Перечень расходов при УСН принимаемых для налогообложения в 2021 году, что входит (можно включить) к налоговому учету при УСН

Бухгалтерский учет.

В бухгалтерском учете расчеты с поставщиками услуг связи отражаются по счету 0 302 21 000 «Расчеты по услугам связи». Для отражения авансовых платежей по услугам связи используется счет 0 206 21 000 «Расчеты по авансам по услугам связи». Основанием для принятия к учету расходов на услуги связи является подписанный сторонами договора акт оказанных услуг.

Пример 1.

Бюджетное учреждение заключило договор на оплату услуг связи на 2022 год на общую сумму 36 000 руб. Договором предусмотрена поставка и оплата услуг связи на основании ежемесячно представляемых актов оказанных услуг и выставляемых счетов.

За январь 2022 года фактическая сумма оказанных услуг составила 3 000 руб. Услуги оплачены за счет средств субсидии, предоставленной на выполнение государственного задания.

В бухгалтерском учете учреждение отразит следующие бухгалтерские записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислены расходы на оплату услуг связи

0700

0000000000

244

4 109 80 221

0700

0000000000

244

4 302 21 730

3 000

Оплачены услуги связи

0700

0000000000

244

4 302 21 830

0700

0000000000

000

4 201 11 610

3 000

Забалансовый счет 18

(КВР 244, подстатья 221 КОСГУ)

Пример 2.

Автономное учреждение осуществляет за счет собственных средств оплату сотовой связи своим работникам по 500 руб. в месяц. Согласно договору с оператором услуг связи денежные средства зачисляются авансом в начале месяца на номера сотрудников. По окончании месяца оператор представляет акт оказанных услуг. 

В начале февраля 2022 года на номера сотрудников было перечислено 10 000 руб. По факту один из сотрудников превысил установленный в учреждении лимит расходов, в акте оказанных услуг сотовой связи за февраль значится сумма 10 170 руб. В результате работник вернул сумму перерасхода в кассу учреждения.

В бухгалтерском учете учреждения операции отразятся следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Перечислен аванс за услуги сотовой связи

0700

0000000000

244

2 206 21 000

0700

0000000000

000

2 201 11 000

10 000

Забалансовый счет 18 (КВР 244, подстатья 221 КОСГУ)

Отражены расходы на оплату услуг связи на основании представленного акта оказанных услуг

0700

0000000000

244

2 109 80 221

0700

0000000000

244

2 302 21 000

10 170

Зачтен ранее перечисленный аванс за услуги связи

0700

0000000000

244

2 302 21 000

0700

0000000000

244

2 206 21 000

10 000

Произведен окончательный расчет за услуги связи за февраль

0700

0000000000

244

2 302 21 000

0700

0000000000

000

2 201 11 000

170

Забалансовый счет 18 (КВР 244, подстатья 221 КОСГУ)

Возвращены работником суммы перерасхода по услугам сотовой связи*

0700

0000000000

130

2 205 30 000

0700

0000000000

130

2 401 10 130

170

0700

0000000000

000

2 201 34 000

0700

0000000000

130

2 205 30 000

* В соответствии с п. 2 Письма Минфина РФ от 18.10.2022 № 02-06-10/4354 возмещение работником расходов учреждения на услуги связи является собственным доходом учреждения.

Как правильно учесть услуги связи

Сегодня трудно найти организацию, которая не пользовалась бы
услугами связи, но не все четко представляют, что под ними
следует понимать. В соответствии со ст. 2 Федерального
закона «О связи»
[1] оказание услуг связи – деятельность
по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи
или почтовых отправлений. Под электросвязью подразумеваются излучение,
передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного
текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме,
проводной, оптической и другим электромагнитным системам.

В целях поддержания контактов с партнерами любая уважающая себя
организация указывает свои координаты: почтовый адрес, телефон, E-mail
и адрес во «всемирной паутине», которые требуют определенных
финансовых затрат. Кажущаяся простота признания расходов на услуги связи
обманчива. Практика показывает, что при их налогообложении возникает
множество проблем, о них и пойдет речь. Также мы рассмотрим вопросы
документального подтверждения расходов на сотовую связь, налогообложение
затрат на разговоры в нерабочее время, «красивые» номера и услуги
Freephone.

налог на прибыль

Согласно пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим
расходам, связанным с производством и реализацией, относятся
расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные
услуги, расходы на оплату услуг связи, вычислительных центров
и банков, включая расходы на услуги факсимильной и спутниковой
связи, электронной почты, а также информационных систем (СВИФТ, Интернет
и иные аналогичные системы)
.

Налогоплательщикам, признающим доходы и расходы методом начисления,
для определения момента признания расходов на услуги связи
в целях налогообложения необходимо закрепить в учетной политике одну
из дат признания таких расходов, установленных пп. 3 п. 7
ст. 272 НК РФ
:

– дату расчетов в соответствии с условиями заключенных
договоров;

– дату предъявления налогоплательщику документов, на основании которых
будут произведены расчеты[2];

– последний день отчетного (налогового) периода.

Налогоплательщики, применяющие кассовый метод, признают затраты после
их фактической оплаты (п. 3 ст. 273 НК РФ).

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете затраты, связанные с оказанием услуг связи,
признаются расходами по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ
10/99
[3]) в том отчетном периоде, в котором они имели место,
независимо от времени фактической выплаты денежных средств (п. 19
ПБУ 10/99
). Очевидно, что в бухгалтерском и налоговом учете
моменты признания расходов могут не совпадать. В таком случае
возникает необходимость применения ПБУ 18/02[4].

Пример 1.

ООО «Хлеб-соль» в учетной политике для целей налогообложения
признает расходы на дату предъявления документов, на основании которых
производятся расчеты. За оказанные в июле 2006 г. услуги связи
телефонная станция выставила 05.08.06 счет на 35
400 руб.,
в том числе НДС – 5
400 руб.

В бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи:

Содержание операцииДебетКредитСумма, руб
Июль 2006 г.
Приняты к учету расходы по услугам связи20, 25,
26, 44
6030 000
Отражен НДС по оказанным услугам19605 400
Отражено возникновение отложенного налогового актива
(30 000 руб. х
24%)
09687 200
Принят к вычету НДС68195 400
Август 2006 г.
Списан отложенный налоговый актив68097 200

Когда затраты на услуги связи не учитываются при налогообложении
прибыли, но признаются расходами для целей бухгалтерского учета, также
следует руководствоваться

ПБУ 18/02

.

Пример 2.

ОАО «Попрыгунчик» установило, что в июле 2006 г. сотрудник С. Б.
Иванов провел со служебного телефона международные телефонные переговоры
в личных целях на сумму 1
180 руб., в том числе НДС –
180 руб. Общие затраты на телефонную связь по итогам месяца составили
35
400 руб., в том числе НДС – 5 400 руб.

В связи с тяжелым финансовым положением С. Б. Иванова руководство ОАО
в августе 2006 г. приняло решение не удерживать с него указанную
сумму. В бухгалтерском и налоговом учете расходы на услуги связи
признаются одновременно.

В учете будут составлены следующие проводки:

Содержание операцииДебетКредитСумма, руб.
Июль 2006 г.
Приняты к учету расходы по услугам связи
(30 000 –
1 000) руб.
20, 25,
26, 44
6029 000
Отражен НДС по оказанным услугам
(5 400 – 180) руб.
19605 220
Отражена задолженность С. Б. Иванова в связи с использованием
служебного телефона в личных целях
73-2601 180
Принят к вычету НДС68195 220
Август 2006 г.
Списана задолженность С. Б. Иванова91-273-21 180
Отражено удержание НДФЛ с С. Б. Иванова
(1 180 руб. х 13%)
7068153
Отражено постоянное налоговое обязательство
(1 180 руб. х
24%)
9968283

При получении налогоплательщиком дохода от организаций
и индивидуальных предпринимателей в натуральной форме в виде
товаров (работ, услуг), иного имущества налоговая база определяется
как стоимость этих товаров (работ, услуг) (

п. 1 ст. 211
НК РФ

). Обязательств по уплате ЕСН в данном случае
не возникает, так как отсутствует объект налогообложения, которым

признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые
налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым
и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение
работ, оказание услуг

(

п. 1 ст. 236 НК РФ

).

Мы привели наиболее типичные примеры корреспонденций для принятия
к учету затрат по услугам связи. Теперь обратимся к налоговым
аспектам данных услуг. По услугам связи больше всего споров возникает по
поводу расходов на сотовую связь.

Расходы на сотовую связь

Очень часто в целях экономии финансовых ресурсов руководство организации
устанавливает лимит расходов на переговоры. В связи с этим
возникают два вопроса: является ли установленный лимит основанием
для отнесения расходов на сотовую связь к прочим расходам?
Можно ли в случае его превышения работником и внесения им
в кассу организации (или удержания из заработной платы работника)
суммы, превышающей определенный лимит, считать эти средства выручкой
от реализации услуг?

Лимит расходов на переговоры

По мнению Минфина, изложенному в письмахот 23.05.05
03-03-01-04/1/275, от 27.07.06
03-03-04/3/15, факт установления лимита не является
определяющим при признании затрат на приобретение услуг сотовой связи
для целей налогообложения прибыли, но сумма его превышения должна быть
возмещена работником организации. На наш взгляд, такой подход
не всегда оправдан. Допустим, что работник ежемесячно может говорить
за счет предприятия на сумму 5 долл. США. Характер его работы
не связан с командировками, но он был командирован в другой
город. Находясь в отъезде, работник в служебных целях звонил
руководителю и, с учетом платы за роуминг, превысил установленный
лимит. Должен ли он в такой ситуации что-либо возместить организации?
Думаем, что нет[5].

Минфин в приведенных письмах говорит, что возмещение работником
суммы, превышающей установленный лимит на расходы по услугам связи,
должно учитываться в доходах от реализации, а та же сумма,
признаваемая расходом, будет учитываться в составе прочих расходов после
того, как работник возместит организации указанные затраты.

В связи с этим, во-первых, непонятно, что реализовала организация работнику?
В соответствии с п. 1 ст. 249 НК РФ доходом от реализации
признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного
производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных
прав. Исходя из того, что услуги связи потребляются в процессе их оказания
(п. 5 ст. 38 НК РФ), приобрести и реализовать услуги не
представляется возможным. Остается одно – организация сама оказывает услугу. В
таком случае ее следует признать оператором связи (юридическим лицом или
индивидуальным предпринимателем, оказывающим услуги связи на основании
соответствующей лицензии) (ст. 2 Закона о связи). Если
у организации нет такой лицензии, при определенных обстоятельствах это
может стать основанием для привлечения к ответственности вплоть
до уголовной (ст. 171 УК РФ). Нравится вам такой «поворот
судьбы»? На наш взгляд, это полный абсурд, к тому же мнение
финансистов противоречит описанной ситуации, так как услугу оказывает
оператор сотовой связи, а не организация-работодатель.

Во-вторых, говоря о моменте признания расходов, мы не можем
согласиться с мнением чиновников. Дело в том, что расходы
на услуги связи признаются на одну из дат, указанных
в разделе о налоге на прибыль (пп. 3 п. 7
ст. 272 НК РФ
). И такого момента, как возмещение затрат
организации, не указано. Следовательно, момент признания расходов,
предложенный Минфином, нельзя использовать как руководство
к действию.

Напрашивается вопрос: к чему весь этот «огород», противоречащий
Налоговому кодексу? Напомним, что в бухгалтерском учете
о реализации речи не идет. Задолженность работника отражается
и гасится по дебету и кредиту счета 73-2. Если
в рассуждениях чиновников нет логики, значит, нужно искать фискальный
интерес. Чтобы его найти, предложим свой подход к налогообложению операций
по компенсации работником затрат на проведение телефонных переговоров
в личных целях.

Согласно ст. 238 ТК РФработник обязан возместить
работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Под прямым
действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества
работодателя
. Применительно к нашему случаю работодатель оплатит весь
счет оператору связи. Значит, часть средств, выплаченных за работника,
будет считаться прямым действительным ущербом, который работник обязан
возместить работодателю.

В налоговом учете доход в виде признанных должником
или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего
в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение
договорных обязательств, а также суммвозмещения
убытков или ущерба
считается внереализационным доходом. Он
включается в налоговую базу по налогу на прибыль на дату
признания должником либо на дату вступления в законную силу решения
суда (п. 3 ст. 250 НК РФ, пп. 4 п. 4
ст. 271 НК РФ
). Взыскание с работника сумм причиненного
ущерба ограничено рядом процедур и процессуальными сроками, несоблюдение
которых, в случае несогласия работника возместить ущерб, оставляет
работодателю одну возможность – взыскание его в судебном порядке
(ст. 246 – 248 ТК РФ). В этом случае со дня обращения
в суд и до вступления в силу принятого решения нужно ждать
несколько месяцев, в то время как расходы на услуги связи,
вероятно, уже будут включены в налогооблагаемую базу по налогу
на прибыль.

Таким образом, фискальный интерес Минфина заключается в том, чтобы
не допустить признание расхода на услуги связи раньше дохода,
связанного с компенсацией причиненных убытков.

Документальное подтверждение оказания услуг
связи

Суть другого спора между налогоплательщиками и налоговиками заключается
в том, какими документами следует подтверждать затраты на оплату услуг
сотовой связи. Минфин в письмах №03-03-01-04/1/275,
03-03-04/3/15 и от 07.12.05
03-03-04/1/418 утверждает: для признания произведенных
затрат на оплату услуг сотовой связи расходами для целей
налогообложения, по нашему мнению, необходимо иметь: утвержденный
руководителем организации перечень должностей работников, которым в силу
исполняемых ими обязанностей необходимо использование сотовой связи; договор
с оператором на оказание услуг связи; детализированные счета оператора
связи
.

Однако детализированный счет не всегда есть у налогоплательщика.
Вместе с тем, как показывает судебная практика (Решение
Арбитражного суда г. Москвы от 08.11.05
А40-45608/05-107-367[6]), отсутствие такого счета при условии,
если имеются другие документы, не означает, что расходы документально
не подтверждены.

Также представляет интерес Постановление ФАС ПО от30.03.06
А65-16024/2005-СА1-37,в котором судьи
апелляционной инстанции указали: судом первой инстанции правомерно указано
на неправомерность доводов налогового органа о недоказанности
производственного характера телефонных переговоров в связи
с отсутствием детализации счетов о составе телефонных переговоров,
поскольку необходимость использования сотовых телефонов в производственных
целях подтверждена организационно-распорядительными документами руководителя
Общества.

Разговоры в нерабочее время

Допустим, что налогоплательщик не стал игнорировать требования
Минфина о документальном подтверждении расходов и собрал весь
рекомендованный им комплект документов, включая детализированный счет
от оператора связи. Тогда он может столкнуться с тем, что часть
разговоров сотрудника приходится на нерабочее время, в том числе
в выходные дни или во время отпуска. Поразительно,
но в Письме №03-03-04/1/418 Минфин пришел
к выводу, что в случае ведения телефонных переговоров
по сотовой связи в производственных целях во время нахождения
сотрудника на отдыхе, в том числе в официально установленные
выходные и праздничные дни и в период отпуска, затраты
на оплату услуг сотовой связи также могут признаваться расходами
для целей налогообложения
.

Данное мнение вышестоящего государственного органа, видимо, мало интересует
сотрудников налоговой службы, и они продолжают бессмысленные споры
с налогоплательщиками. Ярким примером стало дело, рассмотренное в ФАС
МО. В Постановлении от 31.05.06

КА-А41/5411-06 арбитры указали: довод налогового органа
о том, что переговоры по сотовой связи осуществлялись работниками
в период отпусков, в связи с чем не подтверждается
их производственный характер, судом кассационной инстанции признается
необоснованным.

Является правильным вывод судов о том, что налоговое
законодательство не содержит обязательного подтверждения налогоплательщиком
производственного характера каждого телефонного звонка, совершенного при помощи
услуг связи.

Вместе с тем судами установлено, что услуги связи оказывались
Обществу по договорам о предоставлении услуг сотовой связи

Факт предоставления сотовых телефонов в пользование конкретным
работникам Общества оформлен приказами генерального директора.

Суд обоснованно указал, что факт совершения звонков в период
отпуска не означает непроизводственного характера данного звонка, поскольку
звонки личного характера могут совершаться и в течение рабочего
дня.

Оплата телефонных услуг с помощью карт
экспресс-оплаты

Иногда оплата услуг сотовой связи производится с помощью карт
экспресс-оплаты. Излишне говорить, что данные карты не соответствуют
понятию первичного учетного документа, данному в п. 2ст. 9
Федерального закона «О бухгалтерском учете»
[7]. Этим и воспользовался
Минфин в Письме от 26.01.06 № 03-03-04/1/61
для отказа налогоплательщику в признании расходов на оплату услуг
связи в целях налогообложения прибыли.

Да, действительно, в карте экспресс-оплаты нет некоторых обязательных
реквизитов, присущих первичным учетным документам, например: наименования
должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции
и правильность ее оформления, и их личных подписей. Однако это
не мешает организации самостоятельно составлять первичные учетные
документы, в частности, бухгалтерскую справку или авансовый отчет.

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ под документально
подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами,
оформленными в соответствии с законодательством РФ…
и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы
(в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке,
проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии
с договором)
. Таким образом, перечень документов, косвенно
подтверждающих произведенные затраты, является открытым, поэтому мы
не видим препятствий для признания карт экспресс-оплаты документами,
косвенно подтверждающим произведенные расходы.

Для убедительности можно привести Постановление ФАС ВВО от 19.12.05
А28-4833/2005-137/18. Инспекция обратилась с жалобой
в кассационную инстанцию, так как посчитала, что представленные
обществом документы не подтверждают производственный характер затрат
на оплату услуг мобильной связи.

Материалы дела свидетельствуют, что общество уменьшило налогооблагаемую
прибыль на расходы по оплате сотовой связи на приобретение карт
экспресс-оплаты своими сотрудниками (генеральным директором
и заместителем генерального директора по финансам) в период
нахождения в служебных командировках в Москве на основании
представленных ими авансовых отчетов о покупке карт экспресс-оплаты.
Из представленных в деле командировочных удостоверений следует,
что сотрудники находились в командировках по служебному
заданию.

Поэтому суд первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив
представленные доказательства, пришел к выводу о производственном
характере использования мобильной связи, а суд кассационной инстанции
рассмотрел жалобу инспекции и не нашел оснований для ее
удовлетворения.

Сотовая связь и УСНО

У налогоплательщиков, перешедших на УСНО и избравших
в качестве объекта доходы, уменьшенные на величину расходов,
не должно возникнуть трудностей при списании расходов на услуги связи,
так как согласно пп. 18 п. 1 ст. 346.16 НК РФ
онипри налогообложении учитывают затраты на почтовые, телефонные,
телеграфные и другие подобные услуги, в том числе расходы
на оплату услуг связи (см. Письмо МФ РФ от 28.05.05
03-11-05/4).

Мы рассмотрели основные моменты налогообложения расходов на услуги
сотовой связи. Теперь поговорим о «красивых» (удобных, простых) номерах
и услугах Freephone.

«Красивые» номера и услуги Freephone

«Красивый» номер

Что представляет «красивый» номер? Это, например, номера 777-77-77
или 770-00-00. Поскольку они используются преимущественно для того,
чтобы привлечь внимание и потенциальным клиентам было легче
их запомнить, за подключение подобного номера оператор связи обычно
берет дополнительную плату, которую можно принять для целей
налогообложения. Следуя логике Минфина (Письмо от 01.06.06
03-03-04/2/162), работы по подключению к каналу
связи не являются услугами связи (с этим мы согласны), однако могут
быть учтены для целей налогообложения на основании пп. 49
п. 1 ст. 264 НК РФ
.

В связи с учетом таких расходов возможны два подхода, которые зависят
от того, на срочной или бессрочной основе они предоставлены. Если
срок использования такого номера не установлен, то затраты
единовременно списываются в бухгалтерском и налоговом учете. Когда
такой срок определен, в бухгалтерском учете следует руководствоваться
п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета[8]: затраты,
произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся
к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе
отдельной статьей как расходы будущих периодов и подлежат списанию
в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему
продукции и др.) в течение периода, к которому они относятся
.
Для отражения таких расходов согласно Плану счетов[9] предусмотрен
счет 97 «Расходы будущих периодов». В целях налогообложения прибыли они
распределяются налогоплательщиком самостоятельно (п. 1 ст. 272
НК РФ
). При этом для сближения бухгалтерского и налогового
учета целесообразно использовать один и тот же способ списания затрат.

К сведению: существует другая позиция по моменту принятия
расходов на временное (ограниченное сроком) подключение “красивого” номера.
Некоторые авторы считают, что данные расходы в любом случае
списываются единовременно как в бухгалтерском, так
и в налоговом учете.

Freephone

В соответствии с п. 1.3 Приложения Е, Нормы технологического
проектирования
[10]FPN – Freephone – свободный (от оплаты)
вызов. Услуга позволяет осуществлять начисление платы на счет поставщика
услуги, например компании по продаже авиабилетов, и предоставляет
пользователю возможность доступа по единому номеру, например
к ближайшему от покупателя пункту по заказу авиабилетов
.

Другими словами, услуги Freephone – это специальный телефонный номер формата
8-800-ххх-хх-хх, предназначенный для коммерческих целей. Особенность услуг
в том, что за произведенные переговоры платит владелец номера,
а не тот, кто звонит. Расходы на подобные номера делятся на:

расходы на подключение (услуга Freephone обычно
предоставляется на определенный срок. Порядок бухгалтерского учета
и налогообложения расходов на подключение аналогичен порядку,
предусмотренному для «красивых» номеров);

гарантированный платеж в счет оплаты трафика
(в бухгалтерском и налоговом учете не учитывается, так
как является авансом
(п. 3 ПБУ 10/99, пп. 1
п. 1 ст. 251 НК РФ
));

стоимость трафика (в бухгалтерском и налоговом
учете признается расходом на оплату услуг связи).

С документальным оформлением расходов «красивых» номеров и услуг
Freephone проблем не возникает – операторы связи предоставляют весь
необходимый комплект документов (договоры, счета, акты об оказании
услуг).

[1] Федеральный закон от 07.07.03 № 126-ФЗ «О связи».

[2] Согласно Письму МНС РФ от 13.09.04 № 02-4-08/275 «О
порядке принятия расходов банка по международным переговорам»
под датой предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием
для произведения расчетов, следует понимать дату их составления.

[3] Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99,
утв. Приказом МФ РФ от 06.05.99 № 33н.

[4] Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по налогу
на прибыль» ПБУ 18/02, утв. Приказом МФ РФ от 19.11.02
№ 114н.

[5] Согласно ст. 168 ТК РФ, в случае направления в служебную
командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы, произведенные им с
разрешения или ведома работодателя.

[6] Данное решение ИФНС по г. Москве обжаловала в апелляционной и
кассационной инстанциях, но ни в одной из них она не нашла поддержки у судей
(Постановление ФАС МО от 31.05.06 № КА-А40/4775-06).

[7] Федеральный закон от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском
учете».

[8] Приказ МФ РФ от 29.07.98 № 34н «Об утверждении
положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности
в Российской Федерации».

[9] План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной
деятельности организаций и инструкция по его применению, утв. Приказом
МФ РФ от 31.10.00 № 94н.

[10] Нормы технологического проектирования. Городские и сельские
телефонные сети. НТП 112-200. РД 45.120-2000 (вместе с Положением
по проектированию ИС. Технологические нормы проектирования интеллектуальной
сети, Положением по проектированию доступа к сети Интернет), утв.
Минсвязи РФ 12.10.00.

Применение бюджетной классификации к расходам на услуги связи.

В соответствии с Указаниями № 65н [2]  услуги связи отражаются по подстатье 221 КОСГУ с одноименным названием. В качестве таких услуг в Указаниях № 65н названы:

а) услуги почтовой связи:

  • пересылка почтовых отправлений (включая расходы на упаковку почтового отправления);
  • оплата маркированных почтовых уведомлений при пересылке отправлений с уведомлением;
  • пересылка пенсий и пособий;
  • пересылка почтовой корреспонденции с использованием франкировальной машины;
  • приобретение почтовых марок и маркированных конвертов, маркированных почтовых бланков;
  • абонентская плата за пользование почтовыми абонентскими ящиками;

б) услуги фельдъегерской и специальной связи;

в) услуги телефонно-телеграфной, факсимильной, сотовой, пейджинговой связи, радиосвязи, интернет-провайдеров:

  • абонентская и повременная плата за использование линий связи;
  • плата за предоставление доступа и использование линий связи, передачу данных по каналам связи;
  • плата за регистрацию сокращенного телеграфного адреса, факсов, модемов и других средств связи;
  • плата за подключение и абонентское обслуживание в системе электронного документооборота, в том числе с использованием сертифицированных средств криптографической защиты информации;
  • плата за приобретение сим-карт для мобильных телефонов, карт оплаты услуг связи;
  • плата за оказание услуг по бронированию сетевых ресурсов, необходимых для осуществления присоединения к сети общего пользования;
  • оплата услуг связи в целях кабельного и спутникового телевидения;
  • плата за предоставление детализированных счетов на оплату услуг связи, предусмотренное договором на оказание услуг связи;
  • расходы арендатора на возмещение арендодателю стоимости услуг связи;
  • другие аналогичные расходы.

Как видно, перечень не является закрытым. Порядок отнесения к услугам связи спорных услуг (не поименованных в Указаниях № 65н) часто рассматривается различными экспертами. Приведем обзор таких услуг.

Наименование услуги

Относится к услугам связи ( )

Не относится к услугам связи (-)

Примечание

Плата за пользование ячейкой абонементного почтового шкафа

Письма Минфина РФ от 26.12.2022 № 02-05-10/67888, от 26.12.2022 № 02-05-10/67890

Услуги IP-телефонии

Перенос стационарного телефона из одного помещения в другое

Указанные услуги следует отнести на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ

Услуги по защите электронного документооборота (поддержке программного продукта) с использованием сертификационных средств криптографической защиты информации.

Предоставление неисключительных прав на программное обеспечение и выпуск сертификата ключа проверки электронной подписи

Указанные услуги следует отнести на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ (Письмо Минфина РФ от 27.06.2022 № 02-05-11/31189)

Абонентская плата за кабельное телевидение

Услуги по предоставлению интернет-связи

Услуги по подключению и абонентскому обслуживанию кабельного и спутникового телевидения

Услуги по установке мини-АТС

Указанные услуги следует отнести на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ

Услуги по замене абонентского номера

Стоит отметить, что в связи с изменением с 1 января 2022 года сферы применения классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) названная классификация применяется исключительно в целях ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и составления бюджетной и иной финансовой отчетности.

В настоящее время планирование и освоение расходной части бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется в соответствии с классификацией расходов бюджетов.

В связи с этим статьи (подстатьи) КОСГУ по расходам применяются в увязке с кодами видов расходов. 

По общему правилу, установленному Указаниями № 65н, расходы государственных (муниципальных) учреждений на оплату услуг связи отражаются по коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд».

При этом, если казенное учреждение осуществляет закупки услуг связи в сфере информационно-коммуникационных технологий, расходы на оплату таких услуг следует относить к коду вида расходов 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий», при условии наличия соответствующего решения финансового органа субъекта РФ (муниципального образования) о применении данного вида расходов.

В частности, к данному виду расходов могут быть отнесены расходы на оплату услуг связи, предоставляемых в рамках реализации мероприятий по информатизации (внедрение и обслуживание региональных (муниципальных) информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры).

Отнесение расходов бюджетов к сфере информационно-коммуникационных технологий осуществляется на основании положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения в указанной сфере.

Расходы, принимаемые для налогообложения при усн в 2020 году

Список разрешенных расходов содержится в статье 346.16 Налогового кодекса РФ. Это закрытый перечень расходов, и расширять его нельзя.

Что входит в расходы при УСН, смотрите в таблице:

№ п/пЧто можно включить в расходыОснование
1.Приобретение (создание) основных средств и
нематериальных активов.

Принять можно расходы на основные средства и
нематериальные активы, которые признаются
амортизируемым имуществом в соответствии
с главой 25 НК

п.п. 1, 2 п. 1 ст. 346.16 НК РФ

п. 4 ст. 346.16 НК РФ

2.Расходы на ремонт основных средств, в том числе
арендованных.

Расходы на ремонт арендованного помещения
разрешено принимать, если обязанность по его
поддержанию в исправном состоянии, проведению
текущего ремонта по закону или договору
возлагается на арендатора.

п.п. 3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ
3.Арендные платежи за арендуемое имущество,
в том числе лизинговые платежи.

Расходы учитывают по мере их возникновения и оплаты.

п.п. 4 п. 1 ст. 346.16 НК РФ
4.Материальные расходы.

К материальным расходам, в частности, относятся затраты на:

1) сырье, материалы для производства
готовой продукции (работы, услуги);

2) материалы для упаковки и другую
предпродажную подготовку;

3) инструменты, приспособления, инвентарь,
приборы лабораторного оборудования, спецодежду;
средства индивидуальной и коллективной защиты;

4) полуфабрикаты для дополнительной обработки;

5) работы и услуги производственного характера,
топливо, воду, энергию всех видов,
расходуемую на технологические цели,
выработку всех видов энергии, отопление,
расходы на производство и (или) приобретение мощности,
трансформацию и передачу энергии.

Материальные расходы признают в порядке,
предусмотренном для расчета налога на прибыль
организаций статьей 254 НК РФ.

п.п. 5 п. 1 ст. 346.16

п. 2 ст. 346.16 НК РФ

5.Расходы на оплату труда и все виды обязательного
страхования работников.

Учитывать можно расходы, которые предусмотрены
законами, трудовыми и/или коллективным договорами.
Если в отношении принимемых расходов установлены нормативы,
их учитывают только в пределах этих нормативов.
Например, по договорам добровольного пенсионного страхования,
возмещение процентов по кредитам на приобретение жилья и т.д.

п.п. 6 и 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ

п. 2 ст. 346.16, ст. 255 НК РФ

6.НДС по оплаченным товарам, работам и услугамп.п. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ
7.Проценты по кредитам и займам

Кредиты и займы должны быть связаны с деятельностью,
которая приносит доход.

п.п. 9 п. 1 ст. 346.16 НК РФ
8.Расходы на обеспечение пожарной безопасности, услуги
охраны, обслуживание ОПС, пожарную охрану.
п.п. 10 п. 1 ст. 346.16 НК РФ
9.Таможенные платежи.п.п. 11 п. 1 ст. 346.16 НК РФ
10.Расходы на содержание служебного транспорта, в том
числе компенсации за использование личного
транспорта в служебных целях.

Компенсации можно учитывать только в пределах норм,
утвержденных Постановлением Правительства РФ № 92
от 8 февраля 2002г.

п.п. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ
11.Расходы на командировки: проезд, наем жилья,
суточные, оформление и выдача виз и т.д
п.п. 13 п. 1 ст. 346.16 НК РФ
12.Нотариальные услуги (в пределах нормативов)п.п. 14 п. 1 ст. 346.16 НК РФ
13.Расходы на юридические, бухгалтерские и аудиторские
услуги, а также на публикацию отчетности и раскрытие
информации, если по закону организация обязана это
делать
п.п. 15 и 16 п. 1 ст. 346.16 НК РФ
14.Расходы на канцтоварып.п. 17 п. 1 ст. 346.16 НК РФ
15.Расходы на услуги связи, почты, телефонные
и телеграфные услуги
п.п. 18 п. 1 ст. 346.16 НК РФ
16.Расходы на покупку компьютерных программ, баз
данных и обновлений к ним
п.п. 19 п. 1 ст. 346.16 НК РФ
17.Рекламные расходы (в том числе на создание сайтов,
оплату услуг хостинга, регистрацию доменного
имени и т.д.)

Некоторые рекламные расходы учитывают в пределах
норматива, установленного абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ,
для расчета которого необходимо определить размер выручки
от реализации за отчетный (налоговый) период

п.п. 20 п. 1 ст. 346.16 НК РФ
18.Расходы на подготовку и освоение новых производств.п.п. 21 п. 1 ст. 346.16 НК РФ
19.Налоги и сборы, кроме единого упрощенного налога и
НДС, уплаченного в бюджет
п.п. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ
20.Расходы на покупку товаров для перепродажи
и связанных с этим трат
п.п. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ
21.Комиссионные и агентские вознагражденияп.п. 24 п. 1 ст. 346.16 НК РФ
22.Оплата гарантийного ремонта и обслуживанияп.п. 25 п. 1 ст. 346.16 НК РФ
23.Расходы на сертификацию, в том числе добровольнуюп.п. 26 п. 1 ст. 346.16 НК РФ
24.Расходы на обязательную оценку для контроля за
правильностью уплаты налогов по налоговому спору
п.п. 27 п. 1 ст. 346.16 НК РФ
25.Плата за предоставление информации о
зарегистрированных правах
п.п. 28 п. 1 ст. 346.16 НК РФ
26.Расходы на оплату услуг по изготовлению
документов кадастрового и технического
учета объектов недвижимости
п.п. 29 п. 1 ст. 346.16 НК РФ
27.Расходы на экспертизы и заключения,
необходимые для получений лицензий
п.п. 30 п. 1 ст. 346.16 НК РФ
28.Судебные расходы и арбитражные сборы.п.п. 31 п. 1 ст. 346.16 НК РФ
29.Периодические платежи за право пользования
объектами интеллектуальной собственности
и взносы в СРО
п.п. 32 и 32.1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ
30.Расходы на оценку квалификации персонала,
подготовку и переподготовку кадров
п.п. 33 п. 1 ст. 346.16 НК РФ
31.Расходы на обслуживание ККТп.п. 35 п. 1 ст. 346.16 НК РФ
32.Расходы на вывоз ТБОп.п. 36 п. 1 ст. 346.16 НК РФ
33.Платежи в систему «Платон»п.п. 37 п. 1 ст. 346.16 НК РФ
34.Обязательные отчисления застройщиков
в компенсационный фонд
п.п. 38 п. 1 ст. 346.16 НК РФ

Что входит в расходы при УСН

Таблица: какие расходы нельзя учесть при усн

Не признаваемые расходыОбоснование
Представительные расходыПисьмо Минфина России № 03-03-02-04/1/22
от 11 октября 2004г.
Экспортные пошлиныПисьмо Минфина России № 03-11-04/2/162
от 7 июня 2007г.
Отрицательные курсовые разницып. 5 ст. 346.17 Налогового кодекса РФ.
Создание аптечки для работников, покупка
питьевой воды и другие расходы на
обеспечение нормальных условий труда
Письма Минфина России
№ 03-11-06/2/53908 от 24 октября 2022г.
№ 03-11-11/53315 от 6 декабря 2022г.
№ 03-11-11/22 от 1 февраля 2022г.
№ 03-11-04/2/19 от 26 января 2007г.
Плата за получение сведений о контрагенте из
ЕГРЮЛ
Письмо Минфина России № 03-11-06/2/57
от 16 апреля 2022г.
Компенсация за задержку зарплатыПисьма Минфина России
№ 03-03-06/2/164 от 31 октября 2022г.
№ 03-03-06/2/232 от 9 декабря 2009г.
Расходы на проведение корпоративных
праздников
Письма Минфина России
№ 03-03-04/2/206 от 11 сентября 2006г.
№ 03-03-04/1/430 от 20 декабря 2005г.
Расходы на выпуск и обслуживание
зарплатных карт для работников
Расходы при расчете налога УСН должны
отвечать тем же критериям, которые
предъявляются к затратам при
налогообложении прибыли, а именно – они
должны быть экономически оправданны и
документально подтверждены.

При расчете налога на прибыль затраты по
выпуску и обслуживанию зарплатных карт
не учитываются (п. 29 ст. 270 НК РФ)

Безнадежная дебиторская задолженностьПисьмо Минфина России № 03-11-06/2/9909
от 20 февраля 2022г.
Расходы по благоустройству территорииПисьма Минфина России
№ 03-11-06/2/163 от 22 октября 2022г.
№ 03-11-06/2/157 от 19 октября 2022г
Договорные санкции (пени, штрафы,
неустойки, упущенная выгода)
Письма Минфина России
№ 03-11-06/2/19835 от 7 апреля 2022г.
№ 03-11-06/2/53634 от 9 декабря 2022г.
Расходы на спецоценку условий трудаПисьма Минфина России
№ 03-11-09/31528 от 30 июня 2022г.
№ 03-11-06/2/28551 от 16 июня 2022г.
Услуги кадровых агентств по подбору
персонала
Письмо Минфина России № 03-11-06/2/31416
от 31 мая 2022г.
Расходы по уборке прилегающей территории
сторонней организацией
Письма Минфина России
№ 03-11-06/2/147 от 20 декабря 2022г.
№ 03-11-04/2/95 от 9 апреля 2007г.
УФНС России по г.Москве № 16-15/054712
от 25 мая 2022г.
Услуги сторонней организации по охране трудаПисьмо Минфина России № 03-11-06/2/4248
от 18 февраля 201 г.
Расходы на оплату услуг компании, нанятой
для управления организацией
Письма Минфина России
№ 03-11-06/2/3694 от 13 февраля 2022г.
№ 03-11-06/2/15 от 5 февраля 2009г.
Компенсации сотрудникам за разъездной
характер труда
Письмо Минфина России № 03-11-06/2/174
от 16 декабря 2022г.
ФНС России № КЕ-4-3/5226 от 4 апреля 2022г.,
№ КЕ-4-3/3943 от 14 марта 2022г.
Приобретение доли участия в уставном
капитале другой организации
Письмо Минфина России № 03-11-06/2/83
от 7 мая 2009г.
Расходы на подготовку документации и
уплату сбора за участие в конкурсных торгах
Письма Минфина России № 03-11-06/2/85
от 13 мая 2009г.
№ 03-11-04/2/173 от 2 июля 2007г.
Скидки (премии, бонусы), предоставленные
покупателю за выполнение определенных
условий договора
Письмо Минфина России № 03-11-05/27
от 7 февраля 2008г.

Таблица: какие расходы нельзя учесть при УСН

Читайте про операторов:  Сим-карта вставлена, но не работает - что делать?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *