Этикет мобильного телефона: важные правила пользования телефоном

Международный опыт регламентации требований к режиму использования устройств мобильной связи в образовательных организациях

Анализ международного опыта показал, что ранний возраст начала использования устройств мобильной связи и длительные накопленное время их использования являются факторами, ведущими к нарушениям психики, что проявляется у ребенка гиперактивностью, повышенной раздражительностью, снижением долговременной памяти и умственной работоспособности, нарушением коммуникативных способностей, расстройством сна1.

Чрезмерная эмоциональная и психическая стимуляция от использования электронных средств массовой информации вызывает у детей состояние психологической и физиологической гипервозбужденности перед сном.

Исследования, представленные в работах российских ученых, выявили негативные реакции у детей, использующих мобильные телефоны в образовательной организации, существенно отличающие их от сверстников, не использующих мобильные устройства. Негативные реакции проявлялись в виде ослабления смысловой памяти, снижения внимания, скорости аудиомоторной реакции, нарушений фонематического восприятия, раздражительности, нарушений сна.

Проведенные исследования свидетельствуют об отрицательной зависимости времени пользования смартфоном и успеваемостью у обучающихся: чем больше времени ежедневно он тратит на смартфон, тем хуже справляется с учебными тестами. Таким образом, интенсивное использование телефона даже для решения учебных задач может отрицательно сказываться на учебной деятельности.

Объяснение полученной зависимости исследователи связывают с феноменом многозадачности. Многофункциональность телефона, наличие множества приложений неизбежно создают ситуацию многозадачности, требующую постоянных переключений с одного вида активности на другой, в том числе в процессе обучения. Это ведет к ухудшению усвоения материала и снижению успеваемости.

Для оценки роли использования смартфонов в учебной деятельности в Великобритании было проведено исследование, которое показало, что запрет на использование телефона в школе у 16-летних школьников повышает успешность сдачи тестов на 6,4%.

В Австралии, Бельгии, Великобритании, Канаде, Малайзии, Нигерии, Франции, Узбекистане, Уганде по результатам исследований выработаны рекомендации по режиму использования устройств мобильной связи детьми, в том числе в образовательных учреждениях.

Читайте про операторов:  Указ Президента России от 6 мая 2020 года № 308 О запрете на электронные устройства при несении военной службы

Так, во Франции принят закон, запрещающий в школах все виды мобильных телефонов, а также планшеты и смарт-часы2.

В Бельгии3 и Великобритании4 вопрос запрета на использование мобильных телефонов решается по каждой школе индивидуально. Общего разрешительного или запретительного правила не установлено.

С 2022 года запрещено пользоваться мобильными телефонами в школах провинции Онтарио (Канада)5 и в штате Новый Южный Уэльс (Австралия)6.

Запрещено пользоваться мобильными телефонами с 2022 года в Малайзии и Нигерии, с 2022 года – в Уганде7.

Условия использования мобильных телефонов и других электронных устройств

2.1. Средства мобильной связи могут использоваться в образовательной организации для обмена информацией в случае необходимости.2.2. Запрещено пользование мобильным телефоном во время образовательной деятельности (урочной, внеурочной). В отдельных случаях пользование мобильных устройств допускается только с разрешения учителя.2.3.

В целях минимизации вредного воздействия устройств мобильной связи на обучающихся во время образовательной деятельности и внеурочных мероприятий директору общеобразовательной организации необходимо:

  • рассмотреть вопрос об ограничении использования мобильных устройств связи в школе обучающимися, за исключением детей, нуждающихся в пользовании такими устройствами по состоянию здоровья (мониторинг сахара крови при сахарном диабете 1 типа и др.), а также педагогическими работниками и родителями (законными представителями) в целях снижения рисков нанесения вреда здоровью и развитию обучающихся в связи с использованием устройств мобильной связи;
  • проводить регулярную информационно-просветительскую и разъяснительную работу с педагогическими работниками, родителями (законными представителями) и обучающимися о рисках здоровью от воздействия электромагнитного излучения, генерируемого устройствами мобильной связи, о возможных негативных последствиях и эффективности образовательной деятельности при неупорядоченном использовании устройств мобильной связи;
  • обеспечить психолого-педагогическое сопровождение процесса, связанного с ограничением использования устройств мобильной связи в образовательной организации;
  • предусмотреть для всех участников образовательной деятельности целесообразность перевода устройств мобильной связи в режим «без звука» при входе в образовательную организацию (в том числе с исключением использования режима вибрации из-за возникновения фантомных вибраций);
  • информировать родителей (законных представителей) и обучающихся об их ответственности за сохранность личных устройств мобильной связи в общеобразовательной организации;
  • предусмотреть места хранения во время образовательной деятельности устройств мобильной связи обучающихся (при наличии такой возможности и необходимости);
  • ограничить использование обучающимися устройств мобильной связи во время образовательной деятельности;
  • учитывать необходимость использования имеющихся ресурсов образовательной организации или ресурсов иных организаций (в рамках сетевой формы) при выборе образовательных технологий и методик, в том числе для использования доступа обучающихся к их учетной записи в случае перехода в школе на электронные дневники, без использования личных устройств мобильной связи обучающихся;
  • проводить мероприятия, направленные на воспитание культуры использования устройств мобильной связи у всех участников образовательной деятельности, с использованием воспитательного потенциала совместной работы (педагогического коллектива с обучающимися, старшеклассников с младшими детьми) в части воспитания культуры использования устройств мобильной связи;
  • назначить лица, организующих выполнение мероприятий с обучающимися и их родителями (законными представителями) по выработке культуры безопасной эксплуатации устройств мобильной связи, профилактике неблагоприятных для здоровья и обучения детей эффектов, а также за соблюдение установленного порядка и хранение устройств мобильной связи;
  • использовать время перемен для общения, активного отдыха обучающихся между уроками (занятиями), восполнения их физиологической потребности в двигательной активности с учетом возрастных норм; при необходимости – использование на переменах устройств мобильной связи по прямому назначению (для звонка, смс-сообщения);
  • осуществлять мониторинг и анализ работы образовательных организаций по упорядочению использования участниками образовательной деятельности устройств мобильной связи с целью профилактики неблагоприятных для здоровья и обучения детей эффектов, повышения эффективности образовательной деятельности и воспитания.

2.4. Родителям (законным представителям) обучающихся не рекомендуется звонить своим детям во время образовательной деятельности. При необходимости родители (законные представители) могут ориентироваться на расписание звонков, размещенных на сайте образовательной организации, чтобы позвонить ребенку во время перемены или после окончания занятий.2.5.

Использование средств мобильной связи даёт возможность:

  • контролировать местонахождение ребенка;
  • совершать обмен различными видами информации, кроме распространения фото- и видео-сюжетов, пропагандирующих культ насилия и жестокости, негативного влияния на несовершеннолетних согласно Федеральному закону №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

2.6.

При использовании на перемене средств мобильной связи необходимо соблюдать следующие нормы:

  • не рекомендуется в качестве звонка использовать мелодию и звуки, которые могут встревожить или оскорбить окружающих;
  • вести разговор по телефону (смартфону) необходимо максимально тихим голосом;
  • недопустимо вести приватные разговоры в присутствии других людей;
  • не разрешается использование чужих средств сотовой связи и передача их номеров третьим лицам без разрешения владельца.

2.7. Ответственность за целостность мобильного телефона лежит только на его владельце (родителях (законных представителей) владельца).2.8. Обучающиеся могут использовать на уроке планшеты или электронные книги в рамках учебной программы образовательной организации только с разрешения педагога и с учетом норм, установленных СанПиН 1.2.3685-21.2.9. Шрифтовое оформление электронных учебных изданий должно соответствовать СанПиН 1.2.3685-21:

КлассыОбъем текста единовременного прочтения, количество знаковКегль шрифта, пункты, не менееДлина строки, мм, не менееГруппа шрифта
1-2 классыне более 10016не регл.рубленные
не более 2001880
3-4 классыне более 20014не регл.рубленные
не более 4001680
более 4001890
5-9 классыне более 20012не регл.все группы
не более 4001450все группы
более 4001680рубленные
10-11 классыне более 20010не регл.рубленные
не более 4001250все группы
более 4001480все группы

2.10.

Для текстовой информации в электронном учебном издании не допускается применять:

  • узкое начертание шрифта;
  • курсивное начертание шрифта (кроме выделений текста);
  • более четырех цветов шрифта различных длин волн на одной электронной странице;
  • красный фон электронной страницы.

2.11. Педагогические работники школы также ограничивают себя в пользовании средствами мобильной связи во время образовательной деятельности (за исключением экстренных случаев).2.12. Педагогические работники могут использовать на уроке мобильные электронные устройства для входа в «Электронный журнал» класса.2.13.

Всем участникам образовательной деятельности необходимо пользоваться памяткой для обучающихся, родителей (законных представителей) и педагогических работников по профилактике неблагоприятных для здоровья и обучения детей эффектов от воздействия устройств мобильной связи (см. Приложение 3).2.14.

Все вопросы, возникающие между участниками образовательной деятельности в отношении соблюдения Положения разрешаются путем переговоров с участием представителей администрации образовательной организации, директора школы и Комиссии по урегулированию споров в школе.

Права и обязанности обучающихся (пользователей) мобильной связи

3.1.

Пользователи мобильной связи в школе имеют право:

  • осуществлять и принимать звонки;
  • звонить и оправлять смс-уведомления только с целью оперативной связи обучающегося со своими родителями (законными представителями), с экстренными службами (пожарная служба 101, 112, скорая медицинская помощь 103);
  • прослушивать аудиозаписи с использованием наушников;
  • играть в мобильном устройстве;
  • вести фото- и видео-съемку лиц, находящихся в образовательной организации с их согласия.

3.2. В соответствии с Конституцией Российской Федерации обучающиеся должны знать о том, что сбор, хранение, использование и распространение информации о личной жизни лица без его согласия запрещено, а также осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.3.3. В целях обеспечения сохранности средств мобильной связи обучающийся обязан не оставлять их без присмотра.

Ответственность пользователей мобильной связи

4.1.

В результате нарушения настоящего Положения обучающимися предусматривается применение дисциплинарной ответственности, согласно Федеральному закону №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:

  • за однократное нарушение – преподаватель объявляет дисциплинарное взыскание в виде замечания с правом внесения в дневник обучающегося с написанием объяснительной;
  • за неоднократное – в виде докладной записки на имя заместителя директора школы по воспитательной работе проводится разъяснительная беседа с обучающимися в присутствии родителей (законных представителей) о рисках здоровью от воздействия электромагнитного излучения, генерируемого устройствами мобильной связи, о возможных негативных последствиях и эффективности образовательной деятельности при неупорядоченном использовании устройств мобильной связи во время занятий.

4.2. За нарушение данного Положения педагогические работники также несут ответственность в соответствии с действующим законодательством и локальными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Заключительные положения

5.1. Настоящее Положение об использовании мобильных телефонов и других средств коммуникации в общеобразовательной организации является локальным нормативным актом школы, принимается на Педагогическом совете и утверждаются (вводится в действие) приказом директора организации, осуществляющей образовательную деятельность.
5.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
5.3. Положение об использовании мобильных телефонов и других средств коммуникации принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.5.1. настоящего Положения.
5.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.
Лист ознакомления обучающихся с Положением об использовании мобильных телефонов и других средств коммуникации в школе
Лист ознакомления родителей (законных представителей) с Положением об использовании мобильных телефонов и других средств коммуникации в школе
Памятка для обучающихся, родителей и педагогических работников по профилактике неблагоприятных для здоровья и обучения детей эффектов от воздействия устройств

Перейти к разделу:
Положения для школы

Есть ли смысл следовать каким-то правилам поведения, когда все вокруг их нарушают

Разумеется, стоит. Воспитание и принятые в обществе правила поведения еще никто не отменял. Не стоит становиться на один уровень с теми, кто живет без оглядки на общество.

Соблюдение телефонного этикета создаст о вас благоприятное впечатление, что немаловажно на работе и в общении с близкими людьми.

Кинотеатры и театры

Выключите телефон перед входом в помещение. Если вы должны быть на связи, то включите беззвучный режим или вибрацию. Убедитесь, что во время фильма или спектакля у вас не зазвонит телефон на весь зал. Не отвечайте на звонок в помещении. Для того, чтобы ответить на вызов и не испортить отдых людям вокруг, стоит выйти в вестибюль и перезвонить.

Машина

Не разговаривайте по телефону в машине ни как пассажир, ни как водитель. Если вы пассажир, то вы должны быть вежливы с другими людьми в машине и не отвлекать водителя своими разговорами. Если вы водитель, то вам нужна полная сосредоточенность и внимание на дороге, не отвлекайтесь на телефон.

Находясь с близкими людьми

Проводя время с семьей и друзьями, будьте с ними вежливы и не общайтесь с кем-то по телефону. Стоит находиться физически и эмоционально вовлеченным в компании близких людей. Если вам надо ответить на звонок, то скажите, что вы созвонитесь с человеком позже, когда освободитесь.

Общественный транспорт

Когда вы пользуетесь общественным транспортом, выключите звук на телефоне. Ограничьте разговоры по мобильному телефону. Другие люди не хотят слушать всю дорогу ваши активные беседы. Помните, что это грубо и так лучше не делать.

Очередь на кассе

Находясь в очереди, не стоит разговаривать по мобильному телефону. Люди вокруг вас не имеют возможности уйти и не слушать вас. Проявите уважение к ним и к кассиру. Вы можете подождать пару минут и перезвонить, когда освободитесь. Не делайте исходящих звонков во время того, как вы стоите в очереди в магазине. Если вам позвонили, то стоит сообщить о том, что вы заняты и перезвоните позже.

Правила этикета при использовании телефонов

  1. Телефоны выключаются в местах требования: в больницах, самолетах.
  2. Откажитесь от разговоров по смартфону за рулем — прежде всего это техника безопасности.
  3. В музеях, театрах, библиотеке, учебных заведениях не забудьте включить беззвучный режим, чтобы никому не мешать. В кинотеатре лучше вообще не доставать мобильный, в темноте яркий свет ослепляет.
  4. Позаботьтесь о мелодии на звонок. Слишком громкая, откровенно пугающая, резкая мелодия будет злить окружающих. Да и впечатление Вы произведете не самого серьезного человека.
  5. Гудок может быть заменен только на приятную мелодию. Во многих случаях шуточный автоответчик или нелепые шутки будут совсем не смешны.
  6. Нельзя давать чужие номера без разрешения. Единственное исключение — визитки, где номер находится практически в открытом доступе.
  7. Не стоит кричать или шептать в телефонную трубку. На всех смартфонах есть кнопка прибавления или убавления звука, абонент сам настроит звук так, как ему нужно.
  8. Обсуждение личных тем при посторонних — табу. Во-первых, не всем приятно слушать личные проблемы посторонних, во-вторых — вы же точно не знаете, кто именно слушает ваши откровения.
  9. Не снимайте людей без их разрешения, тем более нельзя это куда-то выкладывать.
  10. Не нужно демонстрировать возможности своего мобильного телефона всем подряд. Многим это будет просто неинтересно. Смартфон давно не является средством для самоутверждения и показателя крутости.
  11. Записывайте новые номера под нормальными именами. Обидные прозвища могут стать известны, или вы потом сами просто не поймете, кто же записан под этим номером.
  12. В общественных местах музыку слушают только через наушники. На кладбище или в церкви музыку не слушают вообще.
  13. Гарнитура вставляется в ухо по необходимости, например, когда Вы за рулем. При разговоре с людьми ее нужно вытащить, чтобы собеседник не гадал, с кем же вы разговариваете.
  14. В кафе и ресторанах телефоны на стол не кладут. Это создает проблемы для официантов — нужно поставить тарелки и при этом не налить ничего на ваше средство связи. Разговаривать по мобильному за едой тоже неприлично — мало кому нравятся звуки жевания.
  15. Если ждете важный звонок на совещании, предупредите об этом коллег. Когда звонок поступит, извинитесь и выйдите, только потом можно ответить на звонок.
  16. Во время разговора лучше отойти от людей.
  17. Если вы сами совершаете звонок, поздоровайтесь и поинтересуйтесь, может ли собеседник сейчас общаться. В случае занятости, договоритесь, чтобы перезвонили уже Вам.
  18. Когда нет уверенности. что человек, которому собираетесь звонить, помнит Вас, в начале разговора представьтесь и озвучьте цель беседы.
  19. Реагируйте звуком на слова собеседника, чтобы он понимал, что Вы его слушаете.
  20. Если звонок прервался, перезванивает инициатор разговора.
  21. Лучше поинтересоваться, сколько времени Вам может уделить абонент. Обычный деловой звонок занимает примерно 10 минут.
  22. Звонить в будни на мобильный и домашний телефон раньше восьми утра и позже 22.00 часов считается дурным тоном.
  23. Если человек не ответил на звонок, не нужно перезванивать по сто раз. Второй раз можно попробовать связаться примерно через пару часов.
  24. Не лезьте в чужой телефон, даже если это телефон кого-либо из родных, друзей.
  25. Если звонят на чужой телефон, не отвечайте.
  26. Старайтесь как можно дольше сохранять свой мобильный номер.
  27. В случае, если номеров несколько, то для звонков одному абоненту старайтесь использовать один и тот же.
  28. Не растягивайте прелюдию, постарайтесь как можно скорее перейти к делу.
  29. Если стоите в очереди — на звонок лучше не отвечать. Иначе потом придется делать сто дел одновременно.
  30. Уберите звук с кнопок набора номера. Как правило, они далеки от приятных.
  31. Не нужно кидать людям «маячки» или быстро отключаться, сказав: «Перезвони!», за исключением круга наиболее близких людей.
  32. Если человек находится в отпуске и рабочий вопрос может быть хоть как-то решен без него, звонить ему не нужно.
  33. Не нужно прерывать разговор по телефону со словами: «Извини, у меня вторая линия!». Исключение составляют случаи, когда на второй линии очень важный звонок, а на первой – разговор с целью убить время, при этом первый собеседник точно на вас не обидится.

Работа

Если у вас есть личный кабинет, то нет ничего страшного в том, чтобы оставить свой телефон включенным. Однако, если вы работаете в открытом пространстве и вокруг вас люди, то стоит позаботиться о комфорте коллег. Выключите звук на своем телефоне.

Коллеги не хотят знать подробности вашей личной жизни или последние сплетни. Также стоит воздерживаться от использования мобильного телефона во время совещаний и деловых встреч. Иначе вы рискуете испортить свою профессиональную репутацию.

Разговоры в общественных местах

Мы все были в местах, где кто-то разговаривает по телефону, игнорируя комфорт людей вокруг. Скорее всего, некоторые из нас были этим человеком.

Увлеченно говоря, можно забыть, что все вокруг слышат каждое произносимое слово. Незнакомые люди не очень хотят знать подробности чужой жизни. Да и кто хочет слышать нескончаемый поток слов. Вероятно, это будет раздражать всех вокруг.

Пожалуйста, не включайте динамик в общественном месте. Так вы только усугубите ситуацию. Это грубо по отношению к людям вокруг вас, а также для вашего собеседника.

Результаты исследований, показавших отрицательные последствия использования устройств мобильной связи на здоровье детей

Приложение 2

Рестораны и кафе

Отключите звук и включите беззвучный режим либо вибрацию. Так вы не будете создавать лишнего шума, если вам кто-то позвонит. Делайте исходящие звонки только в случае необходимости, постарайтесь не затягивать разговор. Еще лучше, выйдите в холл или на улицу для того, чтобы позвонить. Таким образом вы не будете беспокоить других людей, которые пытаются насладиться едой в тихом месте.

Когда вам звонят, дайте знать собеседнику, что вы заняты и скажите, что перезвоните позже. Если это, конечно, не чрезвычайная ситуация. Если вы говорите в помещении, а не вышли в холл или на улицу, то старайтесь говорить тихо и кратко.

Самолет

До взлета выключите свой телефон или включите авиарежим. Некоторые авиакомпании не разрешают пользоваться мобильным устройством во время полета из-за соображений безопасности. Существует обеспокоенность тем, что электронные гаджеты могут создавать помехи навигационному оборудованию.

Сообщения

Избегайте обмена сообщениями, когда вы находитесь на встрече в ресторане, работе или с близкими людьми. Текстовые сообщения равносильны перешептыванию.

Церковь

Вы и люди вокруг вас должны иметь возможность провести время в церкви в атмосфере спокойствия. Стоит выключить свой телефон на время, пока вы находитесь в помещении. Уважайте других.

Памятка для обучающихся, родителей и педагогических работников по профилактике неблагоприятных для здоровья и обучения детей эффектов от воздействия устройств мобильной связи

1. Исключение ношения устройств мобильной связи на шее, поясе, в карманах одежды с целью снижения негативного влияния на здоровье.

2. Максимальное сокращение времени контакта с устройствами мобильной связи.

3. Максимальное удаление устройств мобильной связи от головы в момент соединения и разговора (с использованием громкой связи и гарнитуры).

4. Максимальное ограничение звонков с устройств мобильной связи в условиях неустойчивого приема сигнала сотовой связи (автобус, метро, поезд, автомобиль).

5. Размещение устройств мобильной связи на ночь на расстоянии более 2 метров от головы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *