Методические рекомендации об использовании устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях (утв. Роспотребнадзором N МР 2.4.0150-19, Рособрнадзором N 01-230/13-01 14.08.2019) (вместе с Результатами исследований, показавших отрицательные последствия использования устройств мобильной связи на здоровье детей, Памяткой для обучающихся, родителей и педагогических работников по профилактике неблагоприятных для здоровья и обучения детей эффектов от воздействия устройств мобильной связи) :: СудАкт.ру

“методические рекомендации об использовании устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях” (утв. роспотребнадзором n мр 2.4.0150-19, рособрнадзором n 01-230/13-01 14.08.2022) (вместе с “результатами исследований, показавших отрицательные последствия использования устройств мобильной связи на здоровье детей”, “памяткой для обучающихся, родителей и педагогических работников по профилактике неблагоприятных для здоровья и обучения детей эффектов от воздействия устройств мобильной связи”)

– последняя редакция | база нпа

Утверждаю

Руководитель Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека
А.Ю.ПОПОВА
14.08.2022 N МР 2.4.0150-19

Руководитель Федеральной службы
по надзору в сфере образования и науки
С.С.КРАВЦОВ
14.08.2022 N 01-230/13-01

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ УСТРОЙСТВ МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Методические рекомендации об использовании устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях

1. Разработаны:

Роспотребнадзор (Шевкун И.Г., Кузьмин С.В., Яновская Г.В.); ФБУН “Новосибирский НИИ гигиены” Роспотребнадзора (Новикова И.И., Ерофеев Ю.В.); Управление Роспотребнадзора по Новосибирской области (Щербатов А.Ф.); ФБУЗ “Центр гигиены и эпидемиологии по Новосибирской области (Семенова Е.В.), Управление Роспотребнадзора по Омской области (Крига А.С., Бойко М.Н.);

Минпросвещения России (Синюгина Т.Ю., Садовникова Ж.В.);

Рособрнадзор (Кравцов С.С., Музаев А.А., Семченко Е.Е., Смирнова П.П.);

ФГБУ Российская академия образования (Зинченко Ю.П., Цветкова Л.А., Малых С.Б.);

ФГБОУ ВО “Новосибирский государственный медицинский университет” Минздрава России (Шпагина Л.А.);

ФГБНУ “НИИ медицины труда имени академика Измерова Н.Ф. (Рубцова Н.Б.).

Методические рекомендации
об использовании устройств мобильной связи
в общеобразовательных организациях
(далее – Методические рекомендации)

1. Общие положения

Целью настоящих Методических рекомендаций является определение порядка использования устройств мобильной связи в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее – образовательные организации, общеобразовательные программы) с целью профилактики нарушений здоровья обучающихся, повышения эффективности образовательного процесса.

2. Международный опыт регламентации требований
к режиму использования устройств мобильной связи
в образовательных организациях

Анализ международного опыта показал, что ранний возраст начала использования устройств мобильной связи и длительные накопленное время их использования являются факторами, ведущим к нарушениям психики, что проявляется у ребенка гиперактивностью, повышенной раздражительностью, снижением долговременной памяти и умственной работоспособности, нарушением коммуникативных способностей, расстройством сна <1>.

——————————–

<1> Nathanson A.I., Alade F., Sharp M.L., Rasmussen E.E., Christy K. The relation between television exposure and executive function among preschoolers//Dev. Psychol. 2022. N 50. P. 1497 – 1506; https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2022.01833/full; Pagani L.S., Fitzpatrick C., Barnett T.A., Dubow E. Prospective associations between early childhood television exposure and academic, psychosocial, and physical well-being by middle childhood//Arch. Pediatr. Adolesc. Med. 2022. T. 164. P. 425 – 431; https://jamanetwork.com/journals/jamapediatrics/article-abstract/383160; Moreira, G.A., Pradella-Hallinan M. Sleepiness in Children//Sleep Med. Clin. 2022. N 12. P. 407 – 413; https://www.ncbi.nlm.nih.gov.

Чрезмерная эмоциональная и психическая стимуляция от использования электронных средств массовой информации вызывает у детей состояние психологической и физиологической гипервозбужденности перед сном.

Исследования, представленные в работах российских ученых, выявили негативные реакции у детей, использующих мобильные телефоны в образовательной организации, существенно отличающие их от сверстников, не использующих мобильные устройства. Негативные реакции проявлялись в виде ослабления смысловой памяти, снижения внимания, скорости аудиомоторной реакции, нарушений фонематического восприятия, раздражительности, нарушений сна.

Проведенные исследования свидетельствуют об отрицательной зависимости времени пользования смартфоном и успеваемостью у обучающихся: чем больше времени ежедневно он тратит на смартфон, тем хуже справляется с учебными тестами. Таким образом, интенсивное использование телефона даже для решения учебных задач может отрицательно сказываться на учебной деятельности. Объяснение полученной зависимости исследователи связывают с феноменом многозадачности. Многофункциональность телефона, наличие множества приложений неизбежно создают ситуацию многозадачности, требующую постоянных переключений с одного вида активности на другой, в том числе в процессе обучения. Это ведет к ухудшению усвоения материала и снижению успеваемости.

Для оценки роли использования смартфонов в учебной деятельности в Великобритании было проведено исследование, которое показало, что запрет на использование телефона в школе у 16-летних школьников повышает успешность сдачи тестов на 6,4%.

В Австралии, Бельгии, Великобритании, Канаде, Малайзии, Нигерии, Франции, Узбекистане, Уганде по результатам исследований выработаны рекомендации по режиму использования устройств мобильной связи детьми, в том числе в образовательных учреждениях.

Так, во Франции принят закон, запрещающий в школах все виды мобильных телефонов, а также планшеты и смарт-часы <2>.

——————————–

<2> http://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=JORFTEXT000037284333&dateTexte=&categorieLien=id; https: //www.theguardian.com/world/2022/jun/07/french-school-students-to-be-banned-from-using-mobile-phones.

В Бельгии <3> и Великобритании <4> вопрос запрета на использование мобильных телефонов решается по каждой школе индивидуально. Общего разрешительного или запретительного правила не установлено.

——————————–

<3> https://ru.euronews.com/2022/09/03/ru-school-phones.

<4> https://www.theguardian.com/education/2022/may/16/schools-mobile-phones-academic-results.

С 2022 года запрещено пользоваться мобильными телефонами в школах провинции Онтарио (Канада) <5> и в штате Новый Южный Уэльс (Австралия) <6>.

——————————–

<5> https://www.oxfordlearning.com/should-cell-phones-be-allowed-classrooms/.

<6> https://kidspot.co.nz/school-age/back-to-school/should-mobile-phones-be-banned-from-schools/.

Запрещено пользоваться мобильными телефонами с 2022 года в Малайзии и Нигерии, с 2022 года – в Уганде <7>.

——————————–

<7> https://blogs.worldbank.org/edutech/banning-and-unbanning-phones-schools.

3. Рекомендации по упорядочению использования устройств
мобильной связи в образовательных организациях

В целях минимизации вредного воздействия на детей устройств мобильной связи органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования общеобразовательным организациям рекомендуется:

– рассмотреть вопрос об ограничении использования мобильных устройств связи в образовательной организации обучающимися, за исключением детей, нуждающихся в пользовании такими устройствами по состоянию здоровья (мониторинг сахара крови при сахарном диабете 1 типа и др.), а также педагогическими работниками и родителями в целях снижения рисков нанесения вреда здоровью и развитию детей в связи с использованием устройств мобильной связи;

– проводить регулярную информационно-просветительскую и разъяснительную работу с руководителями образовательных организаций, педагогическими работниками (в том числе через курсы повышения квалификации с привлечением квалифицированных специалистов), родителями (законными представителями) и обучающимися о рисках здоровью от воздействия электромагнитного излучения, генерируемого устройствами мобильной связи, о возможных негативных последствиях и эффективности учебного процесса при неупорядоченном использовании устройств мобильной связи в образовательном процессе; включить в метапредметные результаты основных образовательных программ школ вопросы формирования знаний и навыков по соблюдению правил безопасности в современной цифровой среде; разрабатывать памятки, инструкции, иные средства наглядной агитации по разъяснению порядка упорядочения использования устройств мобильной связи в образовательной организации для педагогических работников, родителей и обучающихся;

– обеспечить психолого-педагогическое сопровождение процесса, связанного с ограничением использования устройств мобильной связи в образовательной организации;

– предусмотреть для всех участников образовательного процесса целесообразность перевода устройств мобильной связи в режим “без звука” при входе в образовательную организацию (в том числе с исключением использования режима вибрации из-за возникновения фантомных вибраций);

– информировать родителей и обучающихся об их ответственности за сохранность личных устройств мобильной связи в общеобразовательной организации;

– предусмотреть места хранения во время образовательного процесса устройств мобильной связи обучающихся (при наличии такой возможности и необходимости);

– ограничить использование обучающимися устройств мобильной связи во время учебного процесса;

– учитывать необходимость использования имеющихся ресурсов образовательной организации или ресурсов иных организаций (в рамках сетевой формы) при выборе образовательных технологий и методик, в том числе для использования доступа обучающихся к их учетной записи в случае перехода в школе на электронные дневники, без использования личных устройств мобильной связи обучающихся;

– проводить мероприятия, направленные на воспитание культуры использования устройств мобильной связи у всех участников образовательного процесса, с использованием воспитательного потенциала совместной работы (педагогического коллектива с детьми, старшеклассников с младшими детьми) в части воспитания культуры использования устройств мобильной связи;

– обеспечить согласование с родителями вопросов коммуникации родителей с обучающимися в случае возникновения необходимости, внештатной ситуации;

– определить лиц, организующих выполнение мероприятий с обучающимися и их родителями по выработке культуры безопасной эксплуатации устройств мобильной связи, профилактике неблагоприятных для здоровья и обучения детей эффектов; за соблюдение установленного порядка; хранение устройств мобильной связи;

– использовать время перемен для общения, активного отдыха обучающихся между уроками (занятиями), восполнения их физиологической потребности в двигательной активности с учетом возрастных норм; при необходимости – использование на переменах устройств мобильной связи по прямому назначению (для звонка, смс-сообщения);

– осуществлять мониторинг и анализ работы образовательных организаций по упорядочению использования участниками образовательного процесса устройств мобильной связи с целью профилактики неблагоприятных для здоровья и обучения детей эффектов, повышения эффективности образовательного процесса и воспитания;

– распространить Памятки для обучающихся, родителей и педагогических работников по профилактике неблагоприятных для здоровья и обучения детей эффектов от воздействия устройств мобильной связи (Приложение 2).

Приложение 1

РЕЗУЛЬТАТЫ
ИССЛЕДОВАНИЙ, ПОКАЗАВШИХ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УСТРОЙСТВ МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ

Приложение 2

ПАМЯТКА
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ И ОБУЧЕНИЯ
ДЕТЕЙ ЭФФЕКТОВ ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ УСТРОЙСТВ МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ

1. Исключение ношения устройств мобильной связи на шее, поясе, в карманах одежды с целью снижения негативного влияния на здоровье.

2. Максимальное сокращение времени контакта с устройствами мобильной связи.

3. Максимальное удаление устройств мобильной связи от головы в момент соединения и разговора (с использованием громкой связи и гарнитуры).

4. Максимальное ограничение звонков с устройств мобильной связи в условиях неустойчивого приема сигнала сотовой связи (автобус, метро, поезд, автомобиль).

5. Размещение устройств мобильной связи на ночь на расстоянии более 2 метров от головы.

Опыт других стран

Для оценки роли использования смартфонов в учебной деятельности в Великобритании было проведено исследование, которое показало, что запрет на использование телефона в школе у 16-летних школьников повышает успешность сдачи тестов на 6,4%, сообщается в методических рекомендациях.

В Австралии, Бельгии, Великобритании, Канаде, Малайзии, Нигерии, Франции, Узбекистане, Уганде по результатам исследований выработаны рекомендации по режиму использования устройств мобильной связи детьми, в том числе в образовательных учреждениях.

Так, во Франции принят закон, запрещающий в школах все виды мобильных телефонов, а также планшеты и смарт-часы.

В Бельгии и Великобритании вопрос запрета на использование мобильных телефонов решается по каждой школе индивидуально. Общего разрешительногоили запретительного правила не установлено.

С 2022 года запрещено пользоваться мобильными телефонами в школах провинции Онтарио (Канада) и в штате Новый Южный Уэльс (Австралия).

Запрещено пользоваться мобильными телефонами с 2022 года в Малайзии и Нигерии, с 2022 года — в Уганде.

Памятка для обучающихся, родителей и педагогических работников по профилактике неблагоприятных для здоровья и обучения детей эффектов от воздействия устройств мобильной связи (для раздачи школьникам и родителям)

  1. Исключение ношения устройств мобильной связи на шее, поясе, в карманах одежды с целью снижения негативного влияния на здоровье.
  2. Максимальное сокращение времени контакта с устройствами мобильной связи.
  3. Максимальное удаление устройств мобильной связи от головы в момент соединения и разговора (с использованием громкой связи и гарнитуры).
  4. Максимальное ограничение звонков с устройств мобильной связи в условиях неустойчивого приема сигнала сотовой связи (автобус, метро, поезд, автомобиль).
  5. Размещение устройств мобильной связи на ночь на расстоянии более 2 метров от головы.
Читайте про операторов:  Мтс puk код заблокирован что делать - Мобильные технологии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector