Статья 4. Сферы деятельности субъектов естественных монополий КонсультантПлюс

Re: естественные монополии

Сообщение region 11 ноя 2022, 10:06

ФАС в свое время размещал на своем сайте разъяснения по услугам связи (разъяснения по 94-ФЗ, но с вступлением 44-ФЗ логика не изменилась): Разъяснение положений Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в части порядка размещения заказа на оказание услуг связи 04 февраля 2022 16:49

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях (далее – Закон о естественных монополиях) к сфере деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи.

При этом, Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 № 637 утвержден Перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Федеральная служба по тарифам, согласно которому предоставление междугородного и местного телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных относится к услугам общедоступной электросвязи, а значит, является видом деятельности, отнесенным к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Таким образом, заказчик вправе осуществлять размещение заказа на оказание услуг местной и междугородной связи у единственного поставщика в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов.

Вместе с тем, услуги сотовой и международной связи не относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, данное обстоятельство обязывает заказчика размещать заказы на данные виды услуг в соответствии с положениями Закона о размещении заказов, в частности, государственный или муниципальный заказ на оказание услуг, стоимость которых по каждому виду не превышает установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, заказчик вправе разместить у единственного поставщика в соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказа.

Читайте про операторов:  Какие сим карты для планшетов лучше подойдут

Также, в соответствии с частью 2 статьи 42 Закона о размещении заказов заказчик вправе размещать заказы путем запроса котировок, в случае если цена государственного или муниципального контракта не превышает пятьсот тысяч рублей, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 указанной статьи и главой 5 Закона о размещении заказов.

Однако, в случае, если цена государственного или муниципального контракта превышает пятьсот тысяч рублей, заказчик обязан размещать заказ исключительно путем проведения торгов в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.

• Заказчик вправе на основании пункта 1 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов заключить контракт без проведения торгов на услуги местной и междугородной связи, а также вправе заключить контракт на услуги сотовой связи согласно пункту 14 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов.

В экономике всегда полутона

«Газпром», РЖД, «Почта России», – несомненно, монополисты. Созданные ещё в СССР, во времена абсолютного отсутствия конкуренции и рыночной экономики.

Несомненно и то, что постоянные скандалы, связанные с беспрецедентным бесстыдством руководителей этих структур, назначающих себе астрономические премии, приобретающих миллиардной стоимости особняки etc – результат их монопольного статуса.

Но не менее несомненен тот факт, что по-другому в нашей стране эти отрасли экономики работать не смогут, а вместе с ними – и многие другие. Даже учитывая практически нулевую до последнего времени производительность, если так можно выразиться, таких монополистов, как та же «Почта России».

Эти естественные монополии – крупнейшие налогоплательщики и работодатели. Меценаты и сподвижники развития, например, народного спорта. Сколько ледовых дворцов, спортивных арен настроил Газпром? Сотни по стране. То-то.

Предприятия, составляющие эти сектора экономики страны – во многом её опора. Они – аккумуляторы огромных капиталов, что в свою очередь, позволяет таким предприятиям становиться инвесторами в инновационные проекты, которых иначе просто не было бы.

Государство справедливо требует стабильности и подотчётности в работе таких монополистов, но вынуждено содействовать им. Это необходимо для процесса пусть не повышения – хотя бы сохранения существующей конкурентоспособности нашей экономики.

Естественная и искусственная – в чём разница?

Сергей Пузыревский, критикуя год назад существовавший тогда ещё закон «О естественных монополиях» возможно, не желая того, представил новую установку своего ведомства: антагонизм определений естественности и неестественности к понятию «монополия» относится весьма условно:

«Действующее сейчас определение естественных монополий позволяет, на мой взгляд, достаточно безгранично расширять круг сфер, которые можно относить к естественным монополиям. В нем есть определение раскрытия информации, общее положение о контроле, о согласовании сделок – по сути, это всё.

Естественная монополия сейчас имеет два метода регулирования. Первый – это ценовое регулирование, когда она устанавливает цену, второй – метод определения круга потребителей, которые подлежат обеспечению в приоритетном порядке в определенных сферах.

Главный принцип, который декларируется в действующем законе, состоит в том, что запрещается сдерживать переход из естественного монопольного состояния в состояние конкуренции. Но на деле этот принцип не реализуется. Когда мы анализируем ситуацию на товарных рынках, то видим, что во многих сферах конкуренция развивается, однако закон всё равно называет субъекты, которых, к примеру, на рынке пять, субъектами естественных монополий. Возникает экономический нонсенс».

То есть по определению вроде как менее враждебная к потребителю «естественная» монополия в силу ряда причин, среди которых и законодательные недоработки, и обычная жадность руководителей таких структур всегда способна эволюционировать в искусственную.

Отсюда и успешная попытка ФАС минимизировать количество «естественных» монополий в России, в частности, выбив из-под них законодательную основу, лишив тем самым легитимности само их существование.

Кстати, естественных монополий, по определению отечественных экспертов, в России формально осталось не так много. Это:

  • Транспортировка нефтепродуктов, нефти и газа по магистральным трубопроводам
  • Перевозки по железным дорогам
  • Сетевая передача тепловой энергии и электричества
  • Услуги транспортных терминалов, аэропортов и портов (морских и речных)
  • Центральное водоснабжение, водоотведение и коммунальная инфраструктура
  • Почтовая связь. В нашей стране монополистом в сфере пересылки корреспонденции выступает ФГУП «Почта России»

Естественные монополии

Сообщение marusia 11 ноя 2022, 05:42

Есть лишь смысл подвести общий знаменатель.

Считается, что монополизация – это процесс завоевания рынка (или территории в самом широком смысле) с целью занятия на нём господствующего положения. Конечный результат – монополия – это исключительное право субъекта на владение чем-либо и осуществление и реализация своей деятельности в рамках этого права.

Стремление к монопольному владению, использованию ресурсов и средств производства, а также к монопольной реализации произведённого продукта – процесс, обусловленный эволюционно. И в человеческом сообществе. И среди других высоко-средне- и слабоорганизованных животных. И среди одноклеточных животных, и среди растений. И даже среди неклеточных форм жизни.

Вот он, монополист:

Это существо тоже стремится стать монополистом:

А разница между монополистом в живой природе и его синонимом в человеческом сообществе лишь в том, что в первом случае и стремление, и результат – естественны. Во втором – подчас искусственны.

Как возникают монополии

Если изучать этот вопрос досконально, нужно быть стоиком. Ибо сколько авторов исследований на тему возникновения и функционирования монополий – столько и мнений, нередко базирующихся на политических пристрастиях автора. Например, вот один из списков таких причин:

А вот ещё:

Таких списков причин можно представить множество, в каждом – результат труда специалистов, сжатый до нескольких предложений. И ни с одним из аргументов, представленных в таких списках, не поспоришь.

В одном из источников эксперты дали наиболее полное определение причин возникновения монополий, и объединили их в пять пунктов:

  • Сам закон о конкуренции на рынке… [ ] Именно конкуренция рождает монополию. В виду того, что главная цель предприятия на рынке – это получение прибыли, каждый собственник хочет получать её как можно больше. В результате предприятие начинает изыскивать возможности увеличения капитала и производственных мощностей. Так начинаются глобальные объединения компаний, тем самым увеличивается доля рынка, компания становится более могущественной и влиятельной, с таким возможностями предприятие может даже поглощать и других более мелких конкурентов, просто скупая их бизнес или «выдавливая» с рынка. Монополия на конкурентном рынке дает множество преимуществ: бесконтрольное регулирование цен, высокий и стабильный уровень продаж, сверхприбыль и т.д.
  • Закон о концентрации каптала и производства. В законодательстве нашей страны есть закон, в котором говорится о том, что каждый производитель должен тратить часть свои денежных средств на развитие бизнеса, в частности на расширение границ производства, что, так или иначе ведет к тому, что масштабы производства увеличиваются и совершенствуются. Это, в свою очередь, ведет к монополистическим процессам.
  • Новые образования глобального производства. Самостоятельные и правомерные слияния компаний образуют новые монополистические структуры. Законодательство России не запрещает добровольное слияние компаний, более того, создание акционерных обществ – это правомерная деятельность, которая поддерживается государством. Несколько компаний на рынке со схожим товаром объединяются и создают одно большое предприятие, такой процесс называют в экономике централизацией. Централизация совместно с концентрацией капитала и являются хорошим залогом монополии.
  • Процессы изменения частной собственности. Малые предприятия на рынке, безусловно, нужны и играют немаловажную роль в экономике страны. Но без формирования крупных предприятий не было бы серьезного прорыва в научной и технической сфере. Так, за последние несколько десятков лет были построены транспортные сообщения, инфраструктура многих городов, интернет, всё это благодаря развитию на рынке крупных корпораций, которые способны вкладывать деньги в научно – технический прогресс.
  • Влияние кризисной ситуации на рынок. Экономические кризисы в стране толкают предприятия на слияние. В кризисной обстановке мелким компаниям и даже средним достаточно сложно выживать, им либо приходится уйти с рынка, либо быть в одной команде с конкурентами и строить общую империю на совместный капитал. Кризисы толкают предприятия к возникновению монополистических структур».

Какие монополии нам нужны?

У Ильфа и Петрова есть фельетон «Нужна ли нам сатира». В этом фельетоне и есть ответ на вопрос, вынесенный в подзаголовок. Классики описывают бурные дискуссии, ломание копий и выдирание волос в процессе обсуждения этого животрепещущего вопроса на очередном съезде писателей.

Вот и всё, стоило время тратить и людей от своих дел отвлекать. Хорошие монополии нам нужны, а плохие монополии нам не нужны!

Если серьёзно, идеальным примером сосуществования общества, государства и монополий был бы стопроцентный баланс «хотелок» всех этих трёх субъектов. Так, конечно, не получится никогда – но важно стремление к такому балансу. Важно, с одной стороны, участие государства и общества в ограничении влияния на них монополий, – законодательными актами, возможностями общественного воздействия, регулированием финансовых возможностей монополий и их «рулевых».

А с другой стороны, способности тех же «Газпрома» и РЖД без лишней нервозности планировать свою работу и приводить эти планы в жизнь, основываясь на уверенности в долгосрочных и прозрачных перспективах своего существования.

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя

Нормативные акты: ростелеком естественная монополия

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Распоряжение Правительства РФ от 19.09.2022 N 1689-р
(ред. от 27.08.2022)
распространение новых механизмов общественного контроля на федеральном уровне на начальном этапе в таких субъектах естественных монополий, как открытое акционерное общество “Российские железные дороги”, федеральное государственное унитарное предприятие “Росморпорт”, федеральное государственное унитарное предприятие “Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации”, открытое акционерное общество “Газпром”, открытое акционерное общество “Холдинг межрегиональных распределительных сетевых компаний”, открытое акционерное общество “Акционерная компания по транспорту нефти “Транснефть”, федеральное государственное унитарное предприятие “Почта России”, открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи “Ростелеком”, а также в их дочерних и зависимых обществах. На региональном уровне предоставить межотраслевым советам потребителей право выбора объектов для общественного контроля из числа субъектов естественных монополий по следующим сферам деятельности:

Перейти на сайт института госзакупок

  • Темы без ответов
  • Активные темы
  • Поиск
  • Пользователи
  • Наша команда
  • Список форумовФорум по вопросам закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ
  • Поиск
  • Текущее время: 21 май 2020, 14:02
  • Часовой пояс: UTC 03:00

Российская борьба с монополиями: ленин улыбается

Скандалы со стомиллионными премиями и миллиардной стоимости квартирами (по разным оценкам) руководства «Почты России», обыски в офисах топ-менеджеров РЖД, да и уже упомянутое упразднение закона «О естественных монополиях» – всё это одна сторона отношения российского государства к монополиям и возмутительно обнаглевшим их руководителям.

Владимир Ильич в книге «Шаг вперёд, два шага назад» анализировал кризис в Российской социал-демократической рабочей партии. Тезисы Ленина, как видим, превосходно экстраполируются на ситуацию в отношении современной российской власти к монополиям. Другой вопрос: хорошо это или плохо для всех нас?

Вот на фоне падения доходов россиян повышаются цены на продукты первой необходимости. Да как повышаются! Чего там примеры приводить – все это знают. Выводы некоторых экспертов недвусмысленно намекают: инициаторы этого повышения цен осознанно подводят общество к социальному взрыву.

Другие эксперты отсылают к обычной безголовой жадности наших продовольственных негоциантов, и такая точка зрения тоже имеет право на существование. А олигарх в прошлом, а ныне обычный мультимиллиардер Олег Дерипаска видит в повышении цен естественный процесс стремления к равновесию между аппетитами государства в лице его банковской системы и стремлением выжить у производителей продовольствия:

«Странно, что всех удивляет рост цен на продовольствие. Было бы удивительно, если бы они не росли. Нужно посмотреть на то, что происходило последние 10−15 лет: под какой процент аграрный сектор получал возможность финансировать свои проекты…[] Ни предприниматели, ни фермеры чуда не смогут сделать, до тех пор, пока мы предоставляем сельскому хозяйству деньги под ростовщические проценты».

Между тем Олег Дерипаска – алюминиевый монополист, создатель стремящихся к господствующему положению на российском рынке строительных и агропромышленных групп. И выступает этот монополист против другого монополиста, государства в лице ЦБ РФ и всей отечественной банковской системы, также стремящегося к господствующему положению, только на рынке финансовом.

Впрочем, немыслимый рост цен на продукты питания – тема другого разговора, и касается разгула монополистического капитализма в нашей стране лишь боком. Здесь интересна тенденция: волчара-монополист Дерипаска критикует волчару-монополиста государство, укутавшись в овечью шкуру…

Ситуацию с подорожанием продуктов решено сбить волевым ограничением цен. Собственно, при всех существующих проблемах в ценообразовании монополист-государство идёт на создание ещё одной: их государственной зарегулированности. К чему это привело нас несколько десятков лет назад, многие помнят: к пустым прилавкам.

Однако ведь агропромышленный сектор в нашей стране сейчас тоже своего рода естественный монополист, если вспомнить об импортозамещении, а методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий отработаны давно и во всём мире они одинаковы. Вот эти методы:

Как видно, именно эти методы и приняты правительством с подачи президента для решения (будьте покойны, временного, по сути, тактического) ценового демарша продовольственных негоциантов. Что подтверждает присовокупление к официально существующим в России естественным монополиям агропромышленного сектора.

Рынок сотовой связи: конкуренция или монополия?

<BR>На форуме “ДП” разгорелась дискуссия о монополизме на рынке услуг сотовой связи. Сколько заплатил NW GSM за свою монополию? – сформулировал свой вопрос Александр.<BR>Как, наверное, известно части жителей Питера, у нас имеется оператор сотовой связи NW GSM, который является фактическим монополистом на этот вид услуг связи. И не надо говорить о том, что он не монополист, так как в Киеве четыре оператора GSM-стандарта (надеюсь, все знают, что Киев поменьше Питера) и там присутствует хоть какая-то конкуренция, а у нас тишь и гладь и “Северо-Западному” абсолютно все равно, что думают о них клиенты. <BR><B>Александр</B><BR><BR>На мой взгляд, монополизм и бандитизм – главные тормозы в развитии нашей экономики. Рынок мобильной связи – хороший пример. И “Дельта”, и NW GSM принадлежат одному владельцу, что, наверное, и является причиной высоких цен на их услуги – свою маржу они не опустят. Потенциальному конкуренту получить лицензию, скорее всего, практически невозможно – не дадут…<BR>Мобильная связь, наверное, не столь важная отрасль. Гораздо важнее отрасль топливная. Убит один деятель, убит другой, и весь контроль прибрала бандитская группа из некоего города средней полосы России. Так в Петербурге родилась новая монополия. Коррумпированная власть увольняет начальника милиции, готового бороться с бандитами, и криминальный паук продолжает расти. Бандиты и порождаемый ими монополизм – гадкий феномен России… ну а главный бандит России – хм… наверное, его имя мы можем скандировать хором.<BR>Вот так вот – от GSM до всероссийских проблем. <BR><B>Алекс-историк </B><BR><BR>NW GSM – себе не хозяин. И его монополия (будем корректны – монополия в области услуг мобильной связи стандарта GSM) – дело рук не самой компании, а ее хозяев – холдинга “Телекоминвест”. Они, видимо, и занимаются вопросами урегулирования отношений с потенциальными конкурентами (МСС, МТС и т.д.). И урегулирование это, скорее всего, заключается не в раздаче чемоданов с баксами, вернее, не только в этом.<BR>Михаил “kaufmann@mail.ru” <BR><BR>Проблема касается конкуренции и ценовой политики в условиях отсутствия конкуренции. В Москве и МТС и “БиЛайн” одновременно могут предоставить связь GSM…<BR>А у нас, наверное, еще долго NW GSM будет монополистом. “Телеком-21” обещал в ноябре выйти на рынок с предложением сотовой связи стандарта GSM (так говорят), но связь эта будет некачественной с минимальным охватом – денег-то нет особых. Хотя, наверное, в данном случае важен просто почин. <BR><B>Алексей </B><BR><BR>Абсолютно согласен с предыдущим оратором.<BR>Интересно, у такого издания, как “ДП”, хватит смелости написать статью о реальном положении дел, или они побоятся потерять столь жирного рекламодателя? <BR><B>Александр </B>

Статья 4. сферы деятельности субъектов естественных монополий консультантплюс

1. Настоящим Федеральным законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах:

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 16-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

транспортировка газа по трубопроводам;

абзац исключен. – Федеральный закон от 26.03.2003 N 39-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

железнодорожные перевозки;

услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;

(в ред. Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;

(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

услуги по передаче электрической энергии;

(абзац введен Федеральным законом от 26.03.2003 N 39-ФЗ)

услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

(абзац введен Федеральным законом от 26.03.2003 N 39-ФЗ)

услуги по передаче тепловой энергии;

(абзац введен Федеральным законом от 26.03.2003 N 39-ФЗ)

услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;

(абзац введен Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

захоронение радиоактивных отходов;

(абзац введен Федеральным законом от 11.07.2022 N 190-ФЗ)

водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры;

(абзац введен Федеральным законом от 06.12.2022 N 401-ФЗ)

ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути.

(абзац введен Федеральным законом от 28.07.2022 N 132-ФЗ)

2. В соответствии с реализуемой по решению Правительства Российской Федерации демонополизацией рынка железнодорожных перевозок осуществляется переход от регулирования деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок к регулированию деятельности субъектов естественных монополий в сфере предоставления услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.

(п. 2 введен Федеральным законом от 10.01.2003 N 16-ФЗ)

3. Не допускается сдерживание экономически оправданного перехода сфер естественных монополий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, из состояния естественной монополии, определяемого в соответствии с абзацем вторым части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, в состояние конкурентного рынка.

(п. 3 введен Федеральным законом от 10.01.2003 N 16-ФЗ)

Субъектов естественных монополий в области связи мгтс

Заменить наименование открытого акционерного общества «Газпром газораспределение Курган» под регистрационным номером 45.2.5 раздела II «Транспортировка газа по трубопроводам» реестра субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе на АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ КУРГАН».

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.1.1. Заменить наименование закрытого акционерного общества «Топливо-заправочная компания «Аэропорт ГСМ-сервис» под регистрационным номером 14/2/6 раздела 2 «Услуги аэропортов» реестра субъектов естественных монополий на транспорте на ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ТОПЛИВО-ЗАПРАВОЧНАЯ КОМПАНИЯ «АЭРОПОРТГСМСЕРВИС».

Какова роль вступивших в силу 29 марта поправок в закон в арбитраже и в каком направлении будет развиваться система третейского разбирательства дальше, читайте в интервью с вице-президентом ТПП РФ. Внесены изменения в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *