Сотрудники органа власти (госслужащие) используют личные сотовые телефоны для служебных нужд. по внутреннему положению на основании представляемых авансовых отчетов производится возмещение расходов на сотовую связь в пределах установленных для сотрудников
© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2022. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС” (ИНН 7718013048, ОГРН 1027700495745). Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2022 года.
Главный редактор: Игнаткина В.В.
ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@vse-simki.ru.
Как организациям приобретать сим-карты с 1 июня 2021 года
С 1 июня 2021 года вступили в силу новые правила предоставления организациям и ИП услуг корпоративной мобильной связи (Федеральный закон от 30.12.2020 № 533-ФЗ).
В числе прочих изменений – новый порядок приобретения бизнесом через интернет корпоративных сим-карт, которые предполагается использовать в разного рода оборудовании (например, в онлайн-кассах) или в мобильных устройствах сотрудников компаний.
По новым правилам организация или ИП могут заключить договор об оказании услуг связи и приобрести корпоративные сим-карты через интернет одним из указанных ниже способов (п. 1 ст. 44 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»):
- с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи;
- с использованием усиленной неквалифицированной электронной подписи, сертификат ключа проверки которой создан и используется для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме;
- с использованием простой электронной подписи, ключ которой получен при личной явке при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
Порядок раскрытия сведений о корпоративных сим-картах
Сведения о корпоративных сим-картах вносятся в единую систему идентификации и аутентификации через Единый портал государственных и муниципальных услуг. Внесение сведений осуществляется уполномоченным лицом абонента через учетную запись на портале «Госуслуги».
Уполномоченное компанией-абонентом физлицо вправе через портал «Госуслуги» вносить в ЕСИА и исключать из нее (п. 7 ст. 45 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»):
- сведения об одном или нескольких абонентских номерах/их конкретных владельцах, выделенных оператором связи;
- сведения о корпоративных сим-картах, используемых в оборудовании.
Раскрыть данные о корпоративной сим-карте необходимо еще до момента ее использования в целях получения услуг связи. А именно – не позднее 3 рабочих дней до планируемой даты начала оказания услуг связи, если иной срок не определен договором с оператором мобильной связи/интернета (п. 3 постановления Правительства РФ от 31.05.2021 № 844).
Если раскрытые сведения претерпели какие-либо изменения (например, сменился адрес использования онлайн-кассы или поменялось Ф.И.О. предпринимателя), такие изменения компания должна отразить в единой системе идентификации в течение 3 рабочих дней со дня изменения сведений.
Если корпоративные сим-карты приобретались до 1 июня 2021 года и к указанному моменту уже использовались, то раскрыть информацию о таких сим-картах компании должны не позднее 30 ноября текущего года.
В противном случае операторы связи должны будут уже 1 декабря 2021 года заблокировать корпоративные сим-карты, по которым не была раскрыта информация в ЕСИА (ст. 2 Федерального закона от 30.12.2020 № 533-ФЗ).
Раскрытие информации о корпоративных сим-картах с 1 июня 2021 года
С 1 июня 2021 года обязательным условием предоставления и получения услуг корпоративной мобильной связи является раскрытие компаниями информации о себе и своих сотрудниках, которые пользуются такой связью.
Данная информация подлежит раскрытию в единой системе идентификации и аутентификации абонентов (ЕСИА), через которую будут контролировать и мониторить все организации и ИП, заключившие договоры с операторами мобильной связи и интернета.
В целях информационной безопасности и борьбы с телефонным мошенничеством компании теперь обязаны размещать в ЕСИА, которая интегрирована с единым порталом «Госуслуги», следующую информацию (п. 1.1 ст. 44 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ):
- данные о конкретном пользователе услугами связи – физическом лице, которому предоставлена корпоративная сим-карта;
- сведения об используемом физлицом абонентском номере, выделенном оператором подвижной радиотелефонной связи;
- сведения о наименовании самого абонента – организации либо ИП.
Если при проверке оператор связи обнаружит, что вышеуказанные сведения в ЕСИА отсутствуют или являются недостоверными, оператор обязан уведомить об этом абонента, предоставив ему срок для внесения/исправления в ЕСИА соответствующих сведений.
Если абонент в оговоренный с оператором срок не раскроет достоверную информацию о пользователях корпоративных сим-карт, оператор должен будет расторгнуть договор с абонентом и перестать обслуживать ранее выделенный компании абонентский номер (ст. 1 Федерального закона от 30.12.2020 № 533-ФЗ).
Раскрытие сведений о корпоративных сим-картах, используемых в оборудовании
Если корпоративная сим-карта используется организацией/ИП в применяемом оборудовании (онлайн-кассах, модемах, платежных терминалах и т.д.), то в единую систему идентификации и аутентификации должны вноситься следующие сведения (п. 2 постановления Правительства РФ от 31.05.2021 № 844):
- об абонентском номере, используемом при функционировании пользовательского оборудования (оконечного оборудования);
- вид и наименование пользовательского оборудования абонента, в котором используется сим-карта;
- идентификатор пользовательского оборудования;
- идентификационный номер налогоплательщика-абонента;
- наименование организации или ФИО предпринимателя – владельца пользовательского оборудования;
- наименование и основной государственный регистрационный номер (ОГРН) оператора связи, оказывающего абоненту услуги связи;
- адрес абонента (в случае нестационарного размещения оборудования) или фактический адрес установки этого оборудования.
Судебная практика: расходы на сотовую связь сотрудников
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 252 “Расходы. Группировка расходов” главы 25 “Налог на прибыль организаций” НК РФ
(Юридическая компания “TAXOLOGY”)Налоговым органом в ходе проведения налоговой проверки установлено, что общество заключило договоры на оказание услуг сети сотовой радиотелефонной связи, во исполнение которых обществу предоставлены сим-карты на 18 номеров. Согласно предоставленным приложениям к счетам на оплату услуг сотовой связи помимо предоставленных номеров отражены 10 номеров телефонов, на которые отсутствуют дополнительные соглашения. Ввиду непредставления доказательств использования работниками общества 28 телефонных номеров в производственных целях налоговый орган пришел к выводу о неправомерном учете в составе расходов затрат на оплату услуг сотовой связи. Инспекция указала, что отсутствуют должностные инструкции работников, подтверждающие производственный характер использования услуг сотовой связи, отсутствуют документы о передаче сим-карт сотрудникам общества, на балансе общества отсутствуют сотовые телефоны, договоры аренды личных сотовых телефонов работников не заключались, количество сим-карт превышает перечень работников, которым необходима сотовая связь. Суд признал доначисление налога на прибыль необоснованным, так как в рассматриваемом случае реальность оказания услуг сотовой связи налоговым органом не оспаривается, объем оказанных услуг и их стоимость налоговым органом не проверялись и под сомнение не поставлены. Отсутствие на балансе общества сотовых телефонов не может свидетельствовать о необоснованности затрат, поскольку предметом договоров является оказание услуг сотовой связи, а не предоставление телефонных аппаратов. Размещение работниками сим-карт в личные телефоны не является противоправным поведением. Превышение количества выданных сим-карт также не свидетельствует о необоснованности понесенных расходов, поскольку оно может быть обусловлено заменой сим-карт (номеров телефонов) либо изменением технических параметров аппаратов телефонной связи, в которой устанавливаются сим-карты.
Какими проводками в автономном учреждении отразить компенсацию за сотовую связь сотрудникам учреждения в пределах установленных приказом руководителя лимитов (договор с оператором сотовой связи об оказании услуг сотовой связи не заключен) с указанием к счетов кпс (квр, квд), кэк (косгу)?
При наличии локального акта, устанавливающего обязанность работодателя по компенсации затрат сотрудникам, связанных с использованием личных сотовых телефонов в служебных целях, соответствующие расходы работодателя подлежат отражению по виду расходов 112 “Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда” классификации расходов бюджетов, увязанному в целях бюджетного (бухгалтерского) учета с подстатьей 221 “Услуги связи” классификации операций сектора государственного управления (пп. 48.1.1.
2 Порядка N 85н, пп. 10.2.1 Порядка N 209н).В бухгалтерском учете автономного учреждения могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:1. Дебет 0 401 20 221 (0 109 ХХ 221) Кредит 302 21 737- начислена задолженность перед сотрудниками по выплате компенсации за сотовую связь;2.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:- письмо Минфина России от 30 декабря 2022 г. N 02-05-11/103497;- письмо Минфина России от 2 апреля 2020 г. N 02-08-05/26114.
Ответ подготовил:Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТШубенкина Елена
Ответ прошел контроль качества
20 июня 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной устной консультации, оказанной в рамках услуги Советы экспертов.