Подтяните знания с репетитором за лето | Консультация: | Образовательная социальная сеть

В чем провинились мобильники

По информации РИА «Новости», одним из первых на смартфоны ополчился директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей Владислав Кучма. Он назвал смартфоны «самым неблагоприятным средством для учебы и поиска информации», объяснив это тем, что у них для этого слишком маленькие экраны, и что размер шрифта на них, как и расстояние от глаз учеников до их дисплеев при работе, не соответствует санитарным нормам.

Владислав Кучма считает, что гаджет для учебы и поиска должен иметь экран с диагональю не менее 12 дюймов. Однако в этом случае под запрет должны попасть 11,6-дюймовые ультрабуки и целый ряд планшетных компьютеров, включая Apple iPad mini – у него экран лишь 7,9-дюймовый.

О необходимости запрета смартфонов в качестве средства обучения, как пишет «Российская газета», в конце января 2021 г. высказывалась и заместитель главы РоспотребнадзораИрина Брагина.

Еще более жесткие требования

Владимир Кучма предложил установить минимально допустимую диагональ экрана для гаджетов, пригодных для обучения в школах, на уровне 12 дюймов, но на деле в новых санитарных правилах прописаны еще более жесткие условия. CNews писал, что минимальная диагональ электронного средства обучения (ЭСО) должна составлять не менее 39,6 см (15 дюймов) для монитора персонального компьютера и экрана ноутбука.

Исходя из этого, под запретом оказались не только ультрабуки и нетбуки, но даже многие популярные модели обычных ноутбуков, включая 13-дюймовые Apple MacBook Pro и MacBook Air. Если школы захотят использовать в качестве ЭСО технику Apple, им придется закупать настольные iMac и 16-дюймовые MacBook Pro.

Отдельно в санправилах описаны и планшеты – их экраны должны иметь диагональ, по меньшей мере, 26,6 см или около 10,5 дюйма.

Читайте про операторов:  Связь (рынок России)

Кто выступал за запрет смартфонов

Российские чиновники на протяжении нескольких лет пытаются полностью запретить смартфоны в школах. Например, по информации «Известий», в таком ключе еще в августе 2022 г. высказывалась Ольга Васильева, на тот момент министр просвещения России. 15 января 2020 г. она покинула пост в связи с уходом Правительства России в отставку.

В середине сентября 2022 г. уполномоченный при Президенте России по правам ребенка Анна Кузнецова заявила, что детям нужно сдавать свои мобильники прямо при входе в школу. Она добавила тогда, что решение об изъятии у учеников средств связи должна принимать администрация образовательных учреждений.

Зампред Правительства Татьяна Голикова мнение Васильевой и Кузнецовой тогда не поддержала. В конце сентября 2022 г. она заявила, что тотальный запрет на мобильники в школах вводить не нужно – нужно придумать, как сделать так, чтобы школьники не отвлекались на них.

О возможном запрете на использование мобильников в школах в начале июля 2022 г. заявляла и председатель Совета ФедерацииВалентина Матвиенко. В качестве главной причины запрета она назвала отсутствие условий хранения гаджетов на территории учебных заведений.

Малофункциональная альтернатива смартфонам

В июле 2022 г., как сообщал CNews, Борис Чернышов, занимавший на тот момент должность зампреда комитета Госдумы по образованию и науке, предложил выдавать ученикам телефон, созданный специально для них. Он назвал эти аппараты «шкулфонами», и, по его задумке, они должны были содержать лишь минимум программ и возможностей, чтобы ничего не отвлекало детей от учебы.

Борис Чернышов не стал говорить о наличии в его «шкулфонах», за разработкой которых он обратился в госкорпорацию «Ростех», доступа в интернет. По прошествии полутора лет российских школьников на «шкулфоны» так и не перевели, а сами устройства все еще не были представлены общественности.

Нельзя, но можно

Новый запрет Роспотребнадзора не подразумевает, что ученики больше не имеют права приносить смартфоны с собой в школу. Такая возможность за ними сохранена – например, они могут свободно использовать их на территории учебного заведения для связи с родителями или общения.

Об этом заявила Ирина Брагина, добавив, что в новых санитарных правилах «речь идет о том, что мобильные телефоны не должны использоваться как средство для обучения. «И если на уроке учитель хочет, допустим, показать какие-то видеоматериалы в электронном виде, то он должен использовать компьютер, планшет, моноблок, интерактивную доску», – уточнила она.

Никаких смартфонов на уроках

Роспотребнадзор запретил российским школьникам использовать смартфоны в образовательных целях, то есть, в частности, для просмотра обучающих материалов во время занятий. Как пишет РИА «Новости», об этом запрете говорится в новых санитарных правилах к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей от 28 сентября 2020 г., вступивших в силу 1 января 2021 г. Они будут действовать до 1 января 2027 г.

Об изменениях, запрещающих ученикам российских школ пользоваться смартфонами для учебы, упомянула начальник управления санитарного надзора ведомства Ирина Шевкун. Она рассказал о них во время общественных слушаний на тему «Новые санитарные правила, принятые Роспотребнадзором, в сфере воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Ограничения, которые вводит Роспотребнадзор, затрагивают исключительно смартфоны. Другими словами, школьники могут и дальше продолжать учиться, используя ноутбуки и планшетные компьютеры, хотя и к ним ведомство предъявляет внушительный список требований.

Подтяните знания с репетитором за лето | консультация: | образовательная социальная сеть

Уважаемые коллеги!

Для определения порядка использования устройств мобильной связи в образовательных организациях Беловского городского округа и с целью профилактики нарушений здоровья обучающихся, повышения эффективности образовательного процесса Управление образования направляет «Методические рекомендации об использовании устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях», утвержденные Роспотребнадзором от 14.08.2022 №МР 2.4.0150-19, Рособрнадзором от 14.08.2022 №01-230/13-01.

Руководителям образовательных организаций разработать план мероприятий и приказом по учреждению определить лиц, организующих выполнение данных мероприятий с обучающимися и их родителями по выработке культуры безопасной эксплуатации устройств мобильной связи, профилактике неблагоприятных для здоровья и обучения детей эффектов; за соблюдение установленного порядка; хранение устройств мобильной связи.Подтяните знания с репетитором за лето | Консультация:  | Образовательная социальная сеть

С уважением,

начальник Управления образования                                             В.Я.Шафирко

Исп. А.В.Чуфистов, тел. 2-81-50

Утверждаю
Руководитель Федеральной
службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и
благополучия человека
А.Ю. Попова
14.08.2022 № МР 2.4.0150-19

Утверждаю
Руководитель Федеральной
службы по надзору в сфере
образования и науки
С.С. Кравцов
14.08.2022 № 01-230/13-01

Методические рекомендации
об использовании устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях

1. Разработаны:

Роспотребнадзор (Шевкун И.Г., Кузьмин C.B., Яновская Г.В.); ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора (Новикова И.И., Ерофеев Ю.В.); Управление Роспотребнадзора по Новосибирской области (Щербатов А.Ф.); ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Новосибирской области (Семенова Е.В.), Управление Роспотребнадзора по Омской области (Крига A.C., Бойко М.Н.); Минпросвещения России (Синюгина Т.Ю., Садовникова Ж.В.); Рособрнадзор (Кравцов С.С., Музаев A.A., Семченко Е.Е., Смирнова П.П.); ФГБУ Российская академия образования (Зинченко Ю.П., Цветкова Л.А., Малых С.Б.);

ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава России (Шпагина Л.А.);

ФГБНУ «НИИ медицины труда имени академика Измерова Н.Ф. (Рубцова Н.Б.).

Методические рекомендации об использовании устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях

(далее – Методические рекомендации)

1. Общие положения

Целью настоящих Методических рекомендаций является определение порядка использования устройств мобильной связи в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее-образовательные организации, общеобразовательные программы) с целью профилактики нарушений здоровья обучающихся, повышения эффективности образовательного процесса.

2. Международный опыт регламентации требований к режиму использования устройств мобильной связи в образовательных организациях

Анализ международного опыта показал, что ранний возраст начала использования устройств мобильной связи и длительные накопленное время их использования являются факторами, ведущим к нарушениям психики, что проявляется у ребенка гиперактивностью, повышенной раздражительностью, снижением долговременной памяти и умственной работоспособности, нарушением коммуникативных способностей, расстройством сна1.

________________________
1 Nathanson A.I., Alade F., Sharp M.L., Rasmussen E.E., Christy К. The relation between television exposure and executive function among preschoolers // Dev. Psychol. 2022. № 50. P. 1497-1506; https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2022.01833/flill; Pagani L.S., Fitzpatrick C., Barnett T.A., Dubow E. Prospective associations between early childhood television exposure and academic, psychosocial, and physical well-being by middle childhood // Arch. Pediatr. Adolesc. Med. 2022. T. 164. P. 425-431; https://jamanetwork.com/journals/jamapediatrics/article-abstract/383160; Moreira, G.A., Pradella-Hallinan M. Sleepiness in Children // Sleep Med. Clin. 2022. № 12. P. 407-413; https://www.ncbi.nlm.nih.gov.

Чрезмерная эмоциональная и психическая стимуляция от использования электронных средств массовой информации вызывает у детей состояние психологической и физиологической гипервозбужденности перед сном.

Исследования, представленные в работах российских ученых, выявили негативные реакции у детей, использующих мобильные телефоны в образовательной организации, существенно отличающие их от сверстников, не использующих мобильные устройства. Негативные реакции проявлялись в виде ослабления смысловой памяти, снижения внимания, скорости аудиомоторной реакции, нарушений фонематического восприятия, раздражительности, нарушений сна.

Проведенные исследования свидетельствуют об отрицательной зависимости времени пользования смартфоном и успеваемостью у обучающихся: чем больше времени ежедневно он тратит на смартфон, тем хуже справляется с учебными тестами. Таким образом, интенсивное использование телефона даже для решения учебных задач может отрицательно сказываться на учебной деятельности. Объяснение полученной зависимости исследователи связывают с феноменом многозадачности. Многофункциональность телефона, наличие множества приложений неизбежно создают ситуацию многозадачности, требующую постоянных переключений с одного вида активности на другой, в том числе в процессе обучения. Это ведет к ухудшению усвоения материала и снижению успеваемости.

Для оценки роли использования смартфонов в учебной деятельности в Великобритании было проведено исследование, которое показало, что запрет на использование телефона в школе у 16-летних школьников повышает успешность сдачи тестов на 6,4 %.

В Австралии, Бельгии, Великобритании, Канаде, Малайзии, Нигерии, Франции, Узбекистане, Уганде по результатам исследований выработаны рекомендации по режиму использования устройств мобильной связи детьми, в том числе в образовательных учреждениях.

Так, во Франции принят закон, запрещающий в школах все виды мобильных телефонов, а также планшеты и смарт-часы2.

________________________
2 http://www.legifrance.gouv.fr/affïchTexte.do?cidTexte=JORFTEXT000037284333& dateTexte= &categorieLien=id; https: //www.theguardianxom/world/2022/jun/07/french-school-students-to-be-banned-from-using-mobile-phones.

В Бельгии3 и Великобритании4 вопрос запрета на использование мобильных телефонов решается по каждой школе индивидуально. Общего разрешительного или запретительного правила не установлено.

________________________
3 https://ru.euronews.com/2022/09/03/ru-school-phones.
4 https://www.theguardian.com/education/2022/may/16/schools-mobile-phones-academic-results.

С 2022 года запрещено пользоваться мобильными телефонами в школах провинции Онтарио (Канада)5и в штате Новый Южный Уэльс (Австралия)6.

________________________
5 https://www.oxfordlearning.com/should-cell-phones-be-allowed-classrooms/.
6 https://kidspot.co.nz/school-age/back-to-school/should-mobile-phones-be-banned-from-schools/.

Запрещено пользоваться мобильными телефонами с 2022 года в Малайзии и Нигерии, с 2022 года – в Уганде7.

________________________
7 https://blogs.worldbank.org/edutech/banning-and-unbanning-phones-schools.

3. Рекомендации по упорядочению использования устройств мобильной связи в образовательных организациях

В целях минимизации вредного воздействия на детей устройств мобильной связи органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования, общеобразовательным организациям рекомендуется:

– рассмотреть вопрос об ограничении использования мобильных устройств связи в образовательной организации обучающимися, за исключением детей, нуждающихся в пользовании такими устройствами по состоянию здоровья (мониторинг сахара крови при сахарном диабете 1 типа и др.), а также педагогическими работниками и родителями в целях снижения рисков нанесения вреда здоровью и развитию детей в связи с использованием устройств мобильной связи;

проводить регулярную информационно-просветительскую и разъяснительную работу с руководителями образовательных организаций, педагогическими работниками (в том числе через курсы повышения квалификации с привлечением квалифицированных специалистов), родителями (законными представителями) и обучающимися о рисках здоровью от воздействия электромагнитного излучения, генерируемого устройствами мобильной связи, о возможных негативных последствиях и эффективности учебного процесса при неупорядоченном использовании устройств мобильной связи в образовательном процессе; включить в метапредметные результаты основных образовательных программ школ вопросы формирования знаний и навыков по соблюдению правил безопасности в современной цифровой среде; разрабатывать памятки, инструкции, иные средства наглядной агитации по разъяснению порядка упорядочения использования устройств мобильной связи в образовательной организации для педагогических работников, родителей и обучающихся;

обеспечить психолого-педагогическое сопровождение процесса, связанного с ограничением использования устройств мобильной связи в образовательной организации;

предусмотреть для всех участников образовательного процесса целесообразность перевода устройств мобильной связи в режим «без звука» при входе в образовательную организацию (в том числе с исключением использования режима вибрации из-за возникновения фантомных вибраций);

– информировать родителей и обучающихся об их ответственности за сохранность личных устройств мобильной связи в общеобразовательной организации;

– предусмотреть места хранения во время образовательного процесса устройств мобильной связи обучающихся (при наличии такой возможности и необходимости);

– ограничить использование обучающимися устройств мобильной связи во время учебного процесса;

учитывать необходимость использования имеющихся ресурсов образовательной организации или ресурсов иных организаций (в рамках сетевой формы) при выборе образовательных технологий и методик, в том числе для использования доступа обучающихся к их учетной записи в случае перехода в школе на электронные дневники, без использования личных устройств мобильной связи обучающихся;

– проводить мероприятия, направленные на воспитание культуры использования устройств мобильной связи у всех участников образовательного процесса, с использованием воспитательного потенциала совместной работы (педагогического коллектива с детьми, старшеклассников с младшими детьми) в части воспитания культуры использования устройств мобильной связи;

– обеспечить согласование с родителями вопросов коммуникации родителей с обучающимися в случае возникновения необходимости, внештатной ситуации;

определить лиц, организующих выполнение мероприятий с обучающимися и их родителями по выработке культуры безопасной эксплуатации устройств мобильной связи, профилактике неблагоприятных для здоровья и обучения детей эффектов; за соблюдение установленного порядка; хранение устройств мобильной связи;

– использовать время перемен для общения, активного отдыха обучающихся между уроками (занятиями), восполнения их физиологической потребности в двигательной активности с учетом возрастных норм; при необходимости -использование на переменах устройств мобильной связи по прямому назначению (для звонка, смс-сообщения);

– осуществлять мониторинг и анализ работы образовательных организаций по упорядочению использования участниками образовательного процесса устройств мобильной связи с целью профилактики неблагоприятных для здоровья и обучения детей эффектов, повышения эффективности образовательного процесса и воспитания;

– распространить Памятки для обучающихся, родителей и педагогических работников по профилактике неблагоприятных для здоровья и обучения детей эффектов от воздействия устройств мобильной связи (Приложение 2).

Приложение 1

Результаты исследований, показавших отрицательные последствия использования устройств мобильной связи на здоровье детей

Исследователи

Отрицательные эффекты

Burnett and Lee, 2005

Использование навигационной системы смартфона ухудшает построение когнитивной пространственной карты

Day J.J et al., 2007

Формирование психологической зависимости

Ophir et al., 2009

Работают хуже в парадигме переключения задач из-за ограниченной способности отфильтровывать помехи

Черненков Ю.В. и др., 2009; Pagani L.S., et al., 2022; Nathanson A.I. et al., 2022; Moreira, G.A et al., 2022; Григорьев Ю.Г. и др., 2022

Гиперактивность, повышенная раздражительность, снижение умственной работоспособности, долговременной памяти, расстройства сна, нарушения коммуникативных способностей, склонность к депрессивным состояниям

Panda N. et al., 2022

Нарушения фонематического восприятия

Sparrow et al., 2022

Запоминают не саму информацию, а место, где эта информация может быть доступна

Lu M. et al., 2022 L. Hardell et al., 2022

Риски доброкачественных и злокачественных опухолей головного мозга, слухового нерва

Ralph et al., 2022

Более высокие уровни ежедневных сбоев внимания

Thornton et al., 2022

«Простое присутствие» сотового телефона может привести к снижению внимания и ухудшению выполнения задач, особенно для задач с высокими когнитивными требованиями

Lepp et al., 2022

Положительная корреляция между использованием смартфона и беспокойством

Owens, J.A. et al., 2022

Задержка начала сна, сокращение ночного сна, прерывистый сон, дневная сонливость

Stothartet al., 2022

При выполнении задачи, требующей внимания, уведомления по мобильному телефону вызывают сбои в производительности, сходные по величине с активным использованием телефона

Barr et al., 2022

Большее использования смартфона коррелирует с более интуитивным и менее аналитическим мышлением

Moisala et al., 2022; Lepp A et al, 2022; Beland L.-P., 2022

При наличии раздражителей, отвлекающих внимание во время задачи постоянного внимания, «многозадачники» работают хуже и больше активности в правой префронтальной коре, отмечается снижение успеваемости

Cain et al., 2022

Связано с более низкой производительностью рабочей памяти и более низкими результатами стандартизированных тестов

Приложение 2

Памятка для обучающихся, родителей и педагогических работников по профилактике неблагоприятных для здоровья и обучения детей эффектов от воздействия устройств мобильной связи

1. Исключение ношения устройств мобильной связи на шее, поясе, в карманах одежды с целью снижения негативного влияния на здоровье.

2. Максимальное сокращение времени контакта с устройствами мобильной связи.

3. Максимальное удаление устройств мобильной связи от головы в момент соединения и разговора (с использованием громкой связи и гарнитуры).

4. Максимальное ограничение звонков с устройств мобильной связи в условиях неустойчивого приема сигнала сотовой связи (автобус, метро, поезд, автомобиль).

5. Размещение устройств мобильной связи на ночь на расстоянии более 2 метров от головы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *