Учет расходов на взносы по ДМС и другим договорам добровольного страхования в учреждении

Договор дмс для сотрудников: бухгалтерский и налоговый учет

Согласно ст. 1 Закона РФ от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 1499-1) медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном. Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования. Добровольное медицинское страхование (ДМС) обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования.

Согласно ст. 17 Закона № 1499-1 ДМС осуществляется за счет прибыли (доходов) предприятий и личных средств граждан путем заключения соответствующего договора. Таким образом, бюджетные учреждения вправе оплачивать договоры по ДМС для своих сотрудников за счет средств, полученных от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
В статье рассмотрим особенности налогового и бюджетного учета оплаты договоров ДМС.

Договор страхования

Согласно ст. 4, 17 Закона № 1499-1 добровольное медицинское страхование должно осуществляться в форме договора, заключаемого между учреждением и страховой компанией.

Договор медицинского страхования – это соглашение между страхователем и страховой медицинской организацией, в соответствии с которым последняя обязуется организовывать и финансировать предоставление застрахованному контингенту медицинской помощи определенного объема и качества или иных услуг по программе добровольного медицинского страхования. Договор заключается в письменной форме (п. 1 ст. 940 ГК РФ) и должен содержать следующие существенные условия:
– наименование сторон;
– сроки действия договора;
– численность застрахованных;
– размер, сроки и порядок внесения страховых взносов;
– перечень медицинских услуг, соответствующих программам обя-зательного или добровольного медицинского страхования;
– права, обязанности, ответственность сторон и иные не противоречащие законодательству РФ условия.

Читайте про операторов:  Виды сим-карт: размеры nano-sim, micro-sim, как обрезать?

Договор медицинского страхования считается заключенным с момента уплаты первого страхового взноса, если его условиями не установлено иное.

При заключении договора между работодателем (страхователем) и страховщиком должно быть достигнуто соглашение (п. 2 ст. 942 ГК РФ):
1) о застрахованном лице;
2) о характере события, на случай наступления которого в жизни застрахованного лица осуществляется страхование (страховой случай);
3) о размере страховой суммы. Размеры страховых взносов (страховой премии) на добровольное медицинское страхование устанавливаются по соглашению сторон (п. 3 ст. 947 ГК РФ, ст. 17 Закона № 1499-1);
4) о сроке действия договора.
Типовая форма договора добровольного медицинского страхования установлена Советом Министров РФ. В настоящее время продолжает действовать форма, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 23.01.1992 № 41 «О мерах по выполнению Закона РСФСР «О медицинском страховании граждан в РСФСР». Из данной типовой формы следует, что к договору прикладывается список застрахованных лиц.

Страховая компания, с которой заключается договор ДМС, выбирается путем размещения заказа на оказание услуг, проводимого согласно Федеральному закону от 21.07.2005 № 94-ФЗ«О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Заметим, что, принимая во внимание пп. «в» п. 8 Постановления Правительства РФ № 1181 , бюджетное учреждение при заключении договора ДМС вправе совершить авансовый платеж по нему в размере, не превышающем 30% от стоимости договора. Условия уплаты остальной части страхового взноса прописываются в договоре отдельно. Как правило, в таком договоре указывается следующее. Заказчик – бюджетное учреждение уплачивает аванс в размере 30% от стоимости договора, а затем ежемесячно по истечения месяца совершает платежи, рассчитанные пропорционально сроку действия договора. Оплата производится на основании счета-фактуры, акта выполненных работ. Рассмотрим ситуацию на конкретном примере.

Читайте про операторов:  "ТМТ Консалтинг": российский рынок телекоммуникаций 2021 | Кабельщик

Бюджетное учреждение заключило контракт со страховой организацией на ДМС своих работников сроком на один год. Стоимость контракта – 150 000 руб. По условиям контракта бюджетное учреждение уплачивает авансовый платеж в размере 30%, после этого на каждого застрахованного работника организации выдается страховой полис. Остальную сумму страхового взноса бюджетное учреждение уплачивает равными платежами ежемесячно.

Исходя из условий примера авансовый платеж по контракту составит 45 000 руб. (150 000 руб. х 30%). Размер ежемесячного платежа – 12 500 руб. (150 000 руб. / 12 мес.). Таким образом, по истечении трех месяца обслуживания бюджетное учреждение платежи по договору не производит, так как они идут в счет зачета произведенного аванса. По истечении 4-го месяца учреждение уплачивает 7 500 руб. (45 000 руб. – 12 500 руб. х 3 мес.). До конца срока действия договора по ДМС учреждение производит ежемесячные платежи в сумме 12 500 руб.

В соответствии с нормами ст. 5 Закона № 1499-1 каждый гражданин, в отношении которого заключен договор медицинского страхования, в том числе добровольного, или который заключил такой договор самостоятельно, получает страховой медицинский полис. Он находится на руках у застрахованного лица и имеет силу на всей территории РФ, а также на территориях других государств, с которыми РФ заключила соглашения о медицинском страховании граждан.

Налог на прибыль

Согласно п. 16 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся взносы по договорам ДМС, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, а также расходы работодателей по договорам на оказание медицинских услуг, заключенным в пользу работников на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством РФ. Они включаются в состав расходов при расчете налоговой базы в размере, не превышающем 6% от суммы расходов на оплату труда.

По мнению Минфина, высказанному в Письме от 04.06.2008 № 03 03 06/2/65, указанный лимит в 6% следует рассчитывать от суммы расходов на оплату труда всех работников организации, а не только застрахованных. Аналогичный вывод был сделан в Письме УФНС по г. Москве от 28.02.2007 № 28-11/018463.2. Возникает вопрос, надо ли в этом случае исходить при определении размера затрат на оплату труда из фонда оплаты труда, сформированного за счет двух источников (бюджетного финансирования и средств, получаемых в рамках приносящей доход деятельности)?

Разъяснений финансовых органов по этому вопросу информационно-правовые базы не содержат. Что касается арбитражной практики, то здесь можно привести лишь Постановление ФАС ВСО от 22.03.2005 № А19-15675/04-5-Ф02-1004/05-С1. В нем судьи рассматривали спор, возникший между бюджетным учреждением и налоговой инспекцией относительно применения норм п. 16 ст. 255 НК РФ. По мнению налоговой инспекции, при исчислении размера расходов по договорам ДМС, включаемых в расходы на оплату труда, должен приниматься во внимание только фонд оплаты труда, начисленный по предпринимательской деятельности, а не общий фонд оплаты труда, формируемый в том числе путем бюджетного финансирования. Вместе с тем судьи пришли к выводу, что взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, включаются в состав расходов в размере, не превышающем 3% (сегодня эта норма составляет 6%) от суммы расходов на оплату труда. Довод налоговой инспекции о том, что в расходы включаются вышеуказанные взносы в размере, не превышающем 3% (сейчас – 6%) не от общего фонда оплаты труда, а за минусом средств целевого финансирования, по мнению судей, не основан на законе.

Мы же, в свою очередь, руководствуясь нормами ст. 255 НК РФ, считаем, что при определении затрат на оплату труда для применения нормы п. 16 ст. 255 НК РФ следует исходить только из фонда оплаты труда, сформированного за счет средств, получаемых от осуществления приносящей доход деятельности. Безусловно, принимая во внимание имеющийся по данному вопросу положительный пример арбитражной практики, бухгалтер вправе поступить иначе, при этом следует помнить: если налоговая инспекция посчитает ваши действия неправомерными, придется доказывать свою правоту в суде.

Относительно периода признания расходов по ДМС нужно сказать следующее. Согласно п. 6 ст. 272 НК РФ расходы по добровольному страхованию признаются в качестве расхода в том отчетном (налоговом) периоде, в котором в соответствии с условиями договора налогоплательщиком были перечислены (выданы из кассы) денежные средства на уплату страховых взносов.

Если по условиям договора страхования предусмотрена уплата страхового взноса разовым платежом, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы признаются равномерно в течение срока действия договора пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде.

Если по условиям договора страхования предусмотрена уплата страховой премии в рассрочку, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы по каждому платежу признаются равномерно в течение срока, соответствующего периоду уплаты взносов (году, полугодию, кварталу, месяцу), пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде.

По мнению Минфина, высказанному в Письме от 12.03.2009 № 03 03 06/2/37, в этом случае страховой взнос учитывается на конец каждого отчетного периода исходя из количества календарных дней в таком отчетном периоде и части страхового взноса, определяемой путем деления общего страхового взноса на количество календарных дней, в течение которых действует договор страхования.

Напомним, что налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год. Отчетными периодами признаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (ст. 285 НК РФ).

Учреждение заключило договор ДМС своих работников сроком на 1 год. Срок действия договора – с 02.02.2009 по 02.02.2022. Расходы на оплату труда работников, занятых на работах, связанных с осуществлением приносящей доход деятельности, составили:
– за 2009 г. – 650 000 руб. (из них за I квартал – 150 000 руб., за полугодие – 350 000 руб., за 9 месяцев – 500 000 руб.);
– за январь и 1, 2 февраля 2022 г. – 145 000 руб.
По условиям договора страховой взнос равен 45 000 руб. (перечислен 02.02.2009). Его уплата производилась частями – аванс в размере 30% (13 500 руб.) и последующие ежемесячные платежи в размере 3 750 руб. за полный месяц. Необходимо рассчитать суммы расходов, уменьшающих налог на прибыль.

В налоговом учете будут отражены в расходах следующие суммы страховых взносов:
– I квартал – 7 150,68 руб. (45 000 руб. х 58 дн. / 365 дн.);
– полугодие – 18 369,86 руб. (45 000 руб. х 149 дн. / 365 дн.);
– 9 месяцев – 29 712,33 руб. (45 000 руб. х 241 дн. / 365 дн.);
– 2009 год – 41 054,79 руб. (45 000 руб. х 333 дн. / 365 дн.);
– I квартал 2022 года – 4 068,49 руб. (45 000 руб. х 33 дн. / 365 дн.).

Определим норматив 6%, установленный п. 16 ст. 255 НК РФ для данного вида расходов:
– I квартал – 9 000 руб. (150 000 руб. х 6%);
– полугодие – 21 000 руб. (350 000 руб. х 6%);
– 9 месяцев – 30 000 руб. (500 000 руб. х 6%);
– 2009 год – 39 000 руб. (650 000 руб. х 6%);
– I квартал 2022 года – 8 700 руб. (145 000 руб. х 6%).

Таким образом, учреждение включит в расходы для целей исчисления налога на прибыль следующие суммы:
I квартал – 7 150,68 руб.;
полугодие – 18 369,86 руб.;
9 месяцев – 29 712,33 руб.;
2009 год – 39 000 руб.;
I квартал 2022 года – 4 068,49 руб.

Отдельные вопросы по налогу на прибыль, связанные с заключением договора ДМС

Изменения в списке застрахованных лиц. Если список застрахованных лиц меняется в связи с увольнением или приемом сотрудников, но срок договора остается прежним и длится не менее года, страховые взносы все равно уменьшают налогооблагаемую прибыль (письма Минфина РФ от 29.01.2022 № 03 03 06/2/11, от 18.01.2008 № 03 03 06/1/13, постановления ФАС УО от 15.12.2009 № Ф09-9912/09-С3, ФАС МО от 23.01.2008 № КА-А40/14448-07).

Если срок договора менее года, а список застрахованных изменился, то расходы в этом случае не признаются в целях налогообложения. К такому мнению пришло УФНС по г. Москве в Письме от 22.06.2007 № 20-12/059654. Оно рассуждало следующим образом.

В соответствии с п. 16 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования, заключенным в пользу работников со страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством РФ, на ведение соответствующих видов деятельности в РФ.

В случае добровольного страхования указанные суммы относятся к расходам на оплату труда, в частности, по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников.

Страхователями при добровольном медицинском страховании могут выступать предприятия, представляющие интересы граждан. В этом случае к договору добровольного медицинского страхования, помимо указания численности, должен быть приложен поименный список застрахованных лиц.

В дальнейшем список застрахованных лиц может измениться (при приеме новых сотрудников).

На основании п. 2 ст. 955 ГК РФ застрахованное лицо, названное в договоре личного страхования, может быть заменено страхователем другим лицом лишь с согласия самого застрахованного лица и страховщика. Для этого со страховой компанией заключается дополнительное соглашение к договору страхования, а сам договор продолжает действовать.

Одним из обязательных условий принятия для целей налогообложения сумм платежей (взносов) по договору добровольного медицинского страхования является его продолжительность не менее одного года.
Организация по вновь принятым работникам заключает дополнительное соглашение на добровольное медицинское страхование на срок менее года.

Таким образом, если количество застрахованных лиц увеличивается за счет вновь принятых сотрудников, а срок действия дополнительного страхового соглашения составляет менее одного года, то страховые взносы, перечисленные страховщику по договору добровольного медицинского страхования в рамках дополнительного соглашения на вновь принятых работников, не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.

Налоговая инспекция в своем решении основывалась на письмах Минфина РФ от 04.02.2005 № 03 03 04/1/51, от 13.03.2006 № 03 03 04/2/61.

Оплата санаторно-курортного лечения. ФНС в Письме от 19.04.2022 № ШС-37-3/147 рассмотрела вопрос о порядке учета для целей исчисления налога на прибыль расходов по договорам добровольного личного страхования работников, предусматривающим оплату страховщиком санаторно-курортного лечения застрахованных работников, и сообщила следующее.

В соответствии со ст. 23 Закона № 1499-1 под договором на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) понимается соглашение, по которому медицинское учреждение обязуется предоставлять застрахованному контингенту медицинскую помощь определенного объема и качества в конкретные сроки по программам медицинского страхования.

Договор должен содержать, в частности, виды лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг).

Таким образом, в случае если программой добровольного медицинского страхования предусмотрено санаторно-курортное лечение, платежи (взносы) по договорам добровольного личного страхования работников, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов и санаторно-курортного лечения застрахованных работников, могут учитываться для целей налогообложения прибыли организаций.

Платежи (взносы) по вышеуказанным договорам включаются в состав расходов в размере, не превышающем 6% от суммы расходов на оплату труда.

Но здесь же следует отметить: если договоры ДМС отсутствуют, то оплата путевок при определении налоговой базы не будет учитываться при исчислении налога на прибыль на основании п. 29 ст. 270 НК РФ.
Аналогичный вывод содержится в Письме Минфина РФ от 30.09.2009 № 03 03 06/3/5.

Услуги заграничных медучреждений. Финансовому ведомству был задан вопрос о порядке учета в расходах для целей налога на прибыль сумм возмещаемых в соответствии с договором добровольного медицинского страхования страховщиком расходов страхователя на оплату оказанной ему медицинским учреждением на территории иностранного государства помощи.

По мнению Минфина, высказанному в Письме от 26.01.2022 № 03 03 05/7, возможность признания в вышеуказанном случае возмещения страховщиком страхователю страховой выплатой и, следовательно, учета его в расходах для целей налогообложения прибыли организаций зависит от наличия заключенного между страховщиком и иностранным медицинским учреждением договора на оказание медицинских, оздоровительных и социальных услуг гражданам по добровольному медицинскому страхованию, поскольку согласно ст. 15 Закона № 1499-1 страховая медицинская организация обязана заключать договоры на оказание медицинских, оздоровительных и социальных услуг гражданам по добровольному медицинскому страхованию с любыми медицинскими или иными учреждениями.

Таким образом, расходы признать можно, главное – наличие договора, а не территориальное расположение учреждения.

Договор ДМС расторгнут раньше срока. Напомним, что согласно п. 16 ст. 255 НК РФ расходами в целях обложения налогом на прибыль признаются страховые взносы по договорам ДМС, заключенным на срок не менее года. Минфин рассмотрел ситуацию, когда договор ДМС был заключен сроком на один год, но по инициативе страховой компании в связи с ухудшением ее финансового состояния был расторгнут через шесть месяцев. Как в этом случае учесть ранее уплаченные взносы? В Письме от 05.08.2005 № 03 03 04/1/150 финансовое ведомство пришло к выводу, что в данном случае уже оплаченные расходы можно признать расходами пропорционально времени действия договора (шесть месяцев).

Возмещение застрахованному лицу затраченных средств. Минфин в Письме от 13.01.2009 № 03 03 06/1/2 рассмотрел такую ситуацию. При осуществлении ДМС страховщик осуществляет страховую выплату за застрахованное лицо в медицинское учреждение в соответствии с условиями договора с данным медучреждением. Страховщик не может заключать договоры со всеми медучреждениями, зарегистрированными на территории РФ. Вправе ли организация-страхователь при исчислении налога на прибыль учитывать в составе расходов в соответствии с абз. 5 п. 16 ст. 255 НК РФ суммы платежей по договорам ДМС, заключенным в пользу работников со страховыми организациями, с условием осуществления страховой выплаты страховщиком не только непосредственно в медицинское учреждение, но и путем возмещения застрахованному лицу средств, затраченных им на оплату медицинских услуг, предусмотренных программой страхования?

Чиновники по данному вопросу пришли к выводу, что при условии соответствия договоров добровольного личного страхования работников правилам добровольного медицинского страхования вышеуказанные расходы могут учитываться в расходах для целей налогообложения прибыли организаций как в случае оплаты страховщиком медицинских расходов медицинскому учреждению, оказывающему медицинские услуги застрахованным работникам организации-работодателя (организации-страхователя), так и непосредственно застрахованным работникам организации-работодателя (организации-страхователя) при представлении соответствующих первичных документов об оплате ими медицинских расходов, предусмотренных программой страхования.

Бюджетный учет

В соответствии с п. 199 Инструкции № 148н  в бюджетном учете проводки по начислению и уплате страховых взносов по договорам ДМС будут следующими:
– начислены расходы, связанные с уплатой страховых взносов:
Дебет счета 2 106 04 340 «Увеличение стоимости изготовления материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)»
Кредит счета 2 302 09 730 «Увеличение кредиторской задолженности по оплате прочих работ, услуг»

– отражена уплата страховых взносов:
Дебет счета 2 302 09 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по оплате прочих работ, услуг»
Кредит счета 2 201 01 610 «Выбытия денежных средств учреждения со счетов»

При совершении авансового платежа по договору корреспонденция счетов будет следующей:
– на сумму авансового платежа (п. 155 Инструкции № 148н):
Дебет счета 2 206 09 560 «Увеличение дебиторской задолженности по оплате прочих работ, услуг»
Кредит счета 2 302 09 730 «Увеличение кредиторской задолженности по оплате прочих работ, услуг»

– при зачете обязательств по оказанным услугам:
Дебет счета 2 302 09 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по оплате прочих работ, услуг»
Кредит счета 2 206 09 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по оплате прочих работ, услуг»

Налог на доходы физических лиц

Согласно п. 3 ст. 213 НК РФ страховые взносы, которые работодатель уплачивает по договору ДМС, заключенному в пользу работников, не включаются в налоговую базу работников по исчислению НДФЛ (исключение: оплата санаторно-курортных путевок). По мнению Минфина, изложенному в письмах от 04.12.2008 № 03 04 06 01/363, № 03 04 06 01/364, суммы страховых взносов по договорам ДМС, уплаченные из средств работодателей не только за своих работников, но и за членов их семей, не подлежат обложению НДФЛ.

Кроме того, п. 3 ст. 213 НК РФ не содержит указания о том, что освобождение от НДФЛ сумм страховых взносов по ДМС производится только в случае оказания медицинских или лечебных услуг учреждениями здравоохранения, находящимися на территории РФ. Таким образом, на порядок освобождения страховых взносов от НДФЛ не влияет и место оказания медицинской помощи – в России или за рубежом (Письмо Минфина РФ от 05.07.2007 № 03 03 06/3/10).

Страховые взносы

Страховые взносы не начисляются на суммы платежей (взносов), произведенных работодателем по договорам на оказание медицинских услуг сотрудникам, заключаемым на срок не менее года с медицинскими организациями, которые имеют лицензии на оказание медицинских услуг (пп. 5 п. 1 ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ )

Учреждение выплачивает сотруднику компенсацию за использование сотовой связи в служебных целях

Согласно Указаниям № 65н расходы на выплату компенсации за использование сотового телефона в служебных целях относятся на подстатью 212 «Прочие выплаты» ­КОСГУ. Учреждению необходимо сделать следующие бухгалтерские записи:

1) начислена компенсация за использование работником личного мобильного телефона в служебных целях:

– в бюджетном учреждении (п. 128 Инструкции № 174н):

Дебет счета 0 109 00 212 «Затраты на прочие выплаты в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»Кредит счета 0 302 12 730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим выплатам»

– в автономном учреждении (п. 132 Инструкции № 183н):

Дебет счета 0 109 00 212 «Затраты на прочие выплаты в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»Кредит счета 0 302 12 000 «Расходы по прочим выплатам»

– в казенном учреждении (п. 78, 120 Инструкции № 162н):

Дебет счета 1 401 20 212 «Расходы по прочим выплатам»Кредит счета 1 302 12 730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим выплатам»

2) выплачена работнику компенсация за использование личного сотового телефона:

а) выдана из кассы учреждения:

– в бюджетном учреждении (п. 85 Инструкции № 174н):

Дебет счета 0 302 12 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим операциям»Кредит счета 0 201 34 610 «Выбытие средств из кассы учреждения»

– в автономном учреждении (п. 157 Инструкции № 183н):

Дебет счета 0 302 12 000 «Расчеты по прочим выплатам»Кредит счета 0 201 34 000 «Касса»

– в казенном учреждении (п. 49 Инструкции № 162н):

Дебет счета 1 302 12 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим операциям»Кредит счета 1 201 34 610 «Выбытие средств из кассы учреждения»

б) перечислена с лицевого счета учреждения на банковскую карту работника:

– в бюджетном учреждении (п. 129 Инструкции № 174н):

Дебет счета 0 302 12 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим операциям»Кредит счета 0 201 11 610 «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства» (с использованием забалансового счета 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения»)

– в автономном учреждении(п. 157 Инструкции № 183н):

Дебет счета 0 302 12 000 «Расчеты по прочим выплатам»Кредит счета 0 201 11 000 «Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства» (с использованием забалансового счета 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения»)

– в казенном учреждении (п. 102 Инструкции № 162н):

Дебет счета 1 302 12 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим операциям»Кредит счета 1 304 05 212 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по прочим выплатам»

* * *

В заключение еще раз обратим ваше внимание на нюансы, связанные с использованием мобильной связи сотрудниками учреждения.

1. Учреждение само вправе заключить договор с оператором сотовой связи и установить список лиц, которым необходим такой вид связи, а также установить определенный лимит.

2. Учреждение может заключить дополнительное соглашение об использовании личных телефонов сотрудников. В этом случае оно обязано компенсировать расходы на мобильную связь и износ личных телефонов сотрудников согласно ст. 188 ТК РФ.

3. Выплачиваемая компенсация не подлежит обложению НДФЛ и страховыми взносами.

4. Ели расходы на мобильную связь произведены за счет средств субсидий или лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ они не включаются в базу по налогу на прибыль.

5. Если расходы на мобильную связь произведены в рамках приносящей доход деятельности, а также являются обоснованными и документально подтвержденными, они учитываются при расчете налога на прибыль в составе прочих расходов (пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ).

6. Бухгалтерский учет таких расходов зависит от выбранного варианта использования сотовой связи (прямой договор с поставщиком или выплата компенсации сотрудникам).

Учреждение заключило договор с поставщиком услуг связи

Согласно Указаниям № 65н расходы учреждения на оплату услуг связи относятся на код вида расходов 244 и подстатью 221 «Услуги связи» ­КОСГУ. В бухгалтерском учете расчеты с поставщиками услуг связи отражаются на счете 0 302 21 000 «Расчеты по услугам связи».

  • с Инструкцией № 183н – для автономных учреждений;

  • с Инструкцией № 174н – для бюджетных учреждений;

  • с Инструкцией № 162н – для казенных учреждений.

В бухгалтерском учете учреждению необходимо сделать следующие записи:

1) начислены расходы на оплату услуг связи:

Дебет счета 0 109 00 221 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг»Кредит счета 0 302 21 730 «Увеличение кредиторской задолженности по оплате услуг связи»

2) оплачены услуги связи:

Дебет счета 0 302 21 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по оплате услуг связи»Кредит счета 0 201 11 610 «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»

Если организация перечисляет поставщику услуг связи авансовые платежи, при осуществлении бухгалтерских записей необходимо воспользоваться счетом 0 206 21 000 «Расчеты по авансам по услугам связи».

В этом случае в бухгалтерском учете учреждению нужно сделать следующие проводки:

1) перечислен аванс за услуги сотовой связи:

Дебет счета 0 206 21 000 «Расчеты по авансам по услугам связи»Кредит счета 0 201 11 000 «Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства»

2) отражены расходы на услуги связи в соответствии с полученным актом оказания услуг:

Дебет счета 0 109 00 221 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг»Кредит счета 0 302 11 000 «Расчеты по заработной плате»

3) зачтен ранее перечисленный аванс за услуги связи:

Дебет счета 0 302 21 000 «Расчеты по услугам связи»Кредит счета 0 206 21 000 «Расчеты по авансам по услугам связи»

4) произведен окончательный расчет по услугам связи за месяц:

Дебет счета 0 302 21 000 «Расчеты по услугам связи»Кредит счета 0 201 11 000 «Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства»

На практике встречаются ситуации, когда по факту сотрудник превысил лимит расходов на сотовую связь, установленный в учреждении. В этом случае работник должен вернуть сверхлимитные расходы на сотовую связь. Однако следует помнить, что работодатель вправе произвести такое удержание только с письменного согласия работника (ст. 137 ТК РФ).

К сведению: по общему правилу размер всех удержаний из заработной платы не может превышать 20%, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, – 50% заработной платы, причитающейся работнику (ст. 138 ТК РФ).

1) отражен доход:

– в бюджетном учреждении (п. 93 Инструкции № 174н):

Дебет счета 2 205 31 560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных услуг»Кредит счета 2 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг»

– в автономном учреждении (п. 112 Инструкции № 183н):

Дебет счета 2 209 30 000 «Расчеты по компенсации затрат»Кредит счета 2 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг»

2) удержана сумма из заработной платы работника:

– в бюджетном учреждении (п. 129 Инструкции № 174н):

Дебет счета 0 302 11 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате»Кредит счета 0 304 03 730 «Увеличение кредиторской задолженности по удержаниям из выплат по оплате труда»

Дебет счета 2 304 03 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по удержаниям из выплат по оплате труда»Кредит счета 2 205 31 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»

– в автономном учреждении (п. 167 Инструкции № 183н):

Дебет счета 0 302 11 000 «Расчеты по заработной плате»Кредит счета 0 304 03 000 «Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда»

Дебет счета 0 304 03 000 «Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда»Кредит счета 0 201 11 000 «Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства»

В случае осуществления удержания из суммы оплаты труда, начисленной в рамках исполнения государственного задания, в бухгалтерском учете делаются записи:

а) в бюджетном учреждении (п. 146 Инструкции № 174н):

Дебет счета 4 304 06 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам с прочими кредиторами»Кредит счета 4 304 06 730 «Увеличение расчетов с прочими кредиторами»

Дебет счета 2 205 31 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»Кредит счета 2 304 06 730 «Увеличение расчетов с прочими кредиторами»

б) в автономном учреждении (п. 173 – 175 Инструкции № 183н):

Дебет счета 4 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами»Кредит счета 4 304 06 730 «Увеличение расчетов с прочими кредиторами»

Дебет счета 2 205 31 000 «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг»Кредит счета 2 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами»

в) в казенном учреждении (п. 78, 120 Инструкции № 162н):

– начислена сотрудникам плата за сверхлимитные услуги связи:

Дебет счета 1 205 31 560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»Кредит счета 1 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг»

– внесены сотрудником деньги в кассу учреждения:

Дебет счета 1 201 34 510 «Поступления средств учреждения в кассу»Кредит счета 1 205 31 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *