Мобильная связь для РЖД – СЦБИСТ – железнодорожный форум, блоги, фотогалерея, социальная сеть

Что это даст компаниям

Компании ищут новые модели монетизации своей клиентской базы, говорит Анкилов. По его мнению, одновременное оказание услуг мобильной связи поможет повысить лояльности клиентов и способствует привлечению новой аудитории.

Развитием MVNO интересуются в основном компании с широкой аудиторией, отмечает Кусков. Это РЖД, у которой есть собственные сотрудники, это «Сбербанк» и «Тинькофф банк» с большим количеством клиентов, перечисляет он. По его словам, они заинтересовались этой темой, поскольку очень сильно используют рынок телекома в своей работе: например, для рассылки уведомлений и информации через SMS или интернет.

Для одних компаний это возможность привлечь аудиторию, интегрировать её, например, в систему банковских услуг, настроить взаимодействие с клиентами, обеспечить им дополнительные возможности, такие как сокращение расходов на связь.

В случае с такими компаниями, как РЖД, которым не интересно, какой у пассажира оператор, речь идёт об обслуживании сотрудников. РЖД — одна из самых крупных российских компаний по количеству сотрудников. То есть это даёт возможность выкупать голосовой и интернет-трафик со значительными скидками и уже локализовать его внутри своих структур. Это возможность сэкономить, поскольку сейчас они пользуются разношёрстными операторами в каждом регионе. А так они смогут выкупать пул номеров и трафик и таким образом экономить на связи, учитывая многотысячное количество сотрудников

(по итогам 2022 года численность сотрудников РЖД сократилась на 7,6% и составила 778 тысяч человек — прим. ред.).

Для клиентов

Текущий регион: Московская область
Выберите ближайший к вашему местоположению региональный центр связи

Доля рынка виртуальных операторов

Развитие MVNO в России началось очень поздно, говорит гендиректор аналитической компании Telecom Daily Денис Кусков. По его оценке, сейчас в России около 2,5 млн абонентов MVNO, при том, что всего в стране более 260 млн SIM-карт. «То есть на абонентов виртуальных операторов приходится менее 1%», — констатирует Кусков.

По оценке управляющего партнёра «ТМТ Консалтинг» Константина Анкилова, MVNO обслуживают свыше 4 млн абонентов — это 1,5% рынка. Большинство абонентов, по его словам, контролируются оператором Yota.

Любые данные по долям рынка будут лукавыми, утверждает гендиректор группы компаний Comnews Леонид Коник. «Если мы считаем Yota виртуальным оператором, то данные по рынку будут одни, а если отбросить квази—MVNO, аффилированные с операторами “большой тройки”, — другими», — пояснил он.

Партнёр ACM-Consulting Антон Погребинский также считает, что Yota сложно назвать в полной мере виртуальным оператором, так как компания принадлежит «Мегафону».

Представители Yota отказались от комментариев, сказав, что оператор не раскрывает свою аудиторию.

Железнодорожники на связи

Ремонтно-оперативная радиосвязь РЖД на базе сетей стандарта GSM стала не просто уникальным проектом в мировых масштабах. Благодаря этой разработке на российском рынке появились принципиально новые телекоммуникационные сервисы для корпоративных клиентов.

Функционирование железнодорожного транспорта невозможно без телекоммуникаций. Они являются основным связующим элементом всех его участников, основной средой передачи данных в информационно-управляющих системах. Телекоммуникации позволяют управлять всеми сферами деятельности: перевозками, обеспечением безопасности, сбытом транспортных и других услуг, содержанием и ремонтом инфраструктуры и подвижного состава; управлением финансами и ресурсами, материально-техническим обеспечением.

Задачи внедрения инновационных технологий управления инфраструктурой и подвижным составом, оптимизации себестоимости перевозок требуют повышения мобильности и оперативности работы персонала РЖД, для чего необходимы современные надежные средства радиосвязи.

“Классические” железнодорожные варианты связи линейного персонала – проводная перегонная связь и аналоговая ремонтно-оперативная радиосвязь (РОРС) – не потеряли свою актуальность, но сегодня не обеспечивают требуемой железнодорожникам функциональности (связь с подвижными объектами, бригадами и работниками, передача данных, контроль местоположения.), производительности и доступности. Потеря времени на ожидание сеансов связи с линейным персоналом (для получения информации или для передачи оперативных команд) до момента его подхода к точке фиксированной перегонной связи (сеть стационарных телефонов вдоль железнодорожного полотна) в современных условиях недопустима. Связь нужна всегда, везде и со всеми сразу – таковы требования железнодорожного транспорта.

В то же время достаточный уровень развития сотовой связи стандарта GSM в крупных населенных пунктах, в регионах с высокой плотностью населения, снижение темпов роста абонентской базы, при необходимости увеличения зоны радиопокрытия и обеспечения непрерывности услуги “подталкивали” к поиску новых областей применения сотовой связи стандарта GSM.

Именно эта точка пересечения интересов двух компаний – РЖД и “Вымпелком” – стала отправной точкой для создания нового продукта – ремонтно-оперативной радиосвязи “Российских железных дорог” на базе сетей подвижной связи стандарта GSM (РОРС GSM), и целой линейки новых телекоммуникационных сервисов.

В 2007 г. Центральной станцией связи – филиалом РЖД и “Вымпелкомом” была сформулирована цель: обеспечить надежную связь эксплуатационного и ремонтного персонала РЖД всегда и везде, где есть железная дорога, при минимальных затратах на ее внедрение и эксплуатацию”.

Шаг в будущее

Существует множество стандартов подвижной связи (GSM, TETRA, CDMA, APCO-25, Wi-Max и др.). Но выбор для РОРС пал на стандарт GSM. Почему, объясняет генеральный директор Центральной станции связи Петр Маневич: “Перед принятием решения в 2006–2008 г. РЖД организовали и провели испытания на технологическую достаточность, техническую и электромагнитную совместимость с техническими средствами РЖД практически всех известных на тот период времени стандартов. В каждом из них для РЖД есть и явные преимущества, и явные недостатки. При этом требования к любой системе радиосвязи, вне зависимости от стандарта, – достаточная функциональность, масштабируемость, возможность “мягкой” трансформации в высшие стандарты, унификация, требуемая надежность и безопасность, достаточная доступность и оптимальная стоимость. Исходя из этого, а также с учетом фактически реализованных сотовыми операторами зон радиопокрытия и перспектив развития, был выбран стандарт GSM“.

Главная сложность создания РОРС GSM состояла в том, что не было опыта – ни зарубежного, ни российского.

В составе РЖД 16 железных дорог, расположенных более чем в 70 субъектах Российской Федерации. В “обычной жизни” сотовой связи это означает наличие роуминга и междугородних переговоров. Но РОРС GSM – это не просто раздача персоналу РЖД сотовых телефонов. Ресурсы сети сотовой связи стандарта GSM должны были стать мобильным продолжением собственной цифровой проводной сети компании и исключить неоправданные затраты на роуминг и междугородние переговоры.

Сеть должна решать несколько принципиально новых функциональных задач, в том числе исключить взаимодействие с сетями связи общего пользования, поддерживать правила сокращенного набора номеров и единый план нумерации компании. Система управления РОРС GSM должна формировать функциональные группы и устанавливать приоритеты между ними и внутри них, регистрировать и записывать служебные переговоры. Одно из основных условий – даже в момент пиковой нагрузки на сотовую сеть абоненты с высшим приоритетом (машинист, аварийные службы) должны дозваниваться до оперативно-диспетчерского персонала с первого раза. И, конечно же, требовался защищенный мобильный доступ к базам данных, электронной почте.

В 2007 г. РЖД и “Вымпелком” выбрали опытную зону для создания РОРС GSM – Московскую железную дорогу. Пилотный проект длился с мая 2008 г. до сентября 2009 г. Срок большой, но и сделано немало. Сформулированы, согласованы и утверждены технические требования и технические решения. Много времени ушло на разработку юридических схем оказания услуг. Подписаны трехсторонние договоры между РЖД, операторами и сервис-провайдером. С GSM-операторами заключены соглашения о предоставлении безроуминговых зон и специальных тарифных планов. Благодаря приземлению мобильного трафика на собственную сеть связи РЖД, удельные расходы компании на сотовую связь сократились более чем в 2 раза.

Новые реалии

Сейчас на железных дорогах к РОРС GSM подключено уже более 60 тыс. абонентов – работников РЖД. Работу по созданию опорной сети на всех железных дорогах планируется завершить к середине 2022 г. Структура сети предусматривает три уровня. На верхнем – система управления сетью, техническая поддержка, поддержка интеллектуальных сервисов (оптимальная маршрутизация, sms-центр и т.п.). Средний уровень – это дорожная (региональная) система управления вызовами и сервисами, авторизация абонента, выставление счетов, поддержка приложений. Нижний уровень представляет собой мультисервисную систему связи.

Абоненты РОРС GSM являются закрытой группой пользователей, то есть с GSM-терминалов (телефонов, смартфонов с sim-картами, приобретенными в рамках проекта) можно делать только служебные звонки. Пользователи получили свободу передвижения – их можно найти по короткому номеру в любом месте в любое время. Есть и более “приземленные” возможности, которые могут ощутить пассажиры. К примеру, если отсутствуют наземные соединительные линии, можно удаленно подключить билетно-кассовые терминалы пригородных касс, носимые терминалы, колонны (точки) экстренного вызова и информационно-справочных служб.

С внедрением РОРС GSM открылись новые горизонты для внедрения диагностических систем, систем управления объектами инфраструктуры, ресурсосберегающих технологий. Системы управления освещением на пассажирских и грузовых платформах, в парках железнодорожных станций, железнодорожные метеорологические станции, системы сетевой, обвальной сигнализации, системы управления движением поездов по энергооптимальным графикам – это перечисление лишь немногих из систем, в которых уже используется или может использоваться РОРС GSM.

РОРС GSM предусматривает возможности быстрого перехода на новые стандарты сотовой связи – сначала 3G, впоследствии LTE. Для этого потребуется поэтапно, по мере износа и старения заменить только радиотелефоны и радиомодемы.

“Увеличение длин участков оборота локомотивов, мотор-вагонного подвижного состава, рост потребности в высокой пропускной способности радиоканалов, множество стандартов подвижной связи, а также необходимость исключения зависимости железнодорожного подвижного состава от стандартов радиосвязи, используемых операторами в разных регионах, стало основным мотивом для реализации в РОРС GSM возможности гибкой масштабируемости и интеграции с любыми доступными сетями связи, вне зависимости от их стандарта, – говорит Петр Маневич. – И еще одно правило создания РОРС GSM – это отсутствие зависимости от одного оператора связи”.

“Мы понимаем насколько важным для РЖД является бесперебойное функционирование ремонтно-оперативной связи, ведь порой речь может идти даже о человеческих жизнях. Поэтому этот проект имеет для нас самый высокий приоритет, наравне с собственной сетью. Это означает немедленную реакцию на возможные проблемы”, – рассказывает Андрей Патока, вице президент по развитию корпоративного бизнеса “Вымпелкома“.

Участие в этом проекте дало оператору не только престижного клиента. “Решая задачи по объединению производственных систем связи РЖД с сотовой связью, мы получили колоссальный опыт. И теперь на его основе умеем предоставлять крупным клиентам сервис, который мы называем FMTN – это использование сотовой сети для развития внутренней инфраструктуры связи заказчика“, – отмечает Андрей Патока.

Сейчас к проекту РОРС GSM подключен “Вымпелком” и другие операторы сотовой связи. Консолидация в одном проекте ресурсов и услуг нескольких операторов сотовой связи и ресурсов РЖД позволяет расширить зону реализации и обеспечивает непрерывность услуг и сервисов.

Проект РОРС GSM показал один из путей, как, не вкладывая огромных инвестиций, можно создавать мощные корпоративные сети и в перспективе получить национальную, действительно взаимоувязанную сеть подвижной связи.

Кто ещё пытается развивать mvno

Ранее проекты в сфере MVNO пытались развивать крупные продовольственные и сотовые ритейлеры. В 2022 году о создании виртуального оператора договорились X5 Retail Group (торговые сети «Пятёрочка», «Перекрёсток» и «Карусель»). Их проект «Аллё» просуществовал примерно полтора года и был закрыт в феврале 2022 года.

«Актуальность альтернативных каналов продаж (новых контрактов МТС) за последний год значительно снизилась, и мы приняли решение закрыть проект», — говорили тогда представители МТС.

В 2022 году «Связной» заморозил развитие запущенного в ноябре 2022 года на сети МТС виртуального оператора «Связной Мобайл». Это произошло вскоре после того, как стороны разорвали соглашение о продаже контрактов оператора в салонах ритейлера.

Сейчас на сети «Мегафона» работают виртуальные операторы для NetbyNet, «Глонасс» и «Газпром телекома», «Вымпелком» (бренд «Билайн») предлагает услуги для приезжих в виде MVNO-проекта Sim Sim, а сети МТС со своими тарифами используют «МТТ-групп» и МГТС. По словам Солодовникова, аудитория этих проектов на московском рынке составляет около 180 тысяч пользователей.

#виртуальный_оператор#MVNO

Мобильная связь для ржд – сцбист – железнодорожный форум, блоги, фотогалерея, социальная сеть

Лицензия зарегистрирована на

scbist.com

СЦБИСТ (ранее назывался: Форум СЦБистов – Railway Automation Forum) – крупнейший сайт работников локомотивного хозяйства, движенцев, эсцебистов, путейцев, контактников, вагонников, связистов, проводников, работников ЦФТО, ИВЦ железных дорог, дистанций погрузочно-разгрузочных работ и других железнодорожников.

§

Лицензия зарегистрирована на

scbist.com

СЦБИСТ (ранее назывался: Форум СЦБистов – Railway Automation Forum) – крупнейший сайт работников локомотивного хозяйства, движенцев, эсцебистов, путейцев, контактников, вагонников, связистов, проводников, работников ЦФТО, ИВЦ железных дорог, дистанций погрузочно-разгрузочных работ и других железнодорожников.

Пассажирам

Сотрудничество одновременно с несколькими операторами

Сейчас участники рынка изучают возможность развивать MVNO по модели Always Best Connection (ABC), когда виртуальный оператор работает сразу на нескольких сотовых сетях и предоставляет абоненту услуги на сети того оператора, качество связи которого оптимально в нужный момент.

С технической точки зрения, такой подход лучше, проблема лишь в том, что российские операторы не хотят допускать MVNO на свои сети, рассуждает Коник.

С другой стороны, указывает Кусков, из-за работы с несколькими сотовыми операторами под одним брендом может страдать техническая поддержка. Кроме того, в этом случае операторы не дадут партнёрам большую скидку, предупреждает он.

По мнению Погребинского из ACM-Consulting, российские операторы неохотно идут на развитие MVNO по модели ABC, поскольку опасаются внутренней конкуренции с собственными абонентами.

Читайте про операторов:  Как разлочить модем e3372 (Мегафон М150-2, МТС 827F) под все симки БЕСПЛАТНО! Прошивка модема. • - компьютерный блог - Huawei Devices - Huawei Devices

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *