствии с Федеральным Законом №273-ФЗ от 29.12.2022 года «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями на 16 апреля 2022 года, Федеральным законом № 152-ФЗ от 27.07.

2006 года «О персональных данных» с изменениями на 2 июля 2021 года, Федеральным Законом №436-ФЗ от 29.12.2022 года «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» с изменениями на 1 июля 2021 года, Методическими рекомендациями об использовании устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях, утвержденные Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки от 14 августа 2022 года № МР 2.4.

0150-19/01-230/13-01, Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 года №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», а также Уставом общеобразовательной организации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность.1.2.

Данное Положение об использовании мобильных телефонов и других средств коммуникации определяет условия использования средств мобильной связи и электронных устройств в общеобразовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования с целью профилактики нарушений здоровья обучающихся, повышения эффективности образовательной деятельности, а также регулирует права и обязанности пользователей сотовой связи и регламентирует их ответственность.1.3.

Согласно СанПиН 2.4.3648-20 мобильные средства связи не используются в целях образовательной деятельности обучающихся.1.4. Обучающиеся имеют право пользоваться мобильными связями на территории школы.1.5. В школе в каждом учебном классе на стенде для документации должен находиться знак, на листе формата А4, запрещающий использование мобильных телефонов.1.6.

Многофункциональность телефона (смартфона), наличие множества приложений неизбежно создают ситуацию многозадачности, требующую постоянных переключений с одного вида активности на другой, в том числе в образовательной деятельности, приводит к ухудшению усвоения материала и снижению успеваемости.1.7.

Мобильный телефон (смартфон) является личной собственностью обучающегося.1.8. Классный руководитель в обязательном порядке доводит до сведения обучающихся и их родителей (законных представителей) об условиях использования мобильной связи и иных электронных устройств в общеобразовательной организации (см. Приложения 1, 2).

Условия использования мобильных телефонов и других электронных устройств

2.1. Средства мобильной связи могут использоваться в образовательной организации для обмена информацией в случае необходимости.2.2. Запрещено пользование мобильным телефоном во время образовательной деятельности (урочной, внеурочной). В отдельных случаях пользование мобильных устройств допускается только с разрешения учителя.2.3.

В целях минимизации вредного воздействия устройств мобильной связи на обучающихся во время образовательной деятельности и внеурочных мероприятий директору общеобразовательной организации необходимо:

  • рассмотреть вопрос об ограничении использования мобильных устройств связи в школе обучающимися, за исключением детей, нуждающихся в пользовании такими устройствами по состоянию здоровья (мониторинг сахара крови при сахарном диабете 1 типа и др.), а также педагогическими работниками и родителями (законными представителями) в целях снижения рисков нанесения вреда здоровью и развитию обучающихся в связи с использованием устройств мобильной связи;
  • проводить регулярную информационно-просветительскую и разъяснительную работу с педагогическими работниками, родителями (законными представителями) и обучающимися о рисках здоровью от воздействия электромагнитного излучения, генерируемого устройствами мобильной связи, о возможных негативных последствиях и эффективности образовательной деятельности при неупорядоченном использовании устройств мобильной связи;
  • обеспечить психолого-педагогическое сопровождение процесса, связанного с ограничением использования устройств мобильной связи в образовательной организации;
  • предусмотреть для всех участников образовательной деятельности целесообразность перевода устройств мобильной связи в режим «без звука» при входе в образовательную организацию (в том числе с исключением использования режима вибрации из-за возникновения фантомных вибраций);
  • информировать родителей (законных представителей) и обучающихся об их ответственности за сохранность личных устройств мобильной связи в общеобразовательной организации;
  • предусмотреть места хранения во время образовательной деятельности устройств мобильной связи обучающихся (при наличии такой возможности и необходимости);
  • ограничить использование обучающимися устройств мобильной связи во время образовательной деятельности;
  • учитывать необходимость использования имеющихся ресурсов образовательной организации или ресурсов иных организаций (в рамках сетевой формы) при выборе образовательных технологий и методик, в том числе для использования доступа обучающихся к их учетной записи в случае перехода в школе на электронные дневники, без использования личных устройств мобильной связи обучающихся;
  • проводить мероприятия, направленные на воспитание культуры использования устройств мобильной связи у всех участников образовательной деятельности, с использованием воспитательного потенциала совместной работы (педагогического коллектива с обучающимися, старшеклассников с младшими детьми) в части воспитания культуры использования устройств мобильной связи;
  • назначить лица, организующих выполнение мероприятий с обучающимися и их родителями (законными представителями) по выработке культуры безопасной эксплуатации устройств мобильной связи, профилактике неблагоприятных для здоровья и обучения детей эффектов, а также за соблюдение установленного порядка и хранение устройств мобильной связи;
  • использовать время перемен для общения, активного отдыха обучающихся между уроками (занятиями), восполнения их физиологической потребности в двигательной активности с учетом возрастных норм; при необходимости – использование на переменах устройств мобильной связи по прямому назначению (для звонка, смс-сообщения);
  • осуществлять мониторинг и анализ работы образовательных организаций по упорядочению использования участниками образовательной деятельности устройств мобильной связи с целью профилактики неблагоприятных для здоровья и обучения детей эффектов, повышения эффективности образовательной деятельности и воспитания.
Читайте про операторов:  Аналитика и учет телефонных звонков / Хабр

2.4. Родителям (законным представителям) обучающихся не рекомендуется звонить своим детям во время образовательной деятельности. При необходимости родители (законные представители) могут ориентироваться на расписание звонков, размещенных на сайте образовательной организации, чтобы позвонить ребенку во время перемены или после окончания занятий.2.5.

Использование средств мобильной связи даёт возможность:

  • контролировать местонахождение ребенка;
  • совершать обмен различными видами информации, кроме распространения фото- и видео-сюжетов, пропагандирующих культ насилия и жестокости, негативного влияния на несовершеннолетних согласно Федеральному закону №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

2.6.

При использовании на перемене средств мобильной связи необходимо соблюдать следующие нормы:

  • не рекомендуется в качестве звонка использовать мелодию и звуки, которые могут встревожить или оскорбить окружающих;
  • вести разговор по телефону (смартфону) необходимо максимально тихим голосом;
  • недопустимо вести приватные разговоры в присутствии других людей;
  • не разрешается использование чужих средств сотовой связи и передача их номеров третьим лицам без разрешения владельца.

2.7. Ответственность за целостность мобильного телефона лежит только на его владельце (родителях (законных представителей) владельца).2.8. Обучающиеся могут использовать на уроке планшеты или электронные книги в рамках учебной программы образовательной организации только с разрешения педагога и с учетом норм, установленных СанПиН 1.2.3685-21.2.9. Шрифтовое оформление электронных учебных изданий должно соответствовать СанПиН 1.2.3685-21:

КлассыОбъем текста единовременного прочтения, количество знаковКегль шрифта, пункты, не менееДлина строки, мм, не менееГруппа шрифта
1-2 классыне более 10016не регл.рубленные
не более 2001880
3-4 классыне более 20014не регл.рубленные
не более 4001680
более 4001890
5-9 классыне более 20012не регл.все группы
не более 4001450все группы
более 4001680рубленные
10-11 классыне более 20010не регл.рубленные
не более 4001250все группы
более 4001480все группы
Читайте про операторов:  Мобильный эквайринг — 5 простых шагов подключения услуги

2.10.

Для текстовой информации в электронном учебном издании не допускается применять:

  • узкое начертание шрифта;
  • курсивное начертание шрифта (кроме выделений текста);
  • более четырех цветов шрифта различных длин волн на одной электронной странице;
  • красный фон электронной страницы.

2.11. Педагогические работники школы также ограничивают себя в пользовании средствами мобильной связи во время образовательной деятельности (за исключением экстренных случаев).2.12. Педагогические работники могут использовать на уроке мобильные электронные устройства для входа в «Электронный журнал» класса.2.13.

Всем участникам образовательной деятельности необходимо пользоваться памяткой для обучающихся, родителей (законных представителей) и педагогических работников по профилактике неблагоприятных для здоровья и обучения детей эффектов от воздействия устройств мобильной связи (см. Приложение 3).2.14.

Все вопросы, возникающие между участниками образовательной деятельности в отношении соблюдения Положения разрешаются путем переговоров с участием представителей администрации образовательной организации, директора школы и Комиссии по урегулированию споров в школе.

Права и обязанности обучающихся (пользователей) мобильной связи

3.1.

Пользователи мобильной связи в школе имеют право:

  • осуществлять и принимать звонки;
  • звонить и оправлять смс-уведомления только с целью оперативной связи обучающегося со своими родителями (законными представителями), с экстренными службами (пожарная служба 101, 112, скорая медицинская помощь 103);
  • прослушивать аудиозаписи с использованием наушников;
  • играть в мобильном устройстве;
  • вести фото- и видео-съемку лиц, находящихся в образовательной организации с их согласия.

3.2. В соответствии с Конституцией Российской Федерации обучающиеся должны знать о том, что сбор, хранение, использование и распространение информации о личной жизни лица без его согласия запрещено, а также осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.3.3. В целях обеспечения сохранности средств мобильной связи обучающийся обязан не оставлять их без присмотра.

Читайте про операторов:  Теле2 нет сети – в чем причина и что делать?

Ответственность пользователей мобильной связи

4.1.

В результате нарушения настоящего Положения обучающимися предусматривается применение дисциплинарной ответственности, согласно Федеральному закону №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:

  • за однократное нарушение – преподаватель объявляет дисциплинарное взыскание в виде замечания с правом внесения в дневник обучающегося с написанием объяснительной;
  • за неоднократное – в виде докладной записки на имя заместителя директора школы по воспитательной работе проводится разъяснительная беседа с обучающимися в присутствии родителей (законных представителей) о рисках здоровью от воздействия электромагнитного излучения, генерируемого устройствами мобильной связи, о возможных негативных последствиях и эффективности образовательной деятельности при неупорядоченном использовании устройств мобильной связи во время занятий.

4.2. За нарушение данного Положения педагогические работники также несут ответственность в соответствии с действующим законодательством и локальными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Заключительные положения

5.1. Настоящее Положение об использовании мобильных телефонов и других средств коммуникации в общеобразовательной организации является локальным нормативным актом школы, принимается на Педагогическом совете и утверждаются (вводится в действие) приказом директора организации, осуществляющей образовательную деятельность.
5.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
5.3. Положение об использовании мобильных телефонов и других средств коммуникации принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.5.1. настоящего Положения.
5.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.
Лист ознакомления обучающихся с Положением об использовании мобильных телефонов и других средств коммуникации в школе
Лист ознакомления родителей (законных представителей) с Положением об использовании мобильных телефонов и других средств коммуникации в школе
Памятка для обучающихся, родителей и педагогических работников по профилактике неблагоприятных для здоровья и обучения детей эффектов от воздействия устройств

Перейти к разделу:
Положения для школы

Извлечь пользу

С тем, что телефон — зло, согласны, тем не менее, не все педагоги. По мнению Кирилла Загустина, преподавателя одной из школ Санкт-Петербурга, совсем убирать смартфоны из школ — неэффективно и неправильно.

Автор цитаты

«Как любой инструмент, смартфоны могут нести и пользу, и вред. Почему некоторые учителя и школы стараются запретить? Потому что это самый простой способ вынести современные технологии за скобки образовательного процесса. С одной стороны, проблема, хоть и радикально, но решается, а с другой — появляется новая: образовательный процесс не эволюционирует. Живем мы, пользуясь смартфонами, а учимся, не пользуясь. Не совсем логично», — считает Загустин.

Сегодня разработано множество сервисов, которые могут облегчить жизнь учителю и сэкономить его время, например, онлайн-опросники. Кроме того, сложно отрицать и то, что интернет для нас превратился в основной источник информации.

«Иногда, когда старшие классы задают вопрос на смежную тему, я могу сказать: «Возьми прямо сейчас погугли, ответь на свой вопрос и расскажи остальным». Плюс все дополнительные задания, доклады, сообщения они тоже делают с помощью интернета, к письменным источникам дети перестали обращаться.

Тут я просто требую список источников и понимание написанного. У кого-то может быть просто копипаста с «Вики», а у кого-то, даже при наличии одной ссылки, перелопачено всё содержание статьи, видно, что с ним поработали. Тогда почему нет?», — рассуждает педагог в беседе с «Известиями».

Назвать смартфон главным отвлекающим фактором тоже неправильно, полагает специалист.

Направления работы

Составители приводят примеры негативных последствий регулярного использования смартфонов и зарубежной практики отказа от гаджетов. «В Австралии, Бельгии, Великобритании, Канаде, Малайзии, Нигерии, Франции, Узбекистане, Уганде по результатам исследований выработаны рекомендации по режиму использования устройств мобильной связи детьми, в том числе в образовательных учреждениях», — говорится в рекомендациях.

В Великобритании такое решение уже дало положительный результат, уверяют составители. Успешность сдачи тестов у 16-летних школьников повысилась на 6,4%.

Рекомендации для отечественных школ фактически дублируют аналогичные документы за границей. Предлагается ограничить использование мобильных устройств связи школьниками, за исключением детей, которым это необходимо по состоянию здоровья.При входе в образовательную организацию детям рекомендуется переводить телефон в режим «без звука», а на переменах — общаться и заниматься активным отдыхом, обращаясь к телефону лишь по необходимости — позвонить или написать сообщение.

В определенных случаях школы могут предусмотреть места для хранения гаджетов на время занятия. Все ограничения, по задумке, должны сопровождаться просветительской работой. Уполномоченным сотрудникам рекомендуют рассказывать и взрослым, и ученикам о культуре безопасной эксплуатации устройств, о правилах поведения в современной цифровой среде и о профилактике неблагоприятных эффектов от смартфонов для здоровья детей.

Пока документ носит рекомендательный характер, значит, то, какие нормы взять на заметку и брать ли их вообще, школы решают сами.Как рассказала «Известиям» глава Роспотребнадзора Анна Попова, такая модель будет тестироваться в течение года, затем Роспотребнадзор изучит результаты в части здоровья, а Рособрнадзор — в успеваемости школ, где используются и не используются телефоны.

Не умеют общаться и писать шпаргалки

В лицее № 17 с согласия школьников, родителей, педагогического состава и администрации уже пятый год проводится комплекс мер, которые должны снизить негативное воздействие мобильных телефонов.

«Гаджетами пользуются только дома, в основном для просмотра домашних заданий в электронном журнале, — рассказывает «Известиям» Екатерина Сидоренко, чьи дети участвуют в этой программе. — В школе акцент делается только на живом общении и взаимодействии».

Убедить детей в необходимости такого решения, по словам Екатерины, было не так сложно: «Договориться помогли разумные доводы. Объяснили, что в интернете соблазнов и опасностей в плане мошенничества много, и проверять жизнь на прочность — риск. Как в лес мы ходим с проводником, так и в интернете нам не стоит блуждать одним».

Совсем без традиционных развлечений интернета дети не остались — есть выделенное время для игр по сети и общения. Больше им, как рассказывают родители, и не нужно, ведь есть много активностей и без гаджета: спорт, роботостроение, чтение.

В большинстве школ, которые приняли рекомендации к сведению, пошли по такому же пути. Телефоны перед занятиями или просто сдают, или убирают в сумки. «В нашей школе мы пришли к такому решению еще в начале года на родительском собрании. Родители не против, чтобы телефон у детей во время урока лежал в портфеле.

По мнению педагога, смартфоны не только мешают ученикам сосредоточиться на занятии, но и плохо сказываются на их способности усваивать материал.

Автор цитаты

«Мы делали шпаргалки, и это всё равно была подготовка, потому что мы что-то запоминали, пока писали. Теперь у детей готовая информация в телефоне, они просто всё списывают. Когда их проверяют на ЕГЭ и ОГЭ, то результаты оказываются совсем другими», — рассуждает в беседе с «Известиями» Мария Ивановна.

Еще одну проблему, считает педагог, становится сразу видно на переменах, когда телефоны разрешены: «Если бы вы пришли в школу, то сразу бы поняли, что это поколение уже не умеет общаться. Они всю перемену — в телефоне, все в играх».

Новые санитарные правила вступили в силу. учителя не смогут использовать мобильные телефоны для обучения

1 января 2021 года в силу вступили новые санитарно-эпидемиологические правила СП2.4. 3648-20. Они будут действовать до 1 января 2027 года. Согласно правилам, мобильные телефоны нельзя будет использовать в образовательных целях. Об этом пишет «Российская газета».

Пункт 3.5.3. нового документа гласит: «Для образовательных целей мобильные средства связи не используются».

В Роспотребнадзоре прокомментировали запрет: «Мобильные средства связи имеют чаще всего маленький размер экрана, это влечет за собой напряжение органов зрения и нарушение осанки, поэтому мобильные телефоны нельзя использовать во время урока вместо компьютера или планшета».

Зато в образовательных целях можно использовать компьютеры и планшеты. Минимальная диагональ монитора компьютера или ноутбука — не менее 39,6 см, а планшета –26,6 см. Не допускается использование мониторов на основе электронно-лучевых трубок.

Также отмечается, что дети 1-2 классов должны проводить за компьюетром не более 20 минут, 3-4 классов –не более 25 минут, 5-9 классов — не более 30 минут, и, наконец, 10-11 классов — не более 35 минут.

Предполагается, что если дети смотрят образовательные фильмы и конспектируют их в тетрадях, то продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать:

  • для детей 5-7 лет — 5-7 минут,
  • для учащихся 1-4-х классов –10 минут,
  • для 5-9-х классов — 15 минут.

Кроме того, при организации работы школ предусмотрена физкультминутки, гимнастика для глаз и контроль за осанкой. В начальных классах дети должны использовать дополнительную клавиатуру для ноутбука. Дистанция экрана от глаз — не менее 50 см. Планшеты будут размещаться на столах с наклоном в 30 градусов.

О других нововведениях, касающихся вакцинации работников образовательных организаций, нагрузки на школьников и расстоянии до образовательных заведений, можно узнать из разбора «Мела».

Ещё больше интересного и полезного про образование и воспитание — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!

Решение назрело

О негативном влиянии смартфонов на организм, особенно растущий, говорят не первый год. В каких-то вопросах ученые до сих пор не могут прийти к согласию. Насколько телефон вреднее других устройств, которые нас окружают? Лучше ли использовать гарнитуру во время звонка?

В сентябре 2022 года завершился эксперимент ученых из Института биохимической физики им. Н.М. Эмануэля РАН и Российского национального комитета по защите от неионизирующего излучения. Специалисты в течение 14 лет изучали влияние электромагнитного излучения мобильных телефонов на показатели школьников, сравнивая их с показателями ребят, которые не пользуются смартфоном.

К похожим выводам пришли и ученые за границей. Чтобы хоть немного оградить детей от вредного воздействия, в некоторых странах решили избавиться от гаджетов на уроках. Так, во Франции в 2022 году приняли закон, который запрещает использовать в школах и мобильные телефоны, и планшеты, и смарт-часы, и другие электронные устройства.

Опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), который проводился этим летом, показал, что против смартфонов на уроках выступают и россияне. Следом профильные ведомства подготовили и методические рекомендации о порядке использования мобильных устройств в школе.

Техническая база

Порой одного желания учителя для внедрения технологий в образовательный процесс мало. Сложности возникают и на уровне материальной базы.

Автор цитаты

«У нас в начальной школе телефоны запрещены на уроках совсем, а в старшей — я разрешаю пользоваться приложениями, если перед диктантом слова повторяем, если какие-то задания обсуждаем, надо слово посмотреть, — рассказывает Екатерина Вершинина, преподаватель иностранного языка. — В будущем хочу попробовать использовать и игровые приложения иногда, но предварительно придется выяснить, если у ребят мобильный интернет. Потому что в прошлый раз, когда мы делали проект на уроке, я свой раздавала».

Кроме того, не у всех телефон поддерживает определенные приложения, у кого-то смартфона может не оказаться вовсе, у кого-то он разрядился. На решение всех этих проблем уходит уйма времени, поэтому часто от затеи действительно оказывается проще и вовсе отказаться.

Автор цитаты

«Когда я пробую показать, что онлайн можно делать интересные вещи для учебы, мои восьмиклассники воют, и максимум, на что хватает некоторых — статья из «Википедии». Они не научены другому, в их понимании нет связи технологий с необходимыми им в будущем компетенциями», — объясняет Ксения Меленчук, преподаватель английского во Владивостоке.

Чтобы исправить ситуацию, полагают педагоги, необходимо искать компромисс.

Научить детей грамотно пользоваться гаджетами действительно нелегко, но важно, уверена доктор педагогических наук и специалист корпорации «Российский учебник» Наталья Виноградова. «Основное правило пользования смартфонами — правило целесообразности. Необходимо бережно относиться к ребенку, не ущемлять его интересы, при этом помнить о его здоровье.

В основном запрещают пользоваться мобильными устройствами в школах, в которых мало используют цифровые образовательные решения. Если цифровой контент всем знаком, то и со смартфонами проблем, как правило, возникает гораздо меньше», — считает эксперт.

Поэтому правильный выход многие видят в активном использовании той техники, которая есть в распоряжении школы.

Автор цитаты

«У нас телефоны сдают практически перед каждым уроком, но на занятие можно заказывать планшеты. Это удобно, чтобы быстро получить обратную связь, проверить знания. Не нужно таскать стопки листочков и тетрадей, — делится с «Известиями» Ярослава Каштанова, учитель русского языка и литературы в Ижевске. — Недавно мы проходили фонетику с 5-ми классами, я проводила тесты в таком формате, сэкономила время на проверку».

Регулярно применяют современные технологии, по словам учительницы, на уроках математики, информатики и на естественно-научных дисциплинах.

Конечно, совсем без сложностей и тут не обходится. «На школьные планшеты почти ничего не закачано, но зато камера есть. Этого достаточно, чтобы дети отвлекались. Недавно кто-то кого-то сфотографировал, и начали по AirDrop скидывать друг другу фотографии. И сами отвлекаются, и я», — вспоминает Ярослава Каштанова.

Но с этими проблемами, полагают педагоги, уже по крайней мере можно работать и двигаться дальше. Правда пока такие ресурсы есть далеко не у всех учебных заведений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector