Перекрытие каналов поступления сотовых телефонов в учреждения уголовно-исполнительной системы Российской Федерации – тема научной статьи по праву читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Проблемные вопросы организации профилактики поступления средств мобильной связи на территории исправительных учреждений

УДК 343.82

С. В. Екимов

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИКИ ПОСТУПЛЕНИЯ СРЕДСТВ МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ НА ТЕРРИТОРИИ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В статье указан ряд актуальных вопросов деятельности учреждений и органов УИС по организации профилактики поступления средств мобильной связи на территории исправительных учреждений. Отмечается увеличение количества средств мобильной связи, изымаемых в жилых и производственных зонах и непосредственно при себе у осужденных. участились случаи применения небольших беспилотных летательных аппаратов (квадрокоптеров). Имеются случаи изъятия средств мобильной связи в помещениях строгих условий отбывания наказания, штрафных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа. Решением многих вопросов деятельности учреждений УИС могло бы стать внесение изменений в закон «О связи» для исключения из зон покрытия операторами сотовой связи территорий исправительных учреждений. Важным направлением деятельности является профилактика проноса на территории исправительных учреждений средств мобильной связи лицами, их посещающими, адвокатами, а также сотрудниками исправительных учреждений. ФСИН России прорабатывается вопрос о внесении изменения в ст. 19.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях — об увеличении размера санкции за попытку или передачу защитником или должностным лицом запрещенных предметов осужденным или лицам, содержащимся под стражей. ФСИН России в настоящее время разрабатываются изменения в Инструкцию по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы; эти изменения предусматривают установление оснований постановки и снятия с профилактического учета, а также новые виды профилактического учета, в том числе как лиц, склонных к совершению преступлений посредством мобильной связи, и лиц, организующих доставку средств сотовой связи на территорию исправительных учреждений. В целях исключения пробела в законодательстве по вопросу установления принадлежности обнаруженного и изъятого запрещенного предмета, признания бесхозяйными и проведения в отношении них процедуры обращения в доход государства прорабатывается вопрос о внесении изменения в ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, предусматривающего уничтожение всех изъятых на территориях исправительных учреждений запрещенных предметов, собственник которых не установлен.

Ключевые слова: запрещенные предметы; учреждения и органы уголовно-исполнительной системы; средства мобильной связи; профилактический учет; признание бесхозяйным; обращение в доход государства.

© Екимов С. В., 2022.

S. V. Ekimov

PROBLEMATIC ISSUES OF THE ORGANIZATION

OF PREVENTION OF RECEIPT OF FUNDS OF MOBILE COMMUNICATION IN THE TERRITORY OF CORRECTIONAL FACILITIES

In article a row of topical issues of activities of institutions and organs of penal correction system on the organization of prevention of receipt of funds of mobile communication in the territory of correctional facilities is marked. Increase in quantity of the means of mobile communication excepted in residential and production zones and directly in case of themselves at convicts is marked. cases of use of small pilotless aircraft (quadcopters) became frequent. There are cases of exception of means of mobile communication in locations of strict conditions of serving sentence, penal insulators, locations of camera type, uniform locations of camera type. Introduction of amendments to the law “About Communication” for an exception of cover zones by cellular operators of the territories of correctional facilities could become the solution of many questions of activities of penal correction systems institutions. Important activity is prevention of a bringing in the territory of correctional facilities of means of mobile communication by the persons visiting them by lawyers, and also the staff of correctional facilities. FPS of Russia the issue of modification of Art. 19.12 of the Russian Federation Code of Administrative Offences — about increase in the size of the sanction for attempt or transmission by the defender or the official of the forbidden objects by the convict or to the persons who are held in custody is handled. FPS of Russia develops changes in the Instruction for prevention of offenses among the persons which are contained in institutions of a penal correction system now; these changes provide establishment of the bases of setting and removal from the preventive account, and also new types of the preventive account including as the persons inclined to making of crimes by means of mobile communication, and the persons organizing delivery of means of cellular communication to the territory of correctional facilities. For the purpose of a gap exception in the legislation concerning establishment of accessory of the found and excepted forbidden subject, recognition ownerless and holding a procedure of the address concerning them to the income of the state the issue of modification of Art. 82 of the Penal Code of the Russian Federation providing destruction of all correctional facilities of the forbidden objects excepted in the territories which owner isn’t set is handled.

Keywords: the forbidden objects; institutions and organs of a penal system; means of mobile communication; preventive account; recognition by ownerless; address to the income of the state.

Учитывая значительные негативные последствия наличия у осужденных средств мобильной связи, территориальными органами ФСИН России проводится планомерная, постоянная работа по пресечению их поступления в исправительные учреждения, однако количество изъятия указанных запрещенных предметов на территориях исправительных учреждений остается стабильно высоким.

Причем по сравнению с 9 месяцами 2022 г. в текущем году их количество увеличилось на 3 % и составило 47622

единицы, на 7 % увеличилось количество средств мобильной связи, изымаемых в жилых и производственных зонах и непосредственно при себе у осужденных.

Значительная часть сотовых телефонов, по данным территориальных органов ФСИН России, поступает путем перебросов через ограждение на территории исправительных учреждений: в указанных случаях изъята 20631 единица, или 68 % от общего числа изъятых средств связи при попытке их доставки (аналогичный

Читайте про операторов:  Формирование модели поведения олигополистов на рынке услуг сотовой связи – тема научной статьи по экономике и бизнесу читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

показатель предыдущего года — 22369 ед., или 68 %).

Причем попытки их доставки становятся все более ухищренными. К примеру, для доставки запрещенных предметов участились случаи применения небольших беспилотных летательных аппаратов. Так, если в 2022 г. было зарегистрировано 3 случая доставки запрещенных предметов осужденным таким способом, в 2022 г. — 5, то в 2022 г. уже зарегистрировано 19 подобных случаев.

В мае текущего года очередная подобная попытка была пресечена в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Московской области, где злоумышленник пытался доставить на режимную территорию сверток с тремя сотовыми телефонами при помощи квадрокоптера. Управляя летательным аппаратом на значительном расстоянии от колонии и, заметив приближение сотрудников учреждения, он бросил управление квадрокоптером и скрылся на автомобиле.

В июле аналогичные попытки зафиксированы в УФСИН России по Республике Коми, где, на одном из перехваченных квадрокоптеров были обнаружены и изъяты четыре мобильных телефона и одно зарядное устройство. Квадрокоптер был изготовлен вручную. В летательный аппарат была вмонтирована видеокамера.

Как показывает практика, очень сложно задержать лицо, управляющее квадрокоптером, так как их управление может осуществляться с расстояния до 5 км.

Кроме того, на данный момент отсутствует нормативное урегулирование изъятия беспилотного аппарата при передаче с его помощью запрещенных предметов, так как сам квадрокоптер в соответствии с приложением № 1 к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений не относится к разряду таковых и при дальнейшем судебном рассмотрении административного правонарушения, если владелец задержан, возвращается владельцу.

Указанный пробел устранен при подготовке проекта Правил внутреннего рас-

порядка исправительных учреждений, который в настоящее время Министерством юстиции Российской Федерации, после доработки согласован Генеральной прокуратурой Российской Федерации и в настоящее время проходит согласование с Департаментом регистрации ведомственных нормативных правовых актов Минюста России.

В связи с отсутствием нормативного регулирования данного вопроса практика пошла по следующему пути.

При составлении протоколов об административных правонарушениях при задержании лиц, осуществляющих попытку передачи запрещенных предметов при помощи квадрокоптера, указывается:

во-первых, то что он снабжен портативной цифровой видеокамерой (а практически все модели снабжены видеокамерами), в связи с чем его нахождение в непосредственной близости от территории учреждения может рассматриваться как попытка проведения видеосъемки объектов, осуществляющих охрану осужденных, что является нарушением ч. 5 ст. 24 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой кино-, фото- и видеосъемка объектов, обеспечивающих безопасность и охрану осужденных, осуществляется с разрешения в письменной форме администрации учреждения или органа, исполняющего наказания.

Во вторых, в соответствии с требованиями п. 18 приложения № 1 к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 03.11.2005 № 205, видеотехника является запрещенным предметом.

Таким образом, изъятие БПЛА над территорией исправительного учреждения (включая режимную территорию) является основанием для составления административного протокола по ст. 19.12 КоАП РФ — за передачу либо попытку передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях УИС, в данном случае видеокамеры (даже при отсутствии каких-либо иных запрещенных

предметов, закрепленных на корпусе летательного аппарата).

Еще один из проблемных вопросов, который также вызывает особую озабоченность, — это то, что до настоящего времени имеются случаи изъятия средств мобильной связи в помещениях строгих условий отбывания наказания, ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, где за 9 месяцев текущего года изъято 365 единиц средств мобильной связи, из них в запираемых помещениях строгих условий отбывания наказания — 211, в помещениях ШИЗО и камерных помещениях — 154.

Несмотря на проводимую работу, указанные запрещенные предметы продолжают поступать даже и в эти помещения, что вызывает недоумение не только у руководства ФСИН России, но и у иных органов, осуществляющих контроль за деятельностью исправительных учреждений.

А в указанных помещениях, как понимает любой профессионал, в основном находится категория осужденных, которые негативно влияют на обстановку в учреждениях и требуют обеспечения строгой изоляции для исключения негативного влияния на остальную массу осужденных.

Одним из способов 100 %-ного исключения возможности пользования ими средствами мобильной связи является применение подавителей сигналов сотовой связи. Однако на законодательном уровне данный вопрос также не урегулирован. В соответствии с законом «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ предусмотрена возможность только приостановления оказания услуг связи операторами связи по мотивированному решению в письменной форме одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, или для обеспечения безопасности Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами.

Ранее ФСИН России неоднократно выходила с предложениями в Рос-связьнадзор о внесении изменений в закон «О связи» для исключения из зон по-

крытия операторами сотовой связи территорий исправительных учреждений. Предложения на были согласованы с мотивировкой об отсутствии возможности обеспечения данного положения без нарушения прав законных потребителей сотовой связи, например, тех, которые находятся в непосредственной близости от исправительных учреждений.

Вместе с тем, например, в законодательстве Республики Казахстан аналогичная норма существует и успешно применяется на практике в соответствии со ст. 97 Уголовно-исполнительного кодекса РК. Операторы связи и владельцы сетей в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, обязаны обеспечить:

1) консультационно-техническое содействие органам внутренних дел при установке на территории учреждений специального технического оборудования для блокирования радиосигнала либо выявления и (или) пресечения несанкционированного использования абонентских устройств;

2) оптимизацию собственных сетей связи, включая своевременное реагирование и принятие мер с целью снижения распространения радиосигнала на территории учреждений.

Это еще одно из многих направлений, где в настоящее время должны быть приложены совместные усилия уголовно-исполнительной науки и практики.

Еще одним из вопросов, требующих дополнительной проработки, является профилактика проноса на территории исправительных учреждений средств мобильной связи лицами, их посещающими, адвокатами, а также сотрудниками исправительных учреждений.

Несмотря на увеличение размера санкции, предусмотренной КоАП РФ, от 500-1500 рублей до 3000-5000 рублей за доставку или попытку доставки запрещенных предметов, существенного снижения количество граждан задержанных за данное правонарушение не произошло. За 9 месяцев 2022 г. за попытку передачи осужденным запрещенных предметов в

Читайте про операторов:  Удержание из заработной платы в 2022

исправительные учреждения задержано 4747 граждан (АППГ — 5431), более 60 % из них — за доставку мобильных телефонов.

Кроме того, несмотря, на отмену запрета Решением Верховного Суда РФ от 07.02.2022 на пронос средств мобильной связи на территории исправительных учреждений адвокатами при оказании юридической помощи ГКПИ11-2095), имеют место случаи, когда адвокаты злоупотребляют своим правом и передают осужденным сотовые телефоны.

За 9 месяцев 2022 г. в исправительных учреждениях за передачу либо попытку передачи осужденным запрещенных предметов задержано 11 адвокатов; это данные только по исправительным учреждениям, в следственных изоляторах данная цифра на порядок больше. Также нельзя исключить возможности передачи осужденным мобильных телефонов для осуществления бесконтрольных звонков, когда свидания для оказания юридической помощи по заявлению осужденного проводятся наедине и без применения технических средств контроля.

С положительной стороны следует отметить снижение количества попыток или передачи запрещенных предметов персоналом исправительных учреждений осужденным, чего удалось добиться только тем, что каждый подобный случай находится на контроле ФСИН России, и руководство службы заняло жесткую позицию по увольнению указанных лиц по отрицательным мотивам. В 2022 г. было зарегистрировано 300 случаев вступления персонала исправительных учреждений в неслужебные связи с осужденными в целях доставки им запрещенных предметов, в 2022 г. — 258, в 2022 г. — 244, за 9 месяцев 2022 г. допущено 146 подобных случаев (АППГ — 192 случая), в том числе средств мобильной связи — 80 случаев (АППГ — 125), комплектующих к ним — 45 случаев (АППГ — 70).

Для дальнейшего совершенствования данного направления деятельности, ФСИН России прорабатывается вопрос о внесении изменения в ст. 19.12 Кодекса

Российской Федерации об административных правонарушениях — об увеличении размера санкции за попытку или передачу защитником или должностным лицом запрещенных предметов осужденным или лицам, содержащимся под стражей, до 30-50 тыс. рублей, причем также предлагается распространить действие этой статьи и на сотрудников исправительных учреждений и следственных изоляторов, внеся соответствующие изменения в ст. 2.5 Кодекса. Также разработаны изменения в ст. 89 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в части запрета проноса адвокатами на территории ИУ средств мобильной связи. Все изменения были подготовлены с учетом предложений представителей образовательных организаций ФСИН России. В настоящее время указанные законопроекты направлены в Минюст России.

И еще один вопрос, требующий решения. Ранее профилактика правонарушений в исправительных учреждениях регламентировались приказом Минюста России от 20.11.2006 № 333 «Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы». Данная инструкция позволяла, помимо перечисленных в приказе категорий, ставить на профилактический учет и другие категории лиц, отрицательно влияющие на состояние правопорядка в учреждении УИС. Данное положение позволяло ставить на профилактический учет лиц, организующих доставку на территории исправительных учреждений средств мобильной связи, а также лиц, склонных к совершению преступлений посредством сотовой связи (так называемых телефонных мошенников), устанавливать за ними усиленный надзор, а при необходимости — и принимать меры по их изоляции в помещениях ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ.

Данный приказ был отменен приказом Минюста России от 20.05.2022 № 72 «Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц,

содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы», который не предусматривает возможности постановки указанной категории лиц на данные виды профилактического учета. В данный приказ ФСИН России в настоящее время с учетом предложений подведомственных образовательных организаций разрабатываются изменения, которые предусматривают установление оснований постановки и снятия с профилактического учета, а также новые виды профилактического учета, в том числе как лиц, склонных к совершению преступлений посредством мобильной связи, и лиц, организующих доставку средств сотовой связи на территорию исправительных учреждений.

Также следует отметить, что не полностью проработанным остается вопрос не только профилактики наличия в пользовании у осужденных средств мобильной связи, но и вопрос принятия дальнейшего решения в отношении указанных изъятых запрещенных предметов.

В соответствии со ст. 82 УИК РФ обнаруженные у осужденных деньги, ценные бумаги и иные ценности изымаются и хранятся в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений администрацией исправительного учреждения до освобождения осужденного без права пользования и распоряжения ими во время отбывания наказания. Запрещенные предметы, вещества и продукты питания, изъятые у осужденных, передаются на хранение либо уничтожаются по постановлению начальника исправительного учреждения, о чем составляется соответствующий акт. Деньги, ценные бумаги и иные ценности, владелец которых не установлен, обращаются в доход государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Запрещенные предметы изымаются в ходе специально проводимых в исправительных учреждениях обыскных мероприятиях. В большинстве случаев осужденные, чтобы избежать ответственности, не сознаются в том, что изъятые запре-

щенные вещи либо предметы принадлежат им.

В результате нередко после проведения проверки не удается установить принадлежность обнаруженного и изъятого запрещенного предмета.

Так, за 9 месяцев 2022 г. на территориях исправительных учреждений изъято 29598 единиц средств мобильной связи, владелец которых не установлен. Немалая часть из них относится к ценным вещам. В связи с этим возникает необходимость их признания бесхозяйными и проведения в отношении них процедуры обращения в доход государства.

В соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Признание вещи бесхозяйной производится судом в порядке, установленном ст. 290, 291, 292 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Полномочий органов и учреждений ФСИН России на обращение в суд по вопросу признания обнаруженных и изъятых на территории исправительных учреждений ценных вещей, собственник которых не установлен, Законом Российской Федерации «Об органах и учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» не предусмотрено.

Читайте про операторов:  Особенности и эволюция архитектуры базовой сети LTE – тема научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Ст. 290 Гражданского процессуального кодекса РФ установлено, что заявление о признании движимой вещи, изъятой федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией, бесхозяйной подается в суд финансовым органом по месту нахождения этой вещи.

В соответствии с ведомственными нормативными правовыми актами ФСИН России и с учетом сложившейся практики сотрудником исправительного учреждения, осуществившим изъятие мобильного телефона, составляется рапорт

на имя начальника исправительного учреждения или акт проведения обыска, в которых обязательно указываются отличительные признаки изъятого предмета. На их основании начальником учреждения назначается проверка, по результатам которой выносится заключение. В территориальный орган внутренних дел для организации проверки направляется письменное уведомление о том, что на территории учреждения обнаружено и изъято средство мобильной связи с приложением второго экземпляра заключения проверки.

Изъятое средство мобильной связи и комплектующие к нему, третий экземпляр заключения, копии акта по факту изъятия и уведомления территориального органа внутренних дел, как правило, в целях исполнения ст. 228 ГК РФ сдаются на ответственное хранение на срок шесть месяцев.

По истечении указанного срока в случае неустановления владельца администрацией учреждения в целях дальнейшего признания изъятого средства мобильной связи бесхозяйным и обращения его в доход государства заказным письмом в адрес территориального управления Росимущества направляется информация о наличии имущества, имеющего признаки бесхозяйного, с указанием сведений о дате, времени, месте и условиях обнаружения и изъятия, с приложением копии заключения проверки.

Далее Росимущество направляет заявление в суд о признании или непризнании изъятых средств бесхозяйными. При наличии решения суда о признании средств связи бесхозяйными они ответственными сотрудниками исправительного учреждения передаются в территориальное управление Росимущества для их обращения в доход государства.

Однако в значительной части территориальных органов ФСИН России территориальные управления Росимущества отказываются проводить указанную работу.

Хотя в соответствии с пп. 6.10 Положения о Федеральном агентстве по

управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, определено, что Роси-мущество имеет право обращаться в суд с исками о признании движимого имущества бесхозяйным. Кроме того, пп. 5.31 названным Положением к полномочиям Росимущества отнесены реализация конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем, по мнению Росимуще-ства, обнаруженные на территории исправительных учреждений средства мобильной связи, исходя из территории обнаружения, отсутствия информации о собственнике, являются находкой, которая на основании ч. 2 ст. 228 ГК РФ подлежит передаче в муниципальную собственность в случае, если нашедший вещь откажется от ее приобретения.

В письме от 03.06.2022 № ВБ12/22888, направленном Росимуще-ством в Министерство юстиции Российской Федерации, говорится, что при обнаружении средства мобильной связи на территории (в помещении) исправительного учреждения его собственник может быть неизвестен. В связи с этим такие средства мобильной связи подпадают под понятие находки.

В связи с этим Росимуществом предлагается дальнейшие действия исправительного учреждения осуществлять в соответствии с гражданским законодательством применительно к находке: если в течение шести месяцев с момента заявления о находке в полицию или орган местного самоуправления лицо, управомо-ченное получить найденную вещь, не будет установлено или само не заявит о своем праве на вещь, нашедший вещь приобретает право собственности на нее.

Если нашедший вещь откажется от приобретения найденной вещи в собственность, она поступает в муниципальную собственность.

Вместе с тем, данное положение противоречит действующему законодательству, так как обнаруженный на территории исправительного учреждения мобильный телефон, владелец которого не установлен, нельзя отнести к находке в связи с тем, что он не является забытым, оставленным или утерянным, а является изъятым в ходе проводимого режимного мероприятия из незаконного пользования осужденными.

В связи с изложенным в настоящее время в целях исключения пробела в законодательстве прорабатывается вопрос

о внесении изменения в ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, предусматривающего уничтожение всех изъятых на территориях исправительных учреждений запрещенных предметов, собственник которых не установлен.

Как видим, даже в одном узком направлении обыскной работы до настоящего времени существует значительное количество не урегулированных положений.

Сведения об авторе

Екимов Станислав Валерьевич: Управление режима и надзора ФСИН России (г. Москва), заместитель начальника отдела режима. E-mail: ekimovstanislav@mail.ru

Information about the author

Ekimov Stanislav Valeryevich: the Department of the mode and supervision of the Federal Penal Service of Russia (Moscow), the deputy chief of the Mode Department. E-mail: ekimovstanislav@mail.ru

УДК 343.8

Ю. М. Заборовская

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ГУМАНИЗМА В ОТНОШЕНИИ ТЯЖЕЛО БОЛЬНЫХ ОСУЖДЕННЫХ ИНВАЛИДОВ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Уголовно-исполнительным законодательством России установлены существенные особенности исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных инвалидов, которые вступили в силу с 1 января 2022 г. Вопросы досрочного освобождения от отбывания наказания в виде лишения свободы тяжело больных осужденных, являющихся инвалидами, ранее не были предметом отдельного исследования в науке уголовно-исполнительного права. Цель исследования — анализ статистических данных об освобождении тяжело больных осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Автором разработаны предложения по совершенствованию действующего уголовного и уголовно-исполнительного законодательства с учетом общепризнанных принципов и норм международного права, регулирующих положение указанных лиц в местах лишения свободы. Во-первых, автор пришел к выводу о необходимости заменить право суда на освобождение в связи с тяжелым заболеванием на обязанность суда освобождать осужденных от отбывания наказания независимо от тяжести совершенного преступления. Во-вторых, предложено закрепить в ст. 180 УИК РФ обязанности исправительного учреждения своевременно уведомлять федеральные органы социальной защиты инвалидов, а также Всероссийское общество инвалидов, Всероссийское общество глухих, Всероссийское общество слепых о

© Заборовская Ю. М., 2022.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector