Эксперты спрогнозировали рост цен на мобильную связь в РФ на 10-20% из-за кризиса

5g и трафик

Одним из факторов грядущего роста цен аналитики называют внедрение сетей 5G — за счет высоких расходов операторов на инфраструктуру. Как подсчитали ранее в аналитической компании PwC, каждому российскому сотовому оператору придется вложить 130–165 млрд рублей в развитие сетей 5G в период с 2020 по 2027 год.

— В отличие от других стран, где при переходе на новые протоколы связи операторы могут купить необходимое для развертки сетей оборудование в складчину, у нас каждый оператор самостоятельно обеспечивает покрытие, а совместные соты могут быть установлены лишь в местах с огромным присутствием абонентов, — указывает Большаков.

Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин назвал и еще одну причину, по которой мобильная связь и интернет в России дорожают из года в год. По его словам, платить за связь приходится всё больше, потому что потребляемый клиентами трафик постоянно увеличивается.

— Связь сегодня определяется пакетом трафика. В среднем по России абонент начинает потреблять в два раза больше интернет-трафика год к году, — пояснил эксперт. Один из главных пожирателей трафика — видео формата высокой четкости, которое требует всё большего количества гигабайт.

Мобильная связь в россии будет не только дорожать, но и ухудшаться

Мобильный оператор Tele2 с 5 июля поднимет стоимость безлимитного тарифа почти вдвое — с 450 до 750 рублей в месяц. А «Мегафон» и Yota начали брать по 50 рублей за новые сим-карты. Эксперты видят в этом устойчивый тренд

Эксперты спрогнозировали рост цен на мобильную связь в РФ на 10-20% из-за кризиса
Фото: EPA/ТАСС

Обновление: 22 июня стало известно, что Tele2 отказался от значительного повышения цен на безлимитные тарифы.

В той или иной степени стимулировать абонентов к отказу от безлимитных тарифов операторы начали еще в конце прошлого года. Представители «большой четверки» объясняют это тем, что безлимит нужен немногим, но те, кто реально использует такие тарифы на полную мощность, сильно осложняют жизнь всем остальным. Логика операторов в том, что пусть те немногие и платят соответствующую цену, а большинство пусть за приемлемые деньги получают тот объем трафика, который им реально нужен.

Читайте про операторов:  Код 909, оператор и регион, какие операторы используют код 909

Связь в России до последнего времени объективно была очень качественной и одной из самых дешевых в мире, потому что это чуть ли не единственный конкурентный рынок в стране. Но нынешняя тяжелая экономическая ситуация отразилась и на этом сегменте, отмечает генеральный директор группы компаний ComNews Леонид Коник:

Леонид КоникЛеонид Коник генеральный директор группы компаний ComNews

Из-за того что это высококонкурентный рынок, операторы пытаются не делать резких движений и до последнего будут стараться держать цены, считает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин:

Эльдар МуртазинЭльдар Муртазин ведущий аналитик Mobile Research Group

Пример таких мелочей — 50 рублей за выпуск сим-карты. «Мегафон» и Yota уже сделали эту услугу платной. Остальные, по данным источников «Коммерсанта», сделают то же самое в ближайшее время. Но некоторые эксперты считают, что и такие меры не позволят удержать тарифы, и связь все равно будет дорожать. А качество ее будет снижаться. Европейские поставщики оборудования для сотовых сетей ушли с российского рынка, китайские — приостановили поставки. Если они не возобновятся в обозримом будущем, оптимисты считают, что запасов нам хватит на довольно продолжительный срок. Другие опасаются, что мобильные операторы пойдут по стопам коллег из авиаотрасли и начнут процесс каннибализации — будут разбирать на запчасти базовые станции, стоящие в местах с низкой загрузкой, чтобы поддержать работу сети там, где трафик мощнее.

Добавить vse-simki.ru в ваши источники новостей?

Пандемия и курс доллара

Еще одной причиной подорожания услуг мобильной связи аналитики называют пандемию коронавируса, из-за которой операторам пришлось увеличить свои расходы. Так, пандемия съела офлайн-продажи в традиционном магазинном формате.

— В разгар пандемии проходимость в официальных магазинах операторов, где проходит не только оформление SIM-карт, но и осуществляются продажи телефонов, модемов, прочих продуктов и услуг операторов, сильно упала. Пока не совсем ясно, когда же эти магазины смогут выйти на докарантинные мощности и потеря выручки из этого направления будет постепенно компенсироваться увеличением стоимости услуг связи, — отмечает Большаков.

Виновник потенциального роста цен и курс доллара, который напрямую влияет на итоговую стоимость телекоммуникационного оборудования.

— В этом году операторам пришлось в срочном порядке модернизировать свои сети на фоне самоизоляции — огромная нагрузка легла на сети в спальных районах городов, что потребовало незамедлительно наращивать технические мощности в этих локациях, — поясняет эксперт.

По мнению наблюдателей, сокращение доходов операторов от роуминга и падение прибыли от корпоративных клиентов приведут, скорее, к монетизации отдельных услуг.

— Вероятно, в целях сохранения лояльности клиентов тарифы в ближайшее время меняться не будут. Но процесс поэтапного закрытия старых тарифов продолжится. С учетом этого ожидаем сохранения стоимости базовых услуг. Незначительно, в рамках 5–15%, могут вырасти пакетные тарифы с большим набором опций, — полагает Евгений Миронюк, аналитик «Фридом Финанс».

Фас россии | динамика цен на рынке услуг мобильной связи в 2020 году

В связи с публикациями в СМИ материалов о текущем и прогнозируемом росте тарифов на услуги мобильной связи в 2020 году ФАС России информирует

1. В январе 2020 года, в связи с многочисленными обращениями граждан и появившейся информацией в открытых источниках в сети Интернет касательно повышения тарифов операторов ПАО «МегаФон», ПАО «МТС», ПАО «ВымпелКом» и ООО «Т2 Мобайл» ФАС России провела проверку в отношении указанных операторов связи. Было проанализировано более 4000 тарифов.

В рамках проведения проверки ФАС России в отношении операторов ПАО «МегаФон», ПАО «МТС», ПАО «ВымпелКом» и ООО «Т2 Мобайл» был направлен запрос информации.

ФАС России установила, что рост расходов операторов связан с изменениями текущих эксплуатационных расходов, расходов капитального характера, которые связаны с развитием и модернизацией сетей, а также затратами на исполнение требований Федерального закона № 374-ФЗ1, согласно которому на оператора связи возложена обязанность по хранению трафика своих абонентов на территории Российской Федерации.

Средний рост стоимости услуг связи на территории Российской Федерации, имевший место в январе 2020 года, составил около 3,5%. При этом рост дохода от повышения абонентских тарифов составил, в зависимости от оператора, от 1% до 2,2% выручки. Такое увеличение сопоставимо или ниже величины роста затрат, необходимых для покрытия возросших текущих и капитальных расходов, и не содержит признаков монопольно высокой цены товара (услуги).

В основном изменения тарифов коснулись абонентов, пользующихся архивными тарифными планами, а изменения были направлены на выравнивание условий архивных и текущих тарифных планов. Реструктуризация тарифных планов была произведена с учетом дат предыдущих репрайсингов и в целях приведения к уровню тарифов других групп абонентов.

Чтобы смягчить последствия повышения для абонентов, которых затронуло изменение, некоторые операторы предложили для постоянного использования опции и бонусы, снижающие затраты абонентов на услуги связи в виде безлимитных вызовов внутри сети операторов связи, дополнительных пакетов Интернета, СМС, переноса остатка на следующий месяц, кэшбэка и скидки в зависимости от тарифного плана абонента.

2. Необходимо также учитывать, что емкость технических средств накопления информации, необходимых для обеспечения требований законодательства о противодействии терроризму, должна увеличиваться ежегодно в течение пяти лет. Таким образом, исходя из требований действующего законодательства, капитальные расходы операторов связи, а также операционные расходы на обслуживание средств и сооружений связи, необходимых для реализации требований нормативных актов, от года к году будут возрастать. Поэтому ФАС продолжит осуществлять постоянный мониторинг ценовой ситуации на рынке услуг связи.

Кроме этого, с начала пандемии новой коронавирусной инфекции в марте 2020 года, во исполнение поручения2 Председателя Правительства РФ М.В. Мишустина по анализу динамики изменения операторами мобильной связи тарифов (цен) на услуги, предоставление которых непосредственно связано с обеспечением возможности перевода населения на дистанционные (удаленные) формы работы (обучения) в целях предотвращения новой коронавирусной инфекции, ФАС России проводит мониторинг действий операторов связи в целях создания благоприятной конкурентной среды, защиты предпринимательства и прав неопределенного круга потребителей.

На основании запроса информации операторы связи еженедельно представляют в адрес антимонопольного органа сведения о нагрузке на сетевую инфраструктуру, в том числе о необходимости ее доумощнения, а также информацию о планируемых изменениях тарифов на услуги связи для потребителей как для физических, так и для юридических лиц.

По результатам анализа данных крупнейших операторов подвижной радиотелефонной связи установлено, что в течение пандемии COVID-19 рост нагрузки на сети связи в зависимости от оператора связи составил в среднем до 20%. Такой рост связан с возросшим объемом пользования услугами связи в рамках действующих тарифных планов в связи с переводом большей части населения Российской Федерации на удаленный формат работы.

Также, операторы провели оперативное перераспределение нагрузки на сети. Хотя в отдельных случаях требовалось расширение канальной емкости, тем не менее удовлетворение потребностей абонентов было обеспечено в рамках действующих тарифных планов.

В ходе мониторинга не было выявлено признаков нарушения антимонопольного законодательства со стороны операторов связи, за исключением ООО «Т2 Мобайл».

3. ФАС России установила, что с 12 мая 2020 года ООО «Т2 Мобайл» повысило стоимость оказания услуг связи от 20 до 100 рублей (от 7% до 14%) к стоимости пакетных тарифных планов, а также на линейных тарифных планах, что в среднем составляет 10%, для более 11 миллионов абонентов (около 4% от общего количества абонентов на территории Российской Федерации) в отсутствии экономического обоснования указанного повышения тарифов.

Повышение тарифов с 12 мая 2020 года, учитывая ситуацию, связанную с распространением COVID-19, а также отсутствие технологического, экономического и иного обоснования, ущемляет интересы неопределенного круга потребителей в части навязывания контрагенту условий договора, невыгодных для него.

Учитывая изложенное, на основании статьи 391 Закона о защите конкуренции, ФАС России выдала ООО «Т2 Мобайл» предупреждение3, согласно которому ООО «Т2 Мобайл» надлежит привести тарифы на услуги связи к уровню до 12 мая 2020 года в течение 14 календарных дней с момента его получения.

В случае невыполнения ООО «Т2 Мобайл» предупреждения в установленный срок, ФАС России примет меры антимонопольного реагирования в соответствии с законодательством.

4. Отмечаем, что доля ООО «Т2 Мобайл» на рынке услуг мобильной связи составляет 12%. Влияние этой компании на общую динамику цен на услуги мобильной связи в целом не значительно. Иных повышений стоимости услуг связи со стороны операторов связи за весь период мониторинга не наблюдалось.

Таким образом, учитывая рост тарифов в январе 2020 года и повышение тарифов ООО «Т2 Мобайл» в мае 2020 года, долю ООО «Т2 Мобайл» на рынке услуг мобильной связи, средний рост стоимости услуг связи на территории Российской Федерации в 2020 году составил около 4%.

В ходе проведения мониторинга операторы о планируемом повышении тарифов в дальнейшем не сообщали.

ФАС России в текущих обстоятельствах не усматривает оснований для роста тарифов на услуги связи.

ФАС России продолжает мониторинг ситуации.

1 Федерального закона от 06.07.2022 № 374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности»

2 Во исполнение пункта 4 поручения Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина от 23.03.2020 № ММ-П13-2214

3 От 10.06.2020 № ИА/49181/20

4 С частью 8 статьи 391 Закона о защите конкуренции

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *