Основа сотовой сети – как строят базовые станции / Сети и коммуникации

Лекция №4 организация связи при чрезвычайных ситуациях

Связь является основным средством управления силами РСЧС. Она организуется в соответствии с решением начальника ГО (председателя комиссии по ЧС) указаниями начальника органа управления ГОЧС и распоряжением по связи вышестоящего органа управления.

Ответственность за организацию и состояние связи возлагается на начальника органа управления ГОЧС. Непосредственно за ее организацию, подготовку и устойчивую работу отвечает начальник соответствующего органа управления функциональной подсистемы связи и оповещения РСЧС.

Основными задачами системы связи являются:

– передача экстренных сообщений о возникновении ЧС и сигналов оповещения (распоряжений) на приведение в готовность органов управления и сил РСЧС к ликвидации ЧС;

– обеспечение информационного обмена органов управления и сил РСЧС в ходе проведения мероприятий по ликвидации ЧС.

Система связи должна обеспечить передачу следующих видов информации:

– речевые сообщения (телефонные переговоры должностных лиц);

– документированные сообщения, в том числе: телеграфные для передачи буквенно-цифровой информации, факсимильные для передачи графической информации (таблицы, графики, схемы) и копий документов;

– цифровую информацию обмена между комплексами технических средств АИУС РСЧС (передача данных);

– видеоинформацию об обстановке на объектах (участках) работ и в районах бедствия.

Речевые сообщения используются во всех звеньях управления и на всех этапах ликвидации ЧС, при этом в низовом звене они могут являться единственным способом обмена информацией.

Документированные сообщения используются, как правило, в звене: федеральные и региональные органы управления МЧС России ОГ МЧС России (ОГ РЦ) в районе ЧС для передачи приказов и директив правительственных органов и руководства МЧС России, а также сводок, и донесений о ходе аварийно-восстановительных работ.

Видеоинформация может передаваться в звеньях: участок работ – оперативная группа (ОГ) в районе ЧС – МЧС России.

Система связи РСЧС в каждом звене управления создается заблаговременно и включает стационарную и мобильную сети связи.

Стационарная сеть действует постоянно и включает: узлы связи стационарных пунктов управления органов ГОЧС; линии, каналы и средства связи, выделенные в распоряжение органов РСЧС Министерством связи РФ, другими ведомствами и их органами на местах; силы и средства связи войск ГО в местах постоянной дислокации. При возникновении ЧС стационарная сеть связи развертывается с учетом сложившейся обстановки и объема задач, решаемых органами управления и силами РСЧС, а непосредственно в районе ЧС создается мобильная сеть связи, включающая: мобильные узлы связи органов управления ГОЧС; линии, каналы и средства связи, сохранившейся и вновь развернутой силами Минсвязи РФ и других министерств и ведомств сетей связи; силы и средства связи Войск ГО РФ, МО РФ, МВД РФ и аварийно-спасательных формирований, выделяемых для совместного решения задач по ликвидации ЧС.

В системе связи РСЧС используются средства космической, радио, радиорелейной и проводной связи. Космическая связь используется в звене федеральные органы управления район ЧС для передачи всех видов информации, включая передачу видеоинформации, обеспечивает быстроту установления связи и высокое ее качество.

Радиосвязь является основным, а в ряде случаев и единственным, средством связи органов управления и сил РСЧС в районе ЧС для передачи речевых сообщений и сигналов оповещения, а также для вызова должностных лиц. В звене МЧС России региональный центр субъекта РФ района ЧС радиосвязь используется как резервное средство для передачи речевых и телеграфных сообщений.

Радиорелейная связь используется в районе ЧС для организации привязки мобильных узлов связи органов управления ГОЧС к узлам связи Минсвязи РФ и других министерств, а также для обеспечения телефонной связи с удаленными объектами работ и местами размещения сил РСЧС.

Проводная связь, развертываемая полевыми средствами, находит ограниченное применение в районе работ для обеспечения внутренней телефонной связи на пунктах управления. Широкое использование ее для обеспечения связи с силами РСЧС на объектах работ нецелесообразно из-за частых повреждений, вызываемых интенсивным использованием инженерной техники и транспортных средств на гусеничном ходу при проведении спасательных работ.

Засекречиванию подлежат каналы связи, обеспечивающие конфиденциальные телефонные переговоры руководства и оперативных групп МЧС России, а также передача документов, содержащих секретные данные.

Для обеспечения эффективного использования связи организуется управление связью, которое должно обеспечить:

– своевременное развертывание связи, устойчивую и непрерывную ее работу;

– своевременный и быстрый маневр линиями, каналами и средствами в соответствии с обстановкой;

– своевременное прохождение оперативной информации и другие.

Основными документами, определяющими организацию оповещения, являются планы действий органов управления ГОЧС по предупреждению и ликвидации ЧС, а также их планы связи.

Основным документом, определяющим организацию связи при возникновении ЧС является план связи, который разрабатывается на основании указаний начальника органа управления ГОЧС и распоряжения по связи вышестоящего органа управления. План связи оформляется на карте (плане города, района) с пояснительной запиской и схемой организации связи.

В нем определяются:

– основные задачи связи при возникновении ЧС;

– характеристика системы связи и порядок приведения ее в готовность;

– порядок использования ведомственных каналов и средств связи;

– мероприятия по повышению живучести, защиты систем связи и другие вопросы.

В приложении к плану разрабатываются:

– схема радиосвязи и радиоданные;

– схемы проводной и засекреченной связи;

– таблицы распределения каналов связи, позывных узлов связи и должностных лиц;

– планы контроля безопасности связи, ее восстановления и другие вопросы.

В соответствии с планом связи и указаниями начальников разрабатывается распоряжение по связи, в котором указываются основные требования по ее организации в подчиненных органах управления.

Система связи МЧС России должна обеспечивать, в первую очередь, оперативное управление подразделениями МЧС на обслуживаемой территории, а также информационный обмен с возможностью доступа к банкам данных. Поэтому центральным звеном системы связи являются сети оперативной связи территориального звена управления. Они должны охватывать все подразделения и строиться на базе стационарных и подвижных узлов связи с учетом комплексного использования сетей проводной и радиосвязи. Сети оперативной связи являются наиболее массовыми и несут основную информационную нагрузку, поэтому они должны развиваться в первую очередь.

Устойчивость управления в чрезвычайных ситуациях в решающей степени определяется наличием постоянно действующей связи.
В целях обеспечения управления в системах управления РСЧС и гражданской обороны в каждом субъекте Российской Федерации (муниципальном образовании) создаются системы связи, которые являются составной частью системы управления.
Системы связи представляют собой организационно-техническое объединение сил и средств связи, а также каналов связи взаимоувязанной сети связи страны, развернутой на территории данного субъекта Российской Федерации (муниципального образования), а, кроме того, развертываемых или организуемых для решения задач управления силами и средствами РСЧС и гражданской обороны при различных режимах их функционирования и готовности.
Взаимоувязанная сеть связи Российской Федерации представляет собой комплекс технологически сопряженных сетей связи общего пользования и ведомственных сетей электросвязи на территории Российской Федерации, обеспеченный общим централизованным управлением, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
На территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) основой системы связи РСЧС является сеть связи общего пользования, находящаяся в ведении ОАО “Электросвязь”, которая является составной частью взаимоувязанной сети связи Российской Федерации и предназначена для предоставления услуг связи всем физическим и юридическим лицам на территории Российской Федерации. Она включает в себя все сети электросвязи, находящиеся под юрисдикцией Российской Федерации, кроме выделенных и ведомственных сетей связи, независимо от их принадлежности и форм собственности. ОАО “Электросвязь” в городах и районах субъекта Российской Федерации имеет свои филиалы (предприятия связи – районные и городские узлы связи). Аппаратура связи, установленная на предприятиях связи, и линии связи (подземные кабельные, воздушные проводные, радиорелейные, а в ряде случаев линии радио – и спутниковой связи), образуют основу сети связи общего пользования.
ОАО “Электросвязь” является основным оператором услуг электросвязи на территории данного субъекта Российской Федерации. К этим услугам относится предоставление: местной и внутризоновой телефонной связи;
междугородной и международной связи по договору с ОАО “Ростелеком”;
телеграфной связи; передачи данных и информационных услуг;
трансляции звуковых программ по сети проводного и эфирного вещания.
Ведомственные сети связи (железная дорога, энергетика, речной и морской транспорт, газо- и нефтепромыслы, различного рода продуктопроводы и др.) создаются и функционируют для обеспечения производственных и специальных нужд федеральных органов исполнительной власти, находятся в их ведении и эксплуатируются ими. Ведомственные сети связи могут использоваться также для предоставления услуг связи населению и другим пользователям связи. Сопряжение ведомственных сетей связи с сетью связи общего пользования производится на договорной основе при условии обеспечения соответствия технических средств и сооружений связи ведомственных сетей связи требованиям и техническим нормам, установленным для сети связи общего пользования.
В состав систем связи входят: узлы связи пунктов управления и линии прямой связи между ними; линии привязки узлов связи пунктов управления к опорным и вспомогательным узлам связи; системы технического обеспечения связи; резерв сил и средств связи; системы управления связью.
Управление с повседневных ПУ РСЧС и системы гражданской обороны производится, в основном, по сети связи общего пользования, через местные автоматические телефонные станции (АТС) и междугородные телефонные станции (МТС). Через них осуществляется основная передача больших потоков телефонной информации и данных в пределах городов и населенных пунктов (АТС), а также обмен информацией между ними (МТС). Кроме каналов телефонной связи, в целях обеспечения управления с повседневных ПУ, используются средства радиосвязи. К этим средствам можно отнести радиотелефоны сотовых сетей связи общего назначения и специализированные транкинговые сети связи.
Связь с запасных пунктов управления (ЗПУ) осуществляется, в основном, также по сети связи общего пользования, но уже через узлы связи ПУ, которые имеют линии привязки к узлам связи (городским и районным) ОАО “Электросвязь” и ведомственным узлам связи. В этом случае используются и средства радиосвязи, входящие в состав узлов связи пунктов управления.

Системы связи РСЧС и гражданской обороны включают в себя стационарную и мобильную компоненты. В целях обеспечения устойчивого непрерывного управления используются различные виды связи.
Проводная связь является основным видом связи в повседневной деятельности. Проводные средства связи обеспечивают высокое удобство и скрытность ведения переговоров, способны обеспечить передачу больших объемов информации за малые промежутки времени. Эти средства обеспечивают организацию каналов телефонной связи, передачи данных и в ряде случаев каналов вещания. В то же время, при возникновении чрезвычайных ситуаций, проводная связь очень уязвима. Часто при наводнениях, ураганах, землетрясениях выходят из строя здания узлов и линии связи (особенно воздушные). Для восстановления проводной связи требуется привлечение больших сил и средств.
В мирное время эта связь осуществляется по каналам и линиям сети связи общего пользования на основе использования стационарных сооружений, с привлечением в отдельных случаях ведомственных сетей связи. Проводная связь может также обеспечиваться по полевым линиям связи, развертываемым в районах чрезвычайных ситуаций.
Радиосвязь является основным видом связи в движении, а главное – при организации управления в районах чрезвычайных ситуаций, где она может быть вообще единственным видом связи. Она обеспечивается на основе использования радиостанций военного и гражданского назначения. Вместе с тем, этот вид связи имеет и свои недостатки – малая пропускная способность радиоканалов, зависимость работы от атмосферных и промышленных помех. В повседневной деятельности широкое использование в системах управления РСЧС в последнее время стали находить транкинговые (транковые) сети радиосвязи, а также широко распространенные сети сотовой радиотелефонной связи, которые часто покрывают всю или большую территорию субъекта Российской Федерации.
Для решения задач управления РСЧС и гражданской обороны с использованием мобильной компоненты связи наиболее подходят сети транкинговой связи, обеспечивающие их оперативное задействование, а также, что очень важно, выходы на телефонную сеть общего пользования. Такие сети уже получили развитие в ряде субъектов Российской Федерации. В эти сети, как правило, включаются стационарные, автомобильные и переносные радиостанции начальников гражданской обороны субъектов Российской Федерации, административного центра, его городских районов, начальников органов управления ГОЧС субъекта Российской Федерации, административного центра и его районов, членов КЧС, начальников служб гражданской обороны, начальника поисково-спасательного отряда, дежурных служб административного центра.
В районах чрезвычайной ситуации организуются отдельные сети радиосвязи на основе радиостанций, входящих в состав мобильного узла подвижного ПУ, в диапазонах ультракоротких (УКВ) и коротких (КВ) волн. УКВ радиостанции обеспечивают качественную связь в пределах прямой видимости (5-15 км). Увеличение дальности связи в диапазоне УКВ достигается, в основном, за счет подъема антенны. КВ радиостанции могут обеспечивать связь на расстояниях в десятки и сотни километров, однако следует отметить, что качество связи в этом диапазоне волн гораздо ниже.
Радиорелейная связь сочетает в себе одновременно многие положительные свойства радио- и проводных средств связи. Радиорелейная связь осуществляется на основе специальных средств радиосвязи в диапазоне УКВ. Эти средства устанавливаются на высоких мачтах (башнях), имеют антенные устройства, обеспечивающие остронаправленный характер излучения и обладают большой пропускной способностью. Их работа мало зависит от времени года, суток, атмосферных и промышленных помех. На основе радиорелейных станций создаются направления связи большой пропускной способности, по которым организуются каналы телефонной связи, передачи данных, радио- и телевещания.

Читайте про операторов:  Телефонные коды городов России, коды стран мира, коды сотовых операторов (def-коды)

В районах чрезвычайных ситуаций находят применение небольшие радиорелейные станции малой пропускной способности (несколько каналов связи), которые могут входить в состав оборудования мобильных узлов связи для организации привязки к опорным узлам связи на расстоянии 15-20 км.
В ряде регионов страны получили широкое использование спутниковые средства связи, которые можно отнести к разновидности радиорелейной связи. Стационарные спутниковые средства связи также обладают большой пропускной способностью и обеспечивают высококачественную, многоканальную связь. В районах чрезвычайной ситуации находят применение переносные или мобильные спутниковые средства связи. Они обеспечивают качественную телефонную связь и передачу данных практически из любой точки страны в любое время, что имеет особое значение при организации связи из районов чрезвычайных ситуаций, где отсутствует или слабо развита сеть связи общего пользования.
Особняком стоит связь подвижными средствами (автомашины, мотоциклы, катера, летательные аппараты и другие), которые наиболее активно используются в системах управления РСЧС и гражданской обороны для доставки служебных документов большого объема.
Следует отметить, что в последнее время в управлении РСЧС стали достаточно широко использоваться современные телекоммуникационные технологии – совокупность сетей связи и компьютерных средств, состоящих на оснащении органов управления.
Для решения задач по оперативному управлению сетью связи субъекта Российской Федерации для обеспечения управления при ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также выполнения мероприятий гражданской обороны на базе ОАО “Электросвязь” создается служба оповещения и связи гражданской обороны субъекта Российской Федерации. В ее состав, помимо работников ОАО “Электросвязь”, как правило, включаются представители управления почтовой связи, радиотелевизионного передающего центра, управления спецсвязи, территориальных центров междугородной связи, отдельных ведомственных сетей связи.
Задачами службы оповещения и связи гражданской обороны субъекта Российской Федерации (муниципального образования) являются:
обеспечение органов управления территориальной подсистемы (звена) РСЧС средствами и каналами связи при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время; организация технического обеспечения систем централизованного оповещения населения; поддержание в постоянной готовности сил и средств службы к обеспечению действий группировки сил при ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ;
проведение эксплуатационно-технического обслуживания технических средств оповещения. Сети связи общего пользования и ведомственные сети связи следует отнести к стационарной составляющей системы связи РСЧС. Они опираются на стационарные сооружения связи (предприятия и линии связи). Отдельные элементы стационарной составляющей системы связи при возникновении чрезвычайных ситуаций (землетрясения, ураганы, наводнения, оползни и сели и т.п.) часто выходят из строя (разрушение зданий предприятий и линий связи). Поэтому для повышения устойчивости связи и управления помимо стационарной составляющей в составе системы связи РСЧС используется и мобильная составляющая, которая может играть решающую роль в обеспечении управления, особенно при проведении работ в районах чрезвычайных ситуаций со слаборазвитой сетью связи общего пользования. Основой мобильной компоненты являются средства радиосвязи (мобильные, носимые). В частности, в состав каждого подвижного пункта управления, выдвигаемого в район чрезвычайной ситуации, входит подвижный (мобильный) узел связи. В сущности, без наличия мобильного узла связи, выдвижение подвижного пункта управления в район чрезвычайной ситуации теряет всякий смысл. Такие мобильные узлы связи создаются практически при каждом органе управления ГОЧС, начиная с районного звена.
Органы управления ГОЧС субъектов Российской Федерации имеют свои силы и средства связи, обеспечивающие им выходы на сеть связи общего пользования, на соответствующий региональный центр, на ведомственные сети связи (железной дороги, энергетики, военного гарнизона или округа, водного или морского транспорта и др.), на крупные потенциально опасные объекты. Ряд направлений проводной связи дублируется средствами радиосвязи в КВ или УКВ диапазонах.
Орган управления ГОЧС совместно со службой оповещения и связи гражданской обороны субъекта Российской Федерации заблаговременно определяет наиболее рациональное построение системы связи в районах чрезвычайных ситуаций, исходя из наличия на подведомственной территории потенциально опасных объектов и районов возможных стихийных бедствий. С этой целью заблаговременно прорабатываются трассы прохождения линий связи, уточняется наличие распределительных шкафов сети связи общего пользования, куда будут проложены линии привязки от подвижного пункта управления, а также будут поданы каналы дальней связи, подключены телефонные номера сети общего пользования.
Помимо использования сети связи общего пользования в районе чрезвычайной ситуации используются также средства связи Минобороны России и правительственной связи. Порядок их использования определяется в соответствии с “Временным положением о порядке взаимодействия Минобороны России, ФАПСИ и МЧС России по вопросам организации связи в районе чрезвычайной ситуации” и по плану взаимодействия.
Управление сетями связи при чрезвычайных ситуациях осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти в области связи во взаимодействии с центрами управления связью правительственных органов, Вооруженных Сил Российской Федерации, МЧС России, а также иных федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых находятся ведомственные сети связи.
Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что во время стихийных бедствий, карантинов и других чрезвычайных ситуаций, органы управления, занимающиеся их ликвидацией, имеют право на приоритетное использование любых сетей и средств связи независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
Для координации работ по ликвидации обстоятельств, вызвавших введение чрезвычайного положения, в соответствии с законодательством Российской Федерации о чрезвычайном положении могут быть образованы специальные временные органы связи, которым передаются полностью или частично соответствующие полномочия федеральных органов исполнительной власти в области связи и органов связи субъектов Российской Федерации на территории, где введено чрезвычайное положение.
На случай возникновения чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера разрабатывается положение о взаимном обеспечении переговоров по ведомственным каналам связи. Это положение определяет порядок безвозмездного, независимо от форм собственности, взаимного обеспечения телефонных переговоров дежурными службами (оперативный дежурный орган управления ГОЧС, диспетчеры предприятий, начальники оперативных групп), руководителями органов управления ГОЧС и предприятий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и проведения работ по их ликвидации. Для этих целей устанавливается парольная система. Абоненты, имеющие право ведения переговоров по паролю, при выходе на коммутатор обязаны назвать пароль, свою должность и фамилию.
Связь для обеспечения управления силами и средствами РСЧС в районе чрезвычайной ситуации организуется на основе принятого решения на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ и обеспечивается, как правило, с ПУ, развертываемого в районе чрезвычайной ситуации, а также с пунктов постоянной дислокации органа управления ГОЧС субъекта Российской Федерации и органов управления ГОЧС категорированных городов с использованием средств связи подвижного ПУ, сетей связи общего пользования и ведомственных сетей связи.
Связь в районе чрезвычайной ситуации организуется с развернутого подвижного ПУ. В состав подвижного ПУ субъекта Российской Федерации и категорированных городов, помимо штабных машин, входят радиостанции и аппаратные связи, мобильные звуковещательные станции.
В районе чрезвычайной ситуации организуется радиосвязь с региональным центром и органом управления ГОЧС субъекта Российской Федерации (органом управления ГОЧС категорированного города), а также с подчиненными и взаимодействующими органами управления, силами и средствами, включенными в состав группировки сил по ликвидации чрезвычайной ситуации.
Взаимодействие с другими ведомствами организуется в радиосети на закрепленных частотах. С этой целью радиостанции оперативной группы органа управления ГОЧС субъекта Российской Федерации (органа управления ГОЧС категорированного города) имеют заранее

настроенные частоты этих ведомств.
Взаимное использование транкинговых сетей связи основано на внесении в базу данных сети обшей нумерации радиостанций оперативных групп, выделенных для использования в качестве взаимодействующих.
Для взаимодействия со сводными мобильными отрядами войск гражданской обороны МЧС России и войсковыми частями Минобороны России организуются радиосети взаимодействия в КВ и УКВ диапазонах.
Учитывая, что связь – это основной технический элемент обеспечения устойчивого управления, вопросам организации и обеспечения непрерывной связи на всех этапах проведения мероприятий по предупреждению и ликви-дации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны необходимо уделять особое внимание.
При определении состояния вопросов управления следует, прежде всего обратить внимание на общее положение дел в организации и обеспечении связи на территории субъекта Российской Федерации. Это один из важнейших элементов общей инфраструктуры, развитость которого определяет все стороны жизни общества. Наиболее слабым звеном в этом вопросе является связь с сельскими районами и сельскими населенными пунктами.

Наряду с этим необходимо учитывать состояние и возможности ведомственных сетей связи, развернутых на территории субъекта Российской Федерации, наличие и возможности использования в целях управления сотовых и транкинговых сетей связи.
Всеми этими вопросами в полной мере должна владеть служба оповещения и связи гражданской обороны субъекта Российской Федерации.
Особого постоянного внимания требует вопрос организации связи с запасных пунктов управления, особенно загородного запасного пункта управления и, прежде всего, работы по обеспечению устойчивости связи по линии загородных запасных пунктов на военное время.
Среди вопросов организации связи в районах возможных чрезвычайных ситуаций заслуживают внимания:
оснащение и возможности мобильного узла связи подвижного пункта управления; схема организации связи в районе чрезвычайной ситуации;
использование ведомственных сетей связи при организации управления с подвижного пункта управления.

§

1.1 Общие положения.

Первоочередным в полном комплексе мероприятий по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является обеспечение своевременногооповещения и информирования населения об угрозе возникновения или о возникновении какой-либо опасности.

Оповестить население означает: своевременно предупредить его об опасности, создавшейся обстановке, а также проинформировать о порядке поведения в этих условиях. Процесс оповещения включает доведение в сжатые сроки до органов управления, должностных лиц и сил единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также населения на территории города заранее установленных сигналов, распоряжений и информации относительно возникающих угроз и порядка действий в создавшихся условиях.

Читайте про операторов:  Как заблокировать сим-карту Билайн самостоятельно | Блокировка SIM

Речевая информация должна быть краткой, понятной и достаточно содержательной, позволяющей понять, что случилось и что следует делать.

Ответственность за организацию и практическое осуществление оповещения несут руководители органов государственной власти. Следует подчеркнуть, что промедление с задействованием системы оповещения в значительной мере снижает эффективность защитных мероприятий и можетпривести к неоправданным жертвам и потерям среди населения.

Для решения задач оповещения на всех уровнях создаются специальные системы централизованного оповещения.

1.2 Организация оповещения в городе, районе и на объектах.

Под системой оповещения понимают организационно-техническое объединение средств передачи сигналов оповещения и распоряжений штабам, службам, формированиям ГО и населению. Основу системы оповещения составляют сети связи, радиовещание, телевидение и специальная аппаратура дистанционного управления (П-160, П-163, П-166).

Автоматизированные системы оповещения обеспечивают циркулярное оповещение должностных лиц по служебной и городским телефонным сетям, подачу сигналов “Внимание всем!” с помощью электрических сирен, переключение РТУ, радиовещательных станций и телевизионных центров для передачи сигналов оповещения и распоряжений с пунктов управления.

Ответственность за организацию оповещения возлагается на штабы гражданской обороны.

РТУ являются основными элементами системы проводного вещания на уличные, цеховые и квартирные громкоговорители по проводам. Сеть проводного вещания является основным средством оповещения, так как она постоянно готова к работе, проста, надежна, обеспечивает высокое качество звучания и передачу информации на всей территории населенного пункта, а также может обеспечивать передачу информации на ограниченной территории.

По схеме организации системы оповещения в городе (Приложение1) рассмотрим прохождение сигналов оповещения. Следует иметь в виду, что все сигналы оповещения передаются сверху вниз, т. е. от старшего к младшему. Из схемы видно, что источником сигналов оповещения является ПУ старшего штаба ГО (1-й уровень), на котором устанавливается центральная стойка. С центральной стойки производится управление всей системой оповещения. С центральной стойки оповещения П-161 сигналы оповещения могут одновременно передаваться на:

– промежуточную стойку П-161 следующего уровня;

-стойку циркулярного вызова П-161 на АТС, автоматически отключающую оповещаемых абонентов от АТС и обеспечивающую подключение этих абонентов для приема речевой информации штаба ГО. При этом подъем трубки с рычага аппарата говорит о начале приема информации, а отбой означает окончание приема, что фиксируется в штабе ГО на компьютере и одновременно обеспечивает подключение телефона к АТС;

-радиовещательную станцию и РТУ, телевизионный центр для передачи информации о ЧС через громкоговорители, радиоприемники, телевизоры;

-промежуточные стойки П-161 второго уровня, т. е. ПУ ГО ЧС района города. Промежуточные стойки ретранслируют сигналы оповещения на системы 3-го уровня, а в остальном система работает по аналогии с 1 уровнем;

-ПУ ОЭ устанавливается оконечный блок П-161, сигналы на который поступают с ПУ 2- или 1-го уровня. С оконечного блока П-161 сигналы поступают на исполнительные устройства П-161, устанавливаемые на ПАТС и РТУ, откуда и ведется управление сиренами и передается речевая информация. Исполнительные устройства также подключают световые табло в шумных цехах.

Локальное оповещение районов, примыкающих к потенциально опасным объектам осуществляется этими предприятиями через систему уличных громкоговорителей, квартирных радиоточек при помощи районных РТУ и включением сирен в данном районе.

Примечание: Аппаратура П-160 требует для передачи сигналов отдельных физических проводов, а П-163, П-166 могут использовать задействованные телефонные линии, уплотненные линии связи и радиоканалы.

1.3 Организация оповещения и связи на объекте экономики.

Под оповещением понимают доведение до органов управления ГО ЧС, формирований ГО и населения сигналов и распоряжений органов ГО ЧС о стихийных бедствиях и катастрофах, об опасности радиационного, химического и биологического заражений, загрязнений.

В настоящее время используется сигнал “Внимание всем!”, который передается всеми звуковыми средствами — сирены, заводские гудки и др. По этому сигналу необходимо включать средства приема информации — радиоточки, радиоприемники, телевизоры, при помощи которых передается информация о ЧС.

Для обеспечения связи и оповещения на ОЭ главным энергетиком создается служба оповещения и связи, основу которой составляют объектовый УС — производственная автоматическая телефонная станция (ПАТС), радиотрансляционный узел (РТУ).

Службу оповещения и связи возглавляет начальник УС ОЭ (как правило), в состав которого входят ПАТС, РТУ, УС основного и защищенного пунктов управления.

Начальник службы оповещения и связи (НСОС) непосредственно подчиняется начальнику штаба ГО ЧС ОЭ (помощнику руководителя ОЭ по делам ГО ЧС), а по специальным вопросам НСОС старшего штаба.

На городском защищенном ПУ силами одной группы связи создается УС, на котором развертывается коммутатор МБ для обеспечения внутренней связи на ПУ и для связи с убежищами. Линии связи к убежищам прокладываются подземным кабелем от защищенного выносного щита (ВЩ), размещаемого в колодце. На ПУ и в убежищах устанавливаются телефонные аппараты с индукторным вызовом (телефонные аппараты МБ). Для обеспечения прямых связей со старшим начальником и для управления формированиями ГО организуется радиосвязь на КВ и УКВ радиостанциях (Приложение 2).

Основу системы оповещения и связи на ОЭ представляет громкоговорящая директорская связь (ГГС), обеспечивающая прямую связь руководителя объекта с подчиненными. С этой целью на рабочем месте руководителя устанавливается коммутатор оперативной связи (КОС), позволяющий передавать информацию циркулярно всем подчиненным и обеспечивать переговоры с любым из абонентов.

Для обеспечения прямой связи оперативного руководителя ОЭ — диспетчера с цехами, службами организуется диспетчерская ГГС.

Также для обеспечения связи и оповещения на ОЭ может использоваться технологическая связь, предназначенная для обмена информацией между работниками, обслуживающими отдельные агрегаты, конвейеры.

Обеспечение связи между всеми подразделениями объекта осуществляется через телефонную станцию ОЭ — производственная телефонная связь Для обеспечения связи с внешними абонентами ПАТС имеет выходы на районную, городскую АТС.

Для передачи сигналов оповещения на ОЭ используется объектовое звуковое вещание, для чего в помещениях, на территории ОЭ, в убежищах устанавливаются громкоговорители, через которые передаются речевые сообщения, записанные на магнитофон или непосредственно через микрофон, подключаемый при помощи П-161 к усилителю на РТУ или на защищенном ПУ. Для передачи звуковых сигналов оповещения используются электрические сирены, устанавливаемые на территории объекта.

В шумных цехах для оповещения персонала могут устанавливаться световые табло с мелькающим текстом для привлечения внимания. Управление передачей речевой, звуковой и световой информации осуществляется при помощи аппаратуры П-161, устанавливаемой на защищенном УС, РТУ, ПАТС.

На рабочем месте руководителя для обеспечения прямой связи со старшим начальником ГО устанавливается отдельный телефонный аппарат.

Примечание. Для обеспечения директорской и диспетчерской ГГС прокладываются отдельные соединительные линии к должностным лицам ОЭ, где устанавливаются громкоговорящие телефонные аппараты (линии ГГС на ПАТС ОЭ не заходят).

Для обеспечения управления в случаях ЧС на защищенном ПУ дублируются все основные линии связи и с переходом руководства на защищенный ПУ общее управление объектом не теряется. На УС защищенного ПУ развертывается коммутатор МБ, устанавливаются телефонные аппараты МБ и через ВЩ обеспечивается связь с убежищами. На УС развертываются 1 радиостанция КВ диапазона, 2–3 радиостанции УКВ диапазона, радиоприемник для приема сигналов оповещения и аппаратура оповещения П166 (П-160, П-163), подключенная к линии старшего штаба и к своим стойкам П-161, устанавливаемым на ПАТС и РТУ.

Основа сотовой сети - как строят базовые станции / Сети и коммуникации

Приложение 1. Организация системы оповещения города

Приложение 2.

Основа сотовой сети - как строят базовые станции / Сети и коммуникации

Схема организации связи и оповещения ОЭ.

Мобильный контроль

Постоянный контроль покрытия сотовой сети, качества голосовой связи жизненно важен для любого оператора сотовой связи. Именно поэтому первостепенное значение приобретает получение адекватных и полных данных о состоянии сотовой сети – это можно сделать только с помощью специальных измерительных лабораторий на колесах.

Фургоны и джипы, оснащенные специальной аппаратурой, неустанно колесят по Москве и области, постоянно анализируя эфир по десяткам показателей и мгновенно определяя сложности и проблемы в функционировании базовых станций, способствуя бесперебойной работе сети.

В этой связи надо разделять два типа автомобилей – ремонтные комплексы (автомобили, оснащенные самой разнообразной и современной техникой для устранения всех возможных проблем функционирования сотовой сети) и подвижные измерительные лаборатории.

Машин первого типа у операторов “Большой тройки” по 5-6 в каждом крупном регионе – в основном такие комплексы монтируются на базе микроавтобусов. Машины второго типа стоят гораздо дороже обычных ремонтных грузовиков, так как оснащены современной компьютерной техникой (по стоимости такие измерительные комплексы гораздо дороже самих автомобилей) – их обычно меньше.

Лаборатории “на колесах” чаще всего предпочитают монтировать на базе джипов – это упрощает передвижение по проселочным дорогам.

Лаборатории “на колесах” представляют собой джипы, где установлены комплексы измерительной аппаратуры для тестирования сетей GSM 900/1800 и UMTS 2100. Джипы нужны потому, что сеть активно развивается не только в крупных городах, но и в пригородах, регионах, где условия воистину спартанские, а инженерам надо предельно ясно представлять себе ситуацию с покрытием сотовой связью на всей территории области.

Для этого приходится съезжать с асфальта и забираться в лес, ездить по полям и труднопроходимой местности со сложным ландшафтом. А проселочные дороги – это отдельная “песня” – рытвины, ухабы, глубокие лужи и скользкая глина. Не всякий микроавтобус выдержит – именно поэтому и покупают внедорожники.

Подвижные лаборатории – отнюдь не для парадов. Это настоящие “рабочие лошадки”, исправно выполняющие трудную и кропотливую работу – контроль качества сети. Каждый рабочий день экипажи отправляются на объезд территории – только по Москве за долгие годы выработано около 20-30 специальных маршрутов, проезжая по которым можно увидеть работу всех столичных базовых станций.

Второй вид тестов – проверки по жалобам пользователей на неважное качество связи или невозможность дозвониться с мобильных телефонов из определенного района. Если жалоб несколько или они повторяются, измерительная лаборатория обязательно проедет этот район вдоль и поперек с тем, чтобы выяснить причину “плохого поведения” сотовой сети – дальше ремонтные бригады устранят неисправность.

Третий вариант объездов – это доскональная проверка новых базовых станций, которые только водятся в строй. Измерительный комплекс проверяет не только покрытие станции и сверяет это с частотным планом, но и тестирует качество переключения между новой БС и соседями, качество голосовой связи.

Все это организуется с помощью специального оборудования, которое есть в автомобилях. Однако в последнее время первый вариант контроля сети почти сходит на нет – большое количество новых базовых станций “съедает” почти все рабочее время измерительных бригад. Тем более, что такие лаборатории по расписанию “гоняются” в регионы – там тоже надо определять качество связи.

Все свободное место в машине занимает оборудование для проверки качества связи, оператору остается только небольшой закуток.

Если заглянуть внутрь, то можно отметить, что во вместительном джипе всего одно рабочее место – все остальное занимает измерительная аппаратура. Чаще всего, в машине стоит два комплекса, питаются они от бортовой сети джипа, хотя есть и автономное питание, которого хватает на несколько часов.

Основной комплекс состоит из мощного ноутбука, нескольких специальных радиотехнических устройств и трех-четырех мобильных телефонов, один из которых работает только в диапазоне GSM900, второй – GSM1800, третий – двухдиапазонный и поддерживает оба стандарта связи, а четвертый (добавлен недавно) может работать на частоте 2100 МГц чтобы тестировать UMTS-сети.

Читайте про операторов:  Российские сотовые сети превратили в огромный радар

Каждый из телефонов непрерывно звонит на специальные технические номера в офисе оператора связи так называемыми длинными звонками – то есть устанавливается соединение которое держится 54-59 минут. В это время измерительная аппаратура анализирует качество покрытия на протяжении всего маршрута движения измерительной лаборатории, определяя, насколько успешно сотовый звонок передается из соты в соту при движении автомобиля, в каких случаях могут возникать “глюки” или обрывы связи.

Все данные немедленно заносятся в компьютер в автоматическом режиме для дальнейшего анализа.

Второй, очень значимый комплекс, называется QVoice и представляет из себя небольшую темно-синюю сенсорную управляющую панель с цветным дисплеем, навигация по которой осуществляется с помощью пластикового пера.

Несколько радиотехнических блоков соединены между собой сложными коммуникациями, основу системы составляют тоже четыре мобильных телефона. Два из них звонят друг другу в режиме т. н. коротких звонков – длительностью 59 секунд. Один звонит на специальный сервисный номер в офис компании мобильной связи, еще один только принимает звонки из офиса компании.

После соединения передается короткое голосовое сообщение, представляющее собой стандартный текст на английском языке (так было проще разработчикам), произнесенный женским и мужским голосом. Эталон текста известен обрабатывающему компьютеру, полученный результат мгновенно сравнивается с эталоном и, посредством сложных математических вычислений, устанавливается мера сходства отправленного и полученного сообщения.

Чем более они похожи, тем лучше качество связи. Если есть значимые расхождения, немедленно можно установить причину, по которой возникают сложности или зафиксировать проблему для последующего анализа. Есть и оборудование для проверки GPRS/EDGE/UMTS, а также SMS/MMS – тестируются все возможности сети.

Одной из важных частей такого комплекса является система спутниковой навигации GPS (возможно, в ближайшем будущем поставят и ГЛОНАСС) – с ее помощью компьютер автоматически определяет свое местоположение в городе и заносит в специальный “черный ящик” все параметры сотовой сети с точной географической привязкой к местности.

Это позволяет аналитикам, с помощью высокоточной электронной карты города, с высокой достоверностью определять места, где возможны сбои или технические сложности.

В случае с новыми станциями, мобильные лаборатории объезжают их по кругу – на распечатке карты, которая имеется у экипажа, разными цветами показаны секторы (всего их три) новой базовой станции: им надо побывать в каждом и проверить, насколько они правильно ориентированы, не забивают ли друг другу эфир, есть ли “взаимопонимание” с соседями, и насколько они хорошо покрывают свой сектор – можно ли там звонить и принимать звонки.

Если станция работает, то в специальных “окошках” прикладного ПО мы видим ее порядковый номер, а телефоны лаборатории начинают работать через ее каналы. Если “hand over” произошел без потерь и “длинные звонки” в диапазонах от 900 до 2100 МГц удержались и “не слетели”, то это значит, что контроллер “видит” эту базовую станцию, соседи с ней не конфликтуют.

Типовой монтаж

Смотреть на то, как монтируется оборудование на зданиях в городе, скучно – кран, рабочие и большая часть операций скрыта от глаз самых обычных пользователей. А вот вертолетный монтаж – это гораздо более зрелищно. Причем, технология за последние годы нисколько не изменилась.

  1. 1. укрупнительная сборка (четыре секции под вертолет и одна под кран) организуется силами 6-8 человек и одним автокраном в течение 4-5 дней. В это же время тяжелым краном устанавливается первая секция сооружения, чтобы не тратить на нее время вертолетного монтажа.
  2. 2. монтаж вертолетом в один день.
  3. 3. измерения пространственного положения ствола опоры и ее “протяжка” (2-3 дня). Допуск очень жесткий – башня не должна отклоняться от вертикального положения более чем на 6-7 см.
  4. 4. благоустройство участка вокруг башни (водоотводные лотки, установка ограждения).
  5. 5. монтаж базовой станции, секторных (связь с терминалами пользователей) и радиорелейных (связь с другими башнями) антенн, а также оборудования внутри контейнера, подводится электричество, монтируется система светоограждения, молниезащиты, заземления.
  6. 6. включение базовой станции и настройка пролетов (точная настройка азимутов и сигналов антенн).
  7. 7. подключение базовой станции в сеть (иначе – интеграция) и затем – сдача оператору сотовой связи всего объекта связи в комплексе.

Давайте рассмотрим эти этапы более подробно.

Стройплощадка – вагончик для оборудования и первая секция высотой в 20 метров, установленная краном

Обычно сборка происходит крайне оперативно. Все металлоконструкции привозят на длинномерных тягачах и после этого собирают в четыре крупные секции, которые вертолету предстоит водрузить одну на другую.

Самая верхняя часть мачты, здесь будут установлены антенны

Перед началом монтажа конструкции разложены в строгом соответствии с порядком сборки, для того, чтобы вертолет не совершал лишних движений в воздухе. Остается только поднять секции башни в воздух и по прямой донести до места сборки.

Значительную часть авиационного обслуживания монтажных работ осуществляет НПО “Взлет” (г. Москва).

На их машинах специально для монтажа сложных конструкций предусмотрено несколько технических новшеств. Одно из них – специальная внешняя подвеска, на которую крепят трос с блоками башни. Она управляется компьютером, который учитывает все порывы ветра и удерживает несколько тонн металла в точно вертикальном направлении.

На некоторых “бортах” есть и специальная прозрачная задняя кабина, из которой летчик осуществляет монтаж секций. Оттуда открывается вид на конструкцию, которую необходимо установить. После взлета пилот, находящийся в основной кабине, передает управление в дополнительную кабину, и уже оттуда идет управление вертолетом для установки конструкции на нужное место.

Перед монтажом идет облегчение взлетного веса вертолета

Вертолет к монтажу готовят несколько техников – идет слив топлива во внешнюю цистерну, чтобы уравновесить машину и облегчить взлетный вес. Обычно конструкции башни весят по 2-3 тонны, при грузоподъемности машины до 5 тонн. Перед монтажом обычно запрашивается прогноз погоды по конкретному региону – должна быть хорошая видимость и небольшой ветер.

При этом сам процесс сборки очень быстрый – можно уложиться минут в 40, ведь чтобы поставить одну секцию надо всего 6 минут. Технология вертолетного монтажа позволяет монтировать 3-4 конструкции в день, если они, конечно, близко расположены друг к другу.

Обычно к монтажу привлекаются вертолеты типа Ми8 МТВ1, хотя для более тяжелых конструкций есть машины Ми10К, КА32 и даже самый большой вертолет Ми26.

Первый взлет – бело-синий вертолет Ми8 МТВ1 оживает, надрывно кашляет, вдыхая жизнь в свои двигатели, и приведенные в движение лопасти поднимают его над землей. Здесь можно оценить мастерство летчиков – громадная машина разворачивается буквально на пятачке и грациозно подплывает к первой конструкции, которую надо водрузить на уже собранные секции.

Персонал занял места “по боевому расписанию” – люди поднимаются к стыковочным узлам башни.

Вертолет готов к подъему первой секции – все разложено в своей очередности.

Если стоять в 30-40 метрах от машины, то на деревьях бешено дергаются листья, вокруг свистит воздух, летят в разные стороны небольшие ветки и трава – все живое прижимается к земле под сильным воздушным напором от лопастей вертолета. Работа по вертолетному монтажу ювелирная и требует большой выдержки и точности, как от летчиков, так и от монтажников, которые все это время работают на башне.

Плавное снижение с выпуском тросов, стыковка с конструкцией, медленный взлет в направлении башни.

К каждой многотонной секции, из которых собирают башню, привязаны направляющие тросы-ловители, с их помощью монтажники направляют конструкцию. Так вот сразу брать в руки тросы-ловители – нельзя! Надо, чтобы они сначала коснулись металлического остова башни, и заряд статического электричества ушел в землю.

Или другая ситуация – весь процесс монтажа производится в режиме радиомолчания – управление только по визуальным командам “флажкового” с земли. Именно этот человек должен сам убедиться в том, что фланцы блоков соприкоснулись, и только после крепления секции дать команду пилоту вертолета отцепить трос с внешней подвески.

Борясь с ветром, вертолет осторожно подходит к башне, касается тросами-ловителями металлических опор, после чего монтажники подтягивают конструкцию к основанию и закрепляют специальными болтами.

Все то же самое происходит с третьей и последующими секциями – только гораздо выше.

Захват последней секции и установка ее наверху. Самая сложная операция – ветер на высоте уже сильный, да и вертолету приходится каждый раз забираться все выше и выше, чтобы доставить секцию к башне.

Подтянуты уже все тросы, вставлены все оправки, закреплены болты, и вертолет, повинуясь взмаху флажка, отстегивает металлический трос и отходит в сторону от башни.

Антенно-фидерные трассы.

Все – монтаж башни закончен. Осталось протянуть антенно-фидерные трассы и установить оборудование в контейнер. Скоро и здесь будет устойчивая связь. Но для этого сотрудникам оператора связи еще предстоит поработать – установленное оборудование необходимо настроить.

Контейнеры с оборудованием защищены металлической дверью и сигнализацией

Контейнеры с оборудованием стараются располагать в защищенных местах, дверь обычно делают напротив населенного пункта или бензоколонки. Вагончик с оборудованием и саму башню обносят высоким забором, опоясывают тремя рядами колючей проволоки (к примеру, типа “Егоза”) и ставят на сигнализацию (кстати, кроме этого в вагончике есть противопожарная система и климатическая установка), которая выведена на пульт в центре контроля сети у оператора сотовой связи.

Правила для персонала – соблюдение их обязательно.

Случаи разграбления контейнеров бывают, но, к счастью, достаточно редко – там размещено специфическое оборудование, которое просто не продать на рынке, а вневедомственная охрана по вызову приезжает достаточно быстро.

Типовой план контейнера с оборудованием базовой станции оператора сотовой связи – разумеется, марка оборудования, равно как и размещение “железа”, может меняться.

Контейнер внутри совсем небольшой – на 8 или 10 (в зависимости от модели) квадратных метрах полезной площади надо уместить кондиционеры, батареи автономного питания, саму базовую станцию, панели сигнализации и распределительный щит, а также оптический кросс.

Самый простой стол с табуретками – все аскетично и предназначено для работы. Кстати, пластиковый поддон наполнен копиями бумаг по этой БС, чтобы не возить их постоянно с собой.

Базовая станция от NokiaSiemens (произведенная для “МегаФона”) со снятой лицевой панелью – очень компактная, потребляет немного электроэнергии и полностью готова к работе.

Базовая станция от AclatelLucent для “СкайЛинк” – поддержка EV-DO Rev. A присутствует.

Внутренний вид контейнера с оборудованием.

Помещение, конечно, аскетично – большую часть времени оно проводит в закрытом режиме, переживая “нашествие” технических специалистов только во время аварии или отключения электропитания, а также во время плановых технических осмотров. Кстати, после установки оборудования необходимо провести еще несколько обязательных мероприятий.

Тест системы питания – все кабели должны быть хорошо закреплены.

Тестирование базовой станции перед запуском и включение ее в “боевую” эксплуатацию.

Заключительная проверка коэффициента стоячей волны – степени согласования антенны и фидера.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector