Расходы на услуги связи: налоги и учет

Что делать, если предоплату надо вернуть

Бывает, что покупатель передумал делать покупку и попросил вернуть перечисленную предоплату. В этом случае продавец должен сформировать чек в момент возврата денег.

Особенность такого чека в том, что в графе признак расчета указан «возврат прихода». В остальном чек полностью аналогичен тому, что оформили при получении предоплаты. Важно помнить, что если предоплата получена в безналичной форме, вернуть ее нужно на счет, с которого она поступила.

Специальный чек коррекции формировать не нужно.

Подключите Контур.Бухгалтерию и Контур.Маркет, чтобы автоматически получать накладные и данные о продажах. Бухгалтеру будет проще обрабатывать первичку, считать налоги, вести КУДиР и следить за кассовой дисциплины. А еще в сервисе можно вести учет, оформлять расчеты с сотрудниками, готовить отчеты и сдавать их через интернет. Новые пользователи получают 14 дней работы в сервисе в подарок.

энциклопедия решений. предварительная оплата (аванс) | гарант

Предварительная оплата (аванс)

В соответствии с п. 4 ст. 421, п. 1 ст. 422 ГК РФ условия договора (в том числе и порядок расчетов по нему) определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.

Возможность осуществления предварительной оплаты товара, работы, услуги допускается гражданским законодательством (см., например, ст. 487 ГК РФ), поэтому стороны договора могут предусмотреть порядок расчетов с предварительной оплатой (авансом).

Предварительная оплата (аванс) фактически является одним из видов коммерческого кредитования (п. 1 ст. 823 ГК РФ), когда плательщик выступает кредитором до момента предоставления встречного исполнения по договору (например, поставки товара, оказания услуги).

На практике вызывает вопрос возможность внесения аванса при заключении предварительного договора. Предварительный договор не предусматривает обязательств какой-либо из сторон по уплате денежных сумм, за исключением задатка, если стороны договорятся о том, что исполнение обязательства по заключению основного договора обеспечивается задатком (п. 4 ст. 380 ГК РФ в редакции Федерального закона от 08.03.2022 N 42-ФЗ, вступившего в силу с 01.06.2022). В то же время гражданское законодательство не содержит запрета на внесение денежных средств по предварительному договору.

Сумма аванса может равняться как частичной, так и полной оплате по договору. Вместе с тем в отношении отдельных субъектов (в частности, учреждений – получателей бюджетных средств) могут предусматриваться ограничения авансовых платежей при заключении договоров (контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг. Помимо размера авансовых платежей, в договоре могут быть согласованы срок и форма их внесения – наличная или безналичная.

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете расчеты с поставщиками услуг связи отражаются по

счету0 302 21 000

«Расчеты по услугам связи».
Для отражения авансовых платежей по услугам связи используется

счет 0 206 21 000

«Расчеты по авансам по услугам связи».
Основанием для принятия к учету расходов на услуги связи является подписанный сторонами договора акт оказанных услуг.

Пример 1

Бюджетное учреждение заключило договор на оплату услуг связи на 2022 год на общую сумму 36 000 руб. Договором предусмотрена поставка и оплата услуг связи на основании ежемесячно представляемых актов оказанных услуг и выставляемых счетов.

За январь 2022 года фактическая сумма оказанных услуг составила 3 000 руб. Услуги оплачены за счет средств субсидии, предоставленной на выполнение государственного задания.

В бухгалтерском учете учреждение отразит следующие бухгалтерские записи:

Содержание операцииДебетКредитСумма, руб.
Начислены расходы на оплату услуг связи0700
0000000000
244
4 109 80 221
0700
0000000000
244
4 302 21 730
3 000
Оплачены услуги связи0700
0000000000
244
4 302 21 830
0700
0000000000
000
4 201 11 610
3 000
 Забалансовый счет 18
(КВР 244, подстатья 221 КОСГУ)
Пример 2Автономное учреждение осуществляет за счет собственных средств оплату сотовой связи своим работникам по 500 руб. в месяц. Согласно договору с оператором услуг связи денежные средства зачисляются авансом в начале месяца на номера сотрудников. По окончании месяца оператор представляет акт оказанных услуг.

В начале февраля 2022 года на номера сотрудников было перечислено 10 000 руб. По факту один из сотрудников превысил установленный в учреждении лимит расходов, в акте оказанных услуг сотовой связи за февраль значится сумма 10 170 руб. В результате работник вернул сумму перерасхода в кассу учреждения.

В бухгалтерском учете учреждения операции отразятся следующим образом:

Содержание операцииДебетКредитСумма, руб.
Перечислен аванс за услуги сотовой связи0700
0000000000
244
2 206 21 000
0700
0000000000
000
2 201 11 000
10 000
 Забалансовый счет 18 (КВР 244, подстатья 221 КОСГУ)
Отражены расходы на оплату услуг связи на основании представленного акта оказанных услуг0700
0000000000
244
2 109 80 221
0700
0000000000
244
2 302 21 000
10 170
Зачтен ранее перечисленный аванс за услуги связи0700
0000000000
244
2 302 21 000
0700
0000000000
244
2 206 21 000
10 000
Произведен окончательный расчет за услуги связи за февраль0700
0000000000
244
2 302 21 000
0700
0000000000
000
2 201 11 000
170
 Забалансовый счет 18 (КВР 244, подстатья 221 КОСГУ)
Возвращены работником суммы перерасхода по услугам сотовой связи*0700
0000000000
130
2 205 30 000
0700
0000000000
130
2 401 10 130
170
0700
0000000000
000
2 201 34 000
0700
0000000000
130
2 205 30 000

* В соответствии с п. 2 Письма Минфина РФ от 18.10.2022 № 02-06-10/4354 возмещение работником расходов учреждения на услуги связи является собственным доходом учреждения.

Бухучет компенсаций

Бухгалтерский учет сотовой связи сотрудников осуществляется, если звонки использовались с целью извлечения компанией прибыли. Затраты, не обоснованные экономически, не принимаются к учету. В таблице показали, как оплачивать личный телефон сотрудника и как такие операции отражаются в бухучете:


А вот как возместить мобильную связь сотруднику в бюджетном учреждении (указания № 65н от 01.07.2022, инструкция № 174н от 16.12.2022):

  • Дт 0 109 00 212 Кт 0 302 12 730 — начислено возмещение (п. 128 инструкции 174н);
  • Дт 0 302 12 830 Кт 0 201 34 610 — возмещение выплачено из кассы, если с работниками производятся наличные расчеты (п. 85 инструкции 174н);
  • Дт 0 302 12 830 Кт 0 201 11 610 — возмещение перечислили на банковскую карту, если с работниками производятся безналичные расчеты (п. 129 инструкции 174н).

Документальное оформление использования сотовой связи

В любом учреждении, которое в ходе своей деятельности использует сотовую связь, должны быть следующие документы.

Документ

Содержание

Приказ руководителя учреждения

Список должностей, работа по которым требует использования сотовой связи

Должностная инструкция работника

Обоснование использования сотовой связи

Трудовой договор или дополнительное соглашение к нему

Условия и порядок выплаты компенсации либо фиксированная сумма за использование сотрудником сотовой связи

Документы, подтверждающие расходы

В различных нормативах закреплено, как оформить компенсацию сотовой связи сотруднику (письма Минфина № 03-03-06/2/178 от 13.10.2022, Минздравсоцразвития № 2538-19 от 06.08.2022). Затраты обосновывают:

  • должностной инструкцией — в ней указывают, что при выполнении работы требуется использовать мобильный телефон и, соответственно, услуги мобильного оператора;
  • трудовым договором — в нем указывают размер и порядок компенсации издержек;
  • договором с мобильным оператором — в нем подтверждают регистрацию номера телефона за конкретным служащим;
  • счетами за связь — в них указывается сумма затрат.

Особых правил, как прописать в трудовом договоре компенсацию мобильной связи, нет: работодатели устанавливают фиксированную сумму или определяют иной порядок расчета и выплаты возмещения.


В законодательных актах не указано, обязан ли работник предоставлять детализацию звонков по личной сим-карте для подтверждения расходов. У ведомств нет единого мнения на этот счет:

1. ИФНС при проверке требует детализацию звонков для экономического обоснования расходования средств и подтверждения служебного характера телефонных разговоров (письмо УФНС по г. Москве № 16-15/104055@ от 05.10.2022). Этой позиции придерживается и Минфин — детализация позволяет отследить служебные звонки (письма № 03-03-04/3/15 от 27.07.2006, № 03-03-06/1/350 от 05.06.2008, № 03-03-07/2 от 19.01.2009).

2. Суды утверждают обратное. В Налоговом кодексе нет перечня документов, который подтверждает служебный характер издержек на мобильные услуги, детализация не является обязательной (постановление ФАС МО № КА-А40/7416-09 от 06.08.2009). Судебные органы отсылают к тому, что содержание переговоров — это тайна, охраняемая законом (ст. 63 126-ФЗ от 07.07.2003, определение КС РФ № 345-О от 02.10.2003, постановление ФАС МО № КА-А40/4697-09-2 от 03.06.2009).

Запрос детализации звонков не обязателен по закону. Но работодатели запрашивают детализацию наравне со счетом и счетом-фактурой для экономического обоснования надбавка за использование сотовой связи и включения таких затрат в базу расчета по налогу на прибыль.

А вот компенсация мобильных услуг генеральному директору производится без дополнительного подтверждения детализацией. Если в договоре с сотовым оператором указан единственный пользователь (директор) и акт оказанных услуг это подтверждает, нет необходимости предоставлять дополнительные документы (постановления АС трех инстанций по делу № А63-5953/2022 от 29.01.2022). Затраты в таком случае относят к прочим расходам на производство и реализацию пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ (постановление кассации № Ф08-6112/2022 от 08.08.2022).

Как оформить чек на зачет предоплаты

Этот чек продавец пробивает и выдает, когда покупатель получает оплаченные товары, работы или услуги.

Внимание! Чек на зачет предоплаты нужен только при расчетах с физлицами (Письмо ФНС России от 21.08.2022 № АС-4-20/16571@). Если вы получили предоплату от организации или ИП, то выдавать второй чек в момент передачи товаров не нужно, так как тут нет факта оплаты наличными или электронными средствами платежа.

В чеке на зачет указывается полная сумма расчета с учетом ранее переданной предоплаты. Реквизиты будут следующие:

Признак расчета при зачете такой же — «ПРИХОД».

Признак способа расчета для зачета обычно «ПОЛНЫЙ РАСЧЕТ» или «4» (в ФФД 1.05 значение «полный расчет» можно не заполнять ни на бумажных, ни на электронных чеках.

Наименование предмета расчета теперь указывается в любом случае, так как при зачете продавец точно знает, за что получает деньги от покупателя.

Признак предмета расчета зависит от того, что приобрел покупатель: «1» или «товар»; «2» или «работа»; «3» или «услуга».

Цена за единицу и стоимость предмета расчета заполняется фактическими ценами, а не уплаченными во время отгрузки суммами.

Сумма расчета будет равна стоимости товара (работы или услуги).

НДС теперь указывается по стандартным ставкам «20%» или «10%», а не по расчетным, как в чеке на предоплату.

Сумма по чеку предоплатой указывается сумма денег, которую продавец получил от покупателя при первом расчете.

Образец чека на зачет предоплаты

Если получив товар покупатель не вносит остаток платежа, то в графе «Признак расчета» указывается «5» или «Частичный расчет и кредит». Тогда в чеке дополнительно заполняется графа «Сумма по чеку с постоплатой» (тег 1216), в которой указывается сумма, не уплаченная покупателем в день передачи товара.

Как оформить чек на получение предоплаты

Все особенности формирования чеков на предоплату и аванс ФНС пояснила в письме от 20.02.2022 N ЕД-4-20/2929@.

В чеке должны быть все стандартные реквизиты: название, ИНН продавца, номер смены, дата, время и место расчета. Организации и предприниматели на ОСНО дополнительно указывают в чеке расчетную ставку НДС (тег 1199) и сумму налога (тег 1106 или 1107).

Данные покупателя в чеке обычно не указываются. Это нужно, только при расчетах с организациями и ИП по карте или наличными.

Также в чеке есть несколько реквизитов, которые меняются в зависимости от формы расчета. В чеке на предоплату указываются следующие:

Признак расчета при получении предоплаты или аванса — «ПРИХОД».

Признак способа расчета зависит от вида полученной предоплаты:

  • для полной предоплаты — «ПРЕДОПЛАТА 100 %» или «1»;
  • для частичной предоплаты — «ПРЕДОПЛАТА» или «2»;
  • для аванса (не известен перечень оплаченных товаров) — «АВАНС» или «3».

Наименование предмета расчета указывается только для полной или частичной предоплаты. Так как при получении аванса продавец не может определить, за что покупатель передал деньги, наименование не указывается.

Цена за единицу и стоимость предмета расчета заполняется суммой предоплаты. Поэтому эти суммы будут равны цене товара по прайсу, только если получена полная предоплата. При получении предоплаты за несколько товаров сумму предоплаты надо разделить между ними пропорционально их стоимости.

Сумма расчета всегда будет равна сумме, полученной от покупателя.

НДС включается во все вышеперечисленные показатели, поэтому в теге 1199 указывается расчетная ставка «20/120» или «10/110». Разумеется это не касается продавцов, которые не платят НДС, они этот тег в чек не включают.

Образцы чеков на предоплату и аванс

Продавец пробивает чек в момент расчета и передает его покупателю. Для разных способов оплаты есть свои нюансы, например, при безналичной оплате чек надо пробить не позднее дня, следующего за днем расчета.

Налоговый учет

Расходы учреждения, произведенные за счет средств субсидий или лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), не включаются в базу по налогу на прибыль на основании

пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ.

В рамках приносящей доход деятельности обоснованные и документально подтвержденные расходы бюджетного или автономного учреждения на услуги связи учитываются при исчислении налога на прибыль в составе прочих расходов согласно

пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ

.
Кроме того, бюджетные (автономные) учреждения вправе включить в расчет налога на прибыль расходы на услуги связи, произведенные сверх нормативных затрат, покрываемых за счет субсидий на государственное задание,  при условии, что данные расходы относятся и к деятельности, приносящей доход, и к уставной бюджетной деятельности, а также соответствуют критериям

ст. 252 НК РФ

. В этом случае такие расходы подлежат распределению в соответствии с

п. 1 ст. 272 НК РФписьма Минфина РФ от 08.12.2022 № 03-03-06/3/73328 от 30.12.2022 № 03-03-06/3/79616от 03.11.2022 № 03-03-06/3/64622

* * *

Обобщив вышеизложенный материал, сформулируем краткие выводы.

1. Расходы на услуги связи отражаются по коду вида расходов 244 и подстатье 221 КОСГУ. У казенных учреждений также может применяться код вида расходов 242 – при отнесении расходов к сфере информационно-коммуникационных технологий.

2. Образовательные учреждения вправе заключать контракты (договоры) на услуги связи с единственным поставщиком в следующих случаях:

  • услуги относятся к сфере деятельности естественных монополий;
  • сумма закупки не превышает 100 000 руб.;
  • сумма закупки не превышает 400 000 руб.

3. По договорам (контрактам) об оказании услуг связи учреждения вправе предусматривать авансовые платежи до 100% суммы договора (контракта).

4. Расходы на услуги связи включаются в состав нормативных затрат, учитываемых при расчете субсидии на выполнение государственного задания. Если расходы покрываются за счет субсидии не полностью, то недостающую разницу учреждение оплачивает за счет собственных доходов.

5. Для отражения в бухгалтерском учете расчетов по услугам связи, а также авансовых платежей по ним применяются  счета0 302 21 000, 0 206 21 000.

6. Обоснованные и документально подтвержденные расходы на услуги связи, произведенные за счет средств от приносящей доход деятельности, могут быть учтены при исчислении налога на прибыль в составе прочих расходов.

Ндфл и взносы с компенсации

Работодатель не перечисляет НДФЛ и страховые взносы с компенсации за использование личного сотового телефона в служебных целях в 2021 году (письмо Минфина № 03-04-06/83831 от 14.12.2022). Если работник использовал рабочий телефон в личных целях, с него удержат НДФЛ.

Нужен ли кассовый чек на предоплату

Организации и предприниматели обязаны применять онлайн-кассу и выдавать чек. Исключения перечислены в ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ.

При расчетах с физлицами чек нужен практически всегда — когда продавец получает оплату наличными, безналом или электронными деньгами. При расчетах с юридическими лицами и ИП — когда расчеты проведены наличными либо по карте (не нужен чек при безналичной оплате через систему «Клиент-Банк».

Некоторые операции полностью освобождены от ККТ. В список попадает продажа бумажных газет и журналов, торговля в киосках мороженым, молоком, безалкогольными напитками, торговые автоматы и многое другое. Весь список можно найти в ФЗ № 54-ФЗ.

Предоплата — это деньги, которые покупатель передал продавцу до того, как получил товар, работу или услугу. Она может быть полной или частичной. Получив такой платеж, предприниматели и организации должны провести его через онлайн-кассу и выдать покупателю чек. Еще один чек понадобится, когда покупатель получит то, за что заплатил — чек на зачет предоплаты.

Аванс — аналог предоплаты. Он отличается тем, что продавец не может перечислить точный список товаров, работ или услуг, за которые получил деньги. В этом случае чек тоже понадобится, но будет оформлен немного иначе.

Обязан ли работодатель компенсировать расходы

Работодатель компенсирует сотрудникам расходы на корпоративную сотовую связь, если эти затраты связаны с выполнением трудовых обязанностей (ст. 164 ТК РФ). Такие издержки работники подтверждают специальными документами.

При использовании личного имущества в рабочих целях выплачивается (ст. 188 ТК РФ):

  • денежная компенсация работникам за мобильную связь: личный телефон, ноутбук (оплачивают интернет);
  • возмещение за износ личных технических средств.

Величину возмещения закрепляют в письменной форме — отдельным пунктом в трудовом договоре при приеме на работу или в дополнительном соглашении, если такая необходимость возникла после подписания трудового договора.

С 01.06.2021 действуют новые правила предоставления организациям и ИП корпоративных мобильных услуг (533-ФЗ от 30.12.2020). Коммерческие организации вправе заключать договор на приобретение сим-карт работникам через интернет, используя усиленную квалифицированную электронную подпись, неквалифицированную ЭП для работы с сервисами государственных и муниципальных услуг или простую ЭП, которую владелец получал лично. Кроме того, с 1 июня компании обязаны через ЕСИА раскрывать информацию о сотрудниках, которые пользуются корпоративной связью. Таким образом, информация о работниках и корпоративных сим-картах теперь публикуется на Госуслугах.

Приказ

  1. Инструкция, как составить приказ на возмещение мобильных услуг.
  2. Указать основные реквизиты приказа — номер, дату, место издания.
  3. Определить цель издания распоряжения — например, производственная необходимость.
  4. Изложить суть — компенсировать сотрудникам использование личного имущества (телефон, ноутбук, оборудование) и затраты, связанные с его использованием (связь, интернет, амортизация).
  5. Установить дату начала возмещения.
  6. Перечислить работников, которым возмещают издержки.
  7. Установить лимиты (при использовании лимитов в организации).
  8. Подписать приказ у руководителя.

Применение бюджетной классификации к расходам на услуги связи

В соответствии с

Указаниями № 65н

услуги связи отражаются по

подстатье 221

КОСГУ с одноименным названием. В качестве таких услуг в Указаниях № 65н названы:
а) услуги почтовой связи:

  • пересылка почтовых отправлений (включая расходы на упаковку почтового отправления);
  • оплата маркированных почтовых уведомлений при пересылке отправлений с уведомлением;
  • пересылка пенсий и пособий;
  • пересылка почтовой корреспонденции с использованием франкировальной машины;
  • приобретение почтовых марок и маркированных конвертов, маркированных почтовых бланков;
  • абонентская плата за пользование почтовыми абонентскими ящиками;

б) услуги фельдъегерской и специальной связи;
в) услуги телефонно-телеграфной, факсимильной, сотовой, пейджинговой связи, радиосвязи, интернет-провайдеров:

  • абонентская и повременная плата за использование линий связи;
  • плата за предоставление доступа и использование линий связи, передачу данных по каналам связи;
  • плата за регистрацию сокращенного телеграфного адреса, факсов, модемов и других средств связи;
  • плата за подключение и абонентское обслуживание в системе электронного документооборота, в том числе с использованием сертифицированных средств криптографической защиты информации;
  • плата за приобретение сим-карт для мобильных телефонов, карт оплаты услуг связи;
  • плата за оказание услуг по бронированию сетевых ресурсов, необходимых для осуществления присоединения к сети общего пользования;
  • оплата услуг связи в целях кабельного и спутникового телевидения;
  • плата за предоставление детализированных счетов на оплату услуг связи, предусмотренное договором на оказание услуг связи;
  • расходы арендатора на возмещение арендодателю стоимости услуг связи;
  • другие аналогичные расходы.


Как видно, перечень не является закрытым. Порядок отнесения к услугам связи спорных услуг (не поименованных в Указаниях № 65н) часто рассматривается различными экспертами. Приведем обзор таких услуг.

Наименование услугиОтносится к услугам связи ( )Не относится к услугам связи (-)Примечание
Плата за пользование ячейкой абонементного почтового шкафа Письма Минфина РФ от 26.12.2022 № 02-05-10/67888, от 26.12.2022 № 02-05-10/67890
Услуги IP-телефонии  
Перенос стационарного телефона из одного помещения в другое Указанные услуги следует отнести на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ
Услуги по защите электронного документооборота (поддержке программного продукта) с использованием сертификационных средств криптографической защиты информации.
Предоставление неисключительных прав на программное обеспечение и выпуск сертификата ключа проверки электронной подписи
 Указанные услуги следует отнести на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ (Письмо Минфина РФ от 27.06.2022 № 02-05-11/31189)
Абонентская плата за кабельное телевидение  
Услуги по предоставлению интернет-связи  
Услуги по подключению и абонентскому обслуживанию кабельного и спутникового телевидения  
Услуги по установке мини-АТС Указанные услуги следует отнести на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ
Услуги по замене абонентского номера  

Стоит отметить, что в связи с изменением с 1 января 2022 года сферы применения классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) названная классификация применяется исключительно в целях ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и составления бюджетной и иной финансовой отчетности.

В настоящее время планирование и освоение расходной части бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется в соответствии с классификацией расходов бюджетов.
В связи с этим статьи (подстатьи) КОСГУ по расходам применяются в увязке с кодами видов расходов.

кодувида расходов 244

«Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд».
При этом, если казенное учреждение осуществляет закупки услуг связи в сфере информационно-коммуникационных технологий, расходы на оплату таких услуг следует относить к

кодувида расходов 242

«Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий», при условии наличия соответствующего решения финансового органа субъекта РФ (муниципального образования) о применении данного вида расходов. В частности, к данному виду расходов могут быть отнесены расходы на оплату услуг связи, предоставляемых в рамках реализации мероприятий по информатизации (внедрение и обслуживание региональных (муниципальных) информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры).

Страховые взносы.

В силу пп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 149 НК РФ, все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, определенных в соответствии с законодательством РФ), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

К сведению: аналогичная норма закреплена в пп. 2 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона № 125-ФЗ.

Итак, на основании вышеприведенных положений законодательства о страховых взносах и с учетом ст. 188 ТК РФ можно сделать вывод: страховые взносы на суммы компенсации за использование работником личного мобильного телефона при исполнении им трудовых обязанностей, а также на суммы расходов на оплату услуг сотовой связи, понесенных в производственных целях, не начисляются.

Финансирование расходов на оплату услуг связи

Затраты на приобретение услуг связи включаются в состав нормативных затрат на общехозяйственные нужды на оказание государственных услуг в рамках государственного задания (

пп. «д» п. 20 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания

, утвержденного

Постановлением Правительства РФ от 26.06.2022 № 640

).
В связи с этим расходы на услуги связи могут полностью или частично покрываться за счет средств субсидии, предоставляемой учреждению на выполнение госзадания.
Если затраты на услуги связи финансируются за счет средств субсидии не в полном объеме, то недостающую разницу учреждение покрывает с помощью собственных доходов.

Как правило, неотъемлемой частью договора на оказание услуг телефонной связи является утвержденный лимит бюджетного финансирования, в пределах которого учреждение пользуется услугами связи. Соблюдение такого лимита контролирует учреждение. На сумму превышения лимита учреждение, как правило, заключает дополнительное соглашение к контракту (договору) на услуги связи и оплачивает такие услуги за счет собственных средств.

Об особенностях заключения договоров (контрактов) на услуги связи

Заключение договоров (контрактов) на услуги связи необходимо осуществлять в соответствии с законодательством о закупках:

  • Федеральным законом от 05.04.2022 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) (для казенных учреждений, а также бюджетных учреждений, осуществляющих закупки за счет субсидий);
  • Федеральным законом от 18.07.2022 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) (для автономных учреждений, а также бюджетных учреждений, осуществляющих закупки за счет средств от приносящей доход деятельности, средств грантов в соответствии с положением о закупках).

Заключение контракта (договора) с единственным поставщиком.

Заключать контракт (договор) на услуги связи  с единственным поставщиком согласно положениям Закона № 44-ФЗ образовательное учреждение вправе в следующих случаях:
– если услуги отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с

Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» пп. 1 п. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ

). Согласно

ст. 4

данного закона к сферам действия естественных монополий относятся услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, подробный перечень которых утвержден

Постановлением Правительства РФ от 24.10.2005 № 637

Минэкономразвития в своих письмах

приводит разъяснения по отнесению спорных услуг связи к сферам деятельности естественных монополий в целях осуществления закупок у единственного поставщика. К примеру, установлено, что к сферам деятельности естественных монополий

относятся

услуги междугородной телефонной связи, услуги по пересылке внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей), передача внутренних телеграмм, а также предоставление местного телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных,

не относятся

– закупка государственных знаков почтовой оплаты, услуги по аренде сооружений связи (

письма Минэкономразвития РФ от 09.02.2022 № Д28и-159 от 14.12.2022 № Д28и-3726 от 18.02.2022 № Д28и-383

);
– если закупки совершаются на сумму, не превышающую 100 000 руб. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании

пп. 4 п. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ

, не должен превышать 2 млн руб. или 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 млн руб.;
– если закупки совершаются на сумму, не превышающую 400 000 руб. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании

пп. 5 п. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ

, не должен превышать 50% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 20 млн руб.
В остальных случаях при осуществлении закупок услуг связи согласно Закону № 44-ФЗ заказчики обязаны использовать конкурентные способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с Законом № 223-ФЗ способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и порядок их применения устанавливаются учреждением самостоятельно в положении о закупках. Поэтому заключение договора на услуги связи с единственным поставщиком в данном случае относится к компетенции заказчика.

Установление в контракте (договоре) 100%-х авансовых платежей. При заключении в 2022 году контрактов (договоров) за счет средств федерального бюджета учреждения, являющиеся получателями бюджетных средств, а также бюджетные (автономные) учреждения обязаны учитывать предельные размеры авансовых платежей, закрепленные в п.

42 Постановления Правительства РФ от 30.12.2022 № 1551 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2022 и 2022 годов». Согласно данному пункту по договорам (контрактам) об оказании услуг связи учреждения вправе предусматривать авансовые платежи до 100% суммы договора (контракта), но не более доведенных лимитов бюджетных обязательств по соответствующему коду бюджетной классификации РФ.

Отдельные этапы исполнения договора. Услуги связи относятся к услугам длящегося характера. К примеру, контракт (договор) на оказание услуг междугородней и международной телефонной связи заключается, как правило, на год, при этом приемка и оплата таких услуг осуществляются ежемесячно на основании представленного акта оказанных услуг и выставленного счета.

Признаются ли в данном случае ежемесячная поставка и оплата услуг связи отдельными этапами исполнения контракта (договора)? Для ответа на этот вопрос обратимся к положениям Закона № 44-ФЗ и разъяснениям Минэкономразвития.
Согласно пп.

1,2 п. 1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя приемку, оплату заказчиком и проведение экспертизы поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, предусмотренных контрактом.

Результаты отдельного этапа исполнения контракта (за исключением контракта, заключенного согласно пп. 4 или 5 п. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) подлежат отражению в отчете, размещаемом в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) (п. 9 ст.

94 Закона № 44-ФЗ). Подготовка и размещение в ЕИС такого отчета осуществляются в соответствии с положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.11.2022 № 1093.
Как следует из писем Минэкономразвития РФ от 17.03.

2022 № Д28и-563, от 19.02.2022 № Д28и-415,если в соответствии с условиями заключенного контракта оказываются услуги длящегося характера (например, коммунальные услуги, услуги связи, электроснабжения), а также в случае ежедневной (еженедельной, ежемесячной или иной периодичности) поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), если условиями контракта этапы его исполнения (в том числе этапы оплаты) не предусмотрены, но приемка и оплата поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) производятся в определенные промежутки времени (например, ежемесячно), то приемка, оплата и экспертиза части поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) также являются отдельным этапом исполнения контракта.

Соответственно, по результатам такой частичной приемки, оплаты и экспертизы товара (работы, услуги) необходимо составлять и размещать в ЕИС отчет об исполнении отдельного этапа поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, предусмотренных контрактом.

Читайте про операторов:  Какие телефоны лучше всего ловят сеть 2018 года

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *