ЗАО “BKR-Интерком-Аудит”

В настоящее время особую актуальность приобретают средства мобильной связи.

– это совокупность систем и видов связи, обеспечивающих взаимодействие с подвижным абонентом и индивидуальную адресацию.

Сочетание подвижности с индивидуальной адресацией предлагают многие системы, поддерживающие различную степень мобильности, различный объем передаваемой информации и различный уровень предоставляемых услуг. При этом они постоянно и интенсивно развиваются, их список все время пополняется, функции одних систем переходят к другим, в данной сфере имеет место жесткая конкуренция между ними за потребителей.

С 1 января 2006 года введены в действие Правила оказания услуг подвижной связи, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 года №328 «Об утверждении правил оказания услуг подвижной связи» (далее Правила №328), которые регулируют отношения между абонентом, пользующимся услугами подвижной связи, и оператором связи при оказании услуг подвижной радиосвязи, и (или) услуг подвижной радиотелефонной связи, и (или) услуг подвижной спутниковой радиосвязи в сети связи общего пользования.

.

Порядок оказания услуг сотовой связи регулируются Законом №126-ФЗ, Правилами №328, а также заключенным между оператором связи и абонентом договором.

В соответствии с пунктом 4 Правил №328 оператор связи обязан обеспечивать соблюдение тайны телефонных переговоров и сообщений, передаваемых по сетям подвижной связи.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, допускается ограничение права на тайну телефонных переговоров и сообщений, передаваемых по сетям подвижной связи.

Оператор связи, имеющий сведения об абоненте подвижной связи, не имеет право использовать такие сведения для оказания справочных и иных информационных услуг или передавать третьим лицам без письменного согласия этого абонента, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами Российской Федерации (пункт 4 Правил №328).

Согласно пункту 6 Правил №328 оператор связи для пользования услугами подвижной связи к сети подвижной связи обязан подключить только такую абонентскую станцию (абонентское устройство), которая соответствует установленным требованиям.

Правила применения абонентских станций (абонентских радиостанций) сетей подвижной радиотелефонной связи стандарта GSM-900/1800 утверждены Приказом Мининформсвязи Российской Федерации от 20 сентября 2005 года №114 «Об утверждении правил применения абонентских станций (абонентских радиостанций) сетей подвижной радиотелефонной связи стандарта GSM-900/1800».

Оператор связи обязан обеспечить абоненту возможность пользования услугами подвижной связи 24 часа в сутки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Пунктом 11 Правил №328 установлено, что оператор связи оказывает платные и бесплатные информационно-справочные услуги.

К бесплатным и круглосуточным относятся следующие информационно-справочные услуги (пункт 12 Правил №328):

«а) выдает информацию о тарифах на услуги, о зоне обслуживания сети подвижной связи;

б) выдает информацию абоненту о состоянии его лицевого счета и о задолженности по оплате услуг подвижной связи;

в) осуществляет прием информации от абонента о технических неисправностях, препятствующих пользованию услугами подвижной связи.

Перечень бесплатных информационно-справочных услуг не может быть сокращен».

Оператор связи вправе самостоятельно определять перечень оказываемых платных информационно-справочных услуг.

Услуги подвижной связи оказываются на основании заключенных возмездных договоров (пункт 14 Правил №328).

При осуществлении расчетов за оказанные услуги подвижной связи, тарифы, в том числе тариф, используемый для оплаты неполной единицы тарификации, устанавливаются оператором связи самостоятельно, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (пункт 32 Правил №328).

Согласно пункту 34 Правил №328 при формировании тарифных планов могут применяться следующие виды тарификации:

– абонентская, при которой размер платежа абонента за определенный (расчетный) период является величиной постоянной, не зависящей от объема фактически полученных услуг подвижной связи;

– повременная, при которой размер платежа абонента зависит от суммарной продолжительности инициированных абонентом соединений, предоставленных в течение расчетного периода;

– за каждую оказанную услугу подвижной связи, при которой размер платежа определяется фактически оказанными услугами подвижной связи».

При формировании тарифных планов возможно сочетание нескольких видов тарификации.

Оплата услуг подвижной связи осуществляется наличными и безналичными расчетами посредством авансового платежа либо посредством отложенного платежа.

В соответствии с пунктом 45 Правил №328 абонент вправе обратиться к оператору связи за возвратом денежных средств, внесенных им в качестве аванса. Оператор, оказывающий услуги подвижной связи, обязан вернуть абоненту неиспользованный остаток денежных средств.

Абонент имеет право в любое время в одностороннем порядке расторгнуть договор при условии оплаты оказанных услуг подвижной связи. Порядок и условия одностороннего отказа от исполнения договора устанавливаются договором об оказании услуг подвижной связи (пункт 46 Правил №328).

Если абонент нарушает требования, связанные с оказанием услуг подвижной связи, установленные Законом №126-ФЗ, Правилами №328 и заключенным договором, то оператор связи имеет право приостановить оказание услуг подвижной связи до устранения нарушения (пункт 47 Правил №328).

Замена выделенного абоненту абонентского номера может быть произведена бесплатно оператором связи в случае, если продолжение оказания услуг подвижной связи с использованием указанного номера невозможно. При этом оператор связи письменно извещает абонента и сообщает ему его новый абонентский номер не менее чем за 60 дней до даты замены (если необходимость замены не была вызвана непредвиденными или чрезвычайными обстоятельствами).

При массовой замене абонентских номеров абоненты оповещаются через СМИ и с использованием средств связи оператора связи (автоинформатора).

Если замена абонентского номера осуществляется по письменному заявлению абонента, то оператор связи обязан за отдельную плату заменить выделенный абоненту абонентский номер (пункт 48 Правил №328).

Как правило, действующие на территории Российской Федерации компании по распространению услуг сотовой связи, выступают посредниками и действуют от имени и по поручению собственников каналов связи.

В соответствии с пунктом 24 Правил №328 оператор связи имеет право поручить третьему лицу заключить договор от имени и за счет оператора связи, а также осуществлять расчеты с абонентом от имени оператора связи.

По договору, заключенному третьим лицом от имени и за счет оператора связи, права и обязанности возникают непосредственно у оператора связи.

С юридической точки зрения они действуют на основании агентского договора (статья 1005 ГК РФ).

Сторонами по агентскому договору выступают агент (исполнитель) и принципал (заказчик).

Принципал уплачивает агенту вознаграждение в размере и в порядке, определенном в агентском договоре, даже если положение об оплате было упущено в договоре (статьей 1006 ГК РФ).

Агентский договор может ограничивать права принципала и агента, что регламентируется статьей 1007 ГК РФ.

В связи с изменениями, внесенными Законом №119-ФЗ в НК РФ, у операторов связи, работающих по агентским договорам, возникает много вопросов о порядке исчисления и уплаты НДС. Рассмотрим пример из консультационной практики ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ».

Пример 1. Из консультационной практики ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ».

Вопрос.

ОАО «А» работающее под торговым знаком «С», оказывает услуги сотовой радиотелефонной связи в Москве и Московской области на основании соответствующих лицензий. Неотъемлемой частью деятельности ОАО «А», как сотового оператора, является реализация конечным пользователям соответствующего абонентского телефонного оборудования, без которого оказание услуг связи невозможно, в том числе через дилерскую сеть. При этом официальные дилеры ОАО «А» (агенты, поверенные, комиссионеры – в зависимости от формы договора) имеют право как приобретать конечное оборудование для реализации его покупателям непосредственно у сторонних поставщиков, так и получать его для этих целей у ОАО «А». В последнем случае оборудование является собственностью ОАО «А» до даты его реализации конечному пользователю и находится у дилера (агента, комиссионера, поверенного) на ответственном хранении. Данные о количестве и номенклатуре реализованного в течение отчетного периода оборудования, принадлежащего ОАО «А» на праве собственности, дилеры (агенты, поверенные, комиссионеры) регулярно представляют в ОАО «А» в соответствии с требованиями ГК РФ и соответствующих договоров.

До 2006 года ОАО «А» применяло для целей исчисления НДС учетную политику «по оплате». Соответственно, НДС в подобных случаях начислялся к уплате в бюджет по мере поступления денежных средств в кассы (на расчетные счета) дилеров (агентов, комиссионеров, поверенных) или на расчетный счет ОАО «А» в зависимости от условий договоров.

С 1 января 2006 года глава 21 НК РФ претерпела серьезные изменения, большая часть которых внесена Законом №119-ФЗ. При этом, несмотря на то, что в соответствии со статьей 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС остается «реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ», что в соответствии со статьей 39 НК РФ означает переход права собственности на товары (работы, услуги), моментом определения налоговой базы в соответствии с новой редакцией подпункта 1 пункта 1 статьи 167 НК РФ признается «день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг)».

1. Нас интересует порядок начисления к уплате в бюджет НДС при передаче товаров на реализацию агентам (дилерам, комиссионерам) с 2006 года, а именно, НДС следует начислять при отгрузке товаров на склад к агентам (то есть перемещение на счет 45 «Товары отгруженные») или же на основании отчетов агентов о передаче товаров конечным покупателям (то есть проводка Дебет 90 «Продажи» Кредит 45 «Товары отгруженные») вне зависимости от факта оплаты.

Ответ.

В соответствии с пунктом 16 статьи 1 Закона №119-ФЗ с 1 января 2006 года моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат:

1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

В случае, если моментом определения налоговой базы является день оплаты, частичной оплаты предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) или день передачи имущественных прав, то на день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) или на день передачи имущественных прав в счет поступившей ранее оплаты, частичной оплаты также возникает момент определения налоговой базы.

Пунктом 3 статьи 168 НК РФ установлено, что при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти дней считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг) или со дня передачи имущественных прав.

Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу (статья 39 НК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 996 ГК РФ вещи, поступившие к комиссионеру от комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью последнего. Следовательно, передача конечного оборудования комиссионеру для последующей реализации покупателю, не влечет передачу права собственности от комитента (Ваша организация) комиссионеру.

На основании изложенного, можно сделать вывод, что определяющим в положении пункта 3 статьи 168 НК РФ является то, что счет-фактура выставляется при реализации товаров. Реализация товаров происходит на основании заключенного между комиссионером и покупателем договора купли-продажи конечного абонентского оборудования, поскольку в силу пункта 1 статьи 454 НК РФ комиссионер обязан передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю).

Если день оплаты не предшествует дню отгрузки (передачи) конечного абонентского оборудования покупателю, то, учитывая суждения, основанные на вышеприведенных нормах законодательства, можно утверждать, что моментом определения налоговой базы по НДС для Вас будет являться день отгрузки оборудования комиссионером покупателю.

Принимая во внимание приведенные Вами в запросе проводки, можно утверждать, что если условиями договора купли-продажи, заключенного между комиссионером и покупателем моментом перехода права собственности на оборудование является вручение оборудования покупателю, то в учете Вашей организации момент определения налоговой базы по НДС будет совпадать с бухгалтерской проводкой Дебет счет 90-2 «Себестоимость продаж» Кредит счета 45 «Товары отгруженные».

Для своевременного определения налоговой базы по НДС рекомендуем Вам условиями договора, заключенного Вами с комиссионером, предусмотреть своевременное предоставление сведений о дате отгрузки конечного абонентского оборудования покупателям.

Изложенная позиция применима, также, и к агентским договорам.

Выводы, сделанные нами, основаны, также, на разъяснениях налоговых органов, приведенных в Письмах МНС Российской Федерации от 17 сентября 2004 года №03-1-08/2029/16@ «О порядке оформления счетов-фактур», от 21 мая 2001 года №ВГ-6-03/404 «О применении счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость», Письме УМНС Российской Федерации от 2 декабря 2004 года №24-11/77981.

Однако обращаем Ваше внимание, что указанные Письма разъясняют порядок применения законодательства, действующего до вступления в силу изменений, предусмотренных Законом №119-ФЗ. Что касается изменений, вступающих в силу с 1 января 2006 года, то комментарии о порядке их применения на данный момент отсутствуют.

Для сведения сообщаем, что ряд специалистов в своих комментариях придерживаются точки зрения отличной от той, которая изложена нами. При этом они основывают свои суждения на том, что в пункте 3 статьи 168 НК РФ основными считают слова «со дня отгрузки», из чего делается вывод, что счет-фактура должен быть выставлен не позднее пяти дней, считая со дня отгрузки товара комиссионеру.

Окончание примера.

.

Если организация приобрела для своего сотрудника сотовый телефон или у сотрудника имеется собственный сотовый телефон, который используется им в производственных целях, то организация выплачивает данному работнику компенсацию и возмещает расходы по оплате услуг связи.

По вопросу налогообложения компенсационных выплат НДФЛ, а также единого социального налога (далее ЕСН), Минфин Российской Федерации в Письме от 2 ноября 2004 года №03-05-01-04/72 сообщает следующее:

«Налогообложение налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом производится в соответствии с главами 23 и 24 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс).

Пунктом 3 статьи 217 Кодекса и абзацем 9 подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Кодекса определено, что не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.

Согласно статье 188 Трудового кодекса Российской Федерации при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику.

С учетом изложенного денежная компенсация за использование мобильного телефона, принадлежащего работнику, не облагается налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом в пределах норм амортизационных отчислений.

В соответствии с указанной статьей Трудового кодекса Российской Федерации при использовании работником личного имущества в целях выполнения трудовых обязанностей работодателем также возмещаются расходы, связанные с использованием данного имущества.

Размер возмещения расходов, связанных с использованием такого имущества, не облагаемый налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом, определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме. Размер возмещения расходов должен соответствовать экономически обоснованным затратам, связанным с фактическим использованием имущества для целей трудовой деятельности.

При этом в организации должны храниться документы (или их заверенные в установленном порядке копии), подтверждающие право собственности работника на используемое имущество, а также документы, подтверждающие расходы, понесенные им при использовании имущества для выполнения трудовых обязанностей».

Однако в Постановлении ФАС Поволжского округа от 18 января 2005 года по делу №А49-6290/04-540А/2 высказана иная точка зрения: судом обоснованно не учтена ссылка налогового органа на то, что действующим законодательством не установлены нормы компенсаций за использование сотовых телефонов, находящихся в собственности физических лиц, так как по смыслу положений ТК РФ допускается установление размера подобных компенсаций по соглашению сторон трудового договора. Следовательно, доначисление налоговым органом НДФЛ нельзя признать обоснованным.

Таким образом, расходы, произведенные физическим лицом по оплате телефонных переговоров с использованием сотовой (мобильной) связи, освобождаются от налогообложения НДФЛ и ЕСН.

Руководитель организации своим приказом устанавливает лимит переговоров по средствам мобильной связи для каждой категории своих сотрудников, а стоимость сверхлимитного времени оплачивается за счет самих сотрудников. Рассмотрим пример.

Пример 2.

Расходы на телефонные переговоры по служебным мобильным телефонам в организации на основании счета оператора связи составили 6 500 рублей (в том числе НДС 18% – 991,50 рубля).

Приказом руководителя организации установлен лимит расходов на мобильные переговоры 6 000 рублей (в том числе НДС 18% – 915 рублей).

Следовательно, стоимость личных переговоров непроизводственного характера сотрудников организации составляет 500 рублей (6 500 рублей – 6 000 рублей), эта сумма удерживается из зарплаты сотрудников.

В бухгалтерском учете организации данные хозяйственные операции отражены следующим образом:

Корреспонденция счетов

Сумма, рублей

Содержание операции

Дебет

Кредит

26

60

5 085

Включена в расходы стоимость услуг связи согласно установленному лимиту (6 000 рублей – 915 рублей)

19

60

915

Отражен НДС

68

19

915

Принят к вычету НДС по услугам связи

60

51

6 500

Оплачены переговоры по мобильным телефонам

73

60

500

Отражена задолженность сотрудников за личные переговоры со служебных сотовых телефонов

70

73

500

Удержана из заработной платы работников стоимость личных переговоров

Окончание примера.

Таким образом, организация сама контролирует сумму расходов по сотовой связи.

Согласно Постановлению ФАС Волго-Вятского округа от 15 апреля 2002 года по делу №А29-8872/01А, чтобы подтвердить использование работниками организации мобильных телефонов в производственных целях, необходимы:

– приказ руководителя по организации;

– должностные инструкции сотрудников, которые используют сотовые телефоны (где обязательно необходимо обосновать необходимость переговоров по мобильной связи).

А в Письме Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Москве от 30 апреля 2003 года №26-12/23477 сказано, что такими документами могут служить:

– договоры с организацией – поставщиком услуг;

– счета на оплату услуг связи, выставленные поставщиком указанных услуг организации-потребителю с расшифровкой выполненных услуг и тарифами за оказанные услуги.

Пример 3.

Индивидуальный предприниматель приобрел сотовый телефон, который используется в производственной деятельности. Предприниматель применяет упрощенную систему налогообложения (объект налогообложения доходы минус расходы).

Какие документы необходимы для подтверждения производственного характера расходов на оплату услуг сотовой связи?

Письмо Минфина Российской Федерации от 2 февраля 2005 года №03-03-02-05/7 разъясняет:

«Согласно подпункту 18 пункта 1 статьи 346.16 Кодекса при определении налоговой базы по единому налогу учитываются расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи.

Указанные расходы могут быть подтверждены договорами с организациями – поставщиками услуг связи, счетами на оплату услуг связи, выставленными поставщиками данных услуг потребителю с расшифровкой выполненных услуг и тарифами за оказанные услуги. В том случае, если мобильным телефоном пользуется насколько сотрудников, предпринимателем должен быть издан приказ о списке сотрудников, которым необходим мобильный телефон (эта необходимость также подтверждается в должностных инструкциях данных работников).

Кроме того, документом, подтверждающим телефонные разговоры, является отчет работника, осуществляющего такие разговоры, утвержденный предпринимателем.

Окончание примера.

Пример 4. Из консультационной практики ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ».

Вопрос.

Организация на основании приказа руководителя и предоставленных работником счетов от сотовых операторов компенсирует сотруднику стоимость услуг мобильной связи, SIM карта и мобильный телефон принадлежат сотруднику.

Какие налоговые последствия имеет данная операция?

Может ли организация учитывать данные расходы в целях налогообложения прибыли?

Возникает ли объект налогообложения по ЕСН и НДФЛ?

Ответ.

Описанная Вами ситуация отражена в Письмах Минфина Российской Федерации №03-05-01-04/72 от 2 ноября 2004 года и №03-05-01-04/9 от 3 сентября 2004 года. Эти Письма имеют статус официальной переписки. Минфину Российской Федерации, передана разъясняющая функция по налогам и сборам в соответствии со статьей 34.2 НК РФ :

«Статья 34.2. Полномочия финансовых органов в области налогов и сборов

Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, а также порядок их заполнения».

Таким образом, по мнению Минфина Российской Федерации:

«Согласно статье 188 Трудового кодекса Российской Федерации при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику.

С учетом изложенного денежная компенсация за использование мобильного телефона, принадлежащего работнику, не облагается налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом в пределах норм амортизационных отчислений.

В соответствии с указанной статьей Трудового кодекса Российской Федерации при использовании работником личного имущества в целях выполнения трудовых обязанностей работодателем также возмещаются расходы, связанные с использованием данного имущества.

Размер возмещения расходов, связанных с использованием такого имущества, не облагаемый налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом, определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме.Размер возмещения расходов должен соответствовать экономически обоснованным затратам, связанным с фактическим использованием имущества для целей трудовой деятельности.

При этом в организации должны храниться документы (или их заверенные в установленном порядке копии), подтверждающие право собственности работника на используемое имущество, а также документы, подтверждающие расходы, понесенные им при использовании имущества для выполнения трудовых обязанностей».

Учитывая все вышеизложенное, Вашей организации необходимо установить ежемесячную сумму износа по мобильному телефону, принадлежащему Вашему сотруднику, опираясь на документы, подтверждающие право собственности работника на мобильный телефон. Для определения нормы амортизации Вам необходимо воспользоваться Постановлением №1.

Таким образом, Вы установите фиксированную сумму компенсации за использование мобильного телефона сотрудника. Это надлежит отразить в Приказе руководителя Вашей организации с указанием Ф.И.О. Вашего работника. Кроме того, в приказе необходимо указать, что Ваша фирма возмещает сотруднику стоимость всех разговоров, связанных с работой, на основе распечатки телефонных разговоров оператора сотовой связи. Обычно в такой распечатке указываются телефонные номера и стоимость каждого разговора. Кроме того, в трудовом договоре с работником должен быть отражен размер возмещения расходов, связанных с использованием мобильного телефона.

Таким образом, все расходы, связанные с использованием мобильного телефона сотрудника для служебных целей будут документально подтверждены и экономически обоснованы в соответствии с требованиями статьи 252 НК РФ. Тогда данные расходы можно будет отнести в соответствии с пунктом 25 статьи 264 НК РФ в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией как :

« расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи, вычислительных центров и банков, включая расходы на услуги факсимильной и спутниковой связи, электронной почты, а также информационных систем (СВИФТ, Интернет и иные аналогичные системы);».

Сумма компенсации в пределах официально установленных норм (амортизационных отчислений) взносом на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, НДФЛ, а также ЕСН не облагается (статьи 217, 238 НК РФ).

Окончание примера.

Для учета расходов на мобильную связь при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль, телефоны должны принадлежать организации или могут быть арендованы у других организаций (физических лиц). Возможно включать затраты на услуги связи и в случае получения телефонов в безвозмездное пользование (по договору ссуды). Но, в любом случае, необходимо заключать или перезаключать договор на оказание услуг связи на имя организации, которая приобретает услуги связи.

В соответствии с подпунктом 25 пункта 1 статьи 264 НК РФ расходы, связанные с потреблением услуг сотовой связи независимо от вида телефонов (обычный телефон, радиотелефон и тому подобное) представляют собой прочие расходы, связанные с производством и реализацией.

Если в организации установлен лимит расходов на использование сотовой связи, то расходы на связь в целях налогообложения прибыли, организация сможет учесть только в пределах установленных норм. Суммы сверх лимита, подлежат возмещению теми работниками организации, которые допустили указанное превышение.

Если организация полностью оплачивает счета оператора связи и принимает в качестве расходов услуги связи в полном объеме, то суммы компенсируемые работниками включаются во внереализационные доходы организации. Такая точка зрения содержится в Письме Минфина Российской Федерации от 23 мая 2005 года №03-03-01-04/1/275:

«Согласно подпункту 25 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) к прочим расходам на производство и реализацию относятся расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи, вычислительных центров и банков, включая расходы на услуги факсимильной и спутниковой связи, электронной почты, а также информационных систем (СВИФТ, Интернет и иные аналогичные системы).

В соответствии с указанным подпунктом в составе прочих расходов налогоплательщика могут быть учтены расходы на приобретение услуг сотовой связи при условии, что такие расходы соответствуют критериям, установленным пунктом 1 статьи 252 Кодекса.

Расходы на оплату услуг сотовой связи должны быть произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, их размер должен быть экономически обоснован, а также они должны подтверждаться документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для признания произведенных затрат на оплату услуг сотовой связи расходами для целей налогообложения, по нашему мнению, необходимо иметь: утвержденный руководителем организации перечень должностей работников, которым в силу исполняемых ими обязанностей необходимо использование сотовой связи; договор с оператором на оказание услуг связи; детализированные счета оператора связи.

При этом критерием экономической обоснованности затрат на приобретение услуг сотовой связи для целей налогообложения будет являться необходимость работника в соответствии с установленными в должностной инструкции обязанностями использовать сотовый телефон в служебных целях.

Также для работников может быть установлен лимит расходов на использование сотовой связи, превышение которого подлежит возмещению организации работником за счет собственных средств. В этом случае превышение работником установленного лимита будет учитываться в составе прочих расходов только после того, как работник возместит организации указанные затраты. При этом уплачиваемое работником возмещение будет учитываться для целей налогообложения в доходах от реализации».

Порядок и условия принятия в состав расходов услуг сотовой связи при применении организациями упрощенной системы налогообложения разъяснен в Письме Минфина Российской Федерации от 28 июня 2005 года №03-11-05/4:

«Согласно подпункту 18 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) при определении налоговой базы по единому налогу учитываются расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи. Указанные расходы принимаются применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций подпунктом 25 пункта 1 статьи 264 Кодекса.

Статьей 2 Федерального закона от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи» установлено, что электросвязью являются любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам. Следовательно, расходы на оплату услуг мобильной радиотелефонной (сотовой) связи могут быть отнесены в состав расходов по оплате услуг связи.

Указанные расходы должны быть произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, и их размер должен быть экономически обоснован. Эти расходы также должны подтверждаться соответствующими документами об их оплате.

При определении налоговой базы по единому налогу можно также учитывать расходы по приобретению мобильного телефона, используемого для предпринимательской деятельности. Эти расходы учитываются на основании подпункта 5 пункта 1 статьи 346.16 и подпункта 3 пункта 1 статьи 254 Кодекса в отчетном периоде их осуществления».

Большинство крупных сотовых компаний ведут расчеты за абонентское обслуживание телефонных аппаратов и использованное эфирное время абонентов в условных единицах (чаще всего доллары США). Такая возможность предусмотрена пунктом 2 статьи 317 ГК РФ, в соответствии с которым в денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах. В этом случае подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или дата его определения не установлены законом или соглашением сторон. В соответствии с пунктом 1 статьи 140 ГК РФ законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации является рубль. Следовательно, все наличные и безналичные расчеты на территории Российской Федерации должны осуществляться в рублях, кроме случаев, специально установленных законодательством.

Стороны договора самостоятельно устанавливают, в какой день пересчитывается цена договора в рублевом эквиваленте, следовательно, цена будет определяться исходя из курса иностранной валюты, действующего на дату, согласованную сторонами по договору.

Обычно при заключении договора стороны устанавливают, что пересчет цены в рублевом эквиваленте производится исходя из курса иностранной валюты (условной единицы) на день оплаты услуг связи. В том случае, если организация – пользователь услуг связи оплачивает счета, полученные от оператора, после оказания услуг связи и на момент оплаты происходит изменение курса, то в учете организации-абонента возникают суммовые разницы.

Обратите внимание!

Если организация-абонент оплачивает услуги связи авансом, то суммовые разницы не возникают, так как на дату оказания услуг стоимость услуг связи уже известна и пересчитывать ее в рубли, нет необходимости.

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам по городу Москве в Письме от 6 января 2004 года №26-12/1175 разъясняет:

«…В соответствии с подпунктом 5.1 пункта 1 статьи 265 НК РФ расходы в виде суммовой разницы, возникающей у налогоплательщика, если сумма возникших обязательств и требований, исчисленная по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц на дату реализации (оприходования) товаров (работ, услуг), имущественных прав, не соответствует фактически поступившей (уплаченной) сумме в рублях, учитываются в составе внереализационных расходов.

Согласно разделу 3 Методических рекомендаций необходимо учитывать, что дате реализации работ соответствует дата подписания документа, подтверждающего передачу результатов этих работ. Датой реализации услуг признается день оказания этих услуг.

Таким образом, если счета выставляются в условных единицах, а оплата происходит после даты оказания услуг, могут возникать суммовые разницы.

При этом стоимость услуги, в условных единицах отраженная в счете за соответствующий период, должна совпадать со стоимостью этой же оказанной услуги, определенной в акте выполненных работ (услуг) за этот же период, так как акт, подтверждающий потребление услуг, первичен по отношению к счету и указывает на объем выполняемых обязательств сторонами по договору.

Таким образом, первичные учетные документы, служащие основанием для принятия затрат на услуги связи при формировании налогооблагаемой прибыли, должны быть составлены с учетом цены сделки, предусмотренной договором на оказание услуг, отвечающим требованиям действующего законодательства».

Отражение возникающих суммовых разниц на счетах бухгалтерского учета рассмотрим на конкретном примере.

Пример 5.

Оператор сотовой связи заключил договор на оказание услуг связи с организацией –абонентом. Договором предусмотрено, что расчеты между сторонами осуществляются в рублях по курсу Центрального Банка Российской Федерации на день платежа.

Акт приема – передачи выполненных услуг по телефонному обслуживанию выставлен оператором на сумму 6 000 рублей (200 долларов США по курсу 30 рублей за 1 доллар США).

Клиент оплатил счет за телефонное обслуживание на сумму 6 300 рублей (200 долларов США по курсу 29,50 рубля за 1 доллар США).

При отражении данных операций в учете организации будут сделаны следующие проводки:

Корреспонденция счетов

Сумма, рублей

Содержание операции

Дебет

Кредит

26

60

5085

Отражен в учете акт приема-передачи выполненных работ по телефонному обслуживанию

19

60

915

Начислен НДС

68

19

915

Принят к вычету НДС

60

51

5 900

Оплачен счет за услуги по телефонному обслуживанию

60

91-1

100

Суммовая разница отнесена в состав внереализационных доходов

В связи с тем, что на дату платежа курс доллара снизился по сравнению с курсом, действовавшим на дату выписки счета-фактуры, положительная суммовая разница отражается на счете 91 «Прочие доходы и расходы» в составе внереализационных доходов (пункт 11 статьи 250 НК РФ).

Окончание примера.

.

.

Порядок бухгалтерского и налогового учета приобретения сотового телефона рассмотрим на примере из нашей консультационной практики.

Пример 6. Из консультационной практики ЗАО «BKR-Интерком-Аудит».

Вопрос:

Прошу Вас осветить вопрос о сотовых телефонах.

1. Правомерно ли в организации наличие сотовых телефонов?

2. Каков должен быть бухгалтерский учет и налоговый учет?

3. Какова норма списания на затраты и основание на списание?

Ответ:

В силу специфики деятельности Вашего предприятия, и устных пояснений, данных Вами по телефону о том, что предоставление оперативного доступа к услугам телефонной связи определенным категориям сотрудников регламентировано документами с грифом «ДСП», вопрос об экономической обоснованности приобретения телефонных аппаратов (сотовых телефонов) в ответе на вопросы не рассматривается.

1. По вопросу правомерности приобретения сотовых телефонов:

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 года №328 «Об утверждении правил оказания услуг подвижной связи» «абонентская станция (абонентское устройство)» – пользовательское (оконечное) оборудование, подключаемое к сети подвижной связи.

В соответствии с «Общероссийским классификатором основных фондов» ОК 013-94 (утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26 декабря 1994 года №359 «О принятии Общероссийского классификатора основных фондов») аппарат телефонный (код 14 3222135) относится к «Оборудованию и аппаратуре радио, телевидения и связи».

Таким образом, оказание услуг связи невозможно без подключения к абонентской линии телефонного аппарата. А сотовый телефон является, именно, тем телефонным аппаратом, с помощью которого предоставляются услуги связи оператором связи.

2. По вопросу бухгалтерского учета сотовых телефонов:

Для правомерности отражения хозяйственных операций по приобретению сотовых телефонов необходимо определить, к какой группе активов они относятся.

Срок полезного использования сотовых телефонов превышает 12 месяцев. Это следует из того, что Постановлением №1 аппараты телефонные (код 14 3222135) отнесены к третьей группе (имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет и до 5 лет включительно). И хотя, данное Постановление используется для определения срока полезного использования амортизируемого имущества для целей налогового учета, применение его положений для бухгалтерского учета не противоречит действующему бухгалтерскому законодательству.

В соответствии с пунктом 4 ПБУ 6/01 при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:

ü объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

ü объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

ü организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

ü объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

При включении телефонного аппарата в состав объектов основных средств оформляется Акт приемки-передачи основных средств (форма №ОС-1) и открывается инвентарная карточка (форма ОС-6).

В соответствии с пунктом 17 ПБУ 6/01 стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации.

Организация самостоятельно выбирает один из способов начисления амортизации, установленных пунктом 18 ПБУ 6/01.

Напоминаем, что с 1 января 2006 года пунктом 5 ПБУ 6/01 определено, что:

«Активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в пункте 4 настоящего Положения, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 20000 рублей за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов. В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением».

Иначе говоря, если организация использует данную возможность, то приобретенные сотовые телефоны могут учитываться организацией в качестве МПЗ.

Исходя из изложенного, в бухгалтерском учете организации приобретение сотовых телефонов будет оформлено следующим образом:

Корреспонденция счетов

Содержание операции

Дебет

Кредит

08

60

Отражены затраты на покупку телефона

19

60

Отражен НДС, предъявленный поставщиком

Если организация учитывает сотовый телефон в составе основного средства

01

08

Отражено принятие к учету телефона в качестве объекта основных средств

20 (25, 25, 44)

02

Отражено начисление амортизации

Если организация использует возможность, предусмотренную пунктом 5 ПБУ 6/01

10

08

Отражено принятие сотового телефона в составе МПЗ

20

10

Списана стоимость телефона на затраты в момент отпуска его в эксплуатацию

3. По вопросу налогового учета сотовых телефонов:

Порядок отражения расходов на приобретение сотовых телефонов для целей налогового учета зависит, от стоимости приобретения и срока полезного использования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 256 НК РФ амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 000 рублей.

Если соблюдаются вышеперечисленные условия, то стоимость сотового телефона признается в качестве расходов посредством начисления амортизации. Срок полезного использования, исходя из которого определяется норма амортизации, определяется организацией на основании Постановления №1. Как отмечалось в пункте 2 настоящего ответа, аппараты телефонные относятся к третьей амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет и до 5 лет включительно).

Метод начисления амортизации для целей налогового учета организация определяет самостоятельно, руководствуясь нормами статьи 259 НК РФ.

Если же первоначальная стоимость сотового телефона менее 10 000 рублей, то его стоимость включается в состав материальных расходов (подпункт 3 пункта 1 статьи 254 НК РФ) и уменьшает налоговую базу текущего отчетного (налогового) периода в полном объеме (пункт 2 статьи 318 НК РФ). Такая позиция подтверждается Письмом Минфина Российской Федерации от 22 ноября 2004 года №03-03-01-04/1/121.

4. Бухгалтерский учет расходов на подключение:

В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Закона №126-ФЗ деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее – лицензия). Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.

Если срок действия договора определен конкретными датами, то для целей бухгалтерского учета необходимо применять положение пункта 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 29 июля 1998 года №34н, в соответствии с которым, затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией в течение периода, к которому они относятся, то есть расходы на подключение отражаются в бухгалтерском учете на счете 97 «Расходы будущих периодов» и в течение срока действия договора и списываются на счета учета затрат на производство (реализацию).

Если срок действия договора определить не возможно, что Вы вправе воспользоваться одним из двух способов:

ü учесть расходы по подключению в качестве расходов будущих периодов и самостоятельно (приказом руководителя) определить срок списания их на расходы, связанные с производством (реализацией);

ü учесть расходы на подключение единовременно в составе расходов по обычным видам деятельности, так как соблюдаются все необходимые условия пункта 16 ПБУ 10/99.

Однако, на наш взгляд, изначальное отражение расходов на подключение на счете 97 «Расходы будущих периодов» наиболее достоверно отражает экономическое содержание хозяйственной операции.

Первичным документом, на основании которого признаются расходы на подключение, является Акт приемки-передачи услуг.

5. Налоговый учет расходов на подключение:

В соответствии с подпунктом 25 пункта 1 статьи 264 НК РФ расходы на оплату услуг связи относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

Если срок действия договора определен конкретными датами, то в налоговом учете расходы на подключение будут учитываться равномерно в течение срока действия такого договора (пункт 1 статьи 272 НК РФ).

Если же срок действия договора не может быть определен, то расходы на подключение признаются полностью в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они осуществлены с учетом положений подпункта 3 пункта 7 статьи 272 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 318 НК РФ расходы на подключение относятся к косвенным расходам.

Обращаем Ваше внимание, если срок действия условиями договора не определен, а бухгалтерском учете Вы принимаете решение о признание расходов на подключение в течение нескольких отчетных периодов, то возникает налогооблагаемая временная разница, которая приводит к образованию отложенного налогового обязательства.

На сумму отложенного налогового обязательства формируется проводка:

Дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «Налог на прибыль»

Кредит счета 77 «Отложенное налоговое обязательство».

По мере списания стоимости подключения на расходы на производство (реализацию) происходит погашение отложенного налогового обязательства, которое оформляется проводкой:

Дебет счета 77 «Отложенное налоговое обязательство»

Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «Налог на прибыль».

Для сведения сообщаем, что изучение предлагаемых тарифных планов позволило сделать вывод, что на сегодняшний день по предлагаемым тарифным планам плата за подключение операторами связи не взимается.

6. Бухгалтерский учет расходов по оплате услуг связи:

На основании пункта 7 ПБУ 10/99 расходы на оплату услуг связи относятся к расходам по обычным видам деятельности.

Расходы по оплате услуг связи признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (пункт 18 ПБУ 10/99).

Для отражения расходов по оплате услуг связи (расходов по обычным видам деятельности) в бухгалтерском учете формируются следующие проводки:

Дебет счетов 20, 25, 26, 44 Кредит счета 60.

В соответствии с заключенным договором на оказание услуг связи может быть предусмотрено, что абонент вносит аванс, который засчитывается в счет будущей оплаты предоставленных услуг. В этом случае сумма аванса отражается в бухгалтерском учете проводкой:

Дебет счета 60 Кредит счета 51.

После получения счета от оператора связи на сумму оказанных услуг делается запись:

Дебет счетов 20, 25, 26, 44 Кредит счетов 60.

7. Налоговый учет расходов по оплате услуг связи:

Расходы по оплате услуг связи в налоговом учете относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией на основании подпункта 25 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

Порядок признания таких расходов определен подпунктом 3 пункта 7 статьи 272 НК РФ. Датой признания расходов является дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последний день отчетного (налогового) периода.

На вопрос, в каком отчетном (налоговом) периоде признаются расходы на оплату услуг связи, Минфин Российской Федерации в Письме от 12 февраля 2004 года №04-02-05/1/12 дал ответ следующего содержания:

«Дата признания расходов на оплату услуг телефонной связи будет определяться в соответствии с порядком оплаты услуг, предусмотренным в договоре оказания услуг телефонной связи.

Если, исходя из условий договора оказания услуг телефонной связи, обязанность оплатить оказанные услуги возникает в момент выставления счета, то датой признания расходов будет являться дата выставления счета.

Таким образом, при применении метода начисления расходы на оплату услуг телефонной связи будут относиться к тому налоговому (отчетному) периоду, в котором возникла обязанность оплатить оказанные оператором связи услуги, в порядке, предусмотренном договором оказания услуг телефонной связи».

Расходы на оплату услуг связи относятся к косвенным расходам и в полном объеме относятся к расходам соответствующего текущего отчетного (налогового) периода.

8. Экономическая обоснованность расходов по оплате услуг связи:

Вопрос об экономической обоснованности расходов по оплате услуг связи представляется наиболее актуальным по сравнению с обоснованностью приобретения сотовых телефонов.

Если у Вас (основываясь на Ваших пояснениях) существует документ с грифом «ДСП», содержащий перечень должностей, которых в силу специфики их служебных обязанностей необходимо обеспечить сотовыми телефонами, то вопрос обоснованности приобретения телефонного аппарата под сомнение не ставится.

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Налоговые органы при толковании норм статьи 252 НК РФ указывают на то, что расходы, в частности, на оплату услуг связи должны носить производственных характер.

В связи с этим, налоговые органы считают, что документами, подтверждающими производственный характер, являются:

·   Список сотрудников, которым мобильные телефоны необходимы для выполнения их служебных обязанностей, утвержденных приказом руководителя организации;

·   Должностные инструкции, где будет указано, при выполнении каких обязанностей сотрудникам нужен в работе сотовый телефон;

·   Договор с оператором на оказание услуг;

·   Детализированные счета оператора связи.

Такой список документов приведен в Письме УМНС Российской Федерации по городу Москве от 5 января 2003 года №26-12/820.

А Письмо УМНС Российской Федерации по городу Москве от 30 апреля 2003 года №26-12/23477 содержит другой перечень документов, необходимых для доказательства экономической обоснованности расходов на оплату услуг связи:

·   Договор с организацией-поставщиком услуг связи;

·   Счета на оплату услуг связи, выставленные поставщиком указанных услуг организации- потребителю с расшифровкой выполненных услуг;

·   Тарифы на оказание услуг.

Как видно, из приведенных писем, у налоговых органов не выработан однозначный подход к формированию «пакета документов», подтверждающих производственный характер расходов на оплату услуг связи.

Но, что касается требований налоговых органов о подтверждении производственного характера, то ФАС Северо-Западного округа от 1 марта 2004 года по делу №А56-21651/03 указал, что налоговое законодательство не содержит каких-либо особых требований относительно производственного характера конкретных телефонных переговоров.

Так как однозначная позиция по «комплекту документов» налоговыми органами не сформирована, рекомендуем Вам перечень документов, на основании которых Вы признаете оплату услуг связи в составе расходов, закрепить в Приказе «Об учетной политике».

Перечень документов может быть следующим (со ссылкой на документы «ДСП»):

·   Счет на оплату услуг связи;

·   Детализированные счета оператора связи;

·   Самостоятельно разработанный первичный документ (с учетом требований Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете»), в котором отражается сумма признаваемых в текущем отчетном периоде расходов на оплату услуг связи.

Что касается норм признания расходов на оплату услуг связи для целей исчисления налога на прибыль, то НК РФ и другими нормативными документами, принимаемыми в соответствии с НК РФ, ни каких норм списания не установлено.

Организация самостоятельно принимает решение – принимать ли на расходы всю сумму, выставляемую оператором связи или в пределах норм. Нормы же в свою очередь утверждаются руководителем организации: или одинаковая сумма для всех должностей, или применяется дифференцированный подход к установлению лимита разговоров в производственных целях для каждой профессии в отдельности.

Окончание примера.

В случае приобретения сотового телефона у физического лица необходимо учитывать, что за организацией сохраняется обязанность в течение одного месяца после совершения сделки по приобретению сотового телефона известить налоговый орган, по месту регистрации организации, о размере выплаченного дохода и невозможности удержания НДФЛ.

приведены в данной ниже таблице:

Корреспонденция счетов

Содержание операции

Дебет

Кредит

60

50

Оплачен сотовый телефон физическому лицу

08

60

Учтены расходы по приобретению телефона

01

08

Включен в состав основных средств телефонный аппарат

Если в договоре купли-продажи (акте приемки – передачи) сотового телефона у физического лица нет упоминания ни о размере гарантийного взноса, ни о его возврате, то во избежание разногласий с налоговой инспекцией, по вопросу удержания с этой суммы налога на прибыль организации, необходимо иметь копию договора физического лица с телефонной компанией.

В том случае, если лицо, у которого был куплен сотовый телефон или которое подарило его организации, имеет задолженность за телефонные переговоры, организация, являясь правопреемником всех прав и обязанностей, вытекающих из первоначального договора, погашает эту задолженность с учетом уплаченной ранее предоплаты.

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ, расходами организации признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В связи с этим расходы по погашению задолженности могут быть учтены при налогообложении прибыли, если они связаны с предпринимательской деятельностью организации. При этом нужно иметь в виду, что расходы должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены.

Следовательно, расходы по погашению задолженности за телефонные переговоры не могут быть учтены при налогообложении прибыли организации.

.

При приобретении сотового телефона необходимо установить на телефон SIM-карту.

В соответствии с пунктом 2 Правил №328:

«SIM-карта» – карта, с помощью которой обеспечивается идентификация абонентской станции (абонентского устройства), ее доступ к сети подвижной связи, а также защита от несанкционированного использования абонентского номера»;

Чаще всего SIM-карта приобретается вместе с сотовым телефоном, однако ее стоимость, по мнению авторов настоящей книги, не должна включаться в первоначальную стоимость телефона, поскольку «симка» может быть поставлена в другой телефон или на одном телефоне могут применяться две SIM-карты.

Таким образом, стоимость SIM-карты должна учитываться отдельно от стоимости сотового телефона.

Обратите внимание!

Способ учета SIM-карт обязательно нужно закрепить в учетной политике организации как для целей налогового, так и для целей бухгалтерского учета.

Для целей налогового учета расходы на приобретение SIM-карты будут включаться в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подпункт 25 пункта 1 статьи 264 НК РФ), для целей бухгалтерского учета в состав расходов по обычным видам деятельности (пункт 5 ПБУ 10/99).

Рассмотрим два .

Первый вариант.

При приобретении SIM-карты, срок использования которой не установлен, организация осуществляет единовременный платеж.

Для целей налогового учета затраты на приобретение SIM-карты включаются в состав текущих расходов организации в том периоде, в котором были произведены. Чтобы не увеличивать себе трудозатраты, организация в положении по учетной политике закрепила положение о том, что в бухгалтерском учете расходы по приобретению SIM-карт, с неустановленным сроком использования учитываются в том периоде, когда эти расходы осуществлены.

Рассмотрим пример.

Пример 7.

С расчетного счета организации на расчетный счет оператора связи перечислены денежные средства за SIM-карту. Стоимость SIM-карты – 500 рублей (в том числе НДС 18% – 76 рублей). Данный платеж является единовременным.

В бухгалтерском учете организации используются субсчета:

60-1 «Расчеты по авансам выданным».

Данные хозяйственные операции в бухгалтерском учете организации будут отражены следующим образом:

Корреспонденция счетов

Сумма, рублей

Содержание операции

Дебет

Кредит

60-1

51

500

Перечислена предоплата за sim-карту

26

60

424

Стоимость sim-карт включена в состав общехозяйственных расходов организации (500 рублей – 76 рублей)

19

60

76

Начислен НДС

68

19

76

Принят к вычету НДС

60

60-1

500

Зачтена сумма предоплаты

Окончание примера.

Второй вариант.

При покупке SIM-карты расходы на ее приобретение зачисляются на лицевой счет абонента в счет оплаты будущих услуг связи. В бухгалтерском учете организации стоимость таких SIM-карт никак не учитывается.

Стоимость SIM-карты отражается на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»/субсчет «Авансы выданные», до тех пор, пока оператор сотовой связи не выставит счет за оказанные услуги связи.

Рассмотрим пример.

Пример 8.

Воспользуемся условиями предыдущего примера, только теперь стоимость SIM-карты зачисляется оператором связи на личный счет абонента в счет оплаты будущих услуг сотовой связи.

Через месяц за разговоры, произведенные по сотовому телефону в прошлом месяце, оператор связи выставил организации счет на общую сумму 300 рублей (в том числе НДС – 46 рублей),

В бухгалтерском учете организации данные хозяйственные операции будут отражены следующим образом:

Корреспонденция счетов

Сумма, рублей

Содержание операции

Дебет

Кредит

60-1

51

500

Оплачена sim-карта

26

60

254

Отражены в составе общехозяйственных расходов услуги связи (300 рублей – 46 рублей)

19

60

46

Учтен НДС, предъявленный оператором связи

68

19

46

Принят к вычету НДС

60

60-1

300

Зачтена часть стоимости sim-карты в счет оплаты расходов на услуги связи

Окончание примера.

.

В соответствии с пунктом 2 Правил №328:

«карта оплаты услуг подвижной связи» – средство, позволяющее абоненту инициировать вызов, идентифицировав абонента перед оператором связи как плательщика в сети подвижной связи оператора связи»;

Пунктом 44 Правил №328 установлено, что карта оплаты услуг подвижной связи содержит закодированную определенным способом информацию, которая используется для доведения до оператора связи сведений об оплате услуг подвижной связи. На карте должно быть указано:

«а) наименование (фирменное наименование) оператора связи, выпустившего карту;

б) наименование видов услуг подвижной связи, оплачиваемых с использованием карты;

в) размер авансового платежа оператору связи, внесение которого подтверждает карта;

г) срок действия карты;

д) справочные (контактные) телефоны оператора связи;

е) правила пользования картой;

ж) идентификационный номер карты».

Более подробно с вопросами, касающимися бухгалтерского учета и налогообложения операций по подключению к телефонной сети, в том числе, когда оно сопряжено с капитальными вложениями, расходов на услуги интернет-провайдера, правильного оформления лицензии на предоставление услуг связи Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Связь».