Оценка качества обслуживания в сетях umts/gsm – тема научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Концепция управления качеством связи в российской федерации (проект)

ПРОЕКТ

Министерство телекоммуникаций и массовых коммуникаций Российской Федерации

КОНЦЕПЦИЯ
управления качеством связи в Российской Федерации

Москва 2022

Содержимое

1. Общие положения. 

2. основные понятия и определения.

3. цели и задачи управления качеством связи, а также фундаментальные методы контроля качества.

4. Система управления качеством связи. 

5. источники финансирования системы управления качеством связи.

6. прогнозируемые социальные, экономические и технические последствия реализации концепции на практике.

7. Нормативно-правовая база, необходимая для реализации Концепции на практике.

8. Ожидается, что качество связи в Российской Федерации улучшится и будет иметь целевые показатели к 2024 году.

9. дорожная карта или план действий по реализации концепции.

10. Заключение.

Приложение:

Рисунок 1. Участники и их роли в системе управления качеством связи.

Приложение 2. Как определить качество связи по качеству?

Требования к обеспечению доступа пользователей к информации из ИС ИКС перечислены в Приложении 3.

Состав информационной системы управления качеством связи и функции ее подсистем приведены в приложении 4.

Глава 5. Показатели качества связи в целевых диапазонах России.

1. Общие положения

Идея управления качеством связи в этой стране возникла в Министерстве Российской Федерации.

Целью разработки Концепции является определение стратегий обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективе надлежащего качества услуг связи для абонентов и пользователей сети общего пользования (далее – СОП) единой системы электросвязи Российской Федерации.

Эта цель определена и сформулирована в Концепции, которая включает:

  • Цели и задачи управления качеством связи, основные подходы и ограничения в области управления качеством связи;
  • Принципы создания и функционирования системы управления качеством связи;
  • Способы, механизмы и средства достижения целей в области управления качеством связи

Идея была создана в соответствии с действующими в Российской Федерации гражданскими и законодательными актами, защищающими права потребителей.

Концепция в системе отраслевого регулирования

Основной целью развития сектора связи является устранение цифрового разрыва, чтобы гарантировать доступность мобильных и государственных услуг для населения в электронном виде. Устранение цифровой дискриминации связано с расширением спектра услуг, предлагаемых населению, что предполагает улучшение качества передачи данных на основе технологии “цифровой подписи”.

Обеспечение удовлетворенности потребителей качеством услуг и их возможности делать осознанный выбор провайдеров является важнейшим направлением развития телекоммуникационной отрасли. Для реализации этого направления необходимо решить вопросы управления качеством связи.

Сложность и многофакторность задач, а также разнообразие способов их выполнения обуславливают необходимость разработки концепции управления качеством связи.

Концепция может стать основой для принятия решений по обеспечению запуска и функционирования механизмов менеджмента качества связи в Российской Федерации.

Предпосылки и условия, влияющие на качество коммуникации

Для обеспечения равного доступа всех регионов Российской Федерации к современным услугам концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Стратегия развития информационного общества в России предусматривают создание современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, включая широкополосный доступ (далее ШПД).

Минкомсвязи России рассчитывает повысить качество жизни россиян

  • 5 миллионов домохозяйств в год должны иметь доступ к фиксированному интернету со скоростью 100 Мбит/с
  • Более 20 миллионов человек должны иметь доступ к беспроводному широкополосному интернету.

Права пользователей услуг защищены Федеральным законом от 7.07.2003 №126-ФЗ “О связи”, гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации и издаваемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами. В частности: право на получение актуальной или достоверной информации об услугах операторов связи; основания для возмещения ущерба в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору об оказании услуг (далее – договор); механизмы, с помощью которых пользователи услуг сети подвижной телефонной связи в соответствующем регионе России могут реализовать эти права.

Важными условиями, влияющими на качество связи и эффективность конкуренции в области телекоммуникационных услуг, являются продолжающееся развитие инфраструктуры связи и отсутствие эффективной конкуренции.

Не используя федеральные средства, телекоммуникационные компании занимают деньги или используют собственные средства для строительства сетей. В малонаселенных и труднодоступных регионах Российской Федерации отсутствует конкуренция, поэтому для создания или развития инфраструктуры связи используется механизм универсального обслуживания. В рамках национального проекта “Цифровая экономика” финансирование проекта осуществляется из резерва универсального обслуживания (РУО), который создается из доходов от деятельности операторов.

На ранних этапах развития отсутствие лицензионных требований к темпам строительства или качеству услуг было решающим условием успешного развития российских сетей мобильной связи и доступа в Интернет. Это гарантировало устойчивый рост абонентской базы и расширение портфеля услуг. Российские телекоммуникационные компании проделали хорошую работу по телефонизации страны.

Операторы связи стали выполнять свои обязанности по покрытию регионов сетями.

  • С 2007 года – для победителей лицензионных конкурсов, строящих сети подвижной радиосвязи и мобильного беспроводного доступа;
  • С декабря 2022 года – для операторов подвижной радиосвязи, использующих отдельные полосы частот в соответствии с принципами технологической нейтральности;
  • В феврале 2022 года “Ростелеком” стал единственным оператором универсальной услуги, ответственным за обеспечение покрытия фиксированным широкополосным доступом населенных пунктов с населением 250 и более жителей, тем самым завершив задачу L

Можно выделить следующие этапы развития по отношению к основной задаче – предоставлению современных услуг связи абонентам и пользователям в Российской Федерации.

Фаза 1 устранения цифрового разрыва (продолжительность 2022-2023 гг.) обеспечит доступность коммуникационных услуг для жителей городов и малых населенных пунктов.

Простые стандарты качества услуг связи излишни, иначе они потребуют больших затрат. Установление нормативных значений показателей качества и контроль (надзор) за ними за счет средств федерального бюджета не нужны в период непростых экономических условий.

Внедрение рыночных механизмов для управления качеством связи, включая участие пользователей в сборе данных или интерпретации для оценки качества услуг, является возможным и целесообразным на начальном этапе.

Кроме того, в этом году будет наблюдаться расширение услуг связи и развитие инфраструктуры ИКТ.

Ближайшие и перспективные перспективы

Концепция рассматривает анализ актуальных вопросов в области управления качеством связи на современном уровне развития технологий, а также состояние российского телекоммуникационного рынка, который в первую очередь характеризуется быстрым развитием телекоммуникационных сетей.

Мы не можем делать твердые прогнозы относительно будущего менеджмента качества из-за быстрых темпов научно-технического прогресса, а также широкого спектра услуг, технологий и методов коммуникации, доступных сегодня. Эта идея позволяет адаптироваться к различным сценариям развития проблемы и потенциальным будущим решениям. Перспективы роста отрасли будут определяться последовательной и скоординированной реализацией положений Концепции в организационной и технической областях управления качеством связи.

2. основные понятия и определения

Основополагающие идеи данной Концепции:

  • Инженерная инфраструктура связи: объекты связи, включая линейно-кабельные сооружения, построенные или приспособленные для размещения коммуникационного оборудования, кабелей связи и антенно-мачтовых сооружений;
  • Инфраструктура ИКТ: сочетание сетей связи и инженерной инфраструктуры связи;
  • Качество связи: сочетание качества сети связи, качества услуг связи и у…

3. Управление целями и задачами в области качества связи

Целями качественного общения являются:

  • Повысить удовлетворенность потребителей качеством услуг связи
  • Сделать государственные услуги более привлекательными для потребителей в электронной форме
  • Создать условия для улучшения и развития инфраструктуры ИКТ и расширения спектра коммуникационных услуг.

Для достижения этих целей необходимо выполнять следующие обязанности:

  • Максимальное упрощение процедур лицензирования, включая выдачу новых радиочастот, замену радиотехнологий, используемых на радиочастотах, выделенных операторам связи, совместное использование радиочастот, строительство инфраструктуры в жилых домах, использование передовых технологий радиодоступа на “последней миле “
  • Создание стимулов для операторов связи и других участников рынка для развертывания сетей связи в малонаселенных и труднодоступных районах
  • Интеграция различных механизмов управления качеством связи в единый интегрированный механизм

В этой ситуации задача регулятора отрасли заключается в снижении барьеров и установлении стандартов устойчивости и целостности сети связи общего пользования.

Ниже приведены основополагающие методы управления качеством услуг связи:

  • Отвергая обязательное нормирование показателей качества услуг связи на конкурентном рынке услуг связи и признавая необходимость такого нормирования в отсутствие конкуренции (например, при предоставлении универсальных услуг связи)
  • Обеспечение открытости и прозрачности результатов оценки качества услуг связи в установленных перечнях услуг и показателей
  • Обеспечение воспроизводимости и сопоставимости результатов оценки качества услуг связи путем использования единых подходов и методов оценки и надлежащих

При управлении качеством связи учитываются:

  • Ограниченный радиочастотный спектр из-за проблем с обеспечением электромагнитной совместимости и недостаточной скорости преобразования;
  • Возможное использование абонентами (пользователями) контрафактного или не полностью исправного пользовательского оборудования (терминалов);
  • Статистический характер тестовых выборок и постоянная динамика нагрузки на сеть.

4. Система управления качеством связи

Система управления качеством связи – это ориентированное на конкретные задачи управление использованием абонентами (пользователями), операторами и уполномоченными органами исполнительной власти информационных систем для управления качеством связи.

Состав и роли участников системы управления описаны в приложении.

4.1. Как управлять качеством связи

Следующие руководящие принципы составляют основу управления качеством связи:

  • Использование рыночных механизмов с минимальным администрированием;
  • Учет того, что качество услуг связи зависит от качества строительства и эксплуатации сетей связи, наличия необходимого объема радиочастотного спектра и возможности его эффективного использования;
  • Доступность результатов оценки качества услуг связи для широкого круга пользователей услуг связи, возможность сравнения опубликованных результатов оценки с собственными ожиданиями и представлениями о качестве услуг;
  • Оптимизация затрат

4.2 Компоненты качества связи и их характеристики

Следующие элементы составляют модель, представленную в Рекомендациях МСЭ-Т E.800 и E804 по качеству связи:

  • Качество сети связи;
  • Качество услуг связи;
  • Восприятие клиентом качества услуги (клиентский опыт).

4.2.1. качество сети связи

Целостность и устойчивость функционирования сети общего пользования напрямую связаны с качеством сети связи (NP), что является требованием для гарантии качества услуг. в соответствии со стандартами, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия в области связи.

Операторы имеют прямой контроль над качеством сети при ее настройке, обслуживании и ремонте.

Системы технологического мониторинга и другие инструменты сбора данных используются для составления сетевой статистики. Эти технологические системы, ориентированные на оборудование конкретного производителя для операторов, следят за рядом наиболее важных аспектов работы сети связи. Также невозможно сравнить результаты технологического наблюдения за различными сетями связи с использованием оборудования различных производителей.

Целостность, долговечность и безопасность эксплуатации сетей связи общего пользования тесно связаны с качеством сетей связи. Роскомнадзор осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением этих требований.

Обязательная сертификация используется для проверки соблюдения установленных стандартов использования средств связи, за исключением абонентского оборудования и сервисов.

Регулирование межсетевого взаимодействия имеет решающее значение для обеспечения целостности и стабильности функционирования сетей общего пользования, а также качества сетей связи. Об этом пишет “Российская газета”. Оно контролирует способность сети связи обеспечивать точки присоединения или способность эффективно перемещать трафик, в том числе по прямым маршрутам, не нарушая устойчивости ССПС.

Министерство связи России (далее ГКРЧ), осуществляющее надзор за использованием радиочастотного спектра, работает в этом направлении.

Наряду с обеспечением достаточности полос частот, важнейшим компонентом является установление требований к использованию радиочастотного спектра в части электромагнитной совместимости РЭС и контроль за их соблюдением. Своевременный выход на рынок новых радиотехнологий, конвергенция распространения, условия использования полос частот при их международном распределении – все это способствует доступности радиочастотного спектра для операторов. Из федерального бюджета финансируется перевод действующих радиоэлектронных систем в другие полосы частот в целях поддержания правопорядка и государственной безопасности. Объединенная комиссия по конверсии (SCRF) считает, что все еще существуют проблемы с частотными диапазонами 800 МГц и 900 МГц. Существуют проблемы с доступностью радиочастотного спектра в более высоких диапазонах. В этих полосах радиочастот конверсия не допускается. Операторы связи должны предпринять действия по эффективному использованию имеющихся частот, чтобы рационально использовать радиочастотный спектр.

Эти меры, в частности, включают обеспечение совместного использования радиочастотного спектра и его технологически нейтрального использования. Обеспечение конвергенции распределения частотных полос между международным распределением каналов или их глобальным использованием для построения единой системы передачи данных (CDS) зависит от своевременного вывода на рынок новых радиотехнологий.

4.2.2. Качество услуг связи

Услуги связи массового спроса – это услуги, которые широко представлены на рынке и качество которых подлежит оценке и публикации. В настоящее время Российская Федерация предлагает следующие услуги связи:

услуги подвижной радиотелефонной связи, включая услугу по передаче коротких текстовых сообщений;
услуги широкополосного доступа в Интернет (проводного и беспроводного).

O S означает качество обслуживания (qOs, атрибут услуги). Взаимодействие между абонентом и сетью во время предоставления услуг определяет качество услуг связи.

Конечное тестирование (E2e, End-to-End) коммуникационной услуги использует следующие критерии:

  • Пользовательские устройства (оконечное оборудование), оснащенные специальным программным обеспечением (программный агент)
  • Тестовые наборы (тестовые комплексы), используемые в специально разработанных тестах на вождение.

Наиболее распространенная форма тестирования предполагает использование пользовательского (абонентского) оборудования, которое используется самими абонентами на ежедневной основе и имеет собственное уникальное программное обеспечение, загруженное в него. Тестирование может проводиться автоматически и на регулярной основе.

Использование нефункциональных моделей абонентского оборудования, его версий и встроенного программного обеспечения. В связи с этим, данный метод оценки представляет качество услуг передачи данных (при использовании абонентского оборудования), и является основой интерпретации качества потребителем. Он больше подходит для массового мониторинга качества услуг связи на больших территориях и дает возможность сравнивать качество услуг связи разных операторов, но не применим для мониторинга соответствия заявленным операторами или нормативным требованиям.

Испытания приводов проводятся с использованием технических испытаний – испытательных комплексов – в соответствии со стандартизированными, утвержденными методами. Испытательные комплексы поддерживают все существующие технологии, режимы работы и диапазоны частот в сети связи и являются наиболее полными с точки зрения доступных функций. В орг

Для достижения требуемой достоверности результатов приводные испытания проводятся квалифицированными специалистами в определенном порядке с большим количеством тестовых образцов. Это дает возможность получить расценки, которые точно отражают потенциальное качество услуг связи оператора. Драйв-тесты – очень дорогой и трудоемкий метод оценки качества.

При интерпретации результатов любых тестов важно учитывать статистический характер тестовых образцов и постоянную динамику нагрузки на сеть, вызванную миграцией абонентов или изменением объема трафика.

В точках подключения сетей к сети общего пользования пользовательское (оконечное) оборудование абонентов используется для оценки качества услуг связи, предоставляемых оператором. На основе серверов могут быть сделаны сравнительные оценки качества услуг связи и их потенциальное применение в других государственных информационных системах.

4.2.3 Как клиенты оценивают эффективность услуг связи

Путем сопоставления предлагаемых услуг с качеством, обещанным оператором или ожиданиями абонентов, создается восприятие клиентом качества услуг связи (клиентский опыт).

Опрос абонентов (пользователей), в ходе которого они дают общую оценку качества услуг, полученных ими за определенный период времени в конкретной зоне обслуживания сети, является основным методом оценки качества услуг связи.

Данные опросов и оценок восприятия качества услуг связи используются операторами для своевременного, эффективного решения возникающих проблем с качеством обслуживания.

Оборудование, используемое пользователем (терминалом), которое преобразует сообщения связи в информацию, отображаемую на пользовательском интерфейсе, может оказывать большое влияние на восприятие услуги абонентом. Используя специализированные приложения, можно оценить объективный аспект клиентского опыта, связанный с калибром принадлежащего абоненту пользовательского (терминального) оборудования и точностью его настроек.

Объем информационных услуг, которые абоненты используют из Интернета, и способ его подключения к сетям операторов влияют на то, как клиенты воспринимают качество услуг связи.

Какие стандарты используются для оценки эффективности коммуникаций?

Следующие принципы определяют и направляют применение формулы для оценки эффективности коммуникации:

  • Ориентация на абонента (пользователя), доступность для понимания непрофессиональными участниками рынка услуг связи, возможность интуитивной интерпретации и связи со свойствами услуг связи для потребителя;
  • Неизменность показателей и параметров качества по отношению к используемой технологии услуг связи;
  • Гарантия соответствия показателей, установленных для различных компонентов качества связи: качество сети связи, качество услуг связи и восприятие потребителем качества услуг связи;
  • Возможность сопоставления оценок.

Существуют различные метрики и параметры, которые описывают, насколько хорошо услуга связи или сеть принимается клиентами. Следующие характеристики услуги связи имеют решающее значение для абонента:

  • Доступность сети связи как возможность отправить запрос оператору на предоставление услуги связи с использованием пользовательского оборудования (терминала);
  • Доступность услуги связи как возможность подключения для передачи и/или приема телекоммуникационных сообщений по указанному в запросе адресу (уникальному идентификационному коду);
  • Целостность услуги связи как возможность передачи и/или приема телекоммуникационных сообщений с приемлемыми искажениями в течение определенного периода времени (сеанса связи)

Приложение 3 этой концепции 3

Объективный компонент клиентского опыта и показатели качества услуг – это одно и то же, когда речь идет о показателях качества услуг связи. При создании таких приложений события управления должны быть определены как действия, поскольку они используются приложениями для пользовательского (оконечного) оборудования для расчета показателей качества.

В ПСК требования к качеству услуг связи не являются обязательными, за исключением универсальных услуг.

Требуется государственное регулирование универсальных услуг связи. Условия предоставления универсальных услуг связи утверждены Министерством связи и массовых коммуникаций РФ.

4.4. Система управления качеством связи

Следующие руководящие принципы составляют основу системы управления качеством связи:

  • Соответствие целям, принципам и подходам, определенным для управления качеством связи в данной концепции;
  • Обеспечение преемственности инструментов управления качеством связи, используемых операторами связи, эволюционное и прогрессивное внедрение новых технологических и организационных решений в процессы управления качеством связи;
  • Отсутствие негативного влияния на целостность, эксплуатационную устойчивость и безопасность сети связи общего пользования и на темпы развития инфраструктур связи;
  • Требуемая безопасность информационной безопасности.

4.4.1 Цикл и механизмы управления качеством коммуникаций

Следующие действия являются частью цикла управления качеством коммуникаций:

  • Планирование деятельности по обеспечению качества коммуникации;
  • Организация деятельности по обеспечению качества коммуникации;
  • Мониторинг и оценка качества коммуникации;
  • Принятие решений и реализация мер по улучшению качества коммуникации.

Планирование деятельности по обеспечению качества связи

Телекоммуникационные компании проводят анализ рынка для определения ожиданий абонентов, финансовых возможностей и уровня конкуренции. Нормативно уполномоченный государственный орган устанавливает стандарты качества универсальных телекоммуникационных услуг.

Российские телекоммуникационные компании намерены обновлять свои сети. Качество услуг должно соответствовать решительным требованиям абонентов, чтобы поддерживать денежный поток, гарантирующий долгосрочное развитие инфраструктуры ИКТ и ее эффективный рост.

Роскомнадзор намерен оценить уровень связи с провайдерами мобильных сетей.

4.4.1.2 Планирование мероприятий, гарантирующих эффективность коммуникаций

Обслуживание сетей связи является ключевым этапом, на котором проводятся мероприятия по обеспечению качества.

В настоящее время операторы строят свои сети связи в соответствии с планами развития и модернизации и поддерживают их, чтобы гарантировать запланированный уровень качества услуг. Операторы продолжают внедрять на практике усовершенствования услуг связи, разработанные после анализа жалоб абонентов.

Для обеспечения надлежащего качества связи Минкомсвязи России планирует научные и другие исследования и создает нормативные акты, находящиеся в его компетенции.

Россвязь организует сертификацию в отрасли связи и заключает договоры на оказание универсальных услуг связи определенного калибра.

Роскомнадзор обеспечивает качество связи своей контрольно-надзорной деятельностью, соблюдением установленных требований в области технического регулирования и за соблюдением условий использования радиочастотного спектра.

4.4.1.3 Отслеживание и оценка эффективности сообщений

Мониторинг и оценка качества связи проводится для того, чтобы собрать фактические данные о том, насколько эффективно работают сети, и судить о том, насколько услуги соответствуют стандартам качества.

На основе результатов оперативного мониторинга и путем проведения драйв-тестов операторы или заинтересованные организации оценивают качество услуг связи.

На основе точных результатов измерений, полученные оценки должны использоваться для анализа и принятия решений.

Соблюдение утвержденных методов необходимо для обеспечения надежности и сопоставимости результатов различных оценок, а также возможности их включения в информационную систему официального признания.

Беседуя, собирая или изучая жалобы, можно получить субъективную оценку эффективности коммуникации и удовлетворенности абонентов.

Результаты оценки качества, прошедшие методику проверки, должны храниться в информационной системе и быть доступными участникам рынка.

Предполагается, что конкурентный рынок будет создан путем использования оценок качества связи для открытой публикации, добровольной сертификации и отраслевой конкуренции в области качества.

4.4.1.4 Принятие решений и выполнение действий для улучшения качества связи

Для определения причин и принятия решений, направленных на повышение качества связи, необходимо изучить результаты оценки качества связи. Важно определить причины низкого качества услуг связи, а также места и регионы, где абоненты недовольны обслуживанием.

Все жалобы, связанные с обслуживанием клиентов, должны быть расследованы операторами связи. Рекомендуется обращать более пристальное внимание на жалобы, которые были рассмотрены оператором связи, но не разрешены, при рассмотрении жалоб, поданных в соответствующие государственные органы. Статистика повторных жалоб операторов показывает, насколько хорошо они справляются с претензиями.

В результате анализа пользователи коммуникационных услуг могут решить предпринять следующие действия:

  • Об изменении используемого тарифного плана, спектра потребляемых услуг связи;
  • Об изменении конфигурации используемого пользовательского (оконечного) оборудования, в том числе в соответствии с рекомендациями поставщика услуг связи по изменению используемого пользовательского (оконечного) оборудования;
  • Об участии в системе оценки качества услуг связи с использованием для этих целей программного обеспечения, установленного на пользовательском оборудовании;
  • Об отправке программного обеспечения, установленного для этих целей на пользовательском оборудовании.

Операторы связи могут принимать следующие решения:

  • О модификации целей качества связи;
  • Об адаптации планов развития и эксплуатации сети связи с целью повышения качества сети связи и качества услуг связи;
  • О модификации методов и объема оперативного надзора;
  • Об изменении тарифов и тарифной политики, состава предлагаемых услуг связи;
  • О выдаче рекомендаций абонентам по использованию абонентского оборудования и прикладного программного обеспечения с целью сокращения использования абонентами оборудования и приложений, оказывающих негативное влияние на воспринимаемое качество услуг связи.

Уполномоченные государственные учреждения могут принимать возможные решения по:

  • Снижение административных препятствий для деятельности операторов;
  • Конверсия в проблемных полосах частот и упрощение получения частотных присвоений, развитие принципов технологической нейтральности использования радиочастотного спектра;
  • Реализация мероприятий, направленных на формирование обоснованных ожиданий абонентов по качеству услуг в отношении соотношения качество/цена;
  • Изменение нормативных требований к эксплуатации сетей связи и абонентского оборудования;
  • Совершенствование и развитие системы менеджмента качества.

Органам государственной власти субъектов РФ

упрощению разрешительных процедур при строительстве сооружений связи;
упрощению разрешительных процедур при размещении сооружений, линий и средств связи на существующих инфраструктурных объектах (включая канализацию связи) с учетом права собственности на такие объекты и недискриминационного порядка доступа к ним;
уведомительному порядку организации воздушных кабельных переходов линий связи между зданиями (сооружениями).

В таблице 1 представлены механизмы управления качеством связи и их связь с ценностями, изложенными в п. 4.1 настоящей Концепции.

Таблица 1

Механизмы управления качеством коммуникации

Принцип управления
качеством связи
Механизм управления
качеством связи
Объект
управления
Участник
Использование рыночных механизмов при минимально необходимом администрировании.Стандартизация оценки качества связи через стандарты организаций.Качество сети связиОператор связи
Качество услуг связи
Стандартизация оценки качества связи через национальные стандарты.Качество услуг связиРосстандарт (при обязательном участии Минкомсвязи и операторов связи), разработчики национальных стандартов.
Принятие  и использование единых методик оценки качества связи.Методы, способы и процедуры оценки качества услуг связи, в том числе при использовании краудсорсинговых решений.Минкомсвязь России
Центр компетенции по вопросам управления качеством связи
Методы, способы и процедуры оценки клиентского восприятия качества услуг связи.Минкомсвязь России
Операторы связи
Оценка качества связиКачество сети связиОператоры связи
Качество услуг связи, обеспечиваемое оператором связи (драйв-тест).Операторы связи,
Независимый исполнитель оценок качества связи.
Качество услуг связи, получаемое абонентом на пользовательском оборудовании (клиентское восприятие качества услуги связи).Оператор информационной системы (приложение на пользовательском оборудовании).
Операторы связи.
Подтверждение соответствия используемого для оценки качества услуг связи тестового оборудования установленным требованиям (обязательное декларирование).Специализированное тестовое оборудование, применяемое в драйв-тестах.Держатель декларации соответствия.
Подтверждение соответствия процедур оценки качества услуг связи требованиям методики такой оценки (верификация).Процедуры оценки качества услуг связи.Оператор информационной системы качества связи.
Массовые опросы абонентовСубъективное восприятие качества услуг связи.Заинтересованная организация
Сбор и анализ жалоб.Оператор связи
Роскомнадзор
Роспотребнадзор
Актуализация стандартов на основе анализа ожиданий абонентов в соответствии с платежеспособным спросом.Операторы связи, разработчики национальных стандартов, Росстандарт
Отраслевой конкурс качества.Заинтересованность операторов в повышении качества связи.Минкомсвязь России
Центр компетенции по вопросам управления качеством связи
Учет наличия прямой зависимости качества услуг связи от качества построения и эксплуатации сетей связи, от наличия у операторов необходимых объемов радиочастотного спектра и возможностей эффективного его использования.Нормирование (установление обязательных требований и норм в нормативных правовых актах, в том числе, в правилах применения).Целостность, устойчивость функционирования и безопасность сети связи общего пользования, условия использования радиочастотного спектра и обеспечение электромагнитной совместимости.Минкомсвязь России
Средства связи, применяемые в сети связи общего пользования.
Контроль соответствия требованиям.Целостность и устойчивость функционирования сети связи общего пользования, условия использования радиочастотного спектра и обеспечение электромагнитной совместимости.Роскомнадзор
Средства связи, применяемые в сети связи общего пользования.
Развитие и модернизация сетевой инфраструктуры.Производительность и зона обслуживания сетей связи.Операторы связи
Конверсия радиочастот в проблемных диапазонах, развитие технологической нейтральности, обеспечение совместного использования частот.Использование ограниченного радиочастотного ресурса.Минкомсвязь России,
Государственная комиссия по радиочастотам.
Доступность результатов оценки качества услуг связи.Сбор, хранение и публикация результатов оценки качества связи.Результаты оценки качества.Минкомсвязь России, Оператор информационной системы качества связи.
Установление интуитивно понятных абоненту показателей качества услуг связи, инвариантность показателей относительно технологии связи.Восприятие абонентом качества услуг связи и использование результатов оценки качества связи.Минкомсвязь России
Ведение информационного WEB-портала качества связи.Оператор информационной системы качества связи.
Оптимизация затрат операторов связи и минимизация бюджетного финансированияВведение и применение уведомительного порядка использования радиочастот в выделенных полосах радиочастот, развитие технологической нейтральности использования радиочастотного спектра.Затраты на операторскую деятельность.Минкомсвязь России,
Государственная комиссия по радиочастотам.
Упрощение разрешительных процедур в строительстве, создании инфраструктуры в жилых домах.Затраты на создание инфраструктуры связи.Федеральные органы власти, органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Упрощение разрешительных процедур при размещении сооружений связи на существующих объектах инфраструктуры.
Создание условий и возможностей совместного использования операторами объектов инфраструктуры, оборудования связи и радиочастотного спектра.Минкомсвязь России
Учет международных рекомендаций, отечественного и зарубежного опыта.Учет требований международных рекомендаций и зарубежного опыта при установлении системы показателей качества и методик их оценки.Обеспечение возможностей сравнения результатов оценки качества.Минкомсвязь России,
операторы связи,
Центр компетенции по вопросам управления качеством связи.

Информационная система управления качеством может использоваться для внедрения системы управления качеством связи с использованием единой методологии.

4.4.2 Информационная система управления качеством связи

И С СМК должна уметь: СМКИС, или система управления информацией СМК, предоставляет возможность;

  • Функционирование на всей территории Российской Федерации;
  • Поэтапное внедрение отдельных модулей;
  • Независимая работа поставщиков услуг связи;
  • Дифференцированный доступ к информационной системе с необходимыми мерами информационной безопасности и защиты;
  • Контроль методов, процедур и результатов оценки качества услуг связи на предмет соответствия утвержденным методикам;
  • Автоматизация процессов управления качеством услуг связи, включая:
  • Тестирование, сбор данных параметров и расчет соответствующих показателей качества услуг связи с учетом их географического положения, сбор данных и аналитическая отчетность; ситуационный и статистический анализ качества услуг связи на основе сопоставимых данных, имеющихся в системе; распространение информации среди участников процесса управления качеством в соответствии с ролевой моделью в Приложении 3;
  • Визуализация процессов управления качеством связи и полученных статистических и аналитических данных
  • Тестирование, сбор параметрических данных и расчет соответствующих показателей качества связи в зависимости от их географического положения, сбор данных и аналитическая отчетность
  • Ситуационный и статистический анализ качества услуг связи на основе сопоставимых данных, имеющихся в системе
  • Распространение информации среди участников процесса управления качеством в соответствии с ролевой моделью в Приложении 3
  • Визуализация процессов управления качеством связи и полученных статистических данных

Информационные системы и регистры, связанные с управлением качеством связи, которые уже существуют в секторе, используются для создания ИС СМК.

  • Использовать ИС ККС для повышения качества услуг связи ОГВ;
  • Обеспечить эффективное расходование бюджета на связь и операторов.

Техническая интеграция с информационно-аналитическими системами уполномоченных государственных органов в области безопасности, системами оценки качества связи УСПД, инфраструктурой электронного правительства являются требованиями к I S CCS.

Должна быть обеспечена информационная безопасность и защита данных в соответствии с нормативными требованиями.

При оценке эффективности услуг связи в точках подключения сетей операторов к сети общего пользования тестовые серверы ИС УКС взаимодействуют с пользовательским (оконечным) оборудованием с целью определения качества услуг связи.

Состав и назначение подсистем СКМ ИБ представлены в Приложении 4.

4.4.3. Система управления качеством услуг связи мобильные приложения

Удобным инструментом для тестирования и оценки качества услуг связи являются мобильные приложения, устанавливаемые на современные компьютерные устройства: планшеты или смартфоны. В данном случае мобильные приложения являются частью краудсорсингового решения. Мобильные приложения могут выступать в качестве самостоятельного решения только при пассивном использовании, без трафика.

Приложения для мобильных устройств, используемые в системе менеджмента качества для оценки качества коммуникационных услуг, должны:

  • Позволяет оценивать показатели услуг связи, определенные настоящей концепцией, в соответствии с утвержденной в установленном порядке методикой оценки качества услуг связи, используя приложения, установленные на пользовательском оборудовании;
  • Работает на планшетах и смартфонах;
  • Позволяет одновременно получать (во время испытаний) информацию о протоколе, к которому подключено пользовательское устройство (GPRS, UMTS, LTE), геокоординаты GSM/ГЛОНАСС пользовательского устройства, а также идентификацию.

Источником информации для ИС ККС, который будет полностью сформирован при создании системы управления качеством связи, являются краудсорсинговые платформы и мобильные приложения.

Требования к мобильным приложениям должны включать в себя:

  • Требования к функциональности приложения и соответствие утвержденной методологии QoS
  • Требования к серверной части решения, включая требования к серверному ПО и местам установки тестовых серверов
  • Требования к интерфейсу с центральной частью ИС CBS, в частности описание API и протоколов для взаимодействия между приложениями
  • Требования к защите данных от несанкционированного вмешательства и повреждения данных
  • Требования к интерфейсу с пользователем
  • Прочие требования, обеспечивающие

Включение мобильного приложения в СВК возможно только после проверки его соответствия требованиям к мобильным приложениям со стороны ИСС.

Уполномоченный оператор ИС ЕСН профессионально оценивает соответствие мобильного приложения установленным требованиям в соответствии с процессом, созданным для разработки и внедрения систем информационной безопасности.

На сайте Google Play есть общедоступные каналы и “магазины” приложений, которые доступны и будут получать обновления.

4.4.4 Саморегулирование в области управления качеством связи

Федеральный закон от 1.12.2007 № 315-ФЗ “О саморегулируемых организациях”, который вступает в силу 2 января 2022 года, требует от СРО устанавливать стандарты для членов организации.

С РО могут быть образованы участниками рынка коммуникационных услуг добровольно или принудительно. Их действия могут регулироваться как законодательством, так и законами.

Телекоммуникационные компании могут установить требования к тем частям своей деятельности, где отсутствует регулирование, путем введения саморегулирования.

Изучение применения основных положений Концепции, а также улучшение управления качеством связи в Российской Федерации.

Саморегулирование в области регулирования качества связи не представляется целесообразным, учитывая максимальную открытость и прозрачность системы менеджмента качества связи.

5. Источники финансирования системы управления качеством связи

Следующие элементы составляют финансирование системы менеджмента качества связи:

  • Разработка системы параметров и показателей качества связи, методов измерения и контроля, технических стандартов
  • Создание и сопровождение ISMS, включая WEB-портал, мобильные приложения и другие компоненты
  • Мониторинг и оценка качества связи, сбор, хранение и анализ результатов измерения и мониторинга, публикация результатов.

Для повышения эффективности финансирования системы управления качеством связи целесообразно рассмотреть возможности технологических платформ, которые были созданы в рамках реализации государственных контрактов.

Минкомсвязи России предоставляет финансирование на разработку системы параметров и показателей качества связи, а также методов оценки.

Финансируется из государственного бюджета, а в случае, если он связан с государственной информационной системой (далее ГИС), за счет финансирования системы.

6. Социальный, экономический и технический эффект от реализации Концепции

На период до 2024 года предлагается концепция социальной, экономической и технической ориентации.

Ожидается генерализованные эффекты

Основным интегральным эффектом реализации Концепции ожидается увеличение количества и качества услуг связи для всех категорий потребителей.

Реализация Концепции на практике позволит к 2024 году достичь желаемых показателей качества связи.

Ниже приводится обобщенная иллюстрация того, как реализация Концепции отразится на экономике и обществе:

  • Снизить затраты сектора за счет использования единых методологических механизмов оценки качества связи;
  • Повысить уровень удовлетворенности пользователей и их участия в процессах управления качеством связи;
  • Создать систему, интегрирующую существующие и будущие механизмы управления качеством связи на базе единого методологического подхода

Предполагается, что реализация Концепции окажет техническое воздействие, которое ускорит внедрение новых услуг, продуктов и бизнес-процессов, связанных с коммуникацией.

7. Укрепление нормативно-правовой базы, необходимой для реализации Концепции

Цели управления качеством связи достигаются путем постепенного совершенствования нормативной базы, необходимой для практической реализации Концепции.

Проекты должны быть разработаны в течение первого этапа (2022-2020):

Распоряжения Правительства РФ, утверждающие концепцию управления качеством связи.

План мероприятий (“дорожная карта”) по реализации Концепции утверждается настоящим Приказом.

1) Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утверждающий методику определения рейтинга услуг подвижной радиотелефонной связи.

Инновационный метод оценки качества услуг мобильной радиотелефонной связи был утвержден приказом;

Методика оценки качества услуг доступа в Интернет утверждена Министерством связи и массовых коммуникаций РФ.

Приказ должен утвердить новую методику;

В России будет учреждена профессиональная награда в категории качества услуг связи.

Приказ предусматривает учреждение ежегодной отраслевой премии в области качества услуг связи, утверждение Положения о Комиссии по присуждению премии и состава Комиссии.

План действий (дорожная карта) по проекту включает задачу по развитию инфраструктуры, поскольку реализация Концепции неразрывно связана с ростом инфраструктуры ИКТ и расширением спектра услуг связи.

Решение о совершенствовании нормативно-правовой базы на втором этапе (2022-2024 годы) основано на достигнутом уровне развития и совершенствования инфраструктуры ИКТ, расширяющем выбор коммуникационных услуг.

8. Перспективы роста и цели показателей эффективности системы связи Российской Федерации до 2024 года

И эффективность инфраструктуры, и результаты усилий по устранению “цифрового разрыва” повлияют на перспективы развития качества связи в Российской Федерации.

Растущий спрос на услуги связи является результатом быстрого научно-технического прогресса, стремительных технологических изменений и повышения производительности оборудования. К 2022 году Министерство связи и массовых коммуникаций РФ надеется достичь целевых показателей по обеспечению электронного доступа к государственным услугам и повышению эффективности электронного взаимодействия между ведомствами.

Исходя из своих целей по повышению уровня жизни граждан, Минкомсвязи выбирает целевые показатели качества связи в Российской Федерации.

К 2024 году целевые показатели продолжат расти по мере реализации концепции.

В Приложении 5 к концепции приведены целевые индикаторы.

9. дорожная карта или план действий для реализации концепции на практике


п/п
Наименование
мероприятия
Минкомсвязь РоссииСрок
реализации
Ожидаемый
результат
1Внесение в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проекта распоряжения Правительства об утверждении Концепции управления качеством связи в Российской ФедерацииМинкомсвязь России3-й кв.
2022 г.
Издание Правительством Российской Федерации распоряжения об утверждении Концепции управления качеством связи в Российской Федерации
2Утверждение приказом Минкомсвязи России Методики оценки качества услуг подвижной радиотелефонной связиМинкомсвязь России3-й кв.
2022 г.
Обеспечение возможности получения сопоставимых результатов оценки качества услуг подвижной радиотелефонной связи
3Утверждение приказом Минкомсвязи России Методики оценки качества услуг доступа в ИнтернетМинкомсвязь России3-й кв.
2022 г.
Обеспечение возможности получения сопоставимых результатов оценки качества услуг доступа в Интернет
4Создание Центра компетенции по вопросам управления качеством связи.Минкомсвязь России3-й кв.
2022 г.
Обеспечение возможности оперативного анализа результатов функционирования системы управления качеством связи и разработки предложений по её совершенствованию.
5Организация разработки  и утверждение приказом Минкомсвязи России Методики оценки качества услуг связи с использованием приложений, устанавливаемых на пользовательском оборудовании.Минкомсвязь России,
Роскомнадзор,
операторы связи,
Центр компетенции по вопросам управления качеством связи
3-й кв.
2022 г.
Повышение объективности оценок качества связи и повышение эффективности принятия решений по развитию национальной информационной инфраструктуры и сетей связи.
6Учреждение отраслевой премии в области качества предоставления услуг связиМинкомсвязь России, Центр компетенции по вопросам управления качеством связи3-й кв.
2022 г.
Ускорение внедрения эффективных методов управления качеством, расширение номенклатуры и повышение качества услуг связи
7Определение целесообразности  и порядка включения в федеральные целевые программы мероприятий по созданию информационной системы качества услуг связи.Минкомсвязь России3-й кв.
2022 г.
Коррекция, в случае принятия решения о целесообразности, соответствующих федеральных целевых программ.
8Организация и проведение отраслевого конкурса  в области качества.Минкомсвязь России4-й кв.
2022 г.
Стимулирование операторов связи к использованию лучших практик в управлении качеством связи.
9Организация разработки и внедрение системы сбора информации о качестве услуг связи с участием потребителей услуг связи как части информационной системы управления качеством связи.Минкомсвязь России, операторы связи (в части присоединения тестовых серверов)2-й кв.
2022 г.
Получение более полной и объективной информации о качестве услуг связи, получаемой от потребителей посредством  предоставляемых им инструментов оценки и раскрываемой в ИС УКС.
10Организация разработки и внедрение информационной системы управления качеством связи в рамках государственной информационной системы об операторах и сетях связи (далее – ГИСОСС).Минкомсвязь РоссииСрок
внедрения
ГИСОСС
Создание в Российской Федерации единого полнофункционального механизма консолидации и анализа данных о состоянии телекоммуникационной инфраструктуры, доступности и качестве услуг связи, а так же контроля исполнения планов направленных на развитие телекоммуникационной инфраструктуры, повышение уровня доступности и качества информации, электронных средств оказания услуг и ликвидацию «цифрового неравенства».
11Включение отдельных категорий сооружений связи  в перечни случаев, не требующих разрешений на строительство (изменение Градостроительного кодекса Российской Федерации или региональных градостроительных законодательств).Минкомсвязь России
Органы власти субъектов Российской Федерации
3-й кв.
2022 г.
Сокращение сроков строительства сетей связи и объектов информационной инфраструктуры.
12Включение в ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» №384-ФЗ и в строительные «Своды правил» требований  по обеспечению условий размещения инфраструктуры связи для возможности вызова экстренных оперативных служб и передачи сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях.Минкомсвязь России,
Минстрой России,
МЧС России
3-й кв.
2022 г.
Сокращение сроков строительства сетей связи и объектов информационной инфраструктуры.
13Включение в ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» №257-ФЗ и в подзаконные нормативные правовые акты по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог требований по обеспечению условий размещения инфраструктуры связи для возможности  вызова экстренных оперативных служб и передачи сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях.Минкомсвязь России,
Минстрой России,
МЧС России,
Росавтодор
3-й кв.
2022 г.
Сокращение сроков строительства сетей связи и объектов информационной инфраструктуры.
14Организация работ по конверсии частот в проблемных диапазонах, для обеспечения возможности использования операторами выделенных им полос радиочастот, для ввода в гражданский оборот дополнительного радиочастотного спектра, развития технологической нейтральности его использования, обеспечения возможности совместного использования как РЭС, так и  радиочастот, введение уведомительного порядка использования радиочастот в выделенных полосах радиочастот по мере завершения конверсии частот в этих диапазонах.Минкомсвязь России,
Государственная комиссия по радиочастотам
ПостоянноУвеличение пропускной способности сетей подвижной связи, дополнительные возможности для радиопланирования и улучшения покрытия. Повышение эффективности использования радиочастотного спектра.
15Анализ результатов функционирования системы управления качеством связи.Минкомсвязь России,
Центр компетенции по вопросам управления качеством связи
4-й кв.
2022 г.
Отчет о результатах анализа, содержащий выводы и предложения в планы корректирующих действий участников системы управления качеством связи.
16Принятие решения о выборе возможных путей дальнейшего развития системы управления качеством связи (с учетом динамики качества услуг связи):

  • Что принятых мер достаточно и нет необходимости в дальнейшем административном вмешательстве в управление качеством связи;
  • Представить в Правительство Российской Федерации предложение о введении регулярного государственного мониторинга качества услуг связи на основе водительских тестов или других административных мер в этом отношении;
  • Представить в Правительство Российской Федерации предложение о введении системы саморегулирования в области управления качеством связи с одновременной передачей функции лицензирования деятельности в области связи
Минкомсвязь России,
Центр компетенции по вопросам управления качеством связи
2-й кв.
2022 г.
Объективизация оценки состояния качества связи в Российской Федерации в реальном режиме времени.

10. Приложение

1. Управление качеством связи должно основываться, прежде всего, на рыночном регулировании рынка при незначительном вмешательстве государства. Это позволяет управлению качеством услуг связи работать более эффективно.

2. В России на данный момент не существует пороговых значений для параметров качества связи.

3.

  • Максимально упростить процедуры получения разрешений, включая выдачу новых радиочастот, замену радиотехнологий, используемых на радиочастотах, выделенных операторам связи, совместное использование радиочастот, создание инфраструктуры в жилых домах, использование передовых технологий радиодоступа на “последней миле”;
  • Создать стимулы для операторов связи и других участников рынка поддерживать качество услуг связи в соответствии с конкурентными требованиями рынка и реальным потребительским спросом;

Приложение 1

Состав участников системы управления качеством связи и их роли


п/п
УчастникФункции
1.Минкомсвязь России
  1. Определяет требования к работе оператора.
  2. Организовать разработку нормативных актов и нормативно-технических документов для отрасли, включая требования к архитектуре, проектированию, строительству, модернизации и эксплуатации телекоммуникационных сетей и используемого телекоммуникационного оборудования, в том числе оборудования для оценки качества телекоммуникационных услуг.
  3. Организовать разработку единых методов оценки качества связи, включая тесты на вождение.
  4. Установить требования к базам данных, содержащим информацию об оценке качества услуг связи.
  5. Установить требования к отчетам, содержащим информацию о сравнительной оценке качества телекоммуникационных услуг.
  6. Организовать и провести отраслевой конкурс по качеству связи.
2.РосстандартУтверждает национальные стандарты, устанавливающие добровольно соблюдаемые требования к качеству услуг связи.
3.РосаккредитацияОрганизует проведение аккредитации и государственный контроль за  аккредитованными организациями, осуществляющими деятельность по подтверждению соответствия качества услуг связи национальным стандартам или другим добровольно соблюдаемым требованиям.
4.Роскомнадзор
  1. Осуществление контроля и надзора со стороны государства:
  2. Соблюдение требований к строительству, проектированию, внедрению, реконструкции и эксплуатации телекоммуникационных сетей, используемых средств связи;
  3. Соблюдение порядка и условий использования радиоэлектронных средств и радиочастотного спектра;
  4. Прием граждан и предоставление
  5. Организует проверки проведения услуг связи с помощью специализированного оборудования, в случае повторных массовых обращений и жалоб абонентов услуг связи на территории муниципалитетов.
5.Россвязь
  1. Организует систему подтверждения соответствия оборудования связи установленным требованиям, включая оборудование для оценки качества услуг связи.
  2. Организует заключение государственных контрактов на предоставление универсальных телекоммуникационных услуг и обеспечивает контроль за их выполнением.
6.РоспотребнадзорОрганизует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок.
7.Оператор связи (поставщик услуг связи)
  1. Создает телекоммуникационные сети, обеспечивает их функционирование и предоставляет услуги связи запланированного качества.
  2. Создает и поддерживает по собственной инициативе системы сбора информации о качестве услуг связи, в том числе с абонентами.
  3. Обеспечивает возможность размещения оборудования, используемого для оценки качества услуг связи.
  4. Сбор и анализ информации о качестве услуг связи.
  5. Рассматривает обращения и жалобы абонентов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
8.Оператор информационной системы управления качеством  связи (независимый от операторов связи участник рынка, не может предоставлять услуги связи и товары (оборудование) операторам связи по профилю их основной деятельности).
  1. Обеспечить технический потенциал для сбора и аналитической обработки данных о качестве связи из различных источников, включая:
  2. Ведение баз данных, содержащих информацию об оценке качества услуг связи;
  3. Организация регулярных опросов потребителей услуг о качестве услуг связи;
  4. Предоставление абонентам технических возможностей для формулирования и представления комментариев о качестве связи с механизмом обратной связи;
  5. Публикация отчетов, содержащих информацию о бенчмаркинге качества услуг связи;
  6. Обмен информацией между участниками управления качеством связи; интеграция с информационными системами третьих сторон.
  7. Ведение баз данных, содержащих информацию об оценке качества услуг связи;
  8. Организация регулярных опросов пользователей услуг о качестве услуг связи;
  9. Технические возможности для абонентов по формированию и подаче комментариев о качестве услуг связи с помощью механизма обратной связи;
  10. Публикация отчетов, содержащих информацию о бенчмаркинге качества услуг связи;
  11. Обмен информацией между участниками управления качеством связи;
9.Центр компетенции по вопросам управления качеством связи
  1. Экспертная поддержка разработки методов оценки качества услуг связи с помощью приложений, установленных на устройствах пользователей.
  2. Экспертная поддержка для анализа эффективности систем управления качеством связи.
  3. Экспертная поддержка для принятия решений о возможных путях развития системы управления качеством связи (с учетом динамики качества услуг связи).
10.Независимый исполнитель оценок качества услуг связи.Анализ и оценка качества услуг связи, обеспечиваемого операторами связи, при проведении драйв-тестов.
11.Абонент (пользователь).
  1. Использует оборудование и программное обеспечение пользователя (терминал) при получении услуг связи, которое должно соответствовать установленным требованиям и быть настроено в соответствии с рекомендациями поставщика услуг связи.
  2. Выбирает, получает и оплачивает услуги связи и оценивает их качество.
  3. В случае жалобы, обращается к оператору связи в порядке, установленном законодательством о связи;
  4. Действует, в случае неудовлетворенности рассмотрением жалобы оператором связи, в соответствии с административным и гражданским законодательством Российской Федерации.
  5. Формировать мнения о качестве телекоммуникационных услуг по своему усмотрению, участвовать в опросах удовлетворенности качеством телекоммуникационных услуг.
  6. Участвует по желанию в оценке и тестировании параметров качества услуг связи.
  7. Выбирает услуги связи, принимая во внимание опубликованную на веб-портале информацию о качестве услуг связи.

Приложение 2

В чем заключается качество связи


п/п
Свойство услуги связиПоказатель
качества услуги связи
Клиентский опыт (QoE)Качество услуги
связи (QoS)
Качество сети связи (NP)
Контрольные события (по месту контроля)
наблюдаемые пользователем
(субъективная оценка)
на уровне приложения
(объективная оценка)
на интерфейсе между сетью
и пользовательским оборудованием при драйв-тестах
на узлах сети связи
Подвижная радиотелефонная связь (все услуги)
1.Доступность сети связи (не связано с конкретной услугой связи) Уровень сигнала сети мобильной связи, дБмНаличие логотипа сети на пользовательском интерфейсеУровень сигнала сети мобильной связи, определяемый специальными программами пользовательском оборудовании в режиме Idle modeНе оцениваетсяПрямые измерения уровня сигнала сети при драйв-тестах сканирующим приемником
Услуга соединения по сети подвижной радиотелефонной связи для передачи голосовой информации
2.Доступность услугиДоля неуспешных попыток установления голосового соединения, %.
Неуспешная попытка: соединение не установлено в течение 20с
Начальная точка:
Нажатие кнопки “Send”
Конечная точка:
передающий
фиксирует сигнал
контроля посылки вызова или сообщение автоответчика
Контрольные события, определяемые на уровне приложения, должные соответствовать событиям, указанным в столбце 6.Начальная точка: 
Отправка по каналу RACH сообщения
для GSM  – “A CHANNEL_REQUEST” ; для UMTS первого сообщения “RRC CONNECTION REQUEST” с причиной запроса “Originating Conversational Call”
Конечная точка:
Переданы сообщения “ALERTING”:
1. от стороны В к коммутатору (UL);
2. от коммутатора к стороне A (DL)
Показатель успешности установления соединения. Формула расчета зависит от типа оборудования (производителя) и версии программного обеспечения 
3.Надежность услугиДоля обрывов успешно установленных соединений, %
Обрыв соединения – его прекращение не по инициативе абонентов 
Прекращение установленного телефонного соединения не по инициативе абонента A или абонента BКонтрольные события, определяемые на уровне приложения, должные соответствовать событиям, указанным в столбце 6
Продолжительность успешно установленных соединений – фактическая, результаты могут группироваться с целью оценки непрерывности соединений короткой, средней и большой продолжительности
Начальная точка:
Переданы сообщения “ALERTING”:
1. от стороны В к коммутатору (UL);
2. от коммутатора к стороне A (DL)
Конечная точка:
Для GSM: прием сообщения
“DISCONNECT” стороной А или В
Для UMTS: не наблюдаются одновременно сообщение
“DISCONNECT” в
направлении
коммутатора от одного терминала и сообщение
Показатель непрерывности успешно установленного соединения. Формула расчета зависит от типа оборудования (производителя) и версии программного обеспечения 
4.Целостность услугиСредняя разборчивость речи на соединение
(только для соединений, завершенных по инициативе абонента)
Субъективная оценка разборчивости речиОценки разборчивости передаваемой речи на соединение по алгоритму POLQAСреднее значение разборчивости передаваемой речи на соединение по алгоритму POLQA для переданных тестовых речевых последовательностейНе контролируется 
5.Целостность услугиДоля голосовых соединений с низкой разборчивостью речиСубъективная оценка разборчивости речиДоля тестовых речевых последовательностей, при которых оценка разборчивости ниже рекомендованного уровня согласно Рек. ITU-T Р.109   (MOS POLQA < 2,6).Не контролируется
Услуга подвижной радиотелефонной связи в части  передачи коротких текстовых сообщений (SMS)
6.Целостность услугиДоля недоставленных SMS сообщений, %
Сообщение должно быть доставлено без искажений не позднее 115 секунд с момента отправки. 
Начальная точка:
Момент отправки SMS сообщения со стороны А.
Конечная точка:
Получено уведомление о доставке адресату SMS сообщения.
Контрольные события, определяемые на уровне приложения, должны соответствовать событиям, указанным в столбце 6.Начальная точка:
Сообщение “CM Service
Request” с запросом на
SMS сервис от стороны А.
Конечная точка:
Принято сообщение
“Message Transfer”
(принимающий терминал отправил сообщение CP_DATA (RP_ACK)
Показатели статистики  SMS центра в зависимости от производителя (только в части доставки сообщения от SMS центра к абоненту В)
7.Целостность услугиВремя доставки SMS сообщений, секунд
Учитываются только успешно доставленные сообщения
Начальная точка:
Момент отправки SMS сообщения со стороны А.
Конечная точка:
SMS сообщение принято на стороне B без искажений
Контрольные события, определяемые на уровне приложения, должные соответствовать событиям, указанным в столбце 6Начальная точка:
Стороной А передано сообщение
“CM Service Request”
Конечная точка:
Принято сообщение
“Message Transfer” (принимающий терминал отправил сообщение CP_DATA (RP_ACK)
Не оценивается
Услуга подвижной радиотелефонной связи в части доступа к телематическим услугам связи и услугам по передаче данных, за исключением услуг по передаче данных для целей передачи голосовой информации
8.Целостность услугиДоля неуспешных сессий по протоколу HTTP, %Начальная точка:
Отправка запроса на доступ к ресурсу сети Интернет
Конечная точка:
Запрошенный контент успешно загружен
Контрольные события, определяемые на уровне приложения, должны соответствовать событиям, указанным в столбце 6Начальная точка:
отправка первого пакета [SYN]
Конечная точка:
получение последнего пакета данных, содержащего контент
Показатель успешности установления пакетных соединений. Формула расчета зависит от типа оборудования (производителя) и версии программного обеспечения
9.Целостность услугиСреднее значение скорости передачи данных к абоненту
(при передаче несжимаемого файла по протоколу HTTP)
Начальная точка:
Отправка запроса на доступ к ресурсу Интернет
Конечная точка:
запрошенный контент успешно загружен
Контрольные события, определяемые на уровне приложения, должны соответствовать событиям, указанным в столбце 6Начальная точка:
олучение первого пакета данных, содержащего контент
Конечная точка:
получение последнего пакета данных, содержащего контент
Средняя производительность сетевого элемента в направлении к абонентам (Throughput). Формула расчета зависит от типа оборудования (производителя) и версии программного обеспечения
10.Целостность услугиВремя открытия тестовой WEB страницы
(Типовая WEB страница KEPLER, разработанная ITU-T)
Начальная точка:
Отправка запроса на доступ к WEB странице
Конечная точка:
WEB страница успешно загружена
Контрольные события, определяемые на уровне приложения, должны соответствовать событиям, указанным в столбце 6.
Должна собираться информация об используемом браузере и его версии
Начальная точка:
отправка первого пакета [SYN]
онечная точка:
получение последнего пакета данных, содержащего контент
Не контролируется
Широкополосный доступ к сети Интернет (проводный и беспроводный): телематическая услуга связи в части доступа к сети Интернет  и услуга по передаче данных, за исключением услуг по передаче данных для целей передачи голосовой информации
11.Доступность сетиУспешность регистрации в сети оператора связиНачальная точка:
Пользовательское оборудование включено
Конечная точка:
Получен IP адрес и оборудование успешно зарегистрировано в сети
Определяются в зависимости от алгоритма аутентификацииНе контролируются
12.Целостность услугиДоля неуспешных сессий по протоколу HTTP, %Начальная точка:
Отправка запроса на доступ к ресурсу Интернет
онечная точка:
Запрошенный контент успешно загружен
Контрольные события, определяемые на уровне приложения, должны соответствовать событиям, указанным в столбце 6Начальная точка:
отправка первого пакета [SYN]
Конечная точка:
получение последнего пакета данных, содержащего контент
Контроль потерь пакетов данных и двухсторонней сетевой задержки (Round Trip Time)
13.Целостность услугиСреднее значение скорости передачи данных к абоненту
(при передаче несжимаемого файла)
Начальная точка:
Отправка запроса на доступ к ресурсу Интернет
Конечная точка:
запрошенный контент успешно загружен
Контрольные события, определяемые на уровне приложения, должны соответствовать событиям, указанным в столбце 6Начальная точка:
получение первого пакета данных, содержащего контент
Конечная точка:
получение последнего пакета данных, содержащего контент
Контроль потерь пакетов данных и двухсторонней сетевой задержки (Round Trip Time)
14.Целостность услугиВремя открытия тестовой WEB страницы
(Типовая WEB страница KEPLER, разработанная ITU-T)
Начальная точка:
Отправка запроса на доступ к WEB странице
Конечная точка:
WEB страница успешно загружена
Контрольные события, определяемые на уровне приложения, должны соответствовать событиям, указанным в столбце 6.
Должна собираться информация об используемом браузере и его версии
Начальная точка:
отправка первого пакета [SYN]
Конечная точка:
получение последнего пакета, содержащего данные WEB страницы
Не контролируется
Удовлетворенность пользователей качеством услуг связи
15.Удовлетворенность абонентовДоля удовлетворенных абонентов
(доля абонентов, оценивших качество предоставленной услуги выше уровня «плохо» по пятибалльной шкале)
Не применимоОценка абонентом качества предоставленной услуги с использованием приложения, установленного на пользовательском оборудовании по пятибалльной шкале с уровнями:
отлично;
хорошо;
удовлетворительно;
плохо;
очень плохо.
Не применимо

Приложение 3

Условия предоставления доступа пользователям ИС ККС


п/п
Функции и состав информации ИС УКСДоступ пользователей к ИС УКС
Абоненты
(пользователи)
Операторы
связи
Органы
государственной
власти
Центры
компетенций
1.Регистрация и авторизация на Web-портале ИС УКС для доступа к определённым функциям и информации Да (через ЕСИА)ДаДаДа
2.Проведение тестирования  параметров качества услуг связи с использованием программных средств, установленных на компьютерах и смартфонах абонентов и авторизованных в ИС УКС в соответствии с установленной процедурой.Тестирование
Просмотр
Просмотр
Тестирование
Просмотр
Тестирование
Просмотр
Тестирование
3.Формирование отзывов и оценок о качестве услуг связи.ФормированиеПросмотрПросмотрПросмотр
4.Предоставление агрегированной и удобной для восприятия информации  о качестве услуг связи, необходимой для выбора оператора связи и оборудования (сравнение).ПросмотрПросмотрПросмотрПросмотр
5.Формирование отчетов для сравнения качества услуг связи относительно услуг связи других поставщиков в конкретном разрезе (территория, тип услуги, и т.п.).ПросмотрПросмотрПросмотрУчастие в формировании отчетов
6.Предоставление отчетов в разрезе территорий, типов пользовательского оборудования, операционных сред, прошивок, тестовых серверов и т.п. информации.НетПросмотр Просмотр Просмотр 
7.Предоставление информации об отзывах абонентов и обращениях о качестве связи в соответствии с согласованными политиками и регламентами.ЧастичноВыборочно, по своим абонентамДа Да 
8.Предоставление исходных статистических данных для проведения углубленного анализа для проведения мероприятий по улучшению качества услуг связи.НетВыборочно, по своим услугамДа Да 
9.Формирование замечаний  к политикам, регламентам и методикам функционирования ИС УКС.НетДа Да Да 

Приложение 4

Состав информационной системы управления качеством связи и назначение ее подсистем


п/п
Подсистема Назначение
1.Подсистема разграничения доступа и публикацийПоддержка функционала WEB-портала, разграничения доступа к функционалу информационной системы и к публикациям результатов сравнений (отчетов)  в сети Интернет. Интеграция с ЕСИА для авторизации абонентов, физических лиц.
2. Подсистема абонентских интерфейсов и программных агентовПоддержка механизмов и интерфейсов для тестирования определенных методиками параметров качества услуг связи с помощью абонентов, включая WEB-интерфейсы и мобильные приложения контроля качества для смартфонов.
3. Подсистема оценок и обращений абонентовПоддержка механизмов опросов, отзывов, приема и учета электронных обращений  абонентов.
4.Подсистема серверов тестированияПоддержка распределенных по территории Российской Федерации потоковых тестирующих (streaming) серверов для тестирования, сбора  и агрегации, определенных соответствующими методиками параметров и показателей качества услуг связи.
5.Подсистема Базы знаний управления качеством связи Поддержка единой Базы знаний о стандартах, методиках в части управления качеством связи с удобными механизмами хранения, публикации, обсуждения и разграничением прав доступа предназначенной для широкого использования специалистами в области управления качеством связи.
6.Подсистема сбора информации о качестве связи от операторов связиПолучение информации о проведенных тестах параметров качества связи и ее агрегация для аналитических исследований и составления сравнительных отчетов.
7.Подсистема статистической обработки и аналитикиОбработка массивов данных о тестах и оценках, подготовка автоматизированных и аналитических отчетов. 
8.Подсистема интеграции с информационными системами ОИВПолучение информации о проведенных тестах параметров качества связи и ее агрегация для аналитических исследований.
Передача электронных обращений от абонентов.
Эскалация в случае деградации параметров качества ниже установленных пороговых значений.
9.Подсистема управления качеством универсальных услуг связиУправление качеством универсальных услуг связи.
10.Подсистема управления качеством связи с экстренными оперативными службами и для оказания государственных услуг в электронном видеУправление качеством связи с экстренными оперативными службами, оказания государственных услуг в электронном виде, включая:

  • Доступ к экстренным службам через единый номер 112;
  • Государственные услуги в электронной форме.
11.Подсистема интеграции с системами управления качеством услуг (SQM) и системами технической поддержки операторов связиПоддержка автоматизированного обмена информацией о качестве услуг с системами SQM операторов связи.
Поддержка автоматизированного обмена информацией об обращениях и заявках абонентов на обработку проблем и последующей их обработки.

Приложение 5

Оптимальные значения показателей качества связи Российской Федерации


п/п
Цель Минкомсвязи РоссииНаименование
индикатора
Целевое значение
2022 г.2022 г.2024 г.
1.5 млн. домохозяйств ежегодно должны иметь возможность подключиться к фиксированному интернету на скорости 100 Мбит/сек;Доля домохозяйств Российской Федерации, получивших возможность подключиться к фиксированному интернету на скорости 100 Мбит/сек от двух и более операторов связи, %.406080
2.Более 20 млн. человек ежегодно должны получить возможность беспроводного широкополосного доступа к сети ИнтернетДоля пользователей Российской Федерации, получивших возможность беспроводного широкополосного доступа к сети Интернет от двух и более операторов связи.406080
3.80% жителей России должны быть довольны связьюУровень снижения числа повторных жалоб абонентов на качество услуг связи, поступивших в Роскомнадзор и Роспотребнадзор,  % относительно состояния 2022 г.51010
Доля жителей Российской Федерации, являющихся абонентами услуг беспроводного широкополосного доступа, довольных качеством связи, %.607080
Доля жителей Российской Федерации, являющихся абонентами услуг проводного широкополосного доступа, довольных качеством связи, %.607585
Читайте про операторов:  Код 956: какой регион и оператор мобильной связи? Код телефона 956 - городской, сотовый, муниципальный или коммерческий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *