Акционерное общество «радиокомпания «вектор» – официальный сайт
Вопрос организации связи в местах с отсутствием инфраструктуры (кабельной связи или наземной радиосвязи) возникает достаточно часто.
Одним из альтернативных вариантов, в условиях отсутствия стационарных средств связи (проводной, мобильной или их полное отсутствие) для передачи информации с мест событий, является использования спутниковых мобильных станций для удовлетворения потребностей в передачи необходимого трафика (видео, голос, данные). Актуальность данного вопроса очень высока для специальных служб (служб спасения, аварийного реагирования), так как на сегодняшний день, довольно часто появляется необходимость в развертывании локальной сети на местности и её увязки с отдаленным ситуационным центром. Спутниковый сегмент используется именно в том случае, когда есть необходимость передавать данные на большие расстояния, начиная от 50км и до тысяч километров. АО РК «Вектор» — федеральный оператор спутниковой связи, разрабатывающий и производящий мобильные комплексы спутниковой связи (МКСС) в Татарстане. Специалистами предприятия разработан бюджетный вариант мобильного комплекса спутниковой связи на базе автомобиля ГАЗ 2752 «Соболь». Качество МКСС подтверждается присвоением статуса дипломанта конкурса «100 лучших товаров России 2022года» в номинации «Продукция производственно-технического назначения».
Мобильный комплекс спутниковой связи позволяет:
- организовать мобильный пункт управления для обеспечения руководящего состава компании полнофункциональной связью во время нахождения в населенных пунктах с ограниченными возможностями фиксированной связи;
- оперативно организовать резервные каналы связи для филиалов и территориально удаленных подразделений компаний во время аварийного пропадания основного канала;
- организовать выездную работу сотрудников государственных органов для населенных пунктов, на территории которых не предусмотрено постоянного представительства государственного органа (УФНС, Пенсионный фонд, УФМС, Служба судебных приставов, ГИБДД и т.д.);
- обеспечить каналы связи при проведении выездных мероприятий (обучение, семинары, презентации, предвыборные кампании);
- организовать каналы связи при возникновении чрезвычайных ситуаций, и внештатных ситуаций на местах проведения восстановительных работ;
- проводить сеансы телемедицины для районных и сельских больниц;
- организовать мобильные корреспондентские пункты для передачи оперативной информации (подобные системы подходят для организации прямых линий или общения в прямом эфире).
Состав комплекса:
Мобильный спутниковый комплекс состоит как минимум из пяти основных частей.
- Первая — транспортное средство, выбор которого определяется характером будущей эксплуатации комплекса. Наиболее распространены здесь небольшие микроавтобусы, способные поднять несколько сотен килограммов технологического оборудования. В качестве такой платформы для серийных образцов нами был выбран автомобиль ГАЗ 2752 «Соболь».
- Вторая, основная часть решения — спутниковая антенна с автоматической системой наведения, оснащенная компасом и GPS/ГЛОНАСС-приемником, включающая контроллер и программное обеспечение — в разных комплектациях это может быть система SENTINEL или iNetVu.
- Третий компонент решения — приемопередающая аппаратура VSAT, состоящая из приемопередатчика и спутникового модема. В данном случае выбор для заказчика может быть широким — свои модели предлагают Gilat Satellite Networks, Hughes Network Systems, ViaSat, iDirect Technologies, Comtech.
- Как правило, в состав комплекса входят и дополнительные телекоммуникационные устройства (четвертая часть) — Ethernet-маршрутизатор, точка доступа Wi-Fi. Вместе с этим он может быть оснащен видеокамерами, стационарным или выносным оборудованием видеоконференц-связи, а также различными диагностическими и измерительными приборами, позволяющими проводить измерения и оперативно, в реальном времени, передавать их результаты в центр управления оператора связи или в офис той или иной компании.
- Пятая — автономная система электроснабжения (ИБП, бензиновый электрогенератор или инвертор), обеспечивающая бесперебойную работу всех технических средств комплекса.
Базовая комплектация
- Рабочее место
- Место размещения аппаратуры и оборудования
- Место размещения антенной системы
- Система электропитания
- Дополнительное оборудование и инструмент
- Система мониторинга ГЛОНАСС
Опции
- Серверы, шифраторы
- Видеокамеры
- Удалённое видеонаблюдение через спутник
- Различные диагностические и измерительные приборы
Спецификация
- Антенная система
- Передатчик
- Спутниковый модем
- Стойка антивибрационная
- Инвертор
- Коммутатор
- Ноутбук
- Телефонный аппарат
- Wi-Fi маршрутизатор
- Wi-Fi антенна
Рабочая документация
На каждый создаваемый нами МКСС мы разрабатываем комплект конструкторской документации с присвоением децимальных номеров СБАР.
Система электропитания
Автомобильный инвертор для работы в движении.
Система жизнеобеспечения
- Освещение: общее освещение салона, освещение заднего отсека
- Отопление: используется штатный отопитель салона автомобиля
Обеспечение мер безопасности
- Тонировка на окне и дверях салона
- Автосигнализация с центральным замком, включая задние двери
- Два порошковых огнетушителя
Устройство
Автомобиль по внутреннему пространству разделяется специальными перегородками на три отсека: кабину водителя, рабочий отсек (салон) и агрегатный отсек. В рабочем отсеке (салоне) смонтировано место оператора, места размещения аппаратуры и оборудования, система электропитания, система жизнеобеспечения и безопасности.
Сборка
Серийная сборка МКСС производится в Сборочном цехе, расположенном на территории АО РК «Вектор». Сборочный цех рассчитан на одновременную сборку 2-х МКСС, оборудован всеми необходимыми механизмами и укомплектован всеми необходимыми инструментами. Сборочный цех является круглосуточно охраняемым объектом.
Модификации МКСС
Мы делаем мобильные комплексы спутниковой связи на следующих платформах:
- Hughes Network Systems;
- iDirect;
- Gilat;
- «Истар»;
- «Стела-М»;
- и др.
В зависимости от требований Заказчика мы можем создать мобильный комплекс спутниковой связи на базе любого транспортного средства, например:
- на базе автомобиля ГАЗ 2752;
- на базе автомобиля Toyota Land Cruiser 200;
- на базе автомобиля Volkswagen transporter;
- на базе автомобиля КАМАЗ 4326;
- на базе автомобиля УАЗ «Патриот»;
- на базе автомобиля Fiat «Ducato»;
- на базе автомобиля «Соболь»;
- и др.
Мобильный комплекс спутниковой связи в СМИ
Как омский радиозавод им. попова пытался вытеснить «айфоны» и «гугл»
Четвертое по объему полученной выручки — Омское производственное объединение «Радиозавод имени А.С. Попова» (РЕЛЕРО), созданное в сталинские годы (1948 г.). В 2022 году выручка омского предприятия составила 7,6 млрд рублей. Оборот компании за год вырос почти на 20% (с 6,4 млрд рублей в 2022 году).
Сама компания — одно из немногих крупнейших предприятий отрасли, которое не входит в какой-либо крупный концерн, ныне принадлежит брату и сестре Ивану Полякову (23,6%) и Татьяне Ушаковой (23,7%). Тот же Поляков, впрочем, одновременно является главой ОАО «Межгосударственная корпорация развития» (владеет еще 8,5% омского радиозавода).
Местные СМИ полагают, что семья Поляковых — Ушаковых «раздает неоднозначные кредиты в сотни миллионов рублей», беря эти деньги из кассы радиозавода. Наблюдатели отмечают также высокую «кредиторскую задолженность в размере 4,7 млрд руб.» (по состоянию на первый квартал 2022 года).
Омский радиозавод получил известность в последние годы разработкой аналога популярного стандарта связи LTE — а именно HPIP (Hybrid Public Intellectual Product), технологии передачи данных третьего—четвертого поколения. В 2022 году группа азиатских инвесторов приобрела у завода права на продвижение стандарта в Китае, Малайзии, Индонезии, Индии и Гонконге за 30 миллионов долларов.
При этом, однако, в самой России отечественный аналог LTE «пока внедрять не планируется», так как «наша страна развивать и популяризировать HPIP самостоятельно не в состоянии». Стоимость развертывания отечественной системы связи — порядка 300 млн долларов.
Что любопытно, ее планировали внедрять в 2022 году (с тех пор ничего не слышно), а руководство радиозавода при этом упирало на то, что стандарты связи CDMA и GSM «принадлежат иностранным корпорациям», сам же Поляков соглашался с предложениями о запрете госчиновникам использовать «айфоны» и телефоны на базе «Андроид» от компании Google.
Криптографическая защита «на гусеничной базе» и преодоление «заглушек» противника на базе «эмальпосуды»
На девятом месте расположилось Пензенское производственное объединение «Электроприбор», которое было преобразовано из ФГУП в АО лишь в 2022 году. Согласно списку аффилированных лиц ПО, опубликованному в январе 2022 года, 46,7% компании принадлежит все тому же «Ростеху» (непосредственно).
Еще 53,3% компании владеет концерн «Автоматика» — холдинговая компания по разработке и производству средств информационной безопасности (также входит в «Ростех»), выручка которого в 2022 году составляла 11,8 млрд рублей. Сам «Электроприбор» в 2022 году «выручил» 3,6 млрд рублей, к 2022 году выручка выросла на 7% и составила 3,9 млрд рублей.
«Электроприбор» был основан в 1961 году. Сегодня является одним из ведущих предприятий РФ по изготовлению и поставке средств телекоммуникации и связи специального назначения, обеспечивающих криптографическую защиту конфиденциальной речевой, документальной, графической информации, которые применяются на стационарных и подвижных (на колесной и гусеничной базе, на вертолетах, самолетах, космических аппаратах, на надводных и подводных объектах морского базирования) пунктах управления различного назначения.
В частности, компания производит комплексы технических средств криптографической защиты, повышения достоверности, передачи/приема и распределения данных; аппаратуру криптографической защиты речевой, документальной и факсимильной информации; модемы и мультиплексоры для передачи информации по каналам тональной частоты и основному цифровому каналу.
Десятку гигантов сферы связи ВПК РФ замыкает Омское производственное объединение «Иртыш» — крупнейший производитель телевизионной и радиотехнической аппаратуры Урала и Дальнего Востока, — основанное в 1942 году (на базе, что интересно, эвакуированного завода «Эмальпосуда»).
В 1989 году в ПО вошли Омский телевизионный завод, Тарский завод «Кварц», Исилькульский завод «Экран» и Черлакское производство. В 2022 году ПО было преобразовано в ОАО, чтобы войти в структуру ОАО «Концерн «Орион». Сам «Орион» до 2008 года входил в чемезовский «Ростех» напрямую, а с 2022 года входит в него в составе ХК «Росэлектроника» (производит около 80% всей электронно-компонентной базы РФ — в силу роста гособоронзаказа в 2022 году выручка холдинга в 2022 году составила почти 60 млрд рублей).
Кроме того, «Иртыш» входит и в омский кластер систем специальной связи. Сам «Иртыш» также довольно неплохо увеличил свою выручку — на 41% (второй по величине показатель в топовой десятке): с 2,7 млрд рублей до 3,8 млрд рублей. В том же 2022 году компания стала известна новым поколением системы связи для ВМФ «Ураган-Н», в основе которой лежит технология программно-определяемой радиосистемы (SDR, Software Defined Radio) и которую можно запрограммировать «на любой вид связи, она может работать в скрытных и помехозащищенных каналах связи»:
Наименование | 2022 | 2022 | изменение |
Концерн «Созвездие», г. Воронеж | 21 910 638 | 22 503 318 | -3% |
Научно-исследовательский институт систем связи и управления, г. Москва | 13 100 783 | 8 297 269 | 58% |
Ярославский радиозавод, г. Ярославль | 7 899 062 | 6 283 179 | 26% |
Омское производственное объединение «Радиозавод имени А.С. Попова» (РЕЛЕРО), г. Омск | 7 596 860 | 6 404 845 | 19% |
Тамбовский завод «Октябрь», г. Тамбов | 5 979 924 | 5 126 800 | 17% |
Рязанский Радиозавод, г. Рязань | 5 039 890 | 3 934 038 | 28% |
Научно-производственное объединение Завод «Волна», г. Санкт-Петербург | 4 334 290 | 3 318 910 | 31% |
Электросигнал, г. Воронеж | 4 329 892 | 4 861 411 | -11% |
Пензенское производственное объединение «Электроприбор», г. Пенза | 3 907 271 | 3 648 707 | 7% |
Омское производственное объединение «Иртыш», г. Омск | 3 860 347 | 2 730 216 | 41% |
Научно-производственное предприятие «Радиосвязь», г. Красноярск | 3 520 906 | 3 143 666 | 12% |
Краснодарский приборный завод «Каскад», г. Краснодар | 3 086 296 | 5 865 351 | -47% |
Закрытое акционерное общество «МНИТИ», г. Москва | 2 830 679 | 2 342 609 | 21% |
Центральный научно-исследовательский институт экономики, информатики и систем управления, г. Москва | 2 739 005 | — | — |
Информационные телекоммуникационные технологии, г. Санкт-Петербург | 2 651 649 | 2 591 013 | 2% |
Научно-производственное предприятие «Полет», г. Нижний Новгород | 2 635 040 | 2 523 536 | 4% |
Сарапульский радиозавод, г. Сарапул, Удмуртская Республика | 2 113 873 | 2 177 745 | -3% |
Владимирский завод «Электроприбор», г. Владимир | 2 061 995 | 2 320 642 | -11% |
Концерн «Автоматика», г. Москва | 1 876 280 | 2 499 551 | -25% |
Омский научно-исследовательский институт приборостроения, г. Омск | 1 803 514 | 1 532 390 | 18% |
Научно-производственный комплекс «Северная заря», г. Санкт-Петербург | 1 779 114 | 1 464 383 | 21% |
Пензенский научно-исследовательский электротехнический институт, г. Пенза | 1 707 570 | 1 769 243 | -3% |
Калугаприбор, г. Калуга | 1 463 668 | 1 853 166 | -21% |
Российский институт мощного радиостроения, г. Санкт-Петербург | 1 422 267 | 1 145 978 | 24% |
Научно-производственный центр «Вигстар», г. Москва | 1 398 739 | 930 961 | 50% |
Тамбовский научно-исследовательский институт радиотехники «ЭФИР», г. Тамбов | 1 363 818 | 2 526 500 | -46% |
Горьковский завод аппаратуры связи им. А.С. Попова, г. Нижний Новгород | 1 156 795 | 841 006 | 38% |
Калужский научно-исследовательский институт телемеханических устройств, г. Калуга | 1 069 243 | 992 941 | 8% |
РИФ, г. Острогожск, Воронежская область | 1 008 574 | 645 724 | 56% |
Научно-исследовательский институт телевидения, г. Санкт-Петербург | 1 001 458 | 847 889 | 18% |
Корпорация — Новосибирский завод Электросигнал, г. Новосибирск | 927 821 | 807 363 | 15% |
Завод «Луч», г. Осташков, Тверская область | 897 389 | 861 204 | 4% |
Научно-исследовательский институт микроэлектронной аппаратуры «Прогресс», г. Москва | 882 783 | 718 537 | 23% |
Завод радиоаппаратуры, г. Екатеринбург | 875 618 | 906 325 | -3% |
Московский научно-исследовательский институт радиосвязи, г. Москва | 859 666 | 786 445 | 9% |
Завод «Электроприбор», г. Алатырь, Чувашская Республика | 774 225 | 764 639 | 1% |
Алмаз, г. Ростов-на-Дону | 754 402 | 393 736 | 92% |
Морион, г. Пермь | 678 979 | 668 677 | 2% |
Внешнеэкономическое объединение «Машприборинторг», г. Москва | 647 721 | 471 053 | 38% |
Конструкторское бюро «Селена», г. Краснодар | 593 118 | 621 208 | -5% |
Закрытое акционерное общество «Институт Сетевых Технологий», г. Санкт-Петербург | 575 699 | 810 654 | -29% |
Научно-производственное предприятие «Сигнал», г. Санкт-Петербург | 573 757 | 482 223 | 19% |
Системы управления, г. Москва | 572 487 | 461 560 | 24% |
Мытищинский научно-исследовательский институт радиоизмерительных приборов, г. Мытищи, Московская область | 559 279 | 434 323 | 29% |
Иркутский релейный завод, г. Иркутск | 529 400 | 508 667 | 4% |
Московский ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский радиотехнический институт, г. Москва | 452 987 | 488 210 | -7% |
Научно-исследовательский институт «Солитон», г. Уфа, Республика Башкортостан | 439 260 | 429 190 | 2% |
Научно-исследовательский институт автоматизированных систем и комплексов связи «Нептун», г. Санкт-Петербург | 432 730 | 472 430 | -8% |
Башкирское производственное объединение «Прогресс», г. Уфа, Республика Башкортостан | 364 518 | 413 405 | -12% |
Концерн «Системпром», г. Москва | 342 054 | 2 657 727 | -87% |
Воронежский научно-исследовательский институт «Вега», г. Воронеж | 330 300 | 517 385 | -36% |
Научно-технический центр высокоскоростных систем передачи «Супертел ДАЛС», г. Санкт-Петербург | 310 050 | 264 374 | 17% |
Владимирское конструкторское бюро радиосвязи, г. Владимир | 307 427 | 216 239 | 42% |
Псковский завод аппаратуры дальней связи, г. Псков | 297 588 | 214 692 | 39% |
Специальное конструкторско-технологическое бюро по релейной технике, г. Великий Новгород | 289 799 | 279 342 | 4% |
Омский приборостроительный ордена Трудового Красного Знамени завод им. Н.Г. Козицкого, г. Омск | 281 281 | 257 839 | 9% |
Научно-исследовательский институт «Рубин», г. Санкт-Петербург | 276 335 | 464 631 | -41% |
Головной проектный научно-исследовательский институт-5, г. Санкт-Петербург | 274 379 | 307 055 | -11% |
Мощная Аппаратура Радиовещания и Телевидения, г. Санкт-Петербург | 274 324 | 263 719 | 4% |
Октава, г. Тула | 264 124 | 195 085 | 35% |
Электросигнал, г. Дербент, Республика Дагестан | 248 081 | 100 789 | 146% |
БЭТО, г. Уфа, Республика Башкортостан | 223 438 | 236 389 | -5% |
Центральный научно-исследовательский технологический институт «Техномаш», г. Москва | 183 766 | 241 007 | -24% |
Уфимский завод микроэлектроники «Магнетрон», г. Уфа, Республика Башкортостан | 181 956 | 176 529 | 3% |
Научно-производственная компания «РИТМ», г. Краснодар | 148 916 | 176 291 | -16% |
Особое конструкторское бюро «Октава», г. Тула | 144 877 | 148 528 | -2% |
Всероссийский научно-исследовательский институт «Эталон», г. Москва | 141 184 | 383 432 | -63% |
Компания Импульс, г. Краснодар | 122 617 | 118 458 | 4% |
Институт экономики и комплексных проблем связи, г. Москва | 120 029 | 213 485 | -44% |
Научно-исследовательский институт специальных информационно-измерительных систем, г. Ростов-на-Дону | 102 242 | 63 141 | 62% |
Информакустика, г. Санкт-Петербург | 77 653 | 95 367 | -19% |
Специальное конструкторское бюро радиоизмерительной аппаратуры, г. Нижний Новгород | 73 753 | 73 011 | 1% |
Научно-исследовательский институт промышленного телевидения «Растр», г. Великий Новгород | 69 699 | 69 731 | 0% |
Научно-производственное предприятие «Волна», г. Москва | 48 414 | 63 920 | -24% |
Конструкторское бюро опытных работ, г. Москва | 41 909 | 111 243 | -62% |
Научно-исследовательский информационный вычислительный центр «Контакт», г. Мытищи, Московская область | 8 744 | 8 297 | 5% |
Научно-производственная фирма «РАТЕКС», г. Воронеж | 2 621 | 2 011 | 30% |
Воронежское конструкторское бюро антенно-фидерных устройств (открытое акционерное общество), г. Воронеж | гос тайна | ||
Научно-исследовательский институт специальных систем связи «Интеграл», г. Мытищи, Московская область | в стадии ликвидации | ||
Научно-исследовательское и опытно-конструкторское предприятие «Планета», г. Пушкин, г. Санкт-Петербург | в стадии ликвидации | ||
Томский завод измерительной аппаратуры, г. Томск | в стадии ликвидации | ||
Дербентский научно-исследовательский институт «Волна», г. Дербент, Республика Дагестан | — | 106 813 | |
Калужский завод телеграфной аппаратуры, г. Калуга | — | 2 029 074 | |
Калужский электромеханический завод, г. Калуга | — | 2 557 794 | |
Курский завод «Маяк», г. Курск | — | 380 591 | |
Научно-исследовательский институт «Масштаб», г. Санкт-Петербург | — | 286 669 | |
Научно-производственное предприятие «Дальняя связь», г. Санкт-Петербург | — | 36 440 | |
Научно-производственное предприятие «Связь», дерев. Ясная Поляна, Щекинский район, Тульская область | — | — | |
Научно-производственное предприятие «Старт», г. Великий Новгород | — | 588 066 | |
Нижегородское научно-производственное объединение имени М.В. Фрунзе, г. Нижний Новгород | — | 1 065 030 | |
Пермский телефонный завод «Телта», г. Пермь | — | 656 898 | |
Славгородский завод радиоаппаратуры, г. Славгород, Алтайский край | — | 4 330 | |
Тамбовский завод «Революционный труд», г. Тамбов | — | 2 273 721 | |
Томский научно-исследовательский институт «Проект», г. Томск | — | — | |
Федеральный научно-производственный центр «Нижегородский научно-исследовательский приборостроительный институт „Кварц“ имени А.П. Горшкова», г. Нижний Новгород | — | 436 034 | |
Закрытое акционерное общество «Завод им. Козицкого», г. Санкт-Петербург | — | — | |
Закрытое акционерное общество «Научно-производственная фирма „Микран“, г. Томск | — | — | |
Закрытое акционерное общество „Научно-производственная фирма “Сигма», г. Калуга | — | — | |
Закрытое акционерное общество «Сокол — АТС», г. Белгород | — | — |
Ооо “тенет”
ООО “ТЕНЕТ” оказывает услуги по разработке, внедрению, технической поддержке программных продуктов и аппаратных решений для бизнеса. Главное направление компании – создание собственных биллинговых систем “под ключ” для различных компаний и организаций: телекоммуникационных, ЖКХ и энергетических предприятий, банков и др.
Базовая станция lte | |
---|---|
Производитель/разработчик | ООО “ТЕНЕТ” |
Название решения | Базовая станция LTE RBS-100 |
Назначение решения | Базовая станция LTE RBS-100 (Radio Base Station, модификация 1.00) предназначена для оказания услуг сотовой связи в диапазоне 1800 МГц (LTE Band 3). Решение является монолитным и построено на основе технологии программно определяемого радио (SDR). Cтек протоколов LTE реализован на языке C 17 в соответствии со спецификацией 3GPP Rel.8. RBS-100 работает на процессорах общего назначения архитектуры x86-64 под управлением ОС Linux. В настоящий момент завершается разработка новой версии БС, которая уже будет распределенной, соответствовать 3GPP Rel.10 (LTE-Advanced), а также поддерживать наиболее актуальные функции из более поздних релизов до Rel.14 включительно |
Технические характеристики | |
Технология связи | LTE FDD MIMO 2×2 — 5/10/15/20 МГц |
Частотный диапазон | 1800 МГц (LTE Band 3) |
Фактически используемая полоса | 2×5/10/15/20 МГц |
Выходная мощность | 2×10 Вт |
Метод временной синхронизации | GPS (10 МГц OCXO) |
Максимальная потребляемая мощность | 200 Вт |
Параметры электропитания | 48 В / 220 В |
Температура эксплуатации | От -40 до 40 °С |
Температура хранения | От -45 до 55 °С |
Степень пылевлагозащищенности | IP65 |
Данные о статусе решения | В настоящий момент RBS-100 представляет собой образец, который прошел “полевые” испытания на коммерческой сети. По результатам тестирования вносятся изменения как в ПО, так и в конструкцию |
Данные об испытаниях, сроках запуска в производство, партнерах | В конце 2020 года совместно с ПАО “МТС” были проведены успешные “полевые” испытания на базе коммерческой сети. Также проводились лабораторные тесты совместно с ООО “НТЦ ПРОТЕЙ”. По результатам испытаний проводится модернизация решения для удовлетворения современным требованиям, предъявляемым сотовыми операторами. Сертификация продукта запланирована на конец 2021 года. |
Другая значимая информация | В перспективе данная разработка может позволить перейти на базовые станции, которые будут обладать программными и аппаратными решениями полностью произведенными на территории РФ. Это позволит улучшить безопасность мобильной связи, уменьшить траты мобильных операторов на установку и обслуживание базовых станций, что на данный момент является одним из самых объемных пунктов в расходах, а также наладить экспорт представленного телекоммуникационного решения в другие страны |
От iveco до ford transit
Группа передвижных базовых станций столичного филиала «Мегафона» была создана в 2022 году. Задача установки на колеса базовой станции изначально была нетривиальной — необходимого опыта в компании не было и приходилось идти практически «по целине».
Первой ласточкой стал комплекс на базе стандартного семитонного автомобиля Iveco, кунг которого оснастили приемо-передатчиками стандарта GSM, работающими в диапазонах 900/1800 МГц. Позднее, с началом массового строительства сетей третьего поколения, комплекс дополнили 3G-модулем и двумя мачтами – для сотовой и радиорелейной антенн.
Следующее поколение — мобильные комплексы, выполненные на базе на шасси КАМАЗ-43118 повышенной проходимости. Такой автомобиль может проехать по бездорожью в самые глухие и недоступные для обычного транспорта места.
Мобильная базовая станция на базе на шасси КАМАЗ-43118
При разработке новых комплексов мы учли все замечания и нюансы, выявленные во время эксплуатации первых ПБС. Аппаратная оснащена всем необходимым для всесезонной эксплуатации в автономном режиме: системами отопления и кондиционирования, оборудованием для приготовления пищи и спальными местами для персонала.
Радиооборудование состоит из приемо-передатчиков стандарта 2G/3G/4G , способных работать в диапазонах 900, 1800, 2100, 2600 МГц, что позволяет обеспечить как голосовую связь, так и высокоскоростной мобильный интернет.
Апгрейд аппаратуры передвижных БС происходит примерно раз в полгода. На текущий момент она поддерживает все диапазоны и технологии связи, разрешенные оператору, включая 4G/LTE.
«Начинка» мобильных комплексов
Третьим поколением мобильных базовых станций стали комплексы на базе микроавтобуса Ford Transit со стандартным цельнометаллическим фургоном. В отличие от камазовского варианта они не требуют специального кузова, и размещение оборудования в нем требует минимума доработок, не считая крепежа антенной мачты.
ПБС третьего поколения прячется внутри обычного микроавтобуса Ford Transit
От планирования до интегрирования
На первый взгляд может показаться, что запустить в эфир передвижную базовую станцию просто – пригнал машину в нужное место, поднял антенну и работай себе на здоровье. Но, конечно, на самом деле это не так.
Первым на предполагаемое место развертывания базовой станции выезжает инженер-планировщик, который определяет, какие радиочастоты можно задействовать в данном конкретном месте, чтобы не мешать впоследствии ни оборудованию иных ведомств или других сотовых операторов, ни своим базовым станциям, находящимся поблизости и работающим в тех же самых диапазонах.
Следующий этап — согласование требуемых частотных параметров, мощности передатчиков, высоты подъема антенны и места установки комплекса с регулирующими органами. Обычно на это уходит около месяца, но в экстренных ситуациях подобные вопросы могут решаться гораздо оперативнее.
На завершающем перед выездом этапе экипаж, исходя из полученных от инженера-планировщика данных, подбирает антенны и фидеры для разрешенных к работе диапазонов и проводит настройку всего оборудования мобильной базовой станции
Передвижной комплекс связи обычно разворачивают два-три универсальных специалиста в течение трех-шести часов.
Прибыв на место, место машина выравнивается и фиксируется на площадке с помощью специальных упоров, которые придают ей необходимую устойчивость.
Для придания дополнительной устойчивости комплекс фиксируют с помощью специальных упоров.
Затем оборудование подключается к электропитанию — от ближайшей сети или генератора, если ее нет. Одновременно с этим на мачту крепятся антенны сотовой связи GSM 900/1800, 3G 900/1800/2100 и LTE 1800/2600 – в зависимости от того, на какие диапазоны было получено разрешение от регулирующих органов.
Перед подъемом антенн необходимо подключить к ним фидерные линииВыдвинутую мачту необходимо зафиксировать несколькими рядами оттяжек
Для интегрирования мобильной базовой станции в инфраструктуру оператора требуется организовать служебную линию связи. Для этого используются защищенные медные кабели (протяженностью до 150 метров), оптоволоконные каналы, радиорелейные линии связи. А за счет специального спутникового оборудования ПБС интегрируется в единую инфраструктуру “Мегафона” в труднодоступных местах вдали от других транспортных каналов.
Наименее затратным и самым простым способом организации служебной линии является применение радиорелейных каналов, скорость передачи данных в которых может достигать 1 Гбит/с. Главное, чтобы в пределах прямой видимости находилась стационарная базовая станция, оснащенная радиорелейкой. На нее и направляется дополнительная параболическая антенна передвижного комплекса
Стойка с оборудованием внутри ПБС на базе Ford
Настроив антенны, мы переходим к настройке оборудования. Желтые метки на кабеле указывают на диапазон частот у коммутаторов
Правильно настроенная базовая станция способна обеспечить голосовой связью и мобильным интернетом, в зависимости от используемых диапазонов, от нескольких сотен до нескольких тысяч абонентов на расстоянии 5-25 километров.
Передвижная базовая станция в рабочем состоянии
От платформы до контейнера
Как показывает практика, большую часть времени передвижные комплексы проводят не в движении, а на стационарных площадках. При этом, например, заявку на установку такой станции в городе требуется подавать не менее, чем за месяц – поэтому зачастую уже заранее известно, где потребуется развернуть ПБС.
Поэтому линейка передвижных станций «Мегафона» пополнилась контейнерным вариантом, который можно оперативно установить на автомобильное шасси, перевезти в нужное место и снять с платформы с помощью кранового манипулятора. Так один автомобиль сможет развозить несколько базовых станций
Контейнер — такая же передвижная базовая станция с выдвижной 15-метровой мачтой, только без колес. Откидные лапы обеспечивают дополнительную устойчивость.
Парк передвижных базовых станций «Мегафона». В столичном регионе их пока 12.
Теперь вы знакомы со всеми типами наших передвижных станций.Их использование расписано на год вперед, с учетом различных событий и мероприятий. В “жаркие сезоны” в московском регионе случается до пяти выездов в неделю не считая случаев, где передвижные станции устанавливаются на достаточно длительный срок.
В стройные планы чаще всего неожиданно вклиниваются МЧСники, а иногда даже различные силовые структуры. И тут все понятно — у них работа не по расписанию. Но есть и коммерческие заказы, и ввиду возникновения заметного спроса мы в минувшем году даже ввели соответствующую коммерческую услугу. Так что многие компании вполне могут ей воспользоваться и хоть посреди тайги оказаться в “домашнем регионе”.
От электропитания до мачты
Зачастую мы разворачиваем передвижную базовую станцию вдали от каких-либо городских коммуникаций, включая сети электропитания. Поэтому каждый комплекс оснащен дизель-генератором, обеспечивающим автономным питанием все оборудование, включая механизм подъема антенной мачты.
Например, 20,5-тонный КАМАЗ несет на своем борту генератор мощностью 19 кВт. Его полностью залитого бака хватает на семь суток работы вдали от стационарных линий электропитания. Кроме того, в случае выработки топлива или остановки генератора, в течение семи часов питание может осуществляться от литий-ионных аккумуляторов.
Дополнительная «электростраховка» комплекса — заряда аккумулятора хватает на семь часов автономной работыСпециальный электронный блок позволяет следить за различными источниками электропитания и при необходимости переключаться с одного из них на другой
Все комплексы мобильной связи, имеющиеся сегодня в распоряжении «Мегафона», снабжены телескопическими выдвижными мачтами. Несмотря на большое количество подобных изделий, представленных на рынке, мачт, способных выдержать климатические условия средней полосы России, в ассортименте иностранных производителей нет.
В принципе существуют мачты с гидравлическим и пневматическим механизмом подъема. В первом случае для выдвижения антенны используется компрессор и бак с маслом. Суммарный вес данной конструкции вместе с мачтой составляет 6 тонн. Выдержать такой вес по силам только шасси на базе КАМАЗа.
Сложенная 15-метровая мачта внутри ПБС контейнерного типаДля крепления антенн во всех передвижных комплексах «Мегафона» используются телескопические раздвижные пневматические мачты, которые дешевле и экономичнее гидравлических и способны нести до 200 кг полезной нагрузки.
Принцип работы пневматического выдвижного механизма весьма прост. Специальный генератор нагнетает воздух вовнутрь колен, которые соединены друг с другом специальными манжетами с отверстием. Вначале выдвигается самое толстое колено, а потом, по мере раскрытия фиксирующих замков, и все остальные.
Для подъема 200 кг достаточно давления не более 1,7 атмосфер. При большем напоре воздуха срабатывает защитный клапан.
В комплексе на базе КАМАЗа используется 30-метровая мачта, состоящая из восьми колен. Такая высокая антенна позволяет обеспечить покрытие на большой территории. Это может быть удобно в местах с низкой плотностью установки базовых станций. Однако в условиях города, для того, чтобы не мешать работе близлежащих БС, можно обойтись и более короткими мачтами.
Передвижные базовые станции на базе Ford Transit оснащаются 12-метровыми мачтами, которые выдвигаются начиная с тонкого колена
В зимнее время трубы мачт требуют обработки специальным антифризом, впитывающим конденсат.
Правда, пневматические мачты не идеальны. Так, несмотря на применение манжет, воздух из системы потихоньку подтравливает. Поэтому мы присматриваемся к мачтам других конструкций. Например, сейчас прорабатывается вариант использования фермовых пролетов — правда, за счет массивности их можно будет использовать только на КАМАЗах.
Питерские «заглушки» для минобороны рф перешли под контроль «золотой молодежи»
Седьмое место занимает Научно-производственное объединение «Завод «Волна», расположенное в Питере. Завод входит в ОАО «Управляющая компания «Радиостандарт» (наряду с еще пятью компаниями), а сама УК принадлежит «ЭГО-Холдингу», одной из крупнейших компаний Северо-Западного региона России (в ее составе — более 30 компаний как оборонки, так и финансовые).
За год компания увеличила выручку на 31% — с 3,3 млрд до 4,3 млрд рублей. Свою историю питерская «Волна» ведет с 1933 года, когда стартовал «Государственный авторемонтный завод №3». После войны, в 1951 году, завод перешел в ведомство Министерства промышленности средств связи и начал производить аппаратно-студийные комплексы для телецентров страны и передвижные телевизионные станции (именно «Волна» оснащала московские «Шаболовку» и «Останкино»).
В середине 1980-х завод освоил выпуск средств радиоэлектронной борьбы для Минобороны СССР. В начале 2000-х на заводе был создан собственный научно-исследовательский центр. В 2002 году предприятие получило лицензии на право проведения ремонта всех видов техники связи и радиоэлектронной борьбы и приступило к восстановлению работоспособности техники для Минобороны РФ.
Среди любопытных разработок «Волны»: первая в мире мощная конфигурируемая твердотельная стационарная автоматическая радиопередающая система коротковолнового диапазона волн с адаптацией по выходной мощности от 5 до 20 кВт; для военных нужд были разработаны комплекс радиоэлектронного подавления средств диапазона КВ, станции помех коротковолнового диапазона и системы радиоразведки подавления средств диапазона КВ.
Ростех открыл новое производство мобильных комплексов связи и управления
Оборудование нового цеха Калужского электромеханического завода / Фото: городская управа Калуги
Холдинг «Автоматика» Госкорпорации Ростех ввел в эксплуатацию новый цех по производству машин управления и спецсвязи для силовых структур. Комплексы созданы на базе автомобилей высокой проходимости, оснащены цифровыми системами передачи данных, спутниковой связью и специальным оборудованием.
Новая производственная площадка расположена на территории Калужского электромеханического завода (КЭМЗ). Церемонию открытия посетили губернатор Калужской области Владислав Шапша и первый заместитель председателя Союза машиностроителей России Владимир Гутенев.
«Ростех уделяет большое внимание модернизации и созданию новых производств. Новый корпус площадью 1,8 тысячи кв. м оснащен передовым оборудованием, необходимым для выпуска средств связи и управления для спецзаказчиков. Это позволит увеличить объемы производства до 100 машин в год. Инвестиции в проект составили около 91 млн рублей. Проект реализован в рамках Федеральной целевой программы модернизации и технического перевооружения предприятий ОПК», – сказал генеральный директор Объединенной приборостроительной корпорации (работает под брендом «Росэлектроника») Сергей Сахненко.
Основные направления деятельности КЭМЗ – создание информационно-телекоммуникационных систем и комплексов связи специального назначения, производство средств связи с криптографической защитой информации, систем автоматизированного управления.
«Сейчас наша страна находится в достаточно сложной ситуации, но эта сложность нам дает большие возможности для ускоренного развития. На законодательном уровне мы реализуем проекты, которые направлены на увеличение финансирования, предоставление таких преференций, как субсидирование и льготное кредитование. Это поможет нам справиться с новыми вызовами», – отметил первый заместитель председателя Союза машиностроителей России, председатель Комитета Государственной Думы по промышленности и торговле Владимир Гутенев.
Концерн «Автоматика» специализируется на информационной безопасности, разработке и производстве технических средств и систем засекреченной связи, защищённых информационно-телекоммуникационных систем, а также систем автоматизированного управления специального назначения. В продуктовой линейке компании: устройства шифрования, решения информационной безопасности, системы защищенной видеоконференцсвязи, защищенные автоматические телефонные станции, системные решения «Безопасный город», «Умный город», «Интернет вещей», оборудование для автоматизации избирательных процессов, системные решения по обеспечению безопасности и мониторингу состояния объектов инфраструктуры, спутниковое оборудование и другая продукция.
Госкорпорация Ростех – крупнейшая промышленная компания России. В 2022 году отмечает 15 лет со дня основания. Объединяет более 800 научных и производственных организаций в 60 регионах страны. Ключевые направления деятельности – авиастроение, радиоэлектроника, медицинские технологии, инновационные материалы и др. В портфель корпорации входят такие известные бренды, как АВТОВАЗ, КАМАЗ, ОАК, «Вертолеты России», ОДК, Уралвагонзавод, «Росэлектроника», «Швабе», Концерн Калашников и др. Продукция корпорации поставляется более чем в 100 стран мира. Почти треть выручки компании обеспечивает экспорт высокотехнологичной продукции.
МОСКВА, Пресс-релиз Госкорпорации Ростех
Оригинал
От радиосвязи для олимпиады в москве — до слежки за заключенными
На восьмом месте — еще одна компания, входящая в концерн «Созвездие», — воронежский ОАО «Электросигнал», который берет начало тоже в сталинские тридцатые годы. Уже в 1932 году здесь был основан радиозавод (производивший детекторный приемник «П-8», громкоговорители, репродукторы).
В 1940—1950-е годы завод занялся разработкой и выпуском радиостанций для обеспечения подвижной оперативной связи: в медицинской службе скорой помощи, ГАИ и милиции, сельском хозяйстве, в службе пожарной охраны, на железнодорожном транспорте, в горнорудной промышленности.
Именно здесь было освоено производство базовой станции «Алтай ЦС-3М» с возможностью выхода в телефонную сеть общего пользования (прообраз сотовой связи) — разработанную, напомним, в воронежском же НИИ связи. Именно этот комплекс радиотелефонной связи был развернут во время Олимпийских игр.
Работая в тесной связке с концерном «Созвездие», базирующемся в Воронеже, сегодня на заводе производят новые виды командно-штабных баз для ЕСУ ТЗ (см. выше), многофункциональный комплекс связи «Аргон» в интересах силовых ведомств. Любопытно, что в перспективе ОАО «Электросигнал» планирует завершить разработку и начать выпуск устройств «системы электронного мониторинга и слежения за подконтрольными лицами для нужд ФСИН РФ и пенитенциарных служб стран СНГ».