вправе ли школа использовать мобильные телефоны для образовательных целей

Общие положения

1.1. Настоящее Положение об использовании мобильных (сотовых) телефонов и других средств коммуникации в школе разработано в соответствии с Федеральным Законом №273-ФЗ от 29.12.2022 года «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями на 16 апреля 2022 года, Федеральным законом № 152-ФЗ от 27.07.

2006 года «О персональных данных» с изменениями на 2 июля 2021 года, Федеральным Законом №436-ФЗ от 29.12.2022 года «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» с изменениями на 1 июля 2021 года, Методическими рекомендациями об использовании устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях, утвержденные Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки от 14 августа 2022 года № МР 2.4.

0150-19/01-230/13-01, Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 года №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», а также Уставом общеобразовательной организации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность.1.2.

Данное Положение об использовании мобильных телефонов и других средств коммуникации определяет условия использования средств мобильной связи и электронных устройств в общеобразовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования с целью профилактики нарушений здоровья обучающихся, повышения эффективности образовательной деятельности, а также регулирует права и обязанности пользователей сотовой связи и регламентирует их ответственность.1.3.

Согласно СанПиН 2.4.3648-20 мобильные средства связи не используются в целях образовательной деятельности обучающихся.1.4. Обучающиеся имеют право пользоваться мобильными связями на территории школы.1.5. В школе в каждом учебном классе на стенде для документации должен находиться знак, на листе формата А4, запрещающий использование мобильных телефонов.1.6.

Читайте про операторов:  Как вытащить сим карту из телефона Nokia? - Онлайн справочник по настройке гаджетов

Многофункциональность телефона (смартфона), наличие множества приложений неизбежно создают ситуацию многозадачности, требующую постоянных переключений с одного вида активности на другой, в том числе в образовательной деятельности, приводит к ухудшению усвоения материала и снижению успеваемости.1.7.

Мобильный телефон (смартфон) является личной собственностью обучающегося.1.8. Классный руководитель в обязательном порядке доводит до сведения обучающихся и их родителей (законных представителей) об условиях использования мобильной связи и иных электронных устройств в общеобразовательной организации (см. Приложения 1, 2).

Условия использования мобильных телефонов и других электронных устройств

2.1. Средства мобильной связи могут использоваться в образовательной организации для обмена информацией в случае необходимости.2.2. Запрещено пользование мобильным телефоном во время образовательной деятельности (урочной, внеурочной). В отдельных случаях пользование мобильных устройств допускается только с разрешения учителя.2.3.

В целях минимизации вредного воздействия устройств мобильной связи на обучающихся во время образовательной деятельности и внеурочных мероприятий директору общеобразовательной организации необходимо:

  • рассмотреть вопрос об ограничении использования мобильных устройств связи в школе обучающимися, за исключением детей, нуждающихся в пользовании такими устройствами по состоянию здоровья (мониторинг сахара крови при сахарном диабете 1 типа и др.), а также педагогическими работниками и родителями (законными представителями) в целях снижения рисков нанесения вреда здоровью и развитию обучающихся в связи с использованием устройств мобильной связи;
  • проводить регулярную информационно-просветительскую и разъяснительную работу с педагогическими работниками, родителями (законными представителями) и обучающимися о рисках здоровью от воздействия электромагнитного излучения, генерируемого устройствами мобильной связи, о возможных негативных последствиях и эффективности образовательной деятельности при неупорядоченном использовании устройств мобильной связи;
  • обеспечить психолого-педагогическое сопровождение процесса, связанного с ограничением использования устройств мобильной связи в образовательной организации;
  • предусмотреть для всех участников образовательной деятельности целесообразность перевода устройств мобильной связи в режим «без звука» при входе в образовательную организацию (в том числе с исключением использования режима вибрации из-за возникновения фантомных вибраций);
  • информировать родителей (законных представителей) и обучающихся об их ответственности за сохранность личных устройств мобильной связи в общеобразовательной организации;
  • предусмотреть места хранения во время образовательной деятельности устройств мобильной связи обучающихся (при наличии такой возможности и необходимости);
  • ограничить использование обучающимися устройств мобильной связи во время образовательной деятельности;
  • учитывать необходимость использования имеющихся ресурсов образовательной организации или ресурсов иных организаций (в рамках сетевой формы) при выборе образовательных технологий и методик, в том числе для использования доступа обучающихся к их учетной записи в случае перехода в школе на электронные дневники, без использования личных устройств мобильной связи обучающихся;
  • проводить мероприятия, направленные на воспитание культуры использования устройств мобильной связи у всех участников образовательной деятельности, с использованием воспитательного потенциала совместной работы (педагогического коллектива с обучающимися, старшеклассников с младшими детьми) в части воспитания культуры использования устройств мобильной связи;
  • назначить лица, организующих выполнение мероприятий с обучающимися и их родителями (законными представителями) по выработке культуры безопасной эксплуатации устройств мобильной связи, профилактике неблагоприятных для здоровья и обучения детей эффектов, а также за соблюдение установленного порядка и хранение устройств мобильной связи;
  • использовать время перемен для общения, активного отдыха обучающихся между уроками (занятиями), восполнения их физиологической потребности в двигательной активности с учетом возрастных норм; при необходимости – использование на переменах устройств мобильной связи по прямому назначению (для звонка, смс-сообщения);
  • осуществлять мониторинг и анализ работы образовательных организаций по упорядочению использования участниками образовательной деятельности устройств мобильной связи с целью профилактики неблагоприятных для здоровья и обучения детей эффектов, повышения эффективности образовательной деятельности и воспитания.

2.4. Родителям (законным представителям) обучающихся не рекомендуется звонить своим детям во время образовательной деятельности. При необходимости родители (законные представители) могут ориентироваться на расписание звонков, размещенных на сайте образовательной организации, чтобы позвонить ребенку во время перемены или после окончания занятий.2.5.

Использование средств мобильной связи даёт возможность:

  • контролировать местонахождение ребенка;
  • совершать обмен различными видами информации, кроме распространения фото- и видео-сюжетов, пропагандирующих культ насилия и жестокости, негативного влияния на несовершеннолетних согласно Федеральному закону №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

2.6.

При использовании на перемене средств мобильной связи необходимо соблюдать следующие нормы:

  • не рекомендуется в качестве звонка использовать мелодию и звуки, которые могут встревожить или оскорбить окружающих;
  • вести разговор по телефону (смартфону) необходимо максимально тихим голосом;
  • недопустимо вести приватные разговоры в присутствии других людей;
  • не разрешается использование чужих средств сотовой связи и передача их номеров третьим лицам без разрешения владельца.

2.7. Ответственность за целостность мобильного телефона лежит только на его владельце (родителях (законных представителей) владельца).2.8. Обучающиеся могут использовать на уроке планшеты или электронные книги в рамках учебной программы образовательной организации только с разрешения педагога и с учетом норм, установленных СанПиН 1.2.3685-21.2.9. Шрифтовое оформление электронных учебных изданий должно соответствовать СанПиН 1.2.3685-21:

КлассыОбъем текста единовременного прочтения, количество знаковКегль шрифта, пункты, не менееДлина строки, мм, не менееГруппа шрифта
1-2 классыне более 10016не регл.рубленные
не более 2001880
3-4 классыне более 20014не регл.рубленные
не более 4001680
более 4001890
5-9 классыне более 20012не регл.все группы
не более 4001450все группы
более 4001680рубленные
10-11 классыне более 20010не регл.рубленные
не более 4001250все группы
более 4001480все группы

2.10.

Для текстовой информации в электронном учебном издании не допускается применять:

  • узкое начертание шрифта;
  • курсивное начертание шрифта (кроме выделений текста);
  • более четырех цветов шрифта различных длин волн на одной электронной странице;
  • красный фон электронной страницы.

2.11. Педагогические работники школы также ограничивают себя в пользовании средствами мобильной связи во время образовательной деятельности (за исключением экстренных случаев).2.12. Педагогические работники могут использовать на уроке мобильные электронные устройства для входа в «Электронный журнал» класса.2.13.

Всем участникам образовательной деятельности необходимо пользоваться памяткой для обучающихся, родителей (законных представителей) и педагогических работников по профилактике неблагоприятных для здоровья и обучения детей эффектов от воздействия устройств мобильной связи (см. Приложение 3).2.14.

Все вопросы, возникающие между участниками образовательной деятельности в отношении соблюдения Положения разрешаются путем переговоров с участием представителей администрации образовательной организации, директора школы и Комиссии по урегулированию споров в школе.

Права и обязанности обучающихся (пользователей) мобильной связи

3.1.

Пользователи мобильной связи в школе имеют право:

  • осуществлять и принимать звонки;
  • звонить и оправлять смс-уведомления только с целью оперативной связи обучающегося со своими родителями (законными представителями), с экстренными службами (пожарная служба 101, 112, скорая медицинская помощь 103);
  • прослушивать аудиозаписи с использованием наушников;
  • играть в мобильном устройстве;
  • вести фото- и видео-съемку лиц, находящихся в образовательной организации с их согласия.

3.2. В соответствии с Конституцией Российской Федерации обучающиеся должны знать о том, что сбор, хранение, использование и распространение информации о личной жизни лица без его согласия запрещено, а также осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.3.3. В целях обеспечения сохранности средств мобильной связи обучающийся обязан не оставлять их без присмотра.

Заключительные положения

5.1. Настоящее Положение об использовании мобильных телефонов и других средств коммуникации в общеобразовательной организации является локальным нормативным актом школы, принимается на Педагогическом совете и утверждаются (вводится в действие) приказом директора организации, осуществляющей образовательную деятельность.
5.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
5.3. Положение об использовании мобильных телефонов и других средств коммуникации принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.5.1. настоящего Положения.
5.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.
331e7689d9d58e885c7ddceb1b7d5283 0

Источник

Вправе ли школа использовать мобильные телефоны для образовательных целей

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Вступили в силу новые санпины, которые запрещают телефоны для учебы

Вступили в силу с 1 января новые санитарно-эпидемиологические правила, которые запрещают использовать в школах мобильные телефоны для обучения детей. 

Теперь, согласно документу, «для образовательных целей мобильные средства связи не используются».

Как пояснили «Российской газете» в Роспотребнадзоре, новые СанПиНы учитывают, что экран мобильного телефона небольшой, поэтому изучение на нем новой информации может привести к  напряжению органов зрения и нарушению осанки, поэтому мобильные телефоны нельзя использовать во время урока вместо компьютера или планшета. 

Также в документе установлена норма для техники, которая используется во время учебного процесса. Так диагональ интерактивной доски должна составлять не менее 165,1 см. Минимальная диагональ для монитора компьютера или ноутбука — не менее 39,6 см, для планшета — 26,6 см. Использование мониторов на основе электронно-лучевых трубок в образовательных организациях не допускается.

Сколько можно заниматься с техникой на уроке:
– Интерактивная доска: дети до 10 лет — 20 минут, старше 10 лет — 30 минут;
– Компьютер: дети 1-2 классов — 20 минут, 3-4 классов — 25 минут, 5- 9 классов — 30 минут, 10-11 классов — 35 минут.
– Если речь идет о демонстрации видеофрагмента, то для учеников 5-7 лет он должен составлять 5-7 минут, для 1-4 классов —10 минут, для 5-9 классов — 15 минут.

Обзор документа

Рособрнадзор и Роспотребнадзор разработали рекомендации по использованию устройств мобильной связи в школах.

Региональным и муниципальным властям в сфере образования следует рассмотреть вопрос об ограничении использования мобильных устройств связи в школах обучающимися, а также педагогами и родителями.

В метапредметные результаты основных образовательных программ школ нужно включить вопросы формирования знаний и навыков по соблюдению правил безопасности в современной цифровой среде.

При входе в школу целесообразно переводить устройства мобильной связи в режим без звука, в т. ч. с исключением использования режима вибрации из-за возникновения фантомных вибраций.

При наличии возможности и необходимости рекомендуется предусмотреть места хранения устройств мобильной связи во время образовательного процесса.

Следует обеспечить согласование с родителями вопросов коммуникации родителей с обучающимися в случае возникновения необходимости, внештатной ситуации.

Время перемен рекомендуется использовать для общения, активного отдыха обучающихся, восполнения их физиологической потребности в двигательной активности. Устройства связи на переменах следует использовать при необходимости по прямому назначению (для звонка, смс-сообщения).

Вне школы на время сна рекомендуется размещать устройства мобильной связи на расстоянии более 2 метров от головы.

Источник

Результаты исследований, показавших отрицательные последствия использования устройств мобильной связи на здоровье детей

ИсследователиОтрицательные эффекты
Burnett and Lee, 2005Использование навигационной системы смартфона ухудшает построение когнитивной пространственной карты
Day J.J et al., 2007Формирование психологической зависимости
Ophir et al., 2009Работают хуже в парадигме переключения задач из-за ограниченной способности отфильтровывать помехи
Черненков Ю.В. и др., 2009; Pagani L.S., et al., 2022; Nathanson A.I. et al., 2022; Moreira, G.A et al., 2022; Григорьев Ю.Г. и др., 2022Гиперактивность, повышенная раздражительность, снижение умственной работоспособности, долговременной памяти, расстройства сна, нарушения коммуникативных способностей, склонность к депрессивным состояниям
Panda N. et al., 2022Нарушения фонематического восприятия
Sparrow et al., 2022Запоминают не саму информацию, а место, где эта информация может быть доступна
Lu M. et al., 2022 L. Hardell et al., 2022Риски доброкачественных и злокачественных опухолей головного мозга, слухового нерва
Ralph et al., 2022Более высокие уровни ежедневных сбоев внимания
Thornton et al., 2022«Простое присутствие» сотового телефона может привести к снижению внимания и ухудшению выполнения задач, особенно для задач с высокими когнитивными требованиями
Lepp et al., 2022Положительная корреляция между использованием смартфона и беспокойством
Owens, J.A. et al., 2022Задержка начала сна, сокращение ночного сна, прерывистый сон, дневная сонливость
Stothart et al., 2022При выполнении задачи, требующей внимания, уведомления по мобильному телефону вызывают сбои в производительности, сходные по величине с активным использованием телефона
Barr et al., 2022Большее использования смартфона коррелирует с более интуитивным и менее аналитическим мышлением
Moisala et al., 2022; Lepp A et al. 2022; Beland L.-P., 2022При наличии раздражителей, отвлекающих внимание во время задачи постоянного внимания, «многозадачники» работают хуже и больше активности в правой префронтальной коре, отмечается снижение успеваемости
Cain et al., 2022Связано с более низкой производительностью рабочей памяти и более низкими результатами стандартизированных тестов

Памятка для обучающихся, родителей и педагогических работников по профилактике неблагоприятных для здоровья и обучения детей эффектов от воздействия устройств мобильной связи

1. Исключение ношения устройств мобильной связи на шее, поясе, в карманах одежды с целью снижения негативного влияния на здоровье.

2. Максимальное сокращение времени контакта с устройствами мобильной связи.

3. Максимальное удаление устройств мобильной связи от головы в момент соединения и разговора (с использованием громкой связи и гарнитуры).

4. Максимальное ограничение звонков с устройств мобильной связи в условиях неустойчивого приема сигнала сотовой связи (автобус, метро, поезд, автомобиль).

5. Размещение устройств мобильной связи на ночь на расстоянии более 2 метров от головы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *