Сам себе пейджинговый оператор / Хабр

Остались ли еще операторы пейджинговых сервисов?

Многие из нас уже забыли, что когда-то вместо смартфона или даже кнопочного телефона был пейджер, а кто-то и вовсе не знаком с этим устройством. Этот вид связи был довольно быстро вытеснен мобильной — она попросту эффективнее.

Может показаться странным, но пейджерами до сих пор пользуются во многих странах мира. Например, в США их применяют в пожарных частях, больницах и силовых структурах для быстрого оповещения сотрудников об экстренной ситуации. А в России они используются в некоторых крупных больницах и на атомных электростанциях.

Сам себе пейджинговый оператор / Хабр

В этих сферах пейджеры выигрывают конкуренцию у смартфонов и других видов связи по нескольким причинам:

Также пейджеры ценят за то, что они позволяют действовать скрытно, ведь пока гаджет не принимает сообщение, он не фиксируется в сети и не излучает радиоволны, так что его нельзя обнаружить.

Все это делает пейджеры незаменимыми во время экстренных ситуаций и стихийных бедствий.

Но что касается операторов пейджинговой связи, то их в мире осталось не так много. Дело в том, что большинство больниц, АЭС и пожарных станций предпочитают настроить собственную инфраструктуру для передачи сообщений на пейджеры, а не пользоваться услугами поставщиков пейджинговой связи.

В то же время частных клиентов практически не осталось: мир перешел на мобильную связь, которая эффективнее, а еще выгоднее самим операторам. К примеру, в 2022 году в Японии закрылась последняя пейджинговая компания Tokyo Telemessage, так как у нее осталось всего 1500 абонентов.

В России ситуация очень похожая: частных клиентов, пользующихся этой связью, уже нет, пейджинговые операторы либо исчезли с рынка, либо переквалифицировались в call-центры и интернет-провайдеров.

Так, один из старейших российских операторов пейджинговой связи «Информ-Экском» занимается системами видеонаблюдения и информационными сервисами в системе транспорта Москвы. Другая компания, «Мегапейдж», поставляет противоугонные устройства для автомобилей. Дольше других просуществовал оператор «Телекомт», поддерживаюший пейджинговую связь в московских больницах и на Кольской АЭС, но и он закрылся буквально недавно, в ноябре 2021 года.

Любопытно, что на сайтах перепродаж вы до сих пор можете купить пейджеры: как старые модели родом из 90-х, так и вполне современные. Также во время пандемии стали популярны пейджеры для ресторанов быстрого питания. Они представляют собой мини-станцию, работающую на радиочастоте, и несколько принимающих устройств. Станция остается на кассе, а пейджер вручается посетителю после оформления заказа. Как только блюдо готово, на устройство гостя приходит уведомление в виде звукового сигнала.

Связь

 Связь

Заграница нам поможет

Пейджинговая связь

       Pager — абонентский приемник системы поискового персонального вызова.

Большой англо-русский политехнический словарь.
История

       Впервые пейджеры появились в Москве к Олимпиаде-80 — у руководства соревнований, судей, журналистов и т. д. Оборудование для пейджинга и сами пейджеры (тональные) поставила английская фирма Multi-Tone. Вся система работала на частотах современных беспроводных телефонов — около 43 МГц. По окончании олимпиады систему использовать перестали. Так и стоит она, заброшенная, на 6-м этаже АПН (бывшего олимпийского пресс-центра).

       Новейшая история пейджинга в России началась осенью 1993 года. Тогда практически одновременно начали работу компании “РадиоПэйдж”, “Вессо-Линк” и “Информ-Экском”. Почти 1,5 года их текстовые пейджеры были англоязычными — приходилось русские слова передавать латиницей. Только летом 1994 года у “Вессо-Линк”, а спустя полгода и у других компаний появились русифицированные пейджеры.

       На Западе в крупных городах, промышленных и деловых центрах пейджерами пользуется около 10% населения. Простейшие модели есть даже у детей — родителям не нужно надрываться, скликая их на обед. В Москве сейчас около 60 тыс. абонентов пейджинговых компаний, это лишь 0,5% населения столицы. Поначалу большинство клиентов-москвичей составляли люди из числа так называемых “новых русских” — как правило, пейджер был нужен им не для дела, а как символ обеспеченности. В последнее время число юридических и физических лиц среди клиентов почти сравнялось, а в некоторых компаниях фирм-клиентов даже больше, чем частных лиц. Рынок пейджинга пока не насыщен, и периодически возникают мелкие компании, имеющие по паре сотен абонентов. Но лидеры определились — это упомянутые “РадиоПэйдж”, “Вессо-Линк” и “Информ-Экском”. Ощутимо снизить цены ни на аппаратуру, ни на обслуживание они уже не могут и клиентов стараются привлечь набором и качеством предоставляемых услуг.

Теория

       Пейджинговая связь работает следующим образом: человек, желающий отправить сообщение, звонит оператору и называет номер абонента. Дозвониться до оператора солидной компании не составляет труда. Телефон практически никогда не бывает занят (разве что в самый час пик), трубку снимают после первого, максимум после третьего гудка. В некоторых компаниях, таких, например, как “РадиоПэйдж”, все операторы говорят на русском и английском, а часть работающих в смене знают еще французский или итальянский. В других компаниях, например, “Вессо-Линк”, решили, что большинство сообщений все равно поступает на русском языке, и держать двуязычных операторов — излишняя роскошь, в смене хватит одного-двух со знанием английского.

       Все компании не принимают нецензурные послания. К тому же “Вессо-Линк” не передает сообщения “со словами и выражениями, оскорбляющими человеческое достоинство абонентов компании, включая также и возможные сокращенные формы подобных выражений и звукоподражания им” (интересно, как определяют, что оскорбительно, а что нет, и как можно передавать звукоподражания?). В “РадиоПэйдж” существует табу только на нецензурную брань. Все остальное допустимо — при условии, что под нелицеприятным посланием будет стоять подпись. Правда, оператор имеет право не повторять такое сообщение вслух.

       Если клиент “РадиоПэйдж” говорит “ехай”, то именно в таком виде это слово и попадет на пейджер. А оператор “Вессо-Линк” может поправить грамматику и стиль. Но в этом случае есть риск исказить смысл. И по окончании приема сообщения оператор читает его вслух — для проверки. В “РадиоПэйдж” он сделает это обязательно, а в “Вессо-Линк” — лишь по желанию клиента.

       После того как оператор попрощался с вами и поблагодарил за звонок (не во всех компаниях), сообщение поступает с компьютера оператора на так называемую пейджер-консоль, где оно кодируется и поступает на базовый радиопередатчик. Промежуток времени, через который сообщение попадет на пейджер, составляет от 15 сек. до 5 мин., в зависимости от времени суток и загруженности передатчика.

       Большинство компаний в России, как и во всем мире, работает в диапазоне 138-174 МГц, за исключением, пожалуй, Mobile Express, являющейся дочерним предприятием Motorola Mobile Communications, эта фирма использует частоту 473 МГц. Но подход компаний к выбору мощности и количества передатчиков отличается. “Вессо-Линк” обходится одним-двумя мощными передатчиками, размещая их на наиболее высоких сооружениях города. У “РадиоПэйдж” есть сеть из 8-9 менее мощных передатчиков, она покрывает практически весь город. У обеих схем есть свои достоинства и недостатки. Система “Вессо-Линк” имеет больший радиус действия за пределами Москвы, но в самом городе со связью могут возникнуть проблемы. Перебои возникают при удалении от базовой станции — в подвалах и полуподвалах, в тоннелях, в экранированных зданиях, где сигнал дополнительно ослабляется. У схемы “РадиоПэйдж” меньший радиус действия за МКАД, но в городе связь более устойчива за счет меньшего удаления от передатчиков.

Практика

       Пейджер — хорошее дополнение к радиотелефону. Почему? Владелец радиотелефона, как известно, оплачивает как исходящие звонки со своего аппарата, так и входящие. Если любимая жена целый день будет названивать вам с напоминанием купить картошку, к концу дня эта картошка будет если не золотой, то уж позолоченной точно (стоимость картошки плюс стоимость нескольких минут разговора). А пейджер позволяет пользоваться мобильным телефоном только тогда, когда дело действительно важное и безотлагательное. Видимо, многие это уже поняли — по словам операторов, большинство сообщений на пейджер — просьбы куда-либо позвонить.

       Пейджинговая связь обеспечивает довольно высокую степень конфиденциальности сообщений, если не принимать во внимание, что они предварительно проходят через оператора. Перехватить сжатый сигнал передатчика к какому-нибудь номеру пейджера практически невозможно, хотя бы из-за огромной плотности передаваемой одновременно информации. Даже если это и удастся, сигнал еще надо расшифровать, ведь он идет в кодированном цифровом виде.

       Всякие нетехнические хитрости, вроде просьб к оператору (например, со ссылкой на севшую батарейку пейджера) прочитать вслух последние сообщения для номера такого-то, не проходят. Не пройдет и просьба переадресовать сообщения с одного номера на другой. Все сообщения поступают только на ваш пейджер, и максимум, что вам смогут предложить, это повторить последние. Правда, все сказанное относится только к крупным пейджинговым компаниям. В небольших случается всякое, и тому есть свидетельства.

       При покупке пейджера вы вольны назваться любым именем и не оставлять своих координат. Вам присвоят порядковый номер, а напоминания о подошедшем сроке уплаты абонентских взносов будут отправлять на пейджер. Или выставят счет на то имя, которое вы указали. Платить вы можете наличными.

       Соперничество между компаниями таково, что многие из них готовы принять к себе под крыло клиента, переметнувшегося от конкурентов. Он сдает пейджер, которым пользовался, получает взамен другой, запрограммированный на частоту компании, куда он пришел, и платит примерно $50 за подключение к системе. Московские пейджинговые компании до сих пор не объединены в какой-нибудь союз и практически не поддерживают друг с другом контактов. Никто не будет проверять номер сданного вами пейджера в той компании, которая его обслуживала, — нет ли его в списке утерянных или украденных. Поэтому, найдя на улице пейджер, можете радостно идти в какую-нибудь компанию, заявить, что вы разочаровались в их конкуренте, и за деньги, несоизмеримые со стоимостью самого пейджера, стать абонентом. А в фирме, чья маркировка стоит на пейджере, за возвращенный пейджер или просто поблагодарят, или заплатят символическое вознаграждение.

       Некоторые компании сейчас работают над созданием противоугонной системы для автомобиля, частью которой будет пейджер. Идея такова: в противоугонную систему устанавливается микросхема, аналогичная той, которая используется в пейджере, и тоже имеющая свой индивидуальный порядковый номер. Выйдя покурить на балкон и увидев, что ваш автомобиль скрывается за углом, вы должны броситься к телефону, набрать номер компании, абонентом которой являетесь, и попросить оператора отключить (выключить, вырубить, иммобилизовать — или еще какой термин к тому времени придумают) номер такой-то. Когда команда дойдет до микросхемы, устройство, которое стоит под капотом вашей машины, вырубит зажигание, перекроет кислород, защелкнет капкан, выпустит в салон отравляющий газ или произведет еще какие-нибудь действия из тех, что умеет.

       У системы этой сразу заметен целый букет недостатков. Во-первых, не исключена возможность милых приятельских шуток (пока проказники ограничиваются посылкой сообщений Алексу от Юстаса или пожеланием спокойной ночи часов в пять утра). Если машина утром просто не заведется — это полбеды. А если команда поступит, когда вы мчитесь на полной скорости по Домодедовской трассе? Во-вторых, система может действовать только в зоне работы пейджинговой компании. Если вас выкинут из машины за городом, то пока вы доберетесь до телефона, будет уже поздно. А если это произойдет дальше 50 км от кольцевой, телефон можно вообще не искать. Наконец, вам нужно наблюдать непосредственно сам момент угона или обнаружить, что следы еще совсем свежие. Выйдя на балкон и обнаружив, что машины и след простыл, можете смело докуривать вашу сигарету до конца — вам уже ничто не поможет.

Вот если бы научить пейджер подавать голос, когда машину вскрывают…
Услуги

       Практически все компании предоставляют услуги группового вызова, когда номер абонента может входить в одну или несколько групп и при необходимости одно и то же сообщение передается сразу на несколько пейджеров. Есть возможность отправлять сообщения (как цифровые, так и текстовые), минуя оператора. Для этого нужен персональный компьютер, модем и соответствующая программа. Очень простой, дешевый и удобный вариант организации локальной связи внутри достаточно крупной компании. Особенно, если большая часть ее персонала находится вне офиса, как в транспортных фирмах, “Скорой помощи” и т. д. В “РадиоПэйдж” можно получать и отправлять сообщения на пейджер через e-mail (Internet) или, если сообщение большое (памяти пейджера хватает на 4 машинописные страницы текста), его можно посылать оператору по факсу. Цифровое сообщение можно в любой компании послать на пейджер, минуя оператора, но только с телефона с тональным вызовом.

       У компании “РадиоПэйдж” в ближайшее время появится система, сигнализирующая хозяину о проникновении в его квартиру или офис. Уже начала функционировать система “Транс-Пэйдж”, которая позволяет, если вы звоните кому-нибудь домой, а там никто не берет трубку, передать, минуя оператора, на пейджер вашего адресата номер телефона, с которого вы звонили.

       Все компании предоставляют своим клиентам информацию о погоде, пробках на улицах Москвы, курсах валют и т. д. Информационный пакет всех компаний приблизительно одинаков, но одни часть информации поставляют бесплатно, а в других надо платить за все. Подробности лучше узнать непосредственно в компании, на которой вы остановили выбор.

       Сейчас абонент пейджера не может получать сообщений в метрополитене, за исключением тех случаев, когда он находится на платформах станций неглубокого залегания или движется по наземному участку. Для ликвидации этого недостатка “РадиоПэйдж” к 2000 году планирует установить в московском метрополитене сеть ретрансляторов, как это давно сделано на Западе. “Вессо-Линк” этот проект не поддерживает, заявляя: “Наш клиент в метро не ездит!”. Кстати, при пользовании пейджером в автомобиле стоит помнить, что кузов снижает уровень сигнала примерно на 6 дБ — то есть в 2 раза по напряжению и в 4 раза по мощности. На открытом воздухе пейджер принимает сообщения на 2-3 км дальше от передатчика, чем в автомобиле.

       Некоторые компании предоставляют своим клиентам так называемый “роминг” или “роуминг”. Это красивое слово означает, что вы можете пользоваться своим пейджером и в других городах. Возможны два варианта. Первый — приехав в другой город, вы приходите в офис той компании, с которой ваша заключила соглашение, и на время пребывания в этом городе сдаете свой пейджер и получите взамен другой. Второй — вы продолжаете пользоваться своим приемником и своим номером. Второй вариант возможен, если ваша компания открыла в городе свой филиал, работающий на аналогичной чистоте или заключила договор с фирмой, передатчики которой действуют в тех же диапазонах. В любом случае, для того, чтобы послать сообщение на ваш пейджер, человек должен звонить не в московский операторский центр вашей компании, а туда, где вы пребываете. В ближайшее время появится двусторонний пейджинг, когда сам пейджер посылает ответный сигнал, подтверждающий, что сообщение принято.

Модели пейджеров

       На мировом рынке лидерство держит американская Motorola (44%), на 2-месте — японская NEC (14%). Motorola достигла лидерства не из-за выдающихся качеств ее продукции, а из-за раскрученности марки. Продукция Motorola одна из самых дорогих, по качеству она — крепкий середнячок. Как написано в одном из американских романов про рубашки “Лакоста”: “Трехдолларовая рубашка с пятидолларовым крокодилом”.

       В Москве в обращении наиболее часто встречаются пейджеры фирм Motorola и NEC, хотя порой попадается такая экзотика, как Multi-Tone. Скоро может появиться и продукция Philips.

       Две основные модели отечественного рынка — Motorola Advisor и NEC Maxima. Японский пейджер дороже, но удобнее, всю входящую информацию он сортирует по директориям — погода к погоде, курсы валют к курсам валют, личные сообщения к личным сообщениям. Advisor сваливает все сообщения в одну кучу. К тому же у Advisor 6 кнопок управления, а у Maxima — всего 4. Кроме того, Maxima может принимать и кириллицу, и латиницу, а Advisor — только или кириллицу, или латиницу. Правда, скоро появится в продаже Motorola Linguist, который тоже сможет принимать сообщения на двух языках. Но эта модель, видимо, будет дороже Advisor.

Цены

       В трех крупнейших московских пейджинговых компаниях цены на пейджеры и предоставляемые услуги таковы:

       “РадиоПэйдж” предлагает пейджеры NEC по ценам от $170 за простейший однострочный цифровой до $365 — за Maxima. Месячная абонентская плата от $39 до $55.

       “Вессо-Линк” отказался от продажи простейших моделей, в ассортименте только Motorola Advisor, цена которого недавно снижена с $350 до $300. Месячная абонентская плата — $45.

       “Информ-Экском” торгует и NEC Maxima, и Motorola Advisor. Они стоят по $360. Месячная абонентская плата — $67.

Радиосвязь

       Допустим, вы — владелец транспортной конторы, информационного агентства, нескольких съемочных групп или любой другой структуры, требующей связи между своими элементами. Если абонентов немного (20-30), а зона обслуживания около 50 км в диаметре, проблему можно решить с помощью радиосвязи. Оптимальным по техническим параметрам и стоимости будет создание сети с одним ретранслятором (центральной станцией).

       Для устойчивой связи в заданной зоне необходимо иметь передатчик ретранслятора мощностью до 40 Вт и подвесить антенну на высоту 5-8 метров. Перед вами — несколько путей.

       Более простой и дешевый — организовать связь в гражданском диапазоне, на частоте 27 МГц. Но этот диапазон сильно загружен, на Москву и область приходится около 10 тысяч официально зарегистрированных пользователей и примерно столько же неофициальных. Радиосредства этого диапазона имеют высокую чувствительность к помехам. Антенна мобильных радиостанций должна иметь длину около 1,5 м, что в городе неудобно. Радиосредства должны работать и с амплитудной (АМ), и с более помехоустойчивой частотной модуляцией (ЧМ). Одна такая станция стоит от $100 до $300, а полный комплект оборудования средней стоимости для развертывания системы обойдется вам примерно в $5 тысяч.

       Не забудьте получить разрешение на эксплуатацию каждой радиостанции (еще по 200 тыс. руб.) в Управлении надзора за радиоэлектронными средствами по г. Москве и Московской области, по адресу ул. Достоевского 1/21 (вход с ул. Селезневская, между магазинами “Богатырь” и “Таврия”). Прием по понедельникам и четвергам, с 9.30 до 17.00 (перерыв с 12.00 до 13.00).

       Второй путь — организовать связь в профессиональном диапазоне. В отличие от гражданского, работать в котором имеют право как организации, так и граждане, профессиональный диапазон доступен лишь юридическим лицам. Кроме того, необходимы регистрация всех радиосредств и разрешение Главгоссвязьнадзора РФ на их эксплуатацию.

       Системы связи профессионального диапазона обеспечивают довольно большое количество дополнительных сервисных функций — выход подвижного абонента в общегородскую телефонную сеть, доступ к нему из общегородской телефонной сети, индивидуальную нумерацию абонентов, возможность проведения конференц-связи.

       Для профессиональной связи используются 2 частотных диапазона. Первый (130-170 МГц) в дальнейшем будем называть диапазоном 160 МГц, второй (350-500 МГц) — диапазоном 400 МГц. Чем выше частота, тем лучше качество связи и тем больше стоимость аппаратуры. При развертывании системы связи в диапазоне 160 МГц комплект оборудования обойдется в сумму около $30 тыс., а в диапазоне 400 МГц — около $50 тысяч.

       В Москве для этих диапазонов можно купить практически любую аппаратуру всех ведущих мировых производителей. Наиболее распространена продукция фирмы Motorola. Однако приобрести аппаратуру вы сможете не раньше, чем получите разрешение Главгоссвязьнадзора РФ (ул. Делегатская, 5 — недалеко от Уголка Дурова).

       Для получения разрешения необходимо заявление на имя г-на Логинова, начальника Главгоссвязьнадзора РФ. В пояснительной записке к заявлению следует указать, в каком диапазоне вы хотите работать, сколько и каких радиостанций планируете использовать, обосновать необходимость развертывания системы связи, указать мощность станций, местоположение и высоту подвеса антенны, свои почтовые и банковские реквизиты. Следует представить также:

       — выкопировку с топографической карты (можно с обычной карты-схемы Москвы, но увеличенную), с точным (до секунды) указанием географических координат места расположения антенны, ее высоты, мощности и класса излучения базовой станции (по техническому паспорту);

       — копию российского сертификата (не обязательно нотариально заверенную, можно ксерокопию) на аппаратуру, которой вы собираетесь пользоваться, с печатью фирмы, у которой вы ее приобретаете. Если сертификацией аппаратуры занимался не отечественный дилер, а фирма-производитель, к копии необходимо приложить копию дилерского свидетельства фирмы-продавца аппаратуры.

       Для диапазона 400 МГц требуется дополнительное (бесплатное) разрешение Госкомитета РФ по радиочастотам, который расположен по тому же адресу. Связь в этом диапазоне можно организовать только в пределах МКАД.

       После того как документы у вас приняли, приготовьтесь ждать, причем никак не меньше трех месяцев, а скорее всего, больше. При благоприятном исходе вам дадут разрешение и выделят частоты. За каждый частотный номинал придется заплатить 3 млн руб. (если вы собираетесь работать в симплексном режиме, потребуется два номинала — один на прием, другой на передачу), зарегистрироваться в Управлении надзора за радиоэлектронными средствами по г. Москве и Московской области, и можете начинать работать.

       Можно, впрочем, обойтись без этой процедуры. В Москве есть несколько фирм, которые получили разрешения на частоты, установили несколько ретрансляторов и теперь сдают свои частоты в аренду. Все они работают только с юридическими лицами и к своей системе подключают только радиостанции, приобретенные у них. У этих фирм разные диапазоны частот, в которых они работают, количество рабочих каналов и ретрансляторов, используемая аппаратура, возможности выхода в общегородскую телефонную сеть и другие сервисные услуги.

       Компания “Ланском” (тел.: (095) 286-4928) работает в диапазоне 400 МГц, имеет 11 каналов связи и 2 ретранслятора, использует аппаратуру японской фирмы Alinko. Автомобильная радиостанция мощностью 25 Вт стоит $1200, а носимая, мощностью 5 Вт — $1106. Подключение к системе и наладка оборудования обойдется в $450, а ежемесячная абонентская плата за каждую радиостанцию — $110. Продолжительность связи при оплате не учитывается, правда, время одного сеанса автоматически ограничивается тремя минутами, после чего центральная станция прерывает связь, и приходится заново вызывать абонента. Система позволяет владельцу радиостанции автоматически выйти на телефонную сеть и с городского телефона связаться с любой из радиостанций. Предусмотрена возможность создания групп абонентов и работы в открытом канале. После того как вы вызываете абонента, система сканирует радиоканалы и, найдя свободную частоту, предоставляет ее вам. Все остальные радиостанции не имеют доступа к занятому радиоканалу, тем самым обеспечивается конфиденциальность связи.

       Для автомобильных радиостанций система обеспечивает устойчивую связь не только внутри МКАД, но и на 15-60 км за ее пределами, в зависимости от направления.

       Фирма RCI (тел.: (095) 181-6552) работает в диапазоне 160 МГц, имеет 5 каналов связи и 5 ретрансляторов и использует аппаратуру Motorola. Автомобильная радиостанция мощностью 25 Вт стоит здесь $1539, базовая (автомобильная с набором для стационарной установки) — $1980, а носимая 5-ваттная — $1685. Подключение к системе и наладка оборудования обойдется в $470, ежемесячная абонентская плата за каждую радиостанцию — $79. При расчете абонентской платы исходят из 2 часов работы в эфире в месяц. За каждую минуту сверх этого лимита придется платить $0,30. Но, по словам представителя фирмы, подобных случаев еще ни разу не было. Система не имеет выхода в телефонную сеть, но для автомобильных радиостанций обеспечивает устойчивую радиосвязь в радиусе 100 км от Останкинской телебашни. Если вы собираетесь постоянно работать в режиме “прямого канала”, то могут предложить более дешевые радиостанции ($795), рассчитанные на работу только в этом режиме. Абонентская плата за каждую составит $60 в месяц. По принципу работы и правилам обращения система почти полностью идентична описанной выше.

       Напоследок несколько советов.

       При пользовании радиостанцией всегда имейте при себе разрешение Главгоссвязьнадзора РФ. Иначе любой милиционер (кроме муниципального, но они-то больше всего и любят этим развлекаться) имеет право конфисковать ее, а вы вполне можете попасть под статью.

       Не рассчитывайте, что, кроме вас, никто не слышит ваших переговоров. Эфир продолжает контролироваться. Пару лет назад неприятности могли возникнуть даже из-за того, что вы не пользовались присвоенными вам позывными. Сейчас стало полегче, но расслабляться не стоит.

       Не пытайтесь пользоваться незарегистрированной радиостанцией и работать на чужих частотах. Вас найдут, и довольно быстро.

Гражданский диапазон

       В большинстве стран для радиообщения граждан выделен тот или иной частотный диапазон, который так и называют — гражданский (Citizen Band, или CB). В нашей стране это 27 МГц. В простейшем случае требуется пара раций — удобно для связи между двумя машинами или, например, в походе.

       Аппаратура CB — самая дешевая и доступная. На рынке встречаются вполне приличные, с учетом стоимости, отечественные модели. Портативная радиостанция бытового назначения “Таис ВТ 22” стоит 264 тыс. рублей. Весит 600 г, при питании от пальчиковых батареек (9 В) выходная мощность составляет 1,5-2 Вт, если подсоединить ее к бортовой сети автомобиля через специальный адаптер, мощность увеличится до 3-4 Вт. В городе дальность составляет 1,5-3 км, за городом 5-12 км.

       Самая дешевая модель из найденных на прилавках — это радиостанция “Таис ВТ 200” за 162 тыс. рублей. Питается от батареек “Корунд” и “Крона”. Выходная мощность 0,2 Вт. В городе обеспечит связь на расстоянии 1-3 км, за городом 2-6 км. Но диапазон 27 МГц перегружен и надо быть готовым к тому, что своего собеседника вы можете не услышать.

Мобильная сотовая телефонная связь

       Сегодня в России представлены три мировых стандарта мобильной сотовой телефонной связи:

       NMT (Nordic Mobile Telephone, 450 МГц) — “Московская Сотовая Связь”;

       GSM (Global System for Mobile Communications, 900 МГц) — “Мобильные ТелеСистемы”;

       AMPS (Advanced Mobile Phone System, 800 МГц) — “Би-Лайн”.

       Для каждого из этих форматов предлагается достаточный выбор телефонных аппаратов, которые различаются по мощности, дальности действия, емкости аккумуляторов, размерам, весу и, естественно, по цене. Но сам по себе сотовый телефон еще не обеспечивает связи, чтобы им пользоваться, надо приобрести у одной из указанных телекоммуникационных компаний так называемый пакет услуг, включающий в себя (помимо аппарата) абонирование (подключение к системе), арендную плату, залог и собственно плату за разговоры.

       Подключение абонента к системе осуществляется по-разному. В форматах GSM и AMPS используется индивидуальная микрочиповая карточка, в NMT — кодирование. Стоимость абонирования в стоимость трубки не входит. А, например, во Франции стоимость абонирования вычитается из стоимости трубки. Скажем, за трубку без абонирования требуют 3000 франков. Покупаешь ее вместе с абонированием, платишь меньше. Самая дешевая трубка, в результате, обходится в 900 франков. Это не альтруизм, а средство привлечения клиентов. Деньги за абонирование потом все равно придется внести, а штраф за неуплату огромный.

       Плата за аренду линий связи у всех компаний — $50 в месяц, как и за рубежом.

       Такая “услуга”, как залог, существует только в России. У “Мобильных ТелеСистем” и “Московской Сотовой Связи” он составляет $1000, у “Би-Лайн” — $950 за год. Залог берут на случай недобросовестности клиента. Если он не оплатил разговоры, залог идет на погашение задолженности. Но если за год сотрудничества клиент свою репутацию не запятнал, могут или вернуть залог, или предложить списывать с него стоимость разговоров.

“Московская Сотовая Связь”

       Аналоговый формат NMT 450 МГц появился у нас в 1989 году, когда было создано СП, один из учредителей которого — МНТК “Микрохирургия глаза”. К тому времени этот формат уже можно было считать морально устаревшим. Сотовая телефонная связь в формате NMT в Москве начала развиваться в 1991 году. Сейчас в этом формате работает компания “Московская Сотовая Связь” (МСС).

       Основное преимущество МСС — цены. У компании, пожалуй, самые дешевые телефоны-трубки, а тарифы не самые высокие. Минута обычного разговора стоит $0,45-0,50 в зависимости от тарифного плана, междугородного — $1,0, международного — $0,50 плюс стоимость услуг в той стране, куда вы звоните. Получается порой дешевле, чем у МГТС. Все цены приведены без учета НДС и спецналога.

       В этом формате у нас наиболее популярны два телефона, оба производства Nokia. Маленькая трубка Nokia 250i стоит $1000. Мощность передатчика — 1 Вт. Трубка свободно помещается в кармане пиджака. Но с ней лучше не выезжать из области действия рентрансляторов, а для использования в машине дилеры настоятельно рекомендуют устанавливать внешнюю антенну. Более солидный телефон Nokia 720i ($900) имеет передатчик мощностью 7 Вт и представляет собой трубку с ящичком. С этим прибором можно отъехать километров на 12 из зоны уверенного приема. Чтобы улучшить работы телефона в машине, можно купить бустер ($750). Можно использовать и направленную антенну, которая в 2 раза усилит сигнал, но это довольно большая тарелка, которая скорее подходит для крыши коттеджа, а не автомобиля. Помимо телефонов Nokia, МСС предлагает мобильные телефоны Motorola ($885), Dancall HP ($1200), Benefon Delta ($1900) и богатый список дополнительного оборудования и аксессуаров.

       Считается, что в Москве у МСС самая большая зона обслуживания. Представители компании заявили, что зон провала в их сети нет. Однако осторожно добавили, что “в Москве есть такие фирмы, которые всякое излучают, и рядом с ними ничего не слышно”. Плохо слышно, утверждают инженеры, если стоять под ЛЭП, ухудшается качество связи в машине, не оборудованной бустером, хуже прием и под троллейбусными и трамвайными линиями.

       Традиционный недостаток аналоговых систем — относительная доступность вашего номера для пиратов. Но производители с этим борются — и довольно успешно. С 15 апреля МСС заменила программное управление и избавила сеть от двойников. В новых аппаратах формата NMT используется система идентификации пользователя SIS. Это процессор, в котором зашит пароль — восьмизначный секретный код. Если станция его распознает, она пускает вас в сеть. Фактически, у каждого телефона теперь два номера, абонентский и секретный. Раньше можно было самому перепрограммировать свою трубку под чужой номер. Теперь нельзя — данные вашего SIS находятся в Копенгагене. Абонентский номер пользователей МСС начинается с цифры 8. Можно приобрести и обычный городской номер, но он дороже.

       Роминг у МСС пока по заявке — нужно заранее предупреждать компанию, с какого числа и где он понадобится. С 1996 года планируют сделать его автоматическим — приехав на новое место, абонент просто нажимает клавишу посыла, и телефон начинает работать, как в родном городе. Сегодня роминг МСС распространяется на Латвию, Литву и Санкт-Петербург.

“Би-Лайн”

       Американский формат AMPS 800 МГц в нашей стране представляет компания “Би-Лайн”. Реклама говорит правду, сегодня это действительно наиболее стремительно развивающаяся сеть. Динамика развития наводит на мысль, что очень скоро в формате AMPS может оказаться не только Москва и область, но и вся страна. Сеть “Би-Лайн” — самая дорогая, чтобы начать с ней сотрудничество, понадобится $5000.

       Минута разговора в Москве стоит $0,50 без учета НДС и спецналога. “Минутой” считаются и первые 30 секунд разговора. Минута междугородного разговора будет стоить $0,70 плюс налоги. Цена не меняется в течение суток. У “Би-Лайн” существуют 3 тарифа: базовый, цены которого приведены выше, экономический и бизнес-тариф. Отличия — в размерах ежемесячной абонентской платы и скидках. Переход с одного тарифа на другой осуществляется бесплатно, поэтому сотрудники фирмы рекомендуют начать с базового, а потом определиться в зависимости от потребностей. В арсенале “Би-Лайн” большое количество дополнительных услуг, например такая приятная, как ежемесячная детализация счета ($10), позволяющая с точностью до секунды контролировать свои разговоры. Абоненту сети присваивается обычный городской номер. Услуг по подключению к телефону компьютера или факса компания пока не предоставляет.

       “Би-Лайн” рекомендует трубки Ericsson DH-198 ($2000), Motorola Micro Digital Lite ($2300), Motorola Micro Digital Platinum ($2000), Motorola Micro Digital Basic ($1700). Компактные и легкие. Никаких дополнительных ящичков, только комплекты аккумуляторов различной емкости и аксессуары.

       Роминг сегодня действует в Петербурге, Липецке, Белгороде, Воронеже, Самаре, Нижнем Новгороде, Челябинске, Омске и Новосибирске. Но перед отъездом надо явиться в компанию перепрограммировать аппарат. У вас отберут московский номер и дадут номер того города, в котором вы собрались побывать. Причем оповещать знакомых об изменении номера не нужно — вы будете исправно получать адресованные вам на московский номер звонки и сами будете спокойно звонить в Москву. По возвращении посетить “Би-Лайн” придется вновь.

       “Би-Лайн” сдает телефоны в аренду, правда, только юридическим лицам. Это удобно — можно, например, проверить, находится ли ваш офис в зоне работы ретрансляторов компании и не стоит ли начать сотрудничество с другой фирмой.

       В автомобиле телефоны “Би-Лайн” работают без дополнительного оборудования. Конечно, дилеры могут порекомендовать дополнительную антенну, комплект установочного оборудования, устройство громкоговорящей связи Hands free, благодаря которому вы можете вести машину и одновременно разговаривать по телефону ($250), подставку для телефона ($50), устройство питания от бортовой сети ($75), устройство питания от бортовой сети с подзарядкой ($100), наконец, зарядное устройство-держатель ($160). Но вам не предложат бустер. Мощность телефонного аппарата считается достаточной — автомобильные магнитолы некоторых моделей в момент разговора могут даже поперхнуться.

       Пользователи этот формат хвалят, по их словам, он хорошо работает в Москве и в радиусе 50 км от кольцевой, лишь в восточном секторе в районе МКАД слышно немного хуже.

       Плохо лишь то, что AMPS — формат американский, а России, наверное, стоило бы ориентироваться на Европу, где принят единый формат GSM — иначе мы опять можем остаться в гордом одиночестве (вспомните историю с телевизионным стандартом SECAM).

“Мобильные ТелеСистемы”

       Европейский формат GSM 900 МГц у нас представляет компания “Мобильные ТелеСистемы” (МТС). И пока не очень убедительно. По заявлению МТС, абоненты сети имеют устойчивую связь в пределах МКАД. Но конкуренты, да и незаинтересованные специалисты с этим не согласны. По их утверждениям, надежная связь обеспечена только в пределах Садового кольца и еще в нескольких районах. Поскольку стандарт GSM-900 принят в качестве общеевропейского и даже получил статус российского федерального стандарта, хотелось бы надеяться, что им займутся поплотнее. В обнародованных планах компании — развернуть сеть в Московской области и еще в 28 регионах. Абоненты получат возможность не только вести телефонные переговоры, но и пользоваться возможностью обмена данными — формат-то цифровой. Обмен данными — это использование компьютеров, факсимильной связи, персональных коммуникаторов и т. п. Но это дело будущего.

       Абоненту МТС присваивается обычный городской номер. Но самому абоненту набирать его неудобно, он вынужден звонить через код своего города. В Москве, например, необходимо набрать четырехзначный PIN-код, потом 8-095 и собственно номер.

       Минута разговора в дневное время стоит $0,56 плюс НДС и спецналог. Ночью, которая у МТС наступает в 23.00, а заканчивается в 06.00, минута дешевеет до $0,37 плюс эти же налоги. Но существует и льготный ежемесячный тариф: $300 плюс налоги. Если абонент наговорил за месяц на сумму в несколько раз большую, никаких доплат. Стоимость разговора, естественно, дорожает, если вы звоните по межгороду или за рубеж. Бесплатный порог составляет 5 секунд, если звонит абонент и 20 секунд, если звонят ему. Дополнительных услуг МТС почти не предлагает, но детализация счета все же есть ($15).

       Одна из особенностей формата GSM в том, что в вашем телефонном аппарате установлена сменная идентификационная SIM-карта ($1579) — своеобразное окно в Европу. Если вы купили у МТС телефон и уехали с ним во Францию, там покупаете (значительно дешевле) местную SIM-карту и без проблем интегрируетесь во всеевропейскую сотовую сеть, не теряя связи с родиной. В ближайшее время, возможно уже в 1996 году, российская SIM-карта будет унифицирована с европейской.

       Роминг у МТС пока не очень развит, вы можете пользоваться телефоном GSM в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Сургуте, Якутске и Ростове-на-Дону. Необходимо приобрести местную SIM-карту, как правило, на 100 минут разговора.

       Мобильные ТелеСистемы рекомендуют клиентам трубки Ascom Discovery ($1380) и Ericsson GH337 ($1580), обе мощностью 2 Вт и весом по 200 г (в Голландии, например, можно выбирать примерно из 50 моделей разных производителей). Зато есть много аксессуаров для пользования телефоном в автомобиле. Специальный установочный комплект стоит $350, внешняя антенна $150, стоимость ее установки в сервис-бюро — $175. Дилеры настоятельно рекомендуют приобретать бустер ($300-400) с питанием от бортовой сети.

Тест

       Когда мы собирали информацию для этого материала, нам в руки попали карты, на которых были обозначены “черные дыры” — те места в городе, где, несмотря на обещания компаний, связи нет. Такие карты составляют и сами компании — для себя, и их конкуренты. Получить карту “для внутреннего пользования” у компании тяжело, а у конкурентов — пожалуйста. Пообщались и с инженерами, которые признались, что связь, действительно, не везде устойчива, особенно вблизи некоторых режимных объектов. Чтобы проверить эту информацию, пришлось поколесить по Москве и Подмосковью.

       На тест мы взяли 3 мобильных телефона, представляющие разные стандарты и, соответственно, компании. Интересы AMPS в лице “Би-Лайн” представлял телефон Motorola Micro Digital Lite, за NMT и МСС выступал Benefon Delta 450i, а честь GSM и МТС отстаивал Ericsson GH 198.

       Все телефоны были без дополнительного оборудования, только трубка и сетевое зарядное устройство. У всех были обычные московские семизначные номера.

       Проще всего звонить оказалось по телефону “Би-Лайн”. Для этого надо включить аппарат, набрать номер и нажать кнопку посыла. Никаких кодов и дополнительных цифр. У трубки Motorola откидывающаяся крышка, в которой размещен микрофон. Все время боишься ее сломать. Но неоткинутая крышка надежно прикрывает клавиатуру и не допускает непроизвольного включения телефона. Антенна у аппарата выдвигающаяся.

       Почти так же просто общаться по телефону от МСС. После включения трубки надо набрать цифру 6, потом нужный номер и нажать кнопку посыла. Трубка Benefon имеет очень интересную функцию. На табло высвечивается значение уровня сигнала в том месте, где вы находитесь. Если высветилось F1 или F2 — связи не будет, до ретрансляторов далеко, а если от F3 до F5 — связь будет устойчивая. Антенна короткая, толстая и на вид прочная.

       Невероятно громоздкой оказалась процедура набора номера у “Мобильных ТелеСистем”. Вначале надо включить телефон. Затем набрать PIN, в нашем случае 8636, потом символ “#”, далее 8-095, номер телефона, а уж затем нажать кнопку посыла. Очень утомительно. Четырехзначный PIN надо набирать только перед первым звонком, если вы делаете несколько звонков подряд, тогда остается каждый раз набрать 8–095–номер–посыл. Все равно утомительно. Трубка Ericsson снабжена складывающейся антенной, которая в нерабочем положении повернута вниз и прижата к корпусу, чтобы привести антенну в рабочее положение, ее надо развернуть вверх.

       Перемещения по городу показали, что все 3 компании обеспечивают абсолютно нормальную связь в центре. Независимо от наличия секретных, оборонных и прочих объектов слышимость в порядке. Никаких проблем и с троллейбусными линиями. В тоннелях слышно чуть хуже, особенно в длинных.

       Удаляемся от центра. Юго-Восток Москвы (Теплый Стан), до МКАД километра 3-4. Останавливаемся рядом с очень серьезным объектом. Звоним. Все три телефона работают отлично. Увереннее всех “Би-Лайн”. Едем дальше, в Ясенево. У МСС связь пропадает. “Би-Лайн” и “Мобильные ТелеСистемы” держатся молодцом.

       Выбираемся на МКАД и движемся против часовой стрелки на север. В районе Варшавского техцентра сдаются “Мобильные ТелеСистемы”. МСС работает еле-еле, индикатор балансирует в районе F2-F3, телефон до ближайшего ретранслятора дотягивает с трудом. Много помех, но говорить (кричать) можно. У “Би-Лайн” все в порядке.

       Продвигаемся дальше. Капотня. Связь у всех телефонов восстанавливается.

       На востоке Москвы, в районе Рязанского шоссе “Мобильные ТелеСистемы” норовят выйти из игры. У МСС и “Би-Лайн” проблем нет. Съезжаем с МКАД, поворачиваем на Балашиху. Здесь довольно плотно расположились объекты не всем понятного назначения. Километрах в 6-7 от Москвы связь пропадает и у МТС и у МСС. У “Би-Лайн” все в норме.

       Горьковское шоссе, недалеко от населенного пункта Долгое-Ледово. Слева над полем торчит огромная чаша системы слежения за космическими объектами. У МСС и МТС связи по-прежнему нет, первые проблемы возникли и у “Би-Лайн”. Москва нас слышит не очень хорошо, голос в трубке раздваивается, к тому же есть и помехи. Мы Москву слышим отлично и во внезапно начавшейся пурге чувствуем себя очень уютно, разговаривая с родным домом, находясь в чистом поле.

       Сворачиваем на дорогу (Загорянка–Валентиновка), ведущую в Москву, связь есть только у “Би-Лайн”. Проезжая мимо знакомой дачи, звоним в Москву и сообщаем хозяйке, что дом по-прежнему стоит. Хозяйка озадачена.

       Останавливаемся возле Центра управления полетами в Подлипках. На дисплее Benefon F2 — связи нет. Ericsson тоже связаться ни с кем не может. “Би-Лайн” — без проблем.

       Выезжаем на Ярославское шоссе и направляемся к Москве. До города километров 15. Связи нет только у “Мобильных ТелеСистем”. Сворачиваем опять на МКАД и движемся на север. Медведково. Связь есть только у “Би-Лайн”.

       Через несколько километров, сместившись на Северо-Запад (МКАД, пересечение Алтуфьевского и Дмитровского шоссе), получаем устойчивую связь у “Мобильных ТелеСистем”, “Московская Сотовая” пока безмолвствует. На Западе (Строгино, Митино) Москвы связь восстанавливается и у МСС, хотя вновь пропадает на Юго-Западе.

       Въезжаем в город по Минскому шоссе — Кутузовскому проспекту. У МСС и “Би-Лайн” все в норме, а у “Мобильных ТелеСистем” сигнал пропадает.

       Итак, круг замкнулся. Даже не зная географии Москвы, можно составить некоторое представление о работе мобильных телефонов разных форматов. Лучше всего дела обстоят у AMPS (“Би-Лайн”). Несколько хуже выглядит NMT (МСС). Кстати, тест проходил в выходные дни, как раз в то время, когда “Московская Сотовая”, как нам сказали, проводила технические работы с ретрансляторами. Заметно хуже выглядит GSM (МТС). Это тем более досадно, что GSM — самый перспективный, полностью цифровой, формат. Хочется верить, что благодаря грядущим инвестициям он сможет прийти в нормальное состояние, и если мы захотим действительно интегрироваться в европейскую сеть, не станет помехой.

       Мобильные телефоны были предоставлены Агентством по связям с общественностью “Имиджленд”. Тел.: (095) 278-6274, факс: (095) 278-5531.

Спутниковая связь

       Когда говорят о спутниковой связи, обычно подразумевают систему INMARSAT, хотя она далеко не единственная. Появилась она в конце 60-х для связи с судами. В INMARSAT используется 4 геостационарных спутника и более 70 наземных станций. СССР поначалу от участия в программе отказался и разрабатывал свою систему “Горизонт”. В начале 70-х INMARSAT была признана международной и СССР вошел в нее, став владельцем 12% акций. В середине 70-х система вышла на сушу, фирмы-производители начали создание мобильного оборудования, постепенно делая его все более компактным. В 1994 году система перешла на цифровой формат.

       Сегодня норвежская фирма АВВ, одна из немногих, занятых разработкой аппаратуры для INMARSAT, предлагает спутниковую телефонную систему, которая умещается в дипломате и вполне годится для использования в автомобиле. Правда, существует проблема с антенной. Установить ее на ходу невозможно. К тому же надо определить, где находится ближайший спутник.

       До сих пор на нашей территории нет ни одной наземной станции-ретранслятора, из-за этого все телефонные разговоры по INMARSAT идут через дальнее зарубежье. Оборудование для системы в России сейчас продает французская фирма Geolink и ее русский партнер Satlink, поэтому абоненты звонят через Францию, хотя с недавних пор связь стала возможной и через Голландию.

       Набор номера по спутниковому телефону системы INMARSAT выглядит следующим образом: номер береговой станции INMARSAT–00–код страны–код города–номер телефона. На операцию уходит немало времени. Чтобы дозвониться до вас, абонент набирает не менее сложную комбинацию: 8–10–код INMARSAT–номер спутника–номер телефона.

       Главное удобство спутниковых телефонов — связь в любой точке земного шара, кроме полюсов. Но обходится это недешево, не дешевле $20000. Минута разговора стоит $4,5-5,5.

Благодарим за оказанное содействие в подготовке материала:

       компанию “РадиоПэйдж”. Тел.: (095) 232-0022;

       компанию “Вессо-Линк”. Тел.: (095) 290-0058;

       компанию “АСВТ”. Тел.: (095) 979-6003, 913-4026;

       а также Гусева Николая Егоровича и Гончарова Александра Павловича.

Читайте про операторов:  Блокировка сим карты телефона самсунг samsung настройки —

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *