ОБЗОР СМИ: Закон мошенникам не помеха

Мтс начала обслуживать своих абонентов в крыму по общероссийским роуминговым тарифам, а с июля льготный роуминг на полуострове планирует ввести и “вымпелком”.

Согласно статье в газете «Коммерсант» с 1 июня компания МТС установила новые тарифы для своих абонентов, приезжающих в Крым. Там начали действовать те же цены, что и во время путешествий по России: стоимость минуты входящего и исходящего звонков составит 8,9 руб.

, SMS — 3,95 руб., доступа в интернет — 9,9 руб. за 1 Мб. Вопрос о снижении цены — это “коммерческое решение компании”, пояснил представитель МТС Дмитрий Солодовников. Вслед за МТС снизить тарифы планирует и компания «Вымпелком». По мнению гендиректора информационно-аналитического агентства Telecom Daily Дениса Кускова, данные нововведения могут принести немалые финансовые потери компаниям.

Административная ответственность сотового оператора

Ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ установлено, что организация привлекается к ответственности в том случае, если у нее были все условия не допускать правонарушения.

В данной ситуации компания «МегаФон» является давним участником рынка телекоммуникационных сервисов, имеет специальную разрешительную лицензию по услугам связи и знает о правилах предоставления абонентам контент-сервисов. У общества есть технические возможности для извещения своих пользователей об услугах, их сути и стоимости. Компания также не приняла меры по получению от абонента согласия на добавочный сервис.

В приложенных к делу материалах суд усматривает признаки административного правонарушения, которое предусмотрено ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ. Согласно норме, юридическому лицу может быть вынесено предупреждение либо наложен штраф в пределах 30 – 40 тыс. руб.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ, при выборе наказания суд проверяет наличие отягчающих обстоятельств. К ним относится, в числе прочих, аналогичное нарушение, по которому организация уже привлекалась к ответственности, и не истек годовой срок со дня вынесения предыдущего постановления.

Читайте про операторов:  Интернет тарифы для модема: сравниваем предложения операторов |

При рассмотрении данного дела суд установил, что компания «МегаФон» прежде привлекалась к ответственности за такое же правонарушение. Причем годовой срок со дня вынесения постановления еще не прошел. Таким образом, рассматриваемое дело по заявлению контролирующего органа имеет отягчающие обстоятельства для правонарушителя.


Учитывая обстоятельства, суд наложил на «МегаФон» административный штраф в размере 35 тыс. рублей.

Борьба с мобильным мошенничеством подорвала доходы операторов от контента

Выручка российских сотовых операторов от контент-услуг в I квартале 2022 года сократилась почти на 17% по сравнению с тем же периодом 2022 года: с 16 млрд до 13,3 млрд руб., а по сравнению с предыдущим кварталом снижение составило 12,7%, подсчитало агентство AC&M-Consulting. По словам аналитика AC&M-Consulting Оксаны Панкратовой, за первые три месяца года выручка от брендированных контент-услуг операторов сократилась на 10%, а контент-провайдеры потеряли около 15% выручки. По итогам II квартала 2022 г. операторов ждет рекордное снижение доходов от контент-услуг — минимум на 25%, прогнозирует она. Операторы, по ее прогнозу, потеряют от 10 до 15%, а вот выручка от услуг контент-провайдеров может сократиться на 40-50%, сообщила газета «Ведомости».

Раньше выручка от контент-услуг в России из года в год стабильно росла, столь резкое падение связано с тем, что во II квартале 2022 года вступили в силу поправки в закон «О связи», направленные на борьбу с мобильным мошенничеством, поясняет Панкратова. А готовиться к нему операторы начали заранее, что сказалось на падении выручки уже в I квартале.

С 1 мая этого года вступила в силу новая редакция закона «О связи». Теперь абонент должен давать явное согласие на оплату мобильного контента, а оператор связи — предоставлять ему полную информацию об услуге, ее владельце и стоимости. В ответ на запрос контента оператор должен сначала прислать абоненту sms со стоимостью и видом услуги, а также запрос на подтверждение ее покупки. Свое согласие на предоставление услуги абонент должен подтвердить ответным сообщением. Кроме того, абонент может потребовать от оператора открыть ему специальный счет для оплаты контентных услуг, после чего деньги за мобильный контент должны списываться только с этого счета.

Участники рынка предполагали, что изменение в регулировании приведет к сокращению потребления контентных услуг: председатель Ассоциации провайдеров мобильных услуг и контента Надежда Анциферова опасалась, что контент-провайдеры в результате могут потерять минимум 70% своих доходов. А вот операторы не только были готовы к падению выручки, но и осознанно шли к снижению доходов от контент-услуг. «Вымпелком», например, реализовал программу по защите и информированию абонентов, говорит его представитель Анна Айбашева. Если компания выявляет нарушения со стороны контент-провайдеров, то полученные с них штрафы она распределяет среди абонентов. По итогам II квартала «Вымпелком» распределил 40 млн руб. возвратов и компенсаций между 400 000 абонентов. Это, безусловно, сказалось на выручке оператора за апрель — июнь 2022 года, говорит Айбашева. Во II квартале 2022 года сервисная выручка «Вымпелкома» от мобильных услуг снизилась на 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 54,9 млрд руб.

§

§

В число победителей II Всероссийского конкурса проектов региональной и муниципальной информатизации «ПРОФ-IT» вошло 37 работ. Среди них проекты: Санкт-Петербурга, Архангельской области, Свердловской области, Белгородской области, Республики Бурятия, Астраханской области, Чувашской Республики, Рязанской области, Краснодарского края, Нижегородской области, Кировской области, Республики Коми, Хабаровского края, Новосибирской области, Красноярского края, Пензенской области, Республики Татарстан, Иркутской области, Республики Башкортостан, Алтайского края, Калининградской области, Пермского края, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. В этом году в число победителей конкурса вошли также города Комсомольск-на-Амуре (Хабаровский край), Новосибирск, Саянск (Иркутская область) и Череповец (Вологодская область).

Напомним, что финал II Всероссийского конкурса проектов региональной информатизации «ПРОФ-IT» состоялся 29-30 мая 2022 года в Рязани. В конкурсе приняли участие 143 проекта. Более 300 региональных экспертов отбирали работы для соревнования в финале конкурса по 10 номинациям: обеспечение связи государства и общества, предоставление государственных и муниципальных услуг, ЖКХ, образование, здравоохранение, безопасность жизнедеятельности, социальная поддержка населения, системы для внутренней автоматизации, открытых данные, популяризация и продвижение сервисов электронного правительства. Конкурс проходил при поддержке Администрации Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Минздрава России, Минтруда России, Минэкономразвития России, Росреестра, Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики, научных и экспертных организаций.

Конкурс организуется и проводится Экспертным центром электронного государства и направлен на повышение качества проектов региональной и муниципальной информатизации, реализуемых в субъектах Российской Федерации.

По результатам конкурсом ежегодно выпускаются печатные сборники лучших проектов, содержащие интервью и дополнительную информацию.

Сборник лучших практик информатизации приоритетных сфер государственного управления «ПРОФ-IT:2022».

Сборник лучших практик информатизации приоритетных сфер государственного управления «ПРОФ-IT:2022»

prof-it-2022Скачать сборник 2022

Перечень проектов-финалистов II Всероссийского конкурса проектов региональной и муниципальной информатизации «ПРОФ-IT», вошедшие в Сборник 2022

Номинация «IT в социальной поддержке»

Номинация «IT в ЖКХ»

Номинация «IT в образовании»

Дистанционное обучение детей-инвалидов. Портал «Средней общеобразовательной школы — Центра дистанционного образования» (Рязанская область)

Программный комплекс для обеспечения оказания электронных услуг в сфере дошкольного образования Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Создание информационного ресурса «Единая республиканская очередь в дошкольные образовательные учреждения в электронном виде» (Республика Башкортостан)

Номинация «IT в здравоохранении»

Мобильный диагностический комплекс «Доступная медицина» (Республика Татарстан)

Создание регионального сегмента единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (Калининградская область)

Обеспечение эффективной информационной поддержки процесса оказания медицинской помощи (Кировская область)

Номинация «Системы для внутренней автоматизации

Системы сбора, анализа и предоставления данных

Единая автоматизированная информационно-аналитическая система обеспечения деятельности органов власти Республики Коми (Республика Коми)

Территориальная информационная система Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (ТИС Югры) (Ханты-Мансийский автономный округ – Югра)

Система мониторинга достижения показателей «майских» указов (Архангельская область)

Номинация «Системы для внутренней автоматизации»

Системы автоматизации внутренних бизнес-процессов

Автоматизированная информационная система «Проектное управление» (Белгородская область)

Внедрение Системы электронного документооборота исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия (Республика Бурятия)

КИС ФЕНИКС (Алтайский край)

Номинация «IT в предоставлении государственных и муниципальных услуг»

Комплексная система автоматизации предоставления услуг региона (Пензенская область)

Программный комплекс согласования документов и действий органов власти и иных организаций в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг (ПК «Кабинет согласований») (Санкт-Петербург)

Автоматизированная информационная система взаимодействия муниципальных служащих города Комсомольска-на-Амуре (АИС ВМС) (г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край)

Номинации «IT в обеспечении связи государства и общества»

Системы по автоматизации процессов предоставления информации

Инвестиционный портал Рязанской области (Рязанская область)

Информационно-аналитический портал Новосибирской области (Новосибирская область)

Электронный архив Новосибирской области (Новосибирская область)

Номинации «IT в обеспечении связи государства и общества»

Системы по автоматизации процессов сбора общественного мнения, обработки обращений, оценки качества работы органов власти и предоставления услуг

Государственная информационная система Республики Татарстан «Народный контроль» (Республика Татарстан)

Аналитическая система оценки качества предоставления услуг населению (Ханты-Мансийский автономный округ – Югра)

Информационная система сбора общественного мнения о деятельности органов государственной власти и подведомственных им учреждений (Астраханская область)

Номинация «IT в безопасности жизнедеятельности»

Информационно-аналитическая система прогнозирования, мониторинга лесопожарной обстановки и ликвидации лесных пожаров в Республике Коми. (ИАС «Лесные пожары РК») (Республика Коми)

АПК «Безопасный город» (г. Череповец, Вологодская область)

Региональная IT – система оповещения населения о прогнозе и статусе чрезвычайных ситуаций средствами сотовой связи и сети информационных терминалов (Красноярский край)

Номинация «IT для открытых данных»

Публикация исполнения показателей «майских указов» Президента Российской Федерации (http://opendata.permkrai.ru) (Пермский край)

Интернет-проект Мой Новосибирск  (г. Новосибирск)

Система 6D моделирования (Архангельская область)

Государственная информационная система «Портал открытых данных Вологодской области» (Вологодская область)

Номинация «Популяризация и продвижение сервисов электронного правительства»

Информационно-обучающий буклет «Гид по электронным муниципальным и региональным услугам Архангельской области» (Архангельская область)

Интернет-конкурс «Тимуровцы электронного правительства Красноярского края» (Красноярский край)

Комплексная система мониторинга качества предоставления муниципальных услуг в муниципальном образовании «город Саянск» (г. Саянск, Иркутская область)

Альманах лучших практик региональной информатизации «ПРОФ-IT»-2022 см. здесь >>>

Вопрос-ответ

Вопрос: “Списание денег произошло незаконно. Я вынужден полмесяца ждать перевода к др. провайдеру. Но мне отказано из-за долга. Так же пришлось аннулировать банковскую карту т.к. с нее постоянно снимались деньги.”

Мнение суда

После изучения материалов дела и письменного отзыва от общества «МегаФон» суд решил удовлетворить заявление Управления Роскомнадзора. Принимая решение, судья опирался на положения следующих норм закона:

В соответствии с положениями п. 26 Правил пользователь имеет право получать сведения обо всех получаемых им услугах и отказаться оплачивать те из них, которые ему были предоставлены без его согласия. Оператор должен сохранять в электронном виде все действия абонента.

П. 113 Правил также установлено обязательство сотового оператора извещать своего абонента об изменениях пакета услуг. Для этого абоненту на телефон направляется короткое СМС-сообщение.

Что такое контент-услуги? Это дополнительные услуги оператора связи, которые призваны сделать основной сервис компании более привлекательным. К ним относятся сообщения в виде справочной информации, развлекательные услуги, голосования, игры, за которые абоненту приходится платить. Однако п. 5 ст. 44 126-ФЗ предусматривает обязательное получение разрешения пользователя на получение им таких услуг.

Также п. 5 ст. 44 определено, что оператор связи при оказании контент-услуг должен предоставлять абоненту сведения о сути услуг и расценках на них.

Законом «О связи» предусматривается ответственность телекоммуникационной компании перед своими абонентами, если она не выполняет свои обязанности по информированию, получению согласия на активацию добавочных услуг.


Так, п. 5 ст. 54 126-ФЗ устанавливает, что если платные услуги оказываются сотовым оператором с нарушением, они могут не оплачиваться абонентом.

Мобильный оператор tele2 озвучил свои планы по развитию 4g в воронежской области. такое соглашение компания заключила с правительством области. компания планирует запустить сети четвертого поколения в регионе в конце 2022 года.

О планах Tele2 по запуску 4G в Воронежской области стало известно вчера по итогам заключения соглашения между компанией и правительством региона. Мероприятие состоялось в рамках Воронежского форума инфокоммуникационных и цифровых технологий. По сообщению газеты «Коммерсант-Воронеж», в соответствии с ним Tele2 до 2022 года планирует вложить около 410 млн руб. в развитие сетей в регионе.

Эксперты отмечают, что именно в этот период ожидается рост интереса населения к 4G. Стоит отметить, что в ноябре 2022 года Tele2 получила возможность строить сети 4G после принятия принципа технологической нейтральности, разрешающего возводить сети LTE на частотах 2G.

Обстоятельства дела

При рассмотрении обращения гражданина Кукушкина В.В. Управлением Роскомнадзора было выявлено административное правонарушение. В жалобе заявитель указал на незаконное списание компанией «МегаФон» денег с абонентского счета.

Ответственность оператора сотовой связи перед абонентом


Согласно Постановлению Правительства РФ от 23 января 2006 г. N 32 “Об утверждении Правил оказания услуг связи по передаче данных”:

Отправить обращение в роскомнадзор

Предварительно необходимо направить письмо оператору сотовой связи. Если ответа не последует, то обращение необходимо направить непосредственно в 

. Форма для отправки сообщения выглядит следующим образом:

2022-02-20_14-13-38.png

Примерная форма обращения может выглядеть следующим образом: “Я, ФИО, находясь ДАТА года в поезде оплатил услугу “Wi-Fi со счета мобильного телефона NNN в размере N рублей. При регистрации в услуге был введён номер телефона: SSS. Оплату услуги производил со счета мобильного номера NNN.

В связи с этим ДАТА я подал заявление на возврат денежных средств по услуге “Wi-Fi. Номер заявления __. Деньги на лицевой счет не поступили. Требую вернуть суму N рублей, потраченных на оплату услуги. / ЛИБО / Мне, ФИО, ДАТА была подключена УСЛУГА и со счета мобильного телефона NNN начали списывать денежные средства в размере N рублей. Оператор не уведомил меня о подключении УСЛУГИ.

Федеральный закон “о связи” от 07.07.2003 n 126-фз (последняя редакция) консультантплюс

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ,

от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 02.02.2006 N 19-ФЗ,

от 03.03.2006 N 32-ФЗ, от 26.07.2006 N 132-ФЗ, от 27.07.2006 N 153-ФЗ,

от 29.12.2006 N 245-ФЗ, от 09.02.2007 N 14-ФЗ (ред. 24.07.2007),

от 29.04.2008 N 58-ФЗ, от 18.07.2009 N 188-ФЗ, от 14.02.2022 N 10-ФЗ,

от 05.04.2022 N 41-ФЗ, от 29.06.2022 N 124-ФЗ, от 27.07.2022 N 221-ФЗ,

от 07.02.2022 N 4-ФЗ, от 23.02.2022 N 18-ФЗ, от 14.06.2022 N 142-ФЗ,

от 27.06.2022 N 162-ФЗ, от 01.07.2022 N 169-ФЗ, от 11.07.2022 N 193-ФЗ,

от 11.07.2022 N 200-ФЗ, от 18.07.2022 N 242-ФЗ, от 07.11.2022 N 303-ФЗ,

от 03.12.2022 N 383-ФЗ, от 06.12.2022 N 409-ФЗ, от 08.12.2022 N 424-ФЗ,

от 28.07.2022 N 133-ФЗ, от 28.07.2022 N 139-ФЗ, от 25.12.2022 N 253-ФЗ,

от 07.05.2022 N 99-ФЗ, от 02.07.2022 N 158-ФЗ, от 23.07.2022 N 229-ФЗ,

от 21.10.2022 N 281-ФЗ, от 02.11.2022 N 304-ФЗ, от 25.11.2022 N 314-ФЗ,

от 02.12.2022 N 338-ФЗ, от 02.12.2022 N 346-ФЗ, от 28.12.2022 N 396-ФЗ,

от 03.02.2022 N 9-ФЗ, от 02.04.2022 N 60-ФЗ, от 05.05.2022 N 97-ФЗ,

от 23.06.2022 N 160-ФЗ, от 23.06.2022 N 171-ФЗ, от 21.07.2022 N 228-ФЗ,

от 21.07.2022 N 272-ФЗ, от 01.12.2022 N 419-ФЗ, от 13.07.2022 N 216-ФЗ,

от 13.07.2022 N 257-ФЗ, от 13.07.2022 N 263-ФЗ, от 02.03.2022 N 42-ФЗ,

от 02.03.2022 N 44-ФЗ, от 05.04.2022 N 104-ФЗ, от 01.05.2022 N 122-ФЗ,

от 23.06.2022 N 204-ФЗ, от 03.07.2022 N 280-ФЗ, от 03.07.2022 N 288-ФЗ,

от 06.07.2022 N 374-ФЗ, от 17.04.2022 N 75-ФЗ, от 07.06.2022 N 110-ФЗ,

от 26.07.2022 N 193-ФЗ, от 29.07.2022 N 245-ФЗ, от 05.12.2022 N 386-ФЗ,

от 18.04.2022 N 70-ФЗ, от 03.08.2022 N 342-ФЗ, от 11.12.2022 N 465-ФЗ,

от 27.12.2022 N 527-ФЗ, от 27.12.2022 N 529-ФЗ, от 01.05.2022 N 90-ФЗ,

от 06.06.2022 N 131-ФЗ, от 27.12.2022 N 478-ФЗ, от 01.03.2020 N 42-ФЗ,

от 07.04.2020 N 109-ФЗ, от 07.04.2020 N 110-ФЗ, от 15.10.2020 N 338-ФЗ,

от 08.12.2020 N 429-ФЗ, от 30.12.2020 N 488-ФЗ, от 30.12.2020 N 533-ФЗ,

от 30.12.2020 N 535-ФЗ, от 09.03.2021 N 44-ФЗ, от 30.04.2021 N 120-ФЗ,

от 11.06.2021 N 170-ФЗ, от 02.07.2021 N 319-ФЗ, от 02.07.2021 N 331-ФЗ,

от 30.12.2021 N 465-ФЗ,

с изм., внесенным Федеральным законом от 23.12.2003 N 186-ФЗ)

§

Заключение

Как видно из рассмотренного дела, операторы сотовой связи допускают нарушения правил предоставления дополнительных платных услуг. 

Если на счету абонента подозрительно быстро кончаются деньги, скорее всего к его номеру привязаны платные услуги без его ведома.

Уточнить их подключение можно в личном кабинете. Здесь же абонент отключает их самостоятельно. Но чтобы вернуть деньги, ему придется обращаться к оператору письменно. Не помогает? Тогда пишите жалобу в Роскомнадзор.


Абонентам не рекомендуется переходить по подозрительным ссылкам, которые не сопровождаются предупредительной информацией о платности услуги, так как такое действие может стать основанием для списания средств.

Отзыв оператора связи

Однако правонарушение было выявлено 4 октября 2022 г. И на день рассмотрения дела, 26 декабря 2022 г., 3-месячный срок для назначения административного наказания не истек.

Кроме того, законодательство о защите потребительских интересов устанавливает годовой срок для привлечения к ответственности. В данном случае нарушены потребительские права Кукушкина посредством подключения платной услуги без его разрешения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *